Главная / Информатика / Доклад на тему:"Применение новых ИТ на уроках информатики"

Доклад на тему:"Применение новых ИТ на уроках информатики"

Применение новых инновационных технологии на уроках информатики


Современное информационное общество предъявляет ко всем типам образовательных учреждений новые требования к подготовке выпускников. Учащиеся должны иметь необходимые знания, умения и навыки, адаптационные, мыслительные и коммуникативные способности, а также владеть способами работы с информацией:

  • собирать необходимые для решения имеющихся проблем факты,

  • анализировать их, предлагать гипотезы решения проблем,

  • обобщать факты, сопоставлять решения, устанавливать статистические закономерности, аргументировать свои выводы и применять их для решения новых проблем,

  • применять современные средства получения, хранения, преобразования информации и др.

 Исследователи называют важное направление решения названной задачи - интеграцию средств информационных технологий в образовательный процесс. Эта интеграция предполагает применение в учебном процессе компьютера, который используется как эффективное средство поддержки обучения школьников. Данная поддержка возможна и целесообразна как на этапе проектирования, так и при осуществлении учебного процесса.

Новая эпоха ставит перед школьным образованием важную задачу - подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием информационных технологий обучения.

Обучение - это передача информации ученику. По определению академика В.Н.Глушкова, информационные технологии - процессы, связанные с переработкой информации, следовательно, в обучении информационные технологии использовались всегда. Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися, то есть любая педагогическая технология - это информационная технология. Когда же компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения. Выяснилось, что они давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин «новая информационная технология обучения».

Таким образом, появление такого понятия «новая информационная технология (НИТ)» связано с появлением и широким внедрением компьютеров в образовании.

Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций. В одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других - анализировать знания в предметной области, в третьих - учитывать психологические принципы обучения.

Главное в НИТ - это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением, а новые информационные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, с помощью компьютера.

Таким образом, основой является процесс обучения со своими особенностями, а компьютер - это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные, дидактические задачи.

Использование компьютера не достаточно для того, чтобы считать информационные технологии новыми. Абсолютное большинство таких технологий опирается на известные педагогические идеи. Более того, они вообще не удовлетворяют основным требованиям понятия «технологии». Используемые современные обучающие средства и инструментальные среды создают прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. Поэтому можно говорить только об автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информации с бумажных носителей на магнитные и т.д. Говорить же о новой информационной технологии обучения, по мнению доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой информатики Челябинского государственного педагогического университета Матроса Д.Ш., можно только в том случае, если:

  • она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразование, целостность);

  • она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически и/или практически решены;

  • основным средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.

 Структура управления качеством образования с использованием НИТ может быть представлена в виде следующей последовательности действий:

  1. Формирование цели.

  2. Конкретизация цели.

  3. Создание педагогической системы контроля.

  4. Создание психологической системы контроля.

  5. Создание системы педагогического мониторинга.

  6. Создание системы психологического мониторинга.

  7. Определение начального состояния ученика (педагогическое, психологическое).

  8. Выработка прогноза по ученику (педагогическая траектория, психологическая траектория).

  9. Формулировка цели для ученика (педагогическая, психологическая).

  10. Анализ полученных результатов процесса обучения.

  11. Корректировка целеполагания и деятельности на всех уровнях.

 

В школе сейчас наблюдается снижение исходной мотивации школьников к изучению научно-ориентированных предметов и успеваемость по ним. Это коснулось и предмета «Информатика и ИКТ». Однако явно проявляется социальный запрос, направленный на бизнес-ориентированное применение информационных технологий, пользовательские навыки работы на персональных компьютерах для подготовки и печати документов, бухгалтерских расчетов и т.д.

На самом деле содержание обучения информатике не ограничивается только информационными технологиями, а несет в себе значительный мировоззренческий потенциал, присущий именно этому предмету.

Таким образом, моей задачей на уроках информатики является сформировать у ученика информационную компетентность, которая включает в себя целостное миропонимание и научное мировоззрение, основанное на понимании возможности математического описания единства основных информационных законов в природе и обществе, и преобразование в практике информационных объектов с помощью средств информационных технологий, и этические, правовые нормы поведения людей в информационной среде. Овладение информационными технологиями позволяет выпускникам лицея в перспективе найти свое место в жизни в новых экономических условиях.

Применяемая классно-урочная система делает неизбежной принадлежностью каждого урока переход от фронтальной работы, от объяснения учителя к индивидуальной работе ученика, завершить которую нужно обсуждением итогов работы, вследствие чего увеличивается объем информации как прямой (от учителя), так и обратный (от ученика). При этом обмене информацией большую помощь оказывают компьютеры. Они позволяют учителю контролировать и степень усвоения материала учеником, и скорость его изложения для каждого конкретного ученика в зависимости от уровня подготовки.

Мой опыт работы заключается в создании собственной системы уроков, разработке системы их проведения, разработке дидактических, контролирующих материалов (в том числе и электронных) и методики их применения в учебном процессе. Все полученные навыки учащиеся применяют для создания проектов по различным темам по информатике, а также и по другим предметам (химии, физики, математики, литературы и т.д.) с использованием исследовательской деятельности.

Данным опытом разрешаются противоречия между:

  1. требованиями к качеству образования выпускника по информатике и отношением учащихся к информатике;

  2. интересом учащихся к информатике как к игровой дисциплине и требованиями, предъявляемыми к профессиям, связанными с ИКТ;

  3. запросами родителей на изучение дисциплины только в пользовательском аспекте и требованием минимального стандарта содержания образования по информатике;

  4. возрастающим объемом необходимой информации и временем, отведенным для ее усвоения.

 Содержание учебной работы строится на основе Стандарта по «Информатике и информационно-коммуникационным технологиям».

Теоретически каждый учитель и ученик должны

  1. знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться;

  2. уметь понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах;

  3. уметь оценивать достоверность и практическую полезность имеющихся данных с различных точек зрения, использовать их для решения конкретных практических задач.

 Однако не все учебные программы отвечают этим требованиям. В современной образовательной практике предполагается совместное создание информационных блоков учителем и учеником.

При создании проекта изучения темы учитель может использовать компьютер в качестве

  • источника информации, связанной с новейшими научными открытиями и техническими достижениями, в этом случае желательно подключение компьютера к сети Интернет;

  • устройства, с помощью которого можно просмотреть и отобрать для учебных занятий компьютерные демонстрации опытов и явлений, учебные программы для моделирования процессов (это возможно при наличии CD-ROM, программного обеспечения);

  • средства отбора и составления обучающих программ для отработки учебных умений учащихся и подготовки тестов для диагностического входного, выходного, промежуточного и тематического контроля (самоконтроля) учебных достижений школьников.

 Учащимся Интернет предоставляет информационное поле для поиска материала, который не входит в содержание школьного курса. Учащиеся получают поисковые задания для подготовки уроков, а также непосредственно на уроках информатики.

Поэтому важно не само по себе использование ИКТ, так как соответствующие технологии могут быть недоступны или ограниченно доступны в школе. Важно, чтобы на уроке присутствовали необходимые элементы содержания (целенаправленное обучение наблюдению и сбору данных). И как показывает практика, соответствующие средства ИКТ по мере роста их доступности быстро и легко становятся естественной частью таких уроков.

В Стандарте по «Информатике и ИКТ» конкретно не указывается, с помощью какого программного обеспечения изучать те или иные темы, лишь оговариваются знания, умения и навыки, которыми должны овладеть выпускники. Поэтому выбор программного обеспечения остается за учителем. В своей работе я использую стандартный набор программного обеспечения, а также дополнительно программное обеспечение, позволяющее выполнить требования Стандарта (среда программирования - MS Visual Basic, различные графические редакторы, тестовую оболочку Test Runner и др.).

Главным признаком того, что данная работа стремится решить задачи обучения школьников телекоммуникационным навыкам, может служить тот факт, что приобретенные навыки учащиеся применяют во внеклассной, общешкольной деятельности. Например, учащиеся

  • создают презентации для проведения общешкольных (конкурсы «Презентация моего класса», «Конкурс клипов» и др.) и классных мероприятий (традиционные праздники класса и школы);

  • создают презентации для портфолио учащегося и участия в индивидуальных конкурсах (школьных, районных, городских, областных);

  • помогают преподавателям в создании презентаций уроков (поиск материала в книгах или Интернете);

  • записывают различные звуковые оформления к праздникам, показам презентаций;

  • создают видеофильмы о классах;

  • участвуют в проектной и исследовательской деятельности и т.д.

 А также учащиеся высказывают предложения по созданию школьной периодической газеты, которая с их помощью и была выпущена в декабре 2007 года. Сейчас она выходит 1 раз в месяц, большинство ее корреспондентов - сами лицеисты.

Такое коммуникационное пространство существует и эффективно используется, оно естественным образом «втягивает» в себя вновь появляющиеся средства ИКТ. Например, мультимедиа-проектор и электронная мультимедийная доска делают средства презентационной графики обязательным инструментом при подготовке выступлений учителей и учащихся.

Учащимся интересно выполнять задания учителя-предметника (создавать проекты), используя для этого какие-либо знания программы обработки информации. Примерами таких работ являются презентации по литературе, географии, химии, в которые ученики включают информационный, иллюстративный и проверочный материал. Эти проекты учителя совместно с учеником-автором используют на своих уроках в других классах.

Использование мультимедиа позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Учащиеся применяют полученные знания на практике, вырабатывают такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность.

В своей работе я использую различные дидактические средства обучения и контроля учебной деятельности:

  • фронтальные демонстрации уроков, специально созданные по различным темам;

  • индивидуальные демонстрации уроков, специально созданные по различным темам;

  • готовые демонстрации некоторых частей уроков с использованием CD-ROM;

  • видеоролики по различным темам;

  • практические работы, в виде раздаточных материалов;

  • практические работы в электронном виде;

  • тестовые электронные задания для промежуточной проверки знаний по различным темам;

  • контрольные тестовые электронные задания по различным темам.



(Презентация к докладу «Применение новых информационных технологий на уроках информатики»)


Слайд №1

В современном обществе стремительно нарастает количество информации, поэтому курс информатики и информационных технологий играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному, т.к. готовит выпускников школы к жизни и деятельности в информационном обществе, к обладанию информационной культурой, формирует конкурентоспособную личность.


Слайд №2

Как показывают социологические исследования, сегодня далеко не каждый учащийся отвечает потребностям жизни, умеет перестроиться, организовать свое образование. В наше время, общество имеет потребность в высокообразованных, инициативных молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить ее духовную культуру. Поэтому выпускники колледжа должны быть подготовленными к новым общественным отношениям, подготовленными к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности, быть здоровыми физически и психически.




Слайд №3

Уже в первых своих контактах с миром информационных технологий подростки встречаются с весьма непростыми проблемами становления профессионализма (охрана права на интеллектуальную собственность, защита информации от несанкционированного доступа и т.п.). Упрощенных, "детских" подходов к решению таких проблем не существует, поэтому раннее становление профессионализма у подростков, осваивающих компьютеры, - это вполне реальный процесс. Обучение должно прививать ребятам навыки исследовательского мышления на основе приобретенных ими теоретических и практических знаний в области информационных технологий. Учащиися должен хорошо понимать, что компьютерная графика, анимация, сети, базы данных и т.п. - это его будущее обширное хозяйство, в котором ему нужно управляться, да и придется управляться самому, без наемных программистов.


Слайд №4

Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явление, процессов. Теперь интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе ИКТ.


Слайд №5

Компьютер – это инструмент интеллектуального труда. При общении с компьютером объединение профессионального труда учащихся с основным учебным процессом достигается наиболее естественным путем, а доступные сегодня разновидности информационных технологий находят прямое применение в учебном процессе. Формирование культуры работы с информацией подразумевает развитие трех моделей применения информационных технологий в среднем образовании:

1) компьютер–инструмент познания
2) компьютер – инструмент обучения
3) компьютер – объект изучения

В последнее время создано много мультимедийных программных продуктов, т.е. продуктов с использованием не только текста, но и графики, анимации, видео и звука. Это и энциклопедии из самых различных областей жизни, и обучающие программы, и презентации разнообразных мероприятий. Наибольший интерес вызывает создание презентаций (Microsoft Power Point).




Слайд №6

Изучение в колледже предмета "Информатика" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей преподавателей информатики является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.



Доклад на тему:"Применение новых ИТ на уроках информатики"
  • Информатика
Описание:

Современное информационное общество предъявляет ко всем типам образовательных учреждений новые требования к подготовке выпускников. Учащиеся должны иметь необходимые знания, умения и навыки, адаптационные, мыслительные и коммуникативные способности, а также владеть способами работы с информацией:

собирать необходимые для решения имеющихся проблем факты,

анализировать их, предлагать гипотезы решения прблемы;

обобщать факты, сопоставлять решения, устанавливать статистические закономерности, аргументировать свои выводы и применять их для решения новых проблем;

применять современные средства получения, хранения, преобразования информации и др.

Автор Досанова Биганым Бериккалиевна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 696
Номер материала 8208
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓