Доклад
на педсовете в детском саду
2012-2013
у.г.
Учитель
Баневич О.М.
Проблемы
преемственности дошкольного и начального школьного образования и пути их
решения
Ведущей целью преемственности в Концепции
выступает реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и
начального школьного образования, придание педагогическому процессу целостный и
последовательный характер. Взаимосвязь дошкольного и начального образования,
согласно Концепции непрерывного образования, предполагает решение следующих
приоритетных задач на ступени детства:
- приобщение детей к ценностям здорового
образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия
каждого ребенка, развитие его положительного мировосприятия;
- развитие инициативности,
любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- стимулирование коммуникативной,
познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах
деятельности;
- развитие компетентности в сфере
отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные формы сотрудничества
(со взрослыми и детьми разного возраста);
- формирование готовности к активному
взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной,
коммуникативной, деловой и пр.);
- развитие желания и умения учиться,
формирование готовности к образованию в основном звене школы и самообразованию;
- развитие инициативности,
самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
- совершенствование достижений
дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);
- специальная помощь по развитию
несформированных в дошкольном детстве качеств;
- индивидуализация процесса обучения,
особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Эта цель конкретизируется в задачах
ступеней образования:
а) на дошкольной ступени:
- обеспечение эмоционального благополучия
ребенка;
- развитие инициативности,
любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование элементарных знаний об
окружающем мире; - приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- развитие компетентности в различных
формах сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);
б) на ступени начальной школы:
- совершенствование достижений дошкольного
развития;
- формирование готовности к активному
взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной,
коммуникативной, деловой и др.);
- осознанное принятие ценностей здорового
образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.
Таким образом, преемственность детского
сада и начальной школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу
с таким уровнем знаний, умений, общего развития и воспитанности, который
отвечает требованиям школьного обучения. Формирование готовности к обучению в
начальной школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения
учебной школьной программы и вхождения каждого ребенка в ученический коллектив.
При этом работники дошкольных учреждений (в первую очередь методисты и
воспитатели) должны быть знакомы с требованиями, которые предъявляются детям в
I классе, и в соответствии с этими требованиями готовить дошкольников к
систематическому учению в школе, включая в процесс обучения специальные учебные
задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым
формируя у дошкольников предпосылки учебной деятельности.
С другой стороны, преемственность
предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. При
этом надо помнить, что в этом плане существуют определенные издержки. В
частности, при поступлении в школу от ребенка требуется, чтобы он бегло читал,
оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. В итоге повышенные нагрузки
приводят к переутомлению детей, ухудшению их здоровья детей, снижению учебной
мотивации, потере интереса к учёбе и т.д. Они являются причиной неврозов детей
и других нежелательных явлений при переходе к школьному обучению. При этом игра
и другие специфичные для дошкольного возраста виды деятельности вытесняются
поурочными занятиями, что еще более усугубляет ситуацию.
В связи с этим учителя должны учитывать не
только уровень специальной педагогической готовности детей к школе, но и
уровень их психологической, физической готовности. Они должны иметь ясные
представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и
осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых
приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование
игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к
школьному обучению. Это означает, что преемственность требует постоянных
контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ. В
практике многих дошкольных учреждений и школ сложились продуктивные формы
сотрудничества:
- по реализации программ и планов по
подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе,
- по посещению воспитателем уроков в
школе, а учителем - занятий в детском саду с целью знакомства с обстановкой и
организацией жизни и обучения ребенка,
- по обмену опытом, поиску оптимальных
методов, приемов и форм работы,
- анализу результатов совместной
деятельности.
Весьма эффективными стали такие формы
взаимодействия между воспитателем детского сада и учителем, как взаимное
ознакомление с программами (Программ первого класса и "Программы обучения
и воспитания в детском саду"), посещение открытых уроков и занятий,
ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных
особенностях развития ребенка. Немаловажными являются:
- связи между детского сада и школы с
другими учреждениями,
- сотрудничество с методическим кабинетом,
- совместное участие в педагогических
советах и семинарах,
- сотрудничество с семьей через
взаимодействие с родительским комитетом,
- сотрудничество с
психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками.
При этом в течение учебного года должна
поддерживаться устойчивая связь между детьми подготовительной группы детского
сада и учащимися 1 класса. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и
общественной жизнью школьников способствует расширению соответствующих
представлений воспитанников детского сада, развивает у них интерес к школе,
порождает желание учиться. Формами этой работы могут быть экскурсии в школу,
посещение школьного музея, библиотеки, проведение совместных занятий,
музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок и др.
Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой —
необходимое условие успешного решения задач преемственности. Однако сегодня, в
условиях достаточного количества исследовательских и методических работ в
области преемственности ДОУ и школы, реализация идеи преемственности
дошкольного и начального образования сопровождается рядом проблем. При этом
основными проблемами преемственности являются:
1) Недостаточная согласованность в
действиях различных подсистем образовательно-воспитательной системы.
Формирование и развитие образования в каждой подсистеме нередко осуществляется
без опоры на предшествующий опыт образования и без учета дальнейших перспектив.
2) Несовершенство существующих систем
диагностики при переходе детей с одного образовательного уровня на другой.
3) Неполное соблюдение психологической
преемственности различных подсистем образовательно-воспитательной системы
(приходится констатировать факт отсутствия специалистов, которые умеют работать
с детьми 3-10 лет и которые сочетают профессиональный потенциал воспитателей и
учителей начальных классов).
4) Отсутствие единых программ воспитания и
обучения.
5) Отсутствие научно обоснованных
оснований отбора содержания обучения и организации учебного материала по
ступеням.
6) Некоторый разрыв между конечными целями
и требованиями обучения на различных этапах образовательного процесса.
7) Необеспеченность учебного процесса в
подсистемах преемственного образования учебно-методическими материалами и
дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и др.
8) Недостаточный уровень подготовки
педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.
Решение данных проблем определяет основные
направления преемственности образовательного процесса.
1. Целевое направление связано с
согласованием целей и задач воспитания и обучения детей на отдельных ступенях
их развития.
2. Содержательное направление связано с
разработкой и обеспечением “сквозных” линий в содержании, подготовкой единых
курсов изучения отдельных программ. Данное направление предполагает создание на
каждом этапе основы для последующего изучения учебного материала на более
высоком уровне за счет расширения и углубления тематики.
3. Технологическое направление
предполагает реализацию преемственности форм, методов и способов воспитания и
обучения детей. Данная реализация преемственности направлена на создание новых
методик и технологий обучения и воспитания при разработке общих подходов к
организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе детского
сада и начальном звене школы
4. С психологической точки зрения
переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным
и уязвимым. Психологическое направление выдвигает требования совершенствования
форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в детском саду и
начальной школе с учетом общих возрастных особенностей. Создания
образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному,
социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и
сохранению его индивидуальности.
Большое значение при этом играет
преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является
благоприятным условием для формирования уверенности в своих силах, развития
доверия к учителю, активного включения в учебу.
Считается, что основанием для
осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования
являются:
- учет состояния здоровья и физического
развития детей,
- уровень развития их познавательной
активности как необходимого компонента учебной деятельности,
- уровень развития умственных и
нравственных способностей детей,
- развитие коммуникативных умений, т.е.
умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Данное направление включает
педагогическую и психологическую диагностику детей, составление характеристик
на детей, заполнение диагностических карт на каждого ребенка, заседание
психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс, дальнейшее
отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и
педагогической помощи детям и их родителям.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.