Главная / Русский язык и литература / Доклад на тему "Проблема детского чтения и интернет"

Доклад на тему "Проблема детского чтения и интернет"

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Литературное образование объективно больше подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявили себя в последнее десятилетие: в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит, как одно из следствий, падение интереса к литературе вообще. Проще говоря, дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка.

Ребенок как читатель имеет ярко выраженную специфику: в отличие от взрослого он не может "отложить" чтение, так как в детстве интересы быстро переключаются с одного на другое. Поэтому, если дети вовремя не получают необходимые книги, то либо читают другие, либо вообще перестают читать.

Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающим условием всестороннего развития личности ребенка на начальном этапе его жизненного пути.

Состояние проблемы детского чтения волнует многих специалистов, как в нашей стране, так и за рубежом. Художественная литература, давая познание действительности, расширяет умственный кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей. Но самое главное, основная функция художественной литературы – это формирование у людей глубоких и устойчивых обобщенных “теоретических” чувств, побуждающих их продумывать, выкристаллизовывать свое мировоззрение, определяющих это мировоззрение, превращающих его в действенную силу, направляющую поведение личности.









Проблема снижения интереса к чтению среди детей.

Изменившийся облик юного читателя с трудом воспринимается теми, кто по роду своей работы занимается литературной социализацией детей и подростков. В общественном сознании нарастают страхи и тревоги: «Дети перестали читать, они смотрят телевизор или

болтаются на улице», «читатель сегодня не такой, как раньше», «подросткам нужен только компьютер, книги они совсем не читают» и т.д. Все это является превращенным отражением в общественном сознании реальных процессов, происходящих в детском чтении, и понижением общественного статуса «Человека Читающего»

Опасения о «нечтении детей», мнения о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале XXI в. дети, действительно, читают не то и не так, как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус

чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое.

Основные тенденции, характерные для чтения детей и подростков таковы:

  • постепенное снижение интереса к печатному слову (особенно в подростковом и раннем юношеском возрасте), падение престижа чтения;

  • сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей и юношества;

  • изменение характера чтения, которое становится более индивидуальным, прагматичным, информационным и поверхностным;

  • преобладание «делового» чтения над «свободным» (как правило, начиная с подросткового возраста постепенно растет доля читающих литературу преимущественно по школьной программе);

  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением книг только по школьной программе;

  • увеличение различий в чтении мальчиков и девочек;

  • изменение «свободного» (досугового) чтения у подростков в сторону предпочтения литературы развлекательного характера;

  • усиление воздействия низшего слоя массовой культуры, особенно аудиовизуальной, на досуговое чтение;

  • рост числа подростков, ограничивающихся только чтением периодики;

  • уход из круга чтения повестей и романов «для души», произведений лучших отечественных и зарубежных авторов, ранее традиционно популярных у этой группы.

Мотивация чтения у детей младшего и старшего возрастов значительно различается: в детском возрасте ведущий мотив – «читать интересно» . Кроме того, для этой группы важно название, а также иллюстрации, внешний вид издания . Книги выбираются

преимущественно по совету друзей. У старших школьников мотив «интересно» уходит, на смену приходит мотив «школьное задание». Особенно значимым становится не совет друга, а рекомендация учителя. «Деловое» чтение не оставляет старшеклассникам времени на «свободное» чтение тех книг, которые им интересны. Но даже для учащихся младших классах невелика роль родителей и библиотекарей при выборе книг. Таким образом, мнение взрослых учитывается, преимущественно, при «деловом» чтении, тогда как книги «для души» подросток выбирает почти всегда самостоятельно либо опираясь на советы сверстников.

Основной проблемой отечественной детской литературы можно назвать прерывание литературной традиции. В условиях отсутствия (или крайней недостаточности) средств и механизмов государственной поддержки издания детской литературы и писателей, пишущих для детей, почти перестали появляться новые литературные произведения для детей и юношества, особенно – отечественных авторов. И если для малышей и младших школьников эта литература как-то издавалась, то подростки остались без новых книг.

Еще более значимой сегодня становится роль библиотек в качестве организаций, поддерживающих детское чтение и защищающих права юных читателей на доступ к книге и информации. Это становится все больше видно при сравнении социальных групп детей, посещающих и не посещающих библиотеки. Так, юные читатели, которые часто посещают библиотеки, читают больше и лучше, чем их сверстники, не пользующиеся библиотеками. Однако роль библиотек в книжной культуре может возрастать лишь при условии нормального комплектования их фондов в соответствии с изменяющимися

потребностями и интересами читателей, особенно тех, чей новый облик формируется сегодня. Эти и другие новые особенности юных читателей требуют изменения традиционных представлений и подходов педагогов, воспитателей, библиотекарей.

Выделим факторы, особенно сильно влияющие на детское чтение:

  • школьное образование, в том числе обучение «читательской грамотности»;

  • наличие развитой «книжной среды», в том числе библиотек с хорошими фондами;

  • существование подготовленных руководителей детского чтения — учителей, воспитателей, библиотекарей;

  • развитость других каналов коммуникации и способов проведения досуга;

  • визуальная культура;

  • и в ближайшей перспективе Интернет.

Сегодня, когда особенностями современного развития общества являются информатизация, развитие высоких технологий и усложнение социальной жизни, цена малограмотности и неумения читать и анализировать информацию становится особенно высокой. Конкурентоспособность развитых государств, их участие в мировом рынке разделения труда все сильнее зависит от уровня образования работников, их умения и способности к постоянному повышению квалификации. Самообразование (и чтение) становится непрерывным, длящимся в течение всей жизни. Поэтому развитые страны

предпринимают серьезные усилия для решения проблемы детского чтения.

В сложившейся ситуации процесс социализации личности становится особенно сложным. Наряду с основными социальными институтами образования и воспитания — семьей и школой — в нем все большую роль играют «электронные воспитатели». Телевидение и компьютер занимают все более значительную роль в жизни детей и подростков. В течение последнего десятилетия они являются наиболее распространенным способом проведения досуга у большинства детей и подростков, как в городе, так и на селе, и находится на первом месте в перечне ежедневных досуговых занятий. Репертуар программ и пере-

дач, которые смотрят подростки, широк и разнообразен. Школьники любят смотреть юмористические передачи, передачи о путешествиях, приключениях, о природе и животных, младшие предпочитают мультфильмы, старшие —музыкальные программы и новости спорта. Они любят смотреть телесериалы и художественные фильмы (причем преимущественно зарубежные). Многие подростки — активные любители игр, конкурсов, викторин. Таким образом, телевидение и компьютер — это и образование, и отдых, и развлечения. Это также источник рекламных роликов, полных клишированных образов — стереотипов.Кинофильмы, сериалы и рекламные ролики, компьютерные игры задают определенные правила и модели поведения, влияют на сознание и подсознание.






Роль компьютера в современном обществе.

Еще несколько лет назад люди и не задумывались о том, какую роль будет играть компьютер в современной жизни. Но техника не стоит на месте, а развивается очень стремительно и приносит в современную жизнь столько нового, что мы просто не успеваем овладеть всем этим. Вокруг компьютерных технологий сложилось много негативной информации о том, как они портят жизнь человека, его здоровье. Но с другой стороны все понимают, что компьютер позволил людям то, о чем они даже и не мечтали. Например, быстро общаться, заводить друзей из разных городов и стран, получать самые свежие новости и т. п.

В современном мире, когда технологии развиваются со скоростью света, без знания компьютера просто не обойтись. И чем раньше ребенок будет обладать компьютерной грамотой, тем лучше. Информационная эпоха, в которую мы живем, действительно требует от детей новых навыков - таких, как способность получать, оценивать и интерпретировать большое количество данных. И это невозможно все это сделать без компьютерного помощника, который становится основным средством получения информации и общения. Современные дети безусловно очень много общаются с телевидением, видео и компьютером, мобильными телефонами. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное все больше получает информацию через видео ряд.

Сегодняшние дети проводят за компьютерами немало времени, пользуясь ими не только для обучения, но и для развлечений. С их помощью они узнают много нового, общаются с разными людьми, занимаются творчеством и т.д. Работа мышкой и использование клавиатуры способствуют развитию мелкой моторики. Компьютерные игры развивают логическое мышление, внимание, память, быстроту реакции и визуальное восприятие. Они совершенствуют интеллектуальные навыки, учат аналитически мыслить, обобщать и классифицировать. Через интернет можно узнать много нового. Существует "Детская сетевая библиотека" в виде каталога, содержащего имена авторов, названия произведений, ориентированных на возраст, с указанием местоположения книг, изданных в России за последние 5 лет.

Следует упомянуть и "Библиотеку Максима Мошкова" — самую известную электронную полнотекстовую библиотеку, открытую в 1994 году. В ней собрана по жанрам художественная литература, которой может пользоваться и школьник.

Старшеклассников способна привлечь и электронная библиотека "Современная русская поэзия", "Мир Марины Цветаевой" и многие другие, число которых растет. В последние годы Российская государственная детская библиотека создала справочное электронное аннотированное издание "Библиогид", которое ориентирует детей в современной и классической детской литературе (Два выпуска этого указателя вышло в издательстве "Школьная библиотека").

Нельзя не упомянуть компьютер и как средство читательского общения детей, открывающее возможность для виртуальных обсуждений книг и диспутов на литературные темы, для самовыражения, связанного с книгой. Само пользование компьютером заставляет читать, писать, рисовать и самим создавать информацию. Надо сказать и еще об одном положительном качестве использования компьютера. Он приучает детей к гипертексту — основе нелинейного мышления, важность развития которого все более утверждается в современном мире. Все это хорошо. Но если компьютер в жизни ребенка занимает слишком много времени, помимо пользы, он может нанести и вред.

Психологи заметили, что «компьютерное поколение» отличается безответственностью, эмоциональной незрелостью и рассеянностью. При неконтролируемом сидении за компьютером можно не научиться контактировать с другими людьми, обрести комплексы и не обрести понятия о привычных ценностях. Кроме этого уменьшается способность фантазировать и самостоятельно принимать решения. Однако такие проявления не страшны при работе на компьютере по несколько часов в день.


Влияние компьютера на детское чтение


В последние годы возник и развивается миф о том, что дети перестали читать. «Заменит ли компьютер книгу?», «Идет вытеснение чтения электронными средствами массовой коммуникации» — подобные высказывания в СМИ, имеющие под собой ряд вполне объективных оснований, стали волновать не только профессионалов, имеющих отношение к проблеме чтения, но и широкую общественность.

Состояние чтения детей и подростков сегодня — это часть общих проблем чтения в России в целом. Изменения в чтении детей и взрослых накапливались исподволь, поэтому необходимо представлять динамику этого процесса в общем мировом контексте. Реформы, проводившиеся за счет населения России, сказались на состоянии массового чтения многих социальных групп.

Особенно кардинально меняется в последнее десятилетие чтение детей, подростков и юношества. Все больше детей и подростков в России сегодня читают мало, либо читают иначе, не так, как хотели бы этого родители и педагоги. На смену старой приходит новая «модель детского (подросткового) чтения» — «модель литературной социализации личности» — так мы назвали этот процесс, в котором меняются практически все характеристики чтения подрастающего поколения.

Детское чтение, на современном этапе, по своей структуре состоит из нескольких периодов:

возраст 6 – 7 лет рассматривается как «детский» в читательском развитии, когда преобладают эмоциональное отношение к книге, вживание в образы героев, медленный переход от конкретного к понятийному мышлению;

отроческий период – переход от детского к подростковому (примерно 10 – 11 лет), для которого характерна познавательная активность («поглощение информации»), переход от эмоционального восприятия к логическому, пристрастие к событийной стороне произведения. В это время начинает различаться чтение девочек и мальчиков

от 10 до 14 лет – подростковый период в детском чтении;

дети 14 лет (переход от подросткового к юношескому этапу развития личности). На данном этапе эти читатели утрачивают некоторые характеристики чтения, сужается диапазон чтения, углубляется дифференциация читателей: одни читают меньше, другие более активно, различаются мотивы и круг чтения, оценки прочитанного. Наблюдается активное приобщение к литературе для взрослых.

В жизни детей чтение играет особую роль, гораздо более важную, чем в жизни взрослых. Поскольку дети и подростки еще не принимают участия во многих видах деятельности, формирующих личность, чтение является для них источником косвенного жизненного опыта.

Электронная культура существенно воздействует на чтение детей и подростков. В результате постоянных контактов с ней:

меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным», «клиповым» (вследствие чего ребенку все труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно — повестях и романах);

меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и в видеопрокате — детективам, триллерам, фэнтези, «ужасам», кинороманам);

предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов);

углубляется процесс клиширования, упрощения и огрубления речи.

Сегодня компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает. В «Национальной программе поддержки и развития чтения», принятой в ноябре 2006 года, говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.

По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Данные о детском чтении: любят читать- младшие школьники – 33%, старшие – 27%; не любят читать - младшие школьники – 28%, старшие - 30%. Приведённые выше данные говорят о том, что у нас в стране существует серьёзная проблема с детским чтением.

Согласно данным различных исследований, сегодня продолжается процесс трансформации детского чтения. В новом варианте информационного поведения «модель чтения подростка» во многом сходна с «моделью чтения взрослого человека». Так, чтение книг воспринимается ребенком и подростком преимущественно либо в качестве одного из инструментов получения информации (по заданию школы), либо в качестве средства для

отдыха и развлечения (на досуге). «Человек читающий» больше не имеет столь высокого статуса в обществе, как в предшествующий период. Подросток-книгочей чаще всего воспринимается сверстниками как «белая ворона». Отношение к художественной литературе меняется, и книга перестает быть «учебником жизни». Чтение романов все меньше привлекает подростков, особенно тех романов, которые составляют основу

литературной классики.

Сегодня в российских крупных городах дети и подростки читают примерно столько же и примерно так же, как в Дании в середине 1990-х гг. На первом месте в структуре досуга подростков – компьютерные игры и телепросмотры, видеопросмотры, слушается радио, используется Интернет, а также читаются журналы и книги. Детьми и подростками

используются все виды средств массовой коммуникации. В крупных городах именно медиасреда (наличие или отсутствие разнообразного и широкого спектра электронных каналов массовой коммуникации –телевизионных, радио, Интернета, а также наличие дома видео- и компьютерной техники) во многом определяет развитие новых привычек в

использовании СМИ детьми и подростками. Интерес детей и подростков сегодня также лежит в области компьютерных игр. От Москвы в провинцию идет распространение этого вида досуга, компьютеры из экзотики становятся повседневностью, и подросток получает возможность поиграть и поработать на них повсюду (в школе, дома, у друзей, в компью- терных клубах). Процесс изменения медиасреды в целом, изменения досуговых предпочтений школьников быстро распространяется от столичных городов к крупным – затем малым городам, и скорость этих изменений нарастает.

Интернет приходит не только в офисы, школы, но и в дома. Происходит освоение новых средств коммуникации и новых возможностей,пик интереса к ним, а затем, после их освоения, они будут включены в структуру жизнедеятельности, в образ жизни. Однако совершенно очевидно, что чтение сдает свои позиции и становится качественно иным.

Мы стоим перед рядом острых проблем: утраты традиции передачи литературной культуры от поколения к поколению, снижения уровня культуры чтения детей в стране, а также перед проблемой утраты развитого читателя – лидера чтения.

Компьютер дает ребенку иллюзию управления, включенности во взаимодействие с миром. Чтение — это пассивный процесс восприятия событий, в ход которых ребенку не удастся вмешаться. Если только вы не разыгрываете пьесы по мотивам сказки, не импровизируете во время чтения, не читаете по ролям и т.д.. Работа за компьютером дает ощущение легкости исполнения замысла, от идеи до исполнения — буквально рукой подать, одно движение. Набирая буквы на клавиатуре компьютера, ребенок осуществляет по факту более сложную деятельность, чем складывая буквы в слова. И чем сложнее деятельность, тем она интересней. Парадокс, но это так. Слабая мотивация к обучению слишком простым для данного возраста действиям тоже может тормозить развитие навыков. И, наконец, компьютер по сравнению с книгой дает более серьезный бонус — ребенок получает возможность играть. Читая, он получает, часто, только моральное поощрение взрослых. Интуитивно понимая это, взрослые начинают манипулировать ситуацией, выстраивать зависимости «чтение ( игра на компьютере» и т.д).. Обучение в игре в большей мере соответствует запросам дошкольного возраста, чем «школьное» обучение. Роковая разница в пользу чтения состоит в том, что читая, ребенок эмоционально вживается в роль. Играя на компьютере, он технически исполняет последовательность только ему интересных операций. Компьютерная игра закрепляет детский эгоцентризм и тормозит развитие произвольных («волевых») навыков.

В последнее время. все чаще звучит термин «механическое чтение». Феномен «механического чтения» стал распространяться со скоростью компьютерного вируса. Состоит он, на мой взгляд, в том, что в развитии познавательных навыков все больший упор делается на оперативные характеристики, кратковременную память и непроизвольное внимание. Именно эти навыки лучше всего тренируются при работе за компьютером. Вся информация «устаревает», если перейти от одной игры к другой. Точно так и книги «забываются» после того, как текст прочитан и не использован. Если мы не будем чтение включать в актуальные отношения ребенка, не научим его формировать свое будущее и включать в этот образ будущего прочитанную информацию, книги потеряют свое культурное предназначение — хранить и передавать значимый опыт. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество. Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию. Книга играет важную роль в развитии малыша. Слушая стихи и сказки, ребёнок узнаёт и запоминает новые слова, содержание и иллюстрации книги помогают расширить его кругозор, развивают память и внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Книга помогает овладеть речью ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Поэтому прививать интерес к книге необходимо с самого раннего детства.

Но ведь сегодня существуют так называемые «аудиокниги», прослушивание которых возможно при работе с компьютером. Хотя для многих сторонников печатного слова аудиокниги не представляют особого интереса, но и у них имеются и свои почитатели.

Для школьников и студентов аудиокниги могут стать помощниками. Ведь можно слушать необходимую информацию, не отрываясь от компьютерной игры. Конечно, то, как она усвоится – это уже другой вопрос.

Несмотря на все достоинства, аудиокниги не представляют серьёзной конкуренции печатному тексту. И вот почему.Основная масса людей, которые относились к чтению книг, как к развлечению, уже давно переключилась на телевидение. Прослушивание аудио не так утомительно, как чтение книг, но при прослушивании человек лишен возможности свободно обращаться с текстом и воспринимать информацию в удобном для него темпе, поэтому запомнить и осознать звуковую книгу всё-таки сложнее, чем печатную.То, как человек воспринимает аудиокнигу, во многом зависит от манеры чтеца. Голос, эмоциональность или сопровождающая чтение музыка, не всегда производят хорошее впечатление. Поэтому «аудиокнига», на мой взгляд, не может заменить непосредственного и живого общения с печатной книгой. Итак, наиболее продуктивным всё же является обычный печатный текст, а аудиокниги – это лишь его дополнение.

Но интерес и внимание подростков (и особенно мальчиков) сегодня устремлены именно к компьютерным играм. Не к книгам, и даже не к телевидению и не к видеофильмам, нет — к играм. С одной стороны, это свидетельствует о моде среди подростков и юношества, но с другой стороны, игроков, как детей, так и взрослых, становится все больше. Игровая

индустрия наращивает обороты, вовлекая в свои сети все больше подростков, юношей и девушек.

Электронная культура, в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зача-

стую воспринимается как конкурент печатному слову. Безусловно, на первом этапе освоения нового типа медиа и новых возможностей, которое оно предоставляет, к нему возникает острый интерес. Позже, когда оно будет освоено,оно «встроится» в структуру жизнедеятельности и займет в ней свое место. Книга не уйдет, и чтение также. Однако дело не в том, какое средство будет выбираться — книга или компьютер, — где будет текст — на бумаге или на экране монитора. Дело в другом:что именно будет там читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности?

Определяющим фактором при выборе книжной или «экранной культуры» становится доступность ребенку «экрана» («экранов»), наличие их дома (в том числе принадлежащих самому ребенку), у друзей и в других местах. Меняется не только отношение детей и подростков к информации в целом, но и к книге — характер чтения и многие его характеристики. Влияние «экранной культуры» на чтение многообразно. Чтение стано-

вится более функциональным (инструментальным): книга либо читается для выполнения школьного задания, либо для отдыха. «Модель чтения» подростка стала больше похожа на «модель чтения» взрослого человека: часть книг — для учебы (работы), часть — чисто для отдыха (рекреации, релаксации). «Уходит» та часть подросткового чтения, которое было «для души» и, вероятно, для самообразования. Часть времени, ранее тратившуюся на чтение, заменили телепросмотры и компьютерные игры. Так что можно говорить о том, что пусть не в полной мере, но в какой-то степени «замещение» книжной культуры «визуальной» все-таки есть! Ярко выражен мотив «хочу почитать что-либо легкое, развлекательное», который тесно связан с предпочтением на досуге журналов с обилием иллюстраций (что, с нашей точки зрения, также является результатам воздействия на чтение визуальной культуры).

«Будут ли дети читать, если у них появились компьютеры?», «Заменит ли компьютер книгу?» и подобные этим вопросы — это упрощение ситуации, поскольку в данном случае чтение книг противопоставляется либо теле-и видеопросмотру, либо компьютерным играм. Но дело обстоит куда сложнее. Меняется не только процесс чтения детьми печатной продукции, меняются все характеристики чтения в целом. И, самое главное, меняется характер отношения детей и подростков ко всему комплексу медиа —

книгам, периодике, телевидению, радио, а также к мультимедиа и Интернету.

Итак, в чтении детей и подростков происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Многие родители, педагоги, библиотекари по-прежнему ориентированы на старую литературную модель, тогда как большинство сегодняшних детей и подростков имеют совсем другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. Таким образом, в какой-то мере между поколениями происходит разрыв в передаче бытовавшей долгое время традиции освоения

литературной культуры. Утверждается новая модель детского чтения — точнее, новые модели чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта, изменившаяся, реальность ставит иные задачи воспитания юного читателя как «человека читающего».

Книга не «уходит». В большей мере она остается в качестве источника информации. Удовольствие же юные в большей мере получают от компьютерных игр и Интернета. Легкость освоения последнего, так же как и его многофункциональное использование, однозначно свидетельствуют о том, что за ним — будущее.






















Таким образом, сегодня вопрос «почему дети не читают книги?» является и предметом серьезнейших научных исследований, и серьезной проблемой педагогов и родителей. А в обществе нарастает опасная тенденция падения интереса к книге. Известный педагог В.А. Сухомлинский считал, что «самое страшное в воспитании ребенка это то, когда ему не хочется читать». По его мнению «без книги наступает убогость умственной жизни, а это ведет к бездуховности» .

Действительно, компьютер как развлекающий фактор, прочно вошел в жизнь наших современников. С одной стороны, через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации. Не выходя из дома, он может получить оперативную, многоаспектную информацию по любому вопросу.

Вместе с тем, компьютер может быть использован и используется во вред ребенку, который часы способен просиживать за компьютерными играми. Много нареканий в адрес компьютера и по причине информационной засоренности программ, наличия сайтов ненависти, низшего слоя массовой культуры и др.

Все это требует развития в ребенке критического мышления, способности к анализу и оценке медиа текстов. Задача формирования в ребенке устойчивости к негативным информационным воздействиям СМИ ложится на все социальные институты, в том числе и на родителей.

Большинство детей и подростков предпочитают его, а не чтение книг. Хорошо ли это, покажет время. Но наверно полностью книги не исчезнут из нашей жизни, ведь есть и остаются люди, которые любят читать. Другой вопрос, как сделать так, чтобы наши дети хоть немного читали и любили книгу?












Список литературы

1. Береснева, Л. О роли чтения / Л. Береснева // Домашнее воспитание. – 2002. – № 6. – С.15 – 17

2. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. биб-ка. – М.: Пашков Дом, 2007. – 1300 с.

3.Бочкарёва, Н.И. Как воспитать талантливого читателя / Н. И. Бочкарёва // Детская библиотека. – 1999. – №3. – С.75 – 82

4.Гобова, Е. С. Понимать детей – дело интересное/ Е. С. Гобова. – М.: Аграф, 1997. – 240 с.

5.Денисова, С. А. Родители о детском чтении и роли библиотек / С. А. Денисова // Родительское собрание по детскому чтению. – 2008. – С. 30 – 32

6.Дети и чтение на рубеже XXI века: Литературные пристрастия современных подростков: итоги исследования /Волгоградская обл. детская библиотека; сост. О.И. Харитонова. – Волгоград, 2001. – 19с. (Режим доступа в сети: http://www. rgdb. ru ).

7. Егорова, Н. С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков / Н. С. Егорова // Начальная школа. – 1998. – № 9. – С. 11 – 16

8. Иванова, Г. А. Образование библиотекарей как специалистов по работе с детьми: монография. – М.: МГУКИ, 2002. – 253 с.

9.Ионова, Е. Н. Учить читать трудно, а переучивать еще труднее/ Е. Н. Ионова// Начальная школа. – 2000. – № 2. – С. 28 – 34

10. Кавелина, Е. Интернет книги не соперник / Е. Кавелина // Этносфера. – 2008. –

11. – С. 4 – 6

11.Латышина, Д.И. История педагогики: воспитание и образование в России X – начало XX века: учебное пособие. – М.: Форум, 1998. – 584 с.

12.Лифинцева, Н. И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Н. И. Лифинцева // Начальное образование. – 2004. – № 3. – С.10 – 15

13. Мокина, М. Чтение – основа грамотности / М. Мокина // Этносфера. – 2008. –

12. – С. 21 – 22

14.Панфилов, А. Песочные часы уходящего детства / А. Панфилов // Первое сентября. – 1998. –№ 2. – С. 6 – 7.

15. Педагогика детства. К. Д. Ушинский. Воспитание человека: Избранное / сост.: вступ. статья С. Ф. Егорова. – М.: Карапуз, 2000. – 256 с.

16. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. – 528 с.

17. Перова, М. Первые шаги – вместе / М. Перова // Библиотека. – 2000. – №1. – С. 45 – 46

18. Первова, Г. М. Формирование круга детского чтения учителем / Г. М. Первова // Начальная школа. – 1999. – № 12. – С. 33 – 38

19. Полозова, Т.Д. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: учеб. пособие / Т.Д. Полозова, Г.А. Иванова, Г. П. Туюкина [и др.]. – М.:МГИК, 1992. – 222 с.

20. Полякова, Т.И. Чтение как педагогический процесс развития информационной культуры младших школьников / Т. И. Полякова // Русская ассоциация чтения. – СПб., 2006. – Вып.3. – С. 1 –2. (Режим доступа в сети: http://www. rgdb. ru ).

21. Родительское собрание по детскому чтению: сборник материалов по разработке моделей и методик проведения / Русская школьная библиотечная ассоциация. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 136 с.

22.Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению: Практическая методика: учеб. пособие / Н. Н. Светловская. – М.: Академия, 2001. – 282 с.

23.Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11 –18

24.Тимофеева, И. Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением/ И. Н. Тимофеева; ред. Н. Н. Мазняк. – СПб: Рос. нац. б-ка, 2000. – 512 с. (Режим доступа в сети: http://www. rnb. ru ).

25. Тихомирова, И.И. Читать – значит творить / И.И.Тихомирова // Начальная школа: плюс-минус. – 2001. –№ 5. – С.56 – 60

26.Тихомирова, И. И. Детская книга в домашней библиотеке / И. И. Тихомирова // Родительское собрание по детскому чтению. – 2008. – С. 32 – 37

27.Тихомирова, И. И. За детское чтение берутся родители / И. И. Тихомирова // Родительское собрание по детскому чтению. – 2008. – С. 6 – 17

28.Тодоров, Л.В. Л.Н. Толстой о руководстве детским чтением и творчестве / Л. В. 29.Тодоров // Советская педагогика. – 1975. – №10. – С. 113 – 118. (Режим доступа в сети: http://www. rgdb. ru ).

30.Урман, Ф. И. Формирование осознанного чтения в начальной школе / Ф. И. Урман // Школа. – 2003. – № 3. – С.41 – 42

31.Чаликова, Д. Что и как мы читаем / Д. Чаликова // Встреча. – 2007. – №2. – С. 6 – 9.

32. Чернышева, Л.В. Кризис детского чтения – общемировая проблема / Л. В. Чернышева // Школа: день за днём. – 2006. – № 7. – С.7 – 9 (Режим доступа в сети: http://www. rgdb. ru)

33.Чудинова, В. П. Информационный потенциал личности / В. П. Чудинова // Библиотека. – 2007. – №1. – С.37.

Чудинова, В. П. О задачах поддержки чтения в России / В. П. Чудинова // Книга и мировая цивилизация: материалы одиннадцатой международной научной конференции по проблемам книговедения: в четырёх томах. – Т.1. – М.: Наука, 2004. – С. 116 – 122.

34. Чудинова, В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков:

смена «модели чтения» / В. П. Чудинова // Социологические исследования. – 1999. – №8. – С.25 – 30

35.Чудинова, В.П. Чтение в контексте развития информационного общества / В. П. Чудинова // Социологические исследования. – 1999. – №5. – С.30 – 36

36.Янина, С. Классики педагогической мысли о роли чтения книг в духовно-нравственном воспитании / С. Янина //Школьная библиотека. – 2001. – № 6. – С.29 – 31



Доклад на тему "Проблема детского чтения и интернет"
  • Русский язык и литература
Описание:

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Литературное образование объективно больше подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявили себя в последнее десятилетие: в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит, как одно из следствий, падение интереса к литературе вообще. Проще говоря, дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка.

Автор Анохина Елена Юрьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1579
Номер материала 46307
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓