Главная / Директору-завучу / Доклад на тему:"Эффективность подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации"

Доклад на тему:"Эффективность подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации"



ФГКОУ СОШ №2












ДОКЛАД

на тему: « Эффективность подготовки

обучающихся к государственной итоговой аттестации»









Подготовила: заместитель директора по УВР

Турчанинова Н.Л.

















Кант-2014



Вот уже несколько лет в нашей стране по проверке степени усвоения учащимися различных разделов школьной программы по различным дисциплинам проводится Единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ).

Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. Таким результатом становится выпускной экзамен. Мы все знаем, что в школьной реальности экзамен - это оценка конечного результата, анализ соответствия уровня развития выпускников образовательному стандарту. Он показывает, насколько выпускник обладает теми компетенциями (и не только образовательными), которые обеспечат его успешность на следующем возрастном этапе. И в современном российском образовательном пространстве для этой цели применяются новые инструменты – ГИА -9 и ЕГЭ. Итоговая государственная аттестация учащихся играет огромную роль, не только для школы и педагогического коллектива, но и для самих учащихся. Государственная итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена и ГИА-9 дает возможность педагогическому коллективу нашей (да и, наверное, любой школы) в целом подвести итог своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всего учебно-воспитательного процесса школы. Организация работы при подготовке к выпускным экзаменам – это комплексная, многогранная работа.

В математике, информатике и физике владение предметом гораздо выше, чем одно чистое знание, которое всегда можно пополнить с помощью учебников, учебных пособий и справочной литературы. Что, значит, владеть этими предметами? Это значит уметь решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности.

Наибольшую трудность для учащихся представляет вопрос: “С чего начать?”, т.е. не само использование законов, а именно выбор, какие законы и почему следует применять при анализе каждого конкретного случая.

Это умение выбирать путь решения задачи, т.е. умение определить, какие именно законы описывают рассматриваемые ситуации, как раз и свидетельствует о глубоком и всестороннем понимании математики, информатики и физики.


Многие учащиеся испытывают затруднения в решении задач. Это объясняется не только сложностью данного вида занятий, но и недостатками в подборе и методике решения задач по школьному курсу.

К сожалению, в последние годы в общеобразовательной школе идет сокращение числа часов, отводимых на изучение точных предметов. Учебные планы, составляемые школами самостоятельно, предусматривают выделение часов на изучение этих предметов в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений. На основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования, учителями разрабатываются рабочие программы, но теоретический материал для изучения по объему настолько велик, что приходиться сокращать число часов на решение задач, причем на уроках есть возможность решения только стандартных (типовых) задач или задач одно-, (максимум) двух шаговых.

Существует множество вариантов подготовки учащихся к итоговой аттестации. Но, идеального варианта подготовки к ЕГЭ и ГИА не существует.

При подготовке к ЕГЭ у выпускника появляются новые трудности. Главное отличие ЕГЭ от выпускного экзамена состоит в том, что при подготовке придется повторить весь материал, начиная с 5 по 11 класс. ЕГЭ предлагает выпускнику сразу множество заданий на 4 часа. При этом школьнику предлагается самому выбирать задания, с которыми он может справиться. Но ведь это уже очень трудная задача для учащегося, который привык стараться справиться с тем, что задано учителем. К ЕГЭ надо готовиться и по предмету, и психологически. Это связано еще с тем, что задания ЕГЭ сформулированы в непривычной для учащегося форме, и кроме того, большинство школьников должны смириться с тем, что все задачи они не решат в отведенное время. Сконцентрироваться надо на понятных для них задачах, решать их спокойно и до конца. Для того, чтобы учащиеся не растерялись перед заданиями ЕГЭ или ГИА и решили правильно больше задач, их нужно готовить не в конце учебного года 11 класса, а намного раньше – начиная с 5-го класса.

Начиная с первых уроков математики в 5-ом классе необходимо знакомить учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. В старших классах нужно знакомить учащихся со справочниками, словарями, пособиями, которые могут им помочь при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показывать CD-диски и рекомендовать школьникам, какими Internet-ресурсами они могут воспользоваться.

Работа в тестовых технологиях должна занять определенное место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков уже в основной школе (5-9 классах). Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и без существенного ущерба для других форм и методов работы. В связи с этим учитель должен накопить определенную базу тестовых заданий по всем темам школьного курса.

В своей методической копилке я имею демоверсии ЕГЭ за многие годы существования данной формы итоговой аттестации, КИМы, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), диагностические работы, присылаемые в образовательное учреждение по системе СТАТГРАД, тестовые задания по всем темам. В связи с возросшими требованиями, предъявляемыми к качеству подготовки учащихся образовательных учреждений, регулярно повышаю уровень своего педагогического мастерства, поддерживаю связь с учителями других регионов через Интернет.

Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля как ежеурочного (в виде диктантов, контрольных, самостоятельных, срезовых работ, тестов и т.д.), так и проведения раз в два месяца тестирования по образцу ЕГЭ.

В каждом классе 3-4 раза в год я провожу уроки-путешествия в “мир ЕГЭ”. Раздаю учащимся готовые варианты с заданиями итоговой аттестации 10-х и 11-х классов и прошу, чтобы они выбрали те задания, которые могут решить. И у многих учащихся появляется интерес к тестам. После чего контрольные работы, зачеты в виде тестов (некоторые с ответами), а некоторые задания без готовых ответов они решают с желанием.

Можно составить разноуровневые тесты, можно задать домашнее задание, самим составить тесты с готовыми ответами из нескольких заданий. Не существует идеального варианта подготовки к ЕГЭ. У каждого ученика ограничен круг возможностей. Будет неправильно, если во время подготовки не будем учитывать возможности учащегося. В течение всей 4-ой четверти 11 класса необходимо прогнать весь пройденный материал, который есть в ЕГЭ и при этом изучать новые темы. В конце учебного можно провести пробный ЕГЭ на школьном уровне и по результатам выявить возможности учащихся, и те темы, которые надо повторить с классом. Проводить консультации с учениками, требующими педагогической поддержки в 9-ом, 11-ом классах, начиная с начала учебного года.

Так как по учебному плану на алгебру отводится 3 часа, на физику 2 часа этих часов практически не хватает для усвоения программного материала и подготовки к ЕГЭ. Поэтому немаловажной является и внеклассная работа по предмету, способствующая развитию интереса учащихся, их мотивации, повышению уровня подготовки.

Работа по подготовке учащихся к ЕГЭ становится эффективной только в том случае, если выше перечисленные мероприятия приобретают систематический характер.

Проведение недель ЕМЦ – давняя традиция в нашей школе, цель которой – вызвать живой интерес к этим предметам, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей. Проведение предметных недель формирует и развивает творческую активность учащихся, повышает заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учеников.

Во внеурочное время провожу также индивидуальную работу с сильными учащимися, которая требует от ученика творчества, инициативы, содержащая элементы исследования.

Широко используется метод наблюдения, методы поисковые и частично – поисковые, поэтому вместо практикуемых на уроке упражнений, на внеклассных занятиях используются познавательные задачи.

Разновидности познавательных задач:

-обучающе-познавательные (учитель предлагает задачу и решает ее сам, показывая ученикам способ и ход ее решения);

-тренировочно-познавательные (ученики решают сходные с показанной задачи);

-поисково-познавательные (ученики самостоятельно решают задачи).

Практикую также работу в парах, когда сильный учащийся выступает в роли консультанта и помощника. Эффективной считаю также работу групп, которые получают дифференцированные задания повышенной сложности; слабые отрабатывают навык путем выполнения тренировочных упражнений под руководством учителя, так как им требуется больше времени для овладения навыком. В этом случае использую карточки с дифференцированными заданиями.

Формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков, связано с целым рядом факторов, в частности, с учетом специфики их памяти. Имея представление об особенностях памяти учащихся, я выбираю способы передачи материала. Использую методику “непроизвольного запоминания”. Не зазубривая правил с учащимися, сразу приступаю к выполнению упражнений, не отрывая теорию от практики, а объединяя их в единый образовательный процесс. В результате многократного проигрывания правила без заранее условленной цели заучивания происходит их непроизвольное запоминание.

Таким образом, все перечисленные способы, методы, приемы помогают развитию интереса, достижению стабильных положительных результатов.

Поэтому перед современной педагогической наукой стоит серьезная задача: заинтересовать школьников в изучении математики, информатики и физики, помочь им осознать важность и универсальность изучаемых законов, создать условия для самореализации личности каждого учащегося в процессе обучения, развить потребность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности, вооружить необходимым методологическим материалом.


Доклад на тему:"Эффективность подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации"
  • Директору-завучу
Описание:

Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. Таким результатом становится выпускной экзамен. Мы все знаем, что в школьной реальности экзамен - это оценка конечного результата, анализ соответствия уровня развития выпускников образовательному стандарту. Он показывает, насколько выпускник обладает теми компетенциями, которые обеспечат его успешность на следующем возрастном этапе. И в современном российском образовательном пространстве для этой цели применяются новые инструменты – ГИА -9 и ЕГЭ.

Автор Турчанинова Надежда Леонидовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1623
Номер материала 34338
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓