Главная / Начальные классы / Доклад на тему"Формирование культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с РАС"

Доклад на тему"Формирование культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с РАС"

 К моменту поступления в школу, дети с расстройствами аутистического спектра, как правило, беспомощны в самообслуживании, а также в выполнении простых трудовых поручений. В большинстве случаев это порождается неправильным воспитанием детей в семье, чрезмерной опеки со стороны родителей, нежелания долго ждать ребёнка, когда он справиться самостоятельно, например, одевая одежду или принимая пищу.

Вместе с тем опыт показал, что таким детям доступно и посильно самообслуживание, простейшие виды ручного и хозяйственно-бытового труда (уборка игрового уголка, посуды со стола после принятия пищи, уход за растениями, различные формы дежурства). Так же как и нормально развивающиеся дети, они способны принимать посильное участие в общественно полезном труде взрослых. При особой организации труд у детей с РАС может приобретать достаточно развитые формы, оказывая коррекционное влияние на их личностное развитие.

Трудовое воспитание производится по следующим направлениям: труд по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

На первых годах обучения особое внимание уделяется формированию культурно-гигиенических навыков и обучению самообслуживанию..

Воспитание таких детей происходит в так называемой “бытовой” деятельности: в сменяющихся процессах умывания, кормления, одевания и раздевания. Для её организации создаются условия, которые позволяют успешно формировать КГН и навыки самообслуживания.

Вся обстановка для выполнения бытовых процессов должна быть приспособлена к росту детей и индивидуальным особенностям их физического развития. Все предметы для формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметов гигиены, одежда, посуда и т.д.) оборудование для элементарных трудовых действий (клеёнка, фартучки, тряпочки, лейки и т.д.) располагаются в определённых для этого местах хранения, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождения.

Участие ребёнка во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию культурно-гигиенических навыков и привычек к самообслуживанию важно происходить не изолированно, а в тесной связи с другими направлениями коррекционно-воспитательной работы.

Процессу формирования данных навыков могут предшествовать игры с бытовыми предметами-орудиями. Для формирования этих навыков используются также предметные игрушки. Для игр, направленных на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, взрослые создают разнообразные ситуации. Одни и те же предметные игрушки могут использоваться в различных играх. Они формируют навыки самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, в сюжетно-дидактических играх, используя при этом игрушки-аналоги: набор для уборки помещений, пылесос, стиральную машину, кроватки для кукол, посуду на кухне, парикмахерскую. Уточняя назначение этих предметов в ходе игр, применяя последовательные действия с инструментами и приспособлениями, дети с РАС имеют возможность к более лёгкому овладению “полезными приборами и приспособлениями в реальной бытовой практике .



Все режимные моменты планируются на основе постепенного включение детей в процесс формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. На первом этапе обучения формирование данных навыков осуществляется с подгруппами детей (2-3 ребёнка) и индивидуально.

В процессе формирования культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и обучения выполнения элементарных трудовых поручений принимают участие все педагоги. На этом этапе обязанности различных специалистов, работающих с детьми, чётко не дифференцируются. Ведущая роль принадлежит здесь учителю и помощнику. Однако и учитель-дефектолог, и учитель-логопед, и педагог-психолог, и социальный педагог по мере необходимости принимают активное участие в формировании у детей этих навыков.

При формировании навыков самообслуживания используются естественные бытовые ситуации, в процессе которых педагоги решают общеразвивающие и коррекционные задачи (педагогические ситуации), различные игры и игровые упражнения .



Педагогический замысел: поддерживать и поощрять стремление ребёнка к самостоятельности как проявление относительной независимости от взрослого; формировать в процессе самообслуживания элементарные орудийные действия; учить ребёнка владеть движениями собственного тела (осторожно брать предметы со стола, проходить между стоящими предметами и т.п.); узнавать и называть, используя вербальные и невербальные средства, предметы бытового назначения (одежда, посуда, гигиенические средства и т.п.), которыми дети постоянно пользуются или могут наблюдать; формировать представления о воде как важном средстве поддержания чистоты тела и жилища; учить обращаться с предметами домашнего обихода, предметами гигиены и т.п.; выполнять орудийные действия с предметами бытового назначения; накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах, способствующих развитию самоуважения, чувства собственного достоинства; закладывать основы будущей культуры труда, бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами гигиены, одежды, обувью и т.п.; воспитывать навыки опрятности, культуры еды (культурно-гигиенические навыки); вызывать положительное отношение к чистому, опрятному ребёнку; развивать общую и мелкую моторику, координацию движения обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе умывания, раздевания и одевания, приёма пищи; формировать элементарные математические представления в процессе самообслуживания: большое - маленькое (полотенце), много – мало (воды, зубной пасты и т.п.); формировать умения выполнять последовательную цепочку игровых действий, направленных на мытьё кукол, раздевание и одевание, сервировку кукольной посуды, уборку постели и застилку коляски и т.п.; учить переносить реальные бытовые действия на игры с образными игрушками: укладывание куклы (мишку, зайчика и т.п.), усаживание куклы за стол и её кормление, мытьё рук куклы без мыла и с мылом, вытирание рук куклы развёрнутым полотенцем (Рисунок 3), мытьё куклы-голыша губкой без мыла и с мылом, вытирание развёрнутым полотенцем и т.п.; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания; учить помогать друг другу в процессе самообслуживания (причёсывание, раздевание и одевание и т.п.), благодарить друг друга за помощь.



Оборудование и материалы: стеллаж для хранения предметов гигиены; зеркало; предметы гигиены (твёрдое мыло, специальные щёточки для рук и т.п.); посуда; клеёнка (индивидуальные пластиковые салфетки из клеёнки); фартуки; картинки, пиктограммы, символизирующие место хранения предметов гигиены, предметов быта и т.п.; образные игрушки.

Содержание.

Раздевание и одевание:  Игры на определение порядка и непорядка в одежде (платье, шорты, трусики, майка, носки, колготки, туфли, тапочки, сапожки, ботинки и т.п.).

Раздевание и одевание одежды в определённом порядке с помощью взрослого, по просьбе взрослого.

Расстёгивание застёжек на “липучках”, пуговицах с помощью взрослого и самостоятельно.

Застёгивание застёжек на “липучках”, пуговицах и застёжек-молний с помощью взрослого.

Умывание: Подворачивание рукавов одежды перед умыванием с помощью взрослого, по образцу и по словесной просьбе взрослого.

Мытьё лица, рук в определённой последовательности с помощью взрослого, по образцу и по словесной просьбе взрослого. Пользование предметами личной гигиены в процессе умывания (твёрдое мыло, жидкое мыло во флаконе и с дозатором, полотенце). Пользование бумажными полотенцами (открывание, вытирание рук, выбрасывание в мусорную корзину). Выбор полотенца по символу с помощью взрослого, по указательному жесту (идентификация символического изображения над полотенцем и на соответствующей карточке) и по словесной просьбе взрослого. Пользование развёрнутым полотенцем для вытирания после умывания.

Открывание и закрывание кранов с помощью взрослого, по образцу и по словесной просьбе взрослого.

Причёсывание: Пользование индивидуальной расчёской, нахождение её по соответствующему символу (выбирается одинаковая для полотенца, зубной щётки, расчёски картинка). Расчёсывание волос перед зеркалом с помощью взрослого (совмещённые действия, по подражанию и по словесной просьбе взрослого).

Уход за носом и ртом: Пользование индивидуальным носовым платком, разворачивание и складывание его в карман одежды или в специальную сумочку.

Сморкание в развёрнутый платок, складывание его в карман с помощью взрослого, по словесной просьбе взрослого.

Пользование специальными салфетками, носовыми платками при слюнотечении, вытирание рта с помощью взрослого, при напоминании взрослым и самостоятельно.

Открывание и закрывание тюбика с зубной пастой с помощью взрослого, нанесение зубной пасты на щётку с помощью взрослого и по словесной инструкции (“нажми на тюбик, остановись, достаточно” и т.п.). Чистка зубов перед зеркалом с помощью взрослого, с опорой на пиктограммы, картинки, изображающие последовательность действий.

Туалет: Своевременное пользование туалетом (по напоминанию взрослого, при сопровождении в туалет взрослым, по словесной рекомендации взрослого и самостоятельно по необходимости). Пользование туалетной бумагой, мытьё рук после туалета при активной помощи взрослого.

Приём пищи: Поведение во время еды. Надевание при необходимости специальных фартуков для еды. Удержание ложки, чашки (в индивидуальных случаях могут использоваться чашки с двумя ручками); брать в ложку необходимого количество еды, есть аккуратно, пользоваться салфеткой во время еды и после приёма пищи.

Трудовые поручения: Поддержание порядка в классе :принести нужную вещь, поднять разбросанные игрушки, положить игрушки на место, сложить в коробку кубики, поставить в “гараж” машины, положить книги на полку и т.п.

Уборка участка во время прогулки: собирать опавшие листья в мусорную корзину, сгребать снег, подметать дорожки.

Уход за рыбками, птицами и животными: кормить совместно со взрослыми, наливать воду в мисочку.

Подготовка стола совместно со взрослыми к завтраку, обеду, полднику и ужину: ставить на стол чашки, салфетницы, класть салфетки. Убирать со стола: уносить по одному приборы в мойку, вытирать со стола тряпочкой.

Педагогические ситуации: “Моем руки после игры с песком, после занятий красками, лепкой, аппликации; мытьё рук после туалета” и т.п.; “Помогаем друг другу раздеваться после прогулки, наводим порядок в шкафчиках”;“Рассматриваем себя в зеркало: умытый, причёсанный, красиво одетый” и т. п.; “Учим обезьяну Читу мыть руки”; “Помогаем мишке вытирать лапы полотенцем”; “Моем свои личики и ручки и показываем, как это делать кукле Ане”; “Выбираем всё, что нужно для умывания”; “Помогаем раздеваться после прогулки куклам Ане, Ване и друг другу”; “Наши носовые платочки вытирают носики и прячутся в кармашках”; “Убираем игрушки в нашей комнате”;“Убираем осенние листья”; “Чистим дорожки от снега”; “Посыпаем дорожки песком”; “Поливаем из лейки цветы”.



Таким образом, само собой напрашивается вывод: через воспитание и формирование у детей культурно-гигиенических навыков необходимо возлагать на детей в повседневной жизни обязанности, элементы самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, с которым они в состоянии справится. Формировать у них тот уровень трудолюбия и работоспособности, который находиться в пределах их возможностей, т.е. если мы не будем ограждать ребёнка от элементарных обязанностей, в том числе по обслуживанию себя самого, то к моменту выхода из школы, ребёнок сможет достигнуть определённой степени самостоятельности и независимости.















Доклад на тему"Формирование культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с РАС"
  • Начальные классы
Описание:

Доклад на тему"Формирование культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с РАС"

  К моменту поступления в школу, дети с расстройствами аутистического спектра, как правило, беспомощны в самообслуживании, а также в выполнении простых трудовых поручений. В большинстве случаев это порождается неправильным воспитанием детей в семье, чрезмерной опеки со стороны родителей, нежелания долго ждать ребёнка, когда он справиться самостоятельно, например, одевая одежду или принимая пищу.

Вместе с тем опыт показал, что таким детям доступно и посильно самообслуживание, простейшие виды ручного и хозяйственно-бытового труда (уборка игрового уголка, посуды со стола после принятия пищи, уход за растениями, различные формы дежурства). Так же как и нормально развивающиеся дети, они способны принимать посильное участие в общественно полезном труде взрослых. При особой организации труд у детей с РАС может приобретать достаточно развитые формы, оказывая коррекционное влияние на их личностное развитие.

Трудовое воспитание производится по следующим направлениям: труд по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

На первых годах обучения особое внимание уделяется формированию культурно-гигиенических навыков и обучению самообслуживанию..

Воспитание таких детей происходит в так называемой “бытовой” деятельности: в сменяющихся процессах умывания, кормления, одевания и раздевания. Для её организации создаются условия, которые позволяют успешно формировать КГН и навыки самообслуживания.

Вся обстановка для выполнения бытовых процессов должна быть приспособлена к росту детей и индивидуальным особенностям их физического развития. Все предметы для формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметов гигиены, одежда, посуда и т.д.) оборудование для элементарных трудовых действий (клеёнка, фартучки, тряпочки, лейки и т.д.) располагаются в определённых для этого местах хранения, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождения.

Участие ребёнка во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию культурно-гигиенических навыков и привычек к самообслуживанию важно происходить не изолированно, а в тесной связи с другими направлениями коррекционно-воспитательной работы.

Процессу формирования данных навыков могут предшествовать игры с бытовыми предметами-орудиями. Для формирования этих навыков используются также предметные игрушки. Для игр, направленных на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, взрослые создают разнообразные ситуации. Одни и те же предметные игрушки могут использоваться в различных играх. Они формируют навыки самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, в сюжетно-дидактических играх, используя при этом игрушки-аналоги: набор для уборки помещений, пылесос, стиральную машину, кроватки для кукол, посуду на кухне, парикмахерскую. Уточняя назначение этих предметов в ходе игр, применяя последовательные действия с инструментами и приспособлениями, дети с РАС имеют возможность к более лёгкому овладению “полезными приборами и приспособлениями в реальной бытовой практике .

 

Все режимные моменты планируются на основе постепенного включение детей в процесс формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. На первом этапе обучения формирование данных навыков осуществляется с подгруппами детей (2-3 ребёнка) и индивидуально.

В процессе формирования культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и обучения выполнения элементарных трудовых поручений принимают участие все педагоги. На этом этапе обязанности различных специалистов, работающих с детьми, чётко не дифференцируются. Ведущая роль принадлежит здесь учителю и помощнику. Однако и учитель-дефектолог, и учитель-логопед, и педагог-психолог, и социальный педагог по мере необходимости принимают активное участие в формировании у детей этих навыков.

При формировании навыков самообслуживания используются естественные бытовые ситуации, в процессе которых педагоги решают общеразвивающие и коррекционные задачи (педагогические ситуации), различные игры и игровые упражнения .

 

Педагогический замысел: поддерживать и поощрять стремление ребёнка к самостоятельности как проявление относительной независимости от взрослого; формировать в процессе самообслуживания элементарные орудийные действия; учить ребёнка владеть движениями собственного тела (осторожно брать предметы со стола, проходить между стоящими предметами и т.п.); узнавать и называть, используя вербальные и невербальные средства, предметы бытового назначения (одежда, посуда, гигиенические средства и т.п.),  которыми дети постоянно пользуются или могут наблюдать; формировать представления о воде как важном средстве поддержания чистоты тела и жилища; учить обращаться с предметами домашнего обихода, предметами гигиены и т.п.;  выполнять орудийные действия с предметами бытового назначения; накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах, способствующих развитию самоуважения, чувства собственного достоинства; закладывать основы будущей культуры труда, бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами гигиены, одежды, обувью и т.п.; воспитывать навыки опрятности, культуры еды (культурно-гигиенические навыки); вызывать положительное отношение к чистому, опрятному ребёнку; развивать общую и мелкую моторику,  координацию движения обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе умывания, раздевания и одевания, приёма пищи; формировать элементарные математические представления в процессе самообслуживания: большое - маленькое (полотенце), много – мало (воды, зубной пасты и т.п.); формировать умения выполнять последовательную цепочку игровых действий, направленных на мытьё кукол, раздевание и одевание, сервировку кукольной посуды, уборку постели и застилку коляски и т.п.; учить переносить реальные бытовые действия на игры с образными игрушками: укладывание куклы (мишку, зайчика и т.п.), усаживание куклы за стол и её кормление, мытьё рук куклы без мыла и с мылом, вытирание рук куклы развёрнутым полотенцем (Рисунок 3), мытьё куклы-голыша губкой без мыла и с мылом, вытирание развёрнутым полотенцем и т.п.; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания; учить помогать друг другу в процессе самообслуживания (причёсывание, раздевание и одевание и т.п.), благодарить друг друга за помощь.

 

Оборудование и материалы: стеллаж для хранения предметов гигиены; зеркало; предметы гигиены (твёрдое мыло, специальные щёточки для рук и т.п.); посуда; клеёнка (индивидуальные пластиковые салфетки из клеёнки); фартуки; картинки, пиктограммы, символизирующие место хранения предметов гигиены, предметов быта и т.п.; образные игрушки.

Содержание.

Раздевание и одевание:  Игры на определение порядка и непорядка в одежде (платье, шорты, трусики, майка, носки, колготки, туфли, тапочки, сапожки, ботинки и т.п.).

Раздевание и одевание одежды в определённом порядке с помощью взрослого, по просьбе взрослого.

Расстёгивание застёжек на “липучках”, пуговицах с помощью взрослого и самостоятельно.

Застёгивание застёжек на “липучках”, пуговицах и застёжек-молний с помощью взрослого.

Умывание: Подворачивание рукавов одежды перед умыванием с помощью взрослого, по образцу и по словесной просьбе взрослого.

Мытьё лица, рук в определённой последовательности с помощью взрослого, по образцу и по словесной просьбе взрослого. Пользование предметами личной гигиены в процессе умывания (твёрдое мыло, жидкое мыло во флаконе и с дозатором, полотенце). Пользование бумажными полотенцами (открывание, вытирание рук, выбрасывание в мусорную корзину). Выбор полотенца по символу с помощью взрослого, по указательному жесту (идентификация символического изображения над полотенцем и на соответствующей карточке) и по словесной просьбе взрослого. Пользование развёрнутым полотенцем для вытирания после умывания.

Открывание и закрывание кранов с помощью взрослого, по образцу и по словесной просьбе взрослого.

Причёсывание: Пользование индивидуальной расчёской, нахождение её по соответствующему символу (выбирается одинаковая для полотенца, зубной щётки, расчёски картинка). Расчёсывание волос перед зеркалом с помощью взрослого (совмещённые действия, по подражанию и по словесной просьбе взрослого).

Уход за носом и ртом: Пользование индивидуальным носовым платком, разворачивание и складывание его в карман одежды или в специальную сумочку.

Сморкание в развёрнутый платок, складывание его в карман с помощью взрослого, по словесной просьбе взрослого.

Пользование специальными салфетками, носовыми платками при слюнотечении, вытирание рта с помощью взрослого, при напоминании взрослым и самостоятельно.

Открывание и закрывание тюбика с зубной пастой с помощью взрослого, нанесение зубной пасты на щётку с помощью взрослого и по словесной инструкции (“нажми на тюбик, остановись, достаточно” и т.п.). Чистка зубов перед зеркалом с помощью взрослого, с опорой на пиктограммы, картинки, изображающие последовательность действий.

Туалет: Своевременное пользование туалетом (по напоминанию взрослого, при сопровождении в туалет взрослым, по словесной рекомендации взрослого и самостоятельно по необходимости). Пользование туалетной бумагой, мытьё рук после туалета при активной помощи взрослого.

Приём пищи: Поведение во время еды. Надевание при необходимости специальных фартуков для еды. Удержание ложки, чашки (в индивидуальных случаях могут использоваться чашки с двумя ручками); брать в ложку необходимого количество еды, есть аккуратно, пользоваться салфеткой во время еды и после приёма пищи.

Трудовые поручения: Поддержание порядка в классе :принести нужную вещь, поднять разбросанные игрушки, положить игрушки на место, сложить в коробку кубики, поставить в “гараж” машины, положить книги на полку и т.п.

Уборка участка во время прогулки: собирать опавшие листья в мусорную корзину, сгребать снег, подметать дорожки.

Уход за рыбками, птицами и животными: кормить совместно со взрослыми, наливать воду в мисочку.

Подготовка стола совместно со взрослыми к завтраку, обеду, полднику и ужину: ставить на стол чашки, салфетницы, класть салфетки. Убирать со стола: уносить по одному приборы в мойку, вытирать со стола тряпочкой.

Педагогические ситуации: “Моем руки после игры с песком, после занятий красками, лепкой, аппликации; мытьё рук после туалета” и т.п.; “Помогаем друг другу раздеваться после прогулки, наводим порядок в шкафчиках”;“Рассматриваем себя в зеркало: умытый, причёсанный, красиво одетый” и т. п.; “Учим обезьяну Читу мыть руки”; “Помогаем мишке вытирать лапы полотенцем”; “Моем свои личики и ручки и показываем, как это делать кукле Ане”; “Выбираем всё, что нужно для умывания”; “Помогаем раздеваться после прогулки куклам Ане, Ване и друг другу”; “Наши носовые платочки вытирают носики и прячутся в кармашках”; “Убираем игрушки в нашей комнате”;“Убираем осенние листья”; “Чистим дорожки от снега”; “Посыпаем дорожки песком”; “Поливаем из лейки цветы”.

 

Таким образом, само собой напрашивается вывод: через воспитание и формирование у детей культурно-гигиенических навыков необходимо возлагать на детей в повседневной жизни обязанности, элементы самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, с которым они в состоянии справится. Формировать у них тот уровень трудолюбия и работоспособности, который находиться в пределах их возможностей, т.е. если мы не будем ограждать ребёнка от элементарных обязанностей, в том числе по обслуживанию себя самого, то к моменту выхода из школы, ребёнок сможет достигнуть определённой степени самостоятельности и независимости.

 

 

 

 

 

 

 

Автор Морковкина Светлана Николаевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1113
Номер материала 16458
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓