О проблемных вопросах организации профессионального
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в обучении
по адаптированным образовательным программам.
Стратегическая цель государственной политики в области образования, –
повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям
инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого
гражданина. Реализация этой цели предполагает решение ряда задач, одной из
которых является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность
качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их
социализацию.
Одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Мостовского
района в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа» в настоящее время
является развитие таких форм обучения, которые позволили бы максимально
обеспечить условия для обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья. Обучению именно этой группы детей и подростков уделяется
самое пристальное внимание. Всего в электронную базу данных детей – инвалидов
муниципального образования Мостовский район включено 117 детей, обучаются
по программам школы VIII вида 18 человек в специальной
(коррекционной) школе, 22 - по общеобразовательным программам без
оценивания в ОУ района.
По программам школы VII вида обучаются 4
человека.
Всего на дому в муниципальном образовании обучается 33
ребёнка-инвалида, из них:
- по общеобразовательным программам без оценивания –
15 человек;
- по общеобразовательным программам – 11
человек из них;
Деятельность учреждений образования с детьми –
инвалидами осуществляется по нескольким направлениям и включает в себя в первую
очередь регулярное обновление банка данных о детях с ограниченными возможностями
здоровья.
Второе направление - инклюзивное образование, процесс
развития общего образования, который подразумевает доступность образования для
всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает
доступ к образованию детей с особыми потребностями.
Следующее направление - социальная реабилитация
детей-инвалидов, которое включает в себя непосредственно обучение учащихся в
классе, на дому по общеобразовательным программам, по программам школ седьмого,
восьмого видов в зависимости от характера заболевания.
Не менее важное в настоящее время направление, самое
затратное и самое обсуждаемое, создание безбарьерной среды для получения
образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, для обеспечения им
беспрепятственного доступа к ресурсам образования. Этой цели будут служить
базовые школы, определённые в каждом муниципальном образовании. О преимуществах
такой формы обучения говорить не приходится, так как именно в таких условиях
ребёнок с проблемами в здоровье может не только получать полноценное
образование, но и общаться со сверстниками, чувствовать себя равным среди
равных.
Необходимо отметить, что несколько лет назад началась
реализация проекта дистанционного обучения детей-инвалидов, вид обучения,
который обеспечил доступ детей данной категории к образовательным и иным информационным
ресурсам; оказал поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития;
создал безбарьерную образовательную среду для детей-инвалидов, обеспечивающую
получение ими качественного образования; расширил возможность последующей
профессиональной занятости; обеспечил каждому ребенку максимально возможную
степень интеграции в образовательную и социальную среду - принимает
участие в проекте дистанционного образования 7 учащихся ОУ. Каждому из
детей, принимающих участие в проекте, за средства федерального и краевого
бюджетов приобретены компьютер и компьютерная техника, компьютер подключён к
высокоскоростному интернету, посредством которого специально подготовленными
преподавателями в ближайшее время будет осуществляться процесс дистанционного
обучения детей по общеобразовательным программам. Для координации
процесса дистанционного образования детей с 2011 года в районе на базе МОУ СОШ
№ 30 создан Центр дистанционного образования. Обучение проводится по варианту,
когда ребёнок учится одновременно в школе по месту жительства и в базовой
школе.
Таким образом, можно сделать вывод, что в
системе образования Мостовского района деятельность по социальной реабилитации
детей-инвалидов, по их обучению ведётся систематически, вместе с тем имеет
место ряд проблем.
При получении заключения ПМПК района об
изменении маршрута обучения наблюдается тенденция — родители не хотят отдавать
своих детей в закрытое учреждение интернатного типа и воспитывают их в семье,
устраивая их в общеобразовательные школы. Это желание родителей закреплено
законодательно и поэтому в школах района в общеобразовательных классах без
оценивания обучаются 75 детей, имеющих нарушение интеллекта. Большой проблемой
в данном случае является тот факт, что ОУ не имеют необходимого кадрового
обеспечения, материального потенциала, необходимого оснащения для обучения
таких «особых» детей. Для обеспечения полноценного
психолого-социально-педагогического сопровождения учащихся, получивших рекомендации
районной ПМПК, необходим приём на работу сотрудников, ориентированных на психолого-медико-педагогическое
сопровождение детей с ОВЗ. Кроме того, в настоящее время с особой остротой
встает проблема подготовки к жизни и труду учащихся с ограниченными
возможностями здоровья, так как повышение темпа и качества производительного
труда, сокращение несложных видов работ в общественном производстве создают
определенные трудности в социальной адаптации выпускников школ. Учитывая также,
что в настоящее время среди контингента учащихся VIII вида имеется тенденция к
осложнению дефекта со стороны как психического, так и соматического здоровья,
требуется новый подход к организации профессионально-трудового обучения, а в
наших ОУ нет условий для получения указанной категорией детей и подростков начальных
профессиональных навыков. В решении данной проблемы среди прочего не последнюю
роль играет создание современной образовательной среды, обеспечивающей
доступность качественного производственного обучения и успешную социализацию
лиц с ограниченными возможностями здоровья. Есть новые формы,
такие как интеграционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодня оно занимает все больше пространства в сфере социальных исследований
российского общества и чаще используется в практике общеобразовательных
учреждений. Развитие интегрированного образования
следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений
совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями
здоровья. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в
образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту
жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на
длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и
воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися
детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их
социальной адаптации и интеграции в общество.
Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения,
в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей
с нормальным развитием.
Он писал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем
основным недостатком, что замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или
умственно отсталого ребенка — в узкий круг школьного коллектива, создает
замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его
внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная
школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира обычно
развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его
сепаратизм. Поэтому Л. С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с
нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий
компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных
факторов.
При этом необходимо также обеспечивать участие всех детей с ограниченными
возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их
развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных,
культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий,
что в полной мере реализуется в школах нашего района.
Данные слова ученого, несомненно, относятся ко всем детям с
нарушениями развития. Но для внедрения социализации и обучения умственно
отсталых детей в классах общеобразовательных школ необходимо уже сейчас, не
откладывая в долгий ящик решать совместно с управляющими организациями
следующие проблемы:
1. Обучение и повышение
квалификации педагогических кадров
2. Обеспечение ОУ необходимой
материальной базой
3. Обеспечение методической и
учебной литературой
На сегодня в Мостовском районе
есть целесообразность открыть такие классы в школах Псебайской, Ярославской и
Мостовской зон.
Для лиц, имеющих ограниченные
возможности здоровья, образование жизненно важно, поскольку является одним из
наиболее эффективных механизмов развития личности, повышения своего социального
статуса.
Профессиональное образование
превращает инвалидов из пассивных потребителей социальных услуг в активных,
созидательных и квалифицированных граждан.
Право на профессиональную реабилитацию,
которая позволяет повысить конкурентоспособность лиц с ограниченными
возможностями здоровья на рынке труда и создает основу для равных возможностей,
закреплено в Конституции РФ, а также в Федеральном законе «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации».
Острой
проблемой нашего района является вопрос обеспечения перехода от школьного
образования к профессиональной деятельности молодежи с легкими физическими и
психическими расстройствами, то есть тех, кто потенциально способен к активной
трудовой деятельности, карьерному росту, экономическому самообеспечению и
социальной самореализации. Окончив школу, дети-инвалиды и дети с ограниченными
возможностями здоровья, имеющие нарушения интеллекта, даже при наличии в лучшем
случае документа о соответствующем образовании, продолжить учиться и получить
начальное профессиональное образование на территории района не могут, так как
функционирование организаций, предоставляющих детям учиться престижным рабочим профессиям,
отсутствует на территории Мостовского района. Осложнено это и тем, что ребята,
имеющие проблемы в здоровье, чаще всего из «семей риска», или состоящих на всех
видах профилактического учета, поэтому продолжить обучение далеко от проживания
для них практически не возможно. Не включение лиц с ограниченными
возможностями в здоровье в учебно-профессиональную среду фактически выступает
как не завершение этапа приобретения ими опыта социальной адаптации и
интеграции.
С
экономической и социальной точки зрения важно обеспечить для таких ребят возможность
построения профессионального будущего, интеграцию в сферу производства и в
общество. Человек с ограниченными возможностями здоровья, который получил
полноценное образование, имеет гораздо более высокий шанс получить
высококвалифицированную работу, занять достойное место в жизни. Это тот
вопрос, в решении которого есть необходимость всесторонней поддержки всех
сторон государственного управления.
Министерство
образования и науки Краснодарского края уделяет много внимания на решение
проблем детей данной категории. Мы у себя на местах, занимаясь решением вопроса
самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья стараемся не
оставить без внимания каждого ребенка, совместно с коррекционной школой,
выбрать пути и методы, позволяющие каждому ребенку устроиться в жизни,
чувствовать себя равноправным гражданином. И сегодня мы считаем, что проблема,
обозначенная в обсуждении доклада актуальна, важна и требует совместной и
слаженной работы, которую мы под руководством министерства образования и науки
Краснодарского края, комитетов Законодательного собрания Краснодарского края
готовы выполнять.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.