«
Школа-территория здоровья»
Физические
упражнения могут
заменить множество лекарств,
но ни одно лекарство в мире
не может заменить физические
упражнения.
А. МЮССЕ.
Общеизвестно, что одним из основных показателей уровня развития
государства и его социального благополучия являются показатели
продолжительности жизни и состояния здоровья. Его гражданские
социально-экономические изменения, в нашей стране в конце XX в начале XI века привели к катастрофическому
снижению человеческого потенциала.
Наша жизнь постоянно преподносит примеры того, как
очевидно нарушается соотношение требований к разуму и телу: первые из них
завышены, а вторые занижены.
Как следствие – деградация современного человека гиподинамия,
недостаток естественных движений. А это патология сердечно-сосудистой системы,
и отклонения в осанке, быстрая утомляемость, вялость, огромное число простудных
заболеваний, плохое усвоение учебного материала, отклонения в психике.
По словам В. А. Фетисова, более половины юношей и девушек,
оканчивая школы, уже имеют 2-3 хронических заболевания, и в целом лишь 15%
выпускников можно считать практически здоровыми.
Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть
призваны в армию. За последние 12 лет годных к военной службе с 92% сократилось
до 67%, а временно не годных возросло в 5 раз. Более 40% призывников не могут
выполнить самые низкие нормативы по физ. подготовленности.
Таким образом, в России на сегодняшний день сложилась
тревожная ситуация, судящая довольно мрачные перспективы развития государства.
Что же можно противопоставить надвигающейся беде? Где
выход из создавшийся ситуации? В последние годы эти вопросы все чаще становятся
предметом обсуждения коллективов, государственных чиновников и, конечно,
ученых.
Говоря о средствах, которые могут изменить сложившуюся
ситуацию и послужить оздоровлением нации являются физическая культура и спорт.
В частности можно говорить об уроках физической культуры и занятиях в разных
спортивных секциях.
Образовательная область «физическая культура» призвана
сформулировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении
к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических
и психических качеств, творческом использование средств физической культуры в
организации здорового образа жизни.
Как правильно: организовать процесс усвоения учебного
материала? Сформировать у учащихся целостное представление о физической
культуре как социального явления, единстве биологического, психического и
социального в человеке? Законах и закономерностях и совершенствовании его
психологической природы?
Естественно, что ко всем поставленным вопроса в разных
территориях существуют разные подходы. Но как мне кажется, наиболее правильной
и адекватной в реализации этой программы будет являться следующая структура
работы:
1 этап. Диагностика. На этом
этапе осуществляется диагностирование физической подготовленности, отклонения в
здоровье и психике учащихся. Она основана на совместной работе учителя
физической культуры с медицинскими работниками и преподавателя-психолога.
2 этап. Просветительская работа. На этом этапе через классные часы, родительские собрания формируются
у учащихся и их родителей представление о физической культуре, о пользе
физических упражнений, ЗОЖ, гигиене.
3 этап. Практический через
уроки физической культуры, через внеурочное формы (секции, кружки) сформировать
умение и навыки, позволяющие самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, использовать их в целях досуга, отдыха и самосовершенствования.
После медицинского осмотра учащихся в 2012-2013 учебном
году, в нашей школе выявлено основное % содержание школьных болезней, таких как
кариес-13%, сердечно-сосудистые заболевания-7,8%, близорукость-5%, скалиоз-3%
учащихся. По итогам этого медосмотра врачи в справках пишут" Освободить от
бега, прыжков, занятий с мячом, я с этим не согласен, ведь начавшаяся болезнь в
раннем школьном возрасте постепенно прогрессирует, и, взрослея этим ученикам,
придется работать, воспитывать детей, заниматься домом и семьёй, их от этого
никто не освободит, и поэтому задача любого педагога состоит в том, чтобы
ученик стал по настоящему образованным и здоровым человеком.
Урок- эта основная форма преподавания физической
культуры. Именно классно-урочная система это то, без
чего не может быть ни общего, ни общесреднего, ни физического образования.
Основное требование к уроку физической культуры повышение его моторной
плотности, динамичности, эмоциональности в сочетание с образовательной
направленностью. Это достигается использованием много пропускных снарядов,
тренажеров, мелкого спортивного инвентаря. Первостепенное внимание уделяю
обучению учащихся на уроках первостепенное внимание уделяю обучению учащихся на
уроках навыком и умениям самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Второй ступенью в содержании программы идут внеурочные
формы - это спортивные секции и кружки и различные внеклассные мероприятия.
По своему размаху они не сравнимы ни с одной другой
учебной дисциплиной. Эти формы решают физкультурно-оздоровительные и
рекреативные задачи (активный отдых). Секции и кружки - дело добровольное, и
потому в наше школе их посещают 60% учащихся. Работа ведется в нескольких
направлениях:
-спортивные игры - баскетбол, волейбол, футбол;
- кружковая работа-туризм и школа выживания.
Результатом сочетания урочной и внеурочной форм является
победы в районных, областных и региональных соревнованиях, и как следствие, с
каждым годом всё больше замечен интерес к занятиям физической культуры, и
потребность в выборе профессий, связанных со спортом. За 7 лет с момента
открытия - 57% выпускников нашей школы поступили в вузы и колледжи физической
культуры, а также сдали нормативы при поступление в военные заведения.
В школе стали традиционными мероприятия, которые
проводятся совместно с учителями предметниками и классными руководителями:
-дни здоровья;
-конкурсы "Папа, мама, я - спортивная семья";
-проведение олимпиад, внутри школьных соревнований по
волейболу, баскетболу, футболу.
Мною разработаны рекомендации по проведению физкультминуток
во время уроков и дня профилактики школьных болезней, о которых говорилось
выше.
Ещё одно звено содержании посещений - это просветительская
работа. Многие родители забывают или просто не понимают, что обучать,
воспитывать и гармонично развивать ребенка, как личность, легче, если он здоров
и хорошо физически развит.
На тематических родительских собраниях знакомлю
родителей с требованиями соблюдения правил личной гигиены учащихся, на
уроках формирую и родителей представления о физической культуре, о пользе
физических упражнений, о ЗОЖ.
Большинство родителей прожили свои школьные годы в
неактивных занятий физической культурой, поэтому ведут детей по своей
наезженной дороге, забота о здоровье ребенка чаще всего проявляется в том, что
его добросовестно лечат от уже появившихся болезней, или, стараясь уберечь от
недуга содержат в тепличных условиях, что до поры до времени позволяет
сохранить иллюзии его здоровья. И только очень не многие семьи приобщают своих
детей к физическим упражнениям, регулярному закаливанию, активному отдыху.
Если большинство людей с возрастом познают истинную цену
своего здоровья начинают отчетливо понимать, что никакие жизненные успехи
материальные блага не помогут компенсировать его потерю, то вполне
естественно, что детей и вовсе не волнует проблема сохранения здоровья.
Отлучение детей от массового спорта усугублялось всевозрастающим
влиянием на них новых форм развлекательной сферы, их стремление быть на острие
моды, в музыке, одежде, манере поведения. В этот набор занятий не вошло
физическое совершенство и постепенно физическая культура стала необходимым
предметом для многих учащихся.
К 6 классу естественное стремление детей к движению
начинает заметно угасать, а в старших классах всё большее число школьников не
хотят заниматься физической культурой и спортом.
В связи с этим проводятся тематические классные часы, на
которых через беседы мы стараемся повысить престиж физической культуры и
постепенно убедить в необходимости систематических занятий спортом даже
физически слабого ребенка, вселить в него веру в свои силы, помочь преодолеть
психологический барьер неуверенности.
Результат моей работы в нашей школе - это путь к
сохранению интеллектуального, социального и физического потенциала
человечества. Сохранения здоровье преумножая физическое развитие учащихся на
примере одной школы, в конечном счете, обязательно скажутся на развитии и
процветании нашего общества.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.