Главная / Технология / Доклад на тему:"Гендерное воспитание учащихся на уроках технологии"

Доклад на тему:"Гендерное воспитание учащихся на уроках технологии"

Ракишева Н.Г. методист отдела образования г.Уральска по предметам: технологии, самопознания, ИЗО и черчения.

Гендерное воспитание учащихся на уроках технологии

Сегодняшняя моя цель – познакомить Вас с понятием «гендер». Почему сейчас вопрос гендера поднимается на уровне правительства? Какую роль играет школа в гендерном воспитании, а конкретно предмет «технология»?

Гендер – это совокупность социальных и культурных норм и ролей мужчин и женщин, которые определяют их поведение, а также социальные взаимоотношения между ними. Какую роль играет школа в гендерном воспитании, а конкретно технология?

Слово «gender» в переводе с английского означает род (мужской, женский).

На своих уроках мы прививаем детям чувство патриотизма, духовно-нравственные идеалы, правовое, политическое, экономическое, экологическое воспитание и наряду с этим не должны забывать о гендерном воспитании. Так что же это такое?

Термин «гендер» является аналитическим инструментом для понимания социальных процессов.

Для достижения гендерного равенства во всех сферах жизни и деятельности страны Указом Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 24 ноября 2005 года № 1677 утверждена Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы (далее - Стратегия). Стратегия является основополагающим документом, направленным на реализацию гендерной политики государства, обеспечивающей равенство мужчин и женщин, а также расширение прав и возможностей женщин.

Цель стратегии:

Создание условий для реализации равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, провозглашенных Конституцией Республики Казахстан и международными актами, к которым присоединился Казахстан, а также их равное участие во всех сферах жизнедеятельности общества. На сегодняшний день общая численность населения в республике составляет более 15 млн человек, в том числе женщин – 51,9%, мужчин – 48,1%. На 1000 мужчин в среднем приходится 1077 женщин.

Гендерный состав населения в возрасте от рождения до 24 лет свидетельствует о численном превосходстве мужчин, так как мальчиков рождается больше, чем девочек. Начиная с 25-летнего возраста, доля мужчин становится менее 50% и далее, с увеличением возраста, все более уменьшается.

Средняя ожидаемая продолжительность жизни в Казахстане составляет 66,2 года, в том числе мужчин 60,6, женщин - 72,0 года. Женщины живут дольше мужчин на 11,3 года.

В силу сложившегося стереотипа распределение социальных ролей в реальной жизни женщины имеют меньше прав и возможностей, чем мужчины. Женщины менее востребованы на рынке труда. Из обратившихся в службы занятости по вопросам трудоустройства, работу получает лишь каждая шестая. Самые малые перспективы устройства на работу у женщин с высшим и средним специальным образованием в возрасте 45 лет и старше.

В настоящее время среди лиц, работающих по найму, женщины составляют почти половину. Но их заработная плата составляет лишь 61% от зарплаты мужчин. Причина в том, что женщины, как правило, работают на более низкооплачиваемых должностях даже в таких традиционно «женских» отраслях, как здравоохранение и образование, где зарплата женщин составила 85% и 81% от зарплаты мужчин.

Не изжиты факты насилия в отношении женщин и их сексуальной эксплуатации.

Было зарегистрировано 143 тыс. преступлений, в т.ч. в отношении женщин более 35 тыс. Из них 551 убийство, 405 случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью,1,3 тыс. изнасилований, 1,100 тыс. побоев и истязаний. Совершено 357 преступлений, связанных с организацией и содержанием притонов для занятий проституцией и сводничеством.

При оценке некоторых экспертов, в Казахстане свыше 60% всех женщин хотя бы раз в жизни подвергались физическому или сексуальному насилию. Менее 10% случаев изнасилований доходит до рассмотрения в суде. 28% замужних женщин являются жертвами насилия со стороны своих мужей.

В целях достижения равных прав и возможностей Глава государства поставил следующие задачи:

- добиваться того, чтобы как можно больше женщин было представлено в органах власти на уровне принятия решений;

- совершенствовать законодательство и сформировать институты обеспечения гендерного равенства, ускорить принятие Закона Республики Казахстан «О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин», продолжить работу по обеспечению правовых механизмов защиты прав женщин;

- создать условия для того, чтобы женщины активно включились в экономическую жизнь;

- создавать экономические льготы для женщин, принимать меры по улучшению здоровья матери и ребенка, обеспечить существенное повышение правовых и социальных гарантий для женщин;

- возрождать нравственные ценности, культивировать позитивный образ семьи и брака.

Для обеспечения баланса возможностей мужчин и женщин Указом Главы государства в 1998 году создана Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан. Постановлением Правительства от 19 июля 1999 года № 999 был утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин в республике Казахстан (Из интервью Шырын Курманбаевой доктора политических наук, газета «Казахстанская Правда»).

Знаменательно, что, создавая Национальную комиссию, Глава государства продемонстрировал свою дальновидность, следуя принципу «Бесігінді тузе». М. Ауэзов как-то написал: «Хочешь быть достойным народом – исправь положение женщин», став примером для всех мужчин Казахстана. Необходимо прививать принципы гендерного равенства при воспитании подрастающего поколения с юных лет. К примеру, в Швейцарии успешно работает элитная школа, где юношей и девушек не просто обучают, а разносторонне воспитывают. Так сложилось, что в сфере воспитания очень мало мужчин: в садике, в школе, даже в вузах. Поэтому надо всячески вовлекать (и поощрять) в образовательный процесс представителей сильного пола в качестве гувернеров, воспитателей, учителей, преподавателей.

Гендерное образование делает в Казахстане первые шаги, в основном в виде образовательных семинаров, тренингов, единичных экспериментальных курсов, и рассчитывать на массовые глубокие познания в этой области пока не приходиться. Проводимые мероприятия - конференции, «круглые столы» - способствуют формированию гендерного сознания учителей, учащихся, студентов, политиков, журналистов, но в целом не носят широкомасштабный характер гендерного просвещения.

И тем не менее гендерные отношения как отдельная проблематика впервые входят в образовательную практику казахстанского общества, и у нас уже имеются положительные достижения. Разработан Национальный план по достижению гендерного равенства. Национальной комиссией по делам семьи и гендерной политике при Президенте РК проделана огромная работа по решению проблем, расширению прав женщин, выявлена степень выполнения стратегии гендерного равенства и возможность её дальнейшего осуществления.

Определены три направления внедрения гендерного подхода в образовании: школьникам он поможет справиться с проблемами социализации; студентам разъяснит гендерные стереотипы, с которыми сталкивается молодёжь; образование взрослых должно носить, главным образом, адаптационный характер, помогая приспособиться к изменениям, происходящим в окружающем мире, бороться с возникающими трудностями.

Общество пришло к пониманию того, что специфика «женского», «мужского» жизненного опыта должна быть отражена в системе образования, что мы нуждаемся в создании педагогики нового типа, которая будет успешно применяться во всех типах учебных заведений. В настоящее время в стране активно работают институты, центры, которые стремятся интегрировать теоретические гендерные идеи в практику, в том числе и в образовательную.

Реализация Стратегии предусматривает внедрение гендерных знаний в систему образования, просвещение общества по осознанию необходимости правового и гендерного равенства.

Сегодня в сфере образования республики происходят глубокие изменения, создаются благоприятные условия для эффективного развития национальной модели системы образования, обеспечивающей широкий доступ населения к качественному образованию на всех уровнях и ступенях образования.

В соответствии с поручением Главы государства разработана Государственная программа развития образования в Республике Казахстан до 2010 определяющая образование в качестве общенационального приоритета.

Закон Республики Казахстан «Об образовании» (далее- Закон), регулирует общественные отношения в области образования, определяет основные принципы государственной политики в этой сфере и направлен на обеспечение конституционного права граждан на образование.

Статьей 3 Закона предусмотрено, что одним из основных принципов государственной политики в области образования являются равенство прав всех граждан Республики Казахстана образование и доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина. Девочки и мальчики (девушки, юноши) имеют одинаковое право изучать одинаковые предметы. В системе образования Республики Казахстан все учебные программы, учебники, учебные материалы по отношению ко всем учащимся одинаковы по содержанию.

Образовательные программы определяют содержание образования соответствующих уровней и их ступеней. В Республике Казахстан реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Основные образовательные программы разрабатываются на основе соответствующих государственных общеобязательных стандартов образования и предназначены для всех обучающихся независимо от пола.

Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам (п.4 ст.30 Конституции РК).

Согласно официальной статистике (Агентство по статистике РК) в Казахстане охват девочек начальным образованием является практически всеобъемлющим. На начало 2005-2006 учебного года из числа обучающихся в 1-4 классах 48,9% составляли девочки, 51% - мальчики; в 5-9 классах 49,05% учащихся – девочки; в 10-11 (12) классах - 52,5% девочки и 48% мальчики.

Концепция соблюдения гендерного равенства прослеживается на всех уровнях образования.

Во всех высших учебных заведениях республики девушки пользуются равными с юношами возможностями на получение высшего образования, стипендий и иных, установленных законодательством, льгот и пособий.

Формирование студенческого контингента вузов осуществления через комплексное тестирование, обеспечивающее равные возможности для получения высшего образования.

Так, на начало 2005-2006 учебного года в республике из общего числа студентов, обучающихся в вузах республики (государственная собственность) засчет государственных образовательных грантов, 56,8% составляли женщины. Основным критерием присуждения государственных образовательных грантов является уровень знания абитуриентов. Обеспечение равного права на образование, независимо от пола, в Казахстане реализуется в полной мере.

В целях укрепления нравственных основ воспитания и охраны репродуктивного здоровья подрастающего поколения Министерством образования и науки Республики Казахстан разработана и утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 ноября 2001 года №1500 «Концепция о нравственном воспитании в Республике Казахстан».

В учебный процесс общеобразовательных организаций внедрена программа «Валеология», включающая разделы по изучению правил личной гигиены, влияния табака, наркотических и токсических средств на здоровье и т.д. курс «Валеология» предусматривает усвоение объема знаний по вопросам нравственного и полового воспитания юношей и девушек 15-16 лет.

В учебные программы организаций образования республики введен обязательный предмет «Этика и психология семейной жизни». Одновременно ведется работа по возрождению этнопедагогики. Прогрессивные идеи, богатейшие традиции и опыт воспитания реализуются как в процессе преподавания учебных дисциплин, так и в процессе воспитания детей и подростков.

В соответствии с приказом министра образования и науки РК от 21 марта 2002 года № 204 в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ и дошкольных организаций республики с 1 сентября 2002 года введен курс «Самопознание». Концептуальные основы данного предмета заключаются в философских, психолого-педагогических основах нравственно-духовного воспитания, что позволяет школьникам раскрыть свой внутренний потенциал, эмоциональное состояние и мотивы поведения.

В целях реализации гендерных подходов при организации учебного процесса уроков физического воспитания и технологии в учреждениях образования республике в 5-11 осуществляется раздельное обучение мальчиков и девочек.

Для того, чтобы наше общество нормально развивалось, нам нужны самостоятельные, умеющие принимать решения, надежные мужчины и женщины, обладающие всеми преимуществами, которые природа дала каждому из полов, уважающими себя и ценящими свою половую принадлежность.

С учетом этого, я на уроках технологии воспитываю в девочках в первую очередь то, что женщина – хранительница очага, и моей задачей является воспитание в соответствии с полом ребенка и обеспечение равномерного взаимодействия в образовательном процессе между юношами и девушками на основе нравственных ценностей. На уроках в разделе семейная экономика девочки получают знания основ домашней экономики, которые необходимо знать в условиях складывающихся рыночных отношений. Как зарабатывать и рационально тратить деньги, умело использовать рабочее время не только в общественной производстве, но и в домашнем хозяйстве, распределить все нелёгкие домашние работы и обязанности, организовать наилучшим образом досуг и отдых всех членов семьи на основе равноправия. В разделе «Кулинария» девочки осваивают навыки приготовления здоровой и вкусной пищи, правила поведения за столом и его сервировки, а также с учётом национальных традиций правилам гостеприимства.

Природа не случайно разделила нас на мужчин и женщин: одни предназначены для поиска нового, для развития познания, другие – для сохранения найденного, стабильности жизни и её продолжения. Сто лет назад В.И.Даль обозначил пол, как одну из родовых половин. Жизнь любого человека от рождения до ухода пронизана ощущением своей принадлежности тому или иному полу. Мы с самого раннего возраста воспринимаем и ощущаем себя как мальчиков или девочек, мужчин или женщин. Где и когда рождается и затем развивается это ощущение? Что является определяющим?

Проблему, которую я подняла в сегодняшнем докладе, актуальна во всём мире, её можно решить только совместными усилиями правительства, общественных организаций, вузов, школ и т.д.


Доклад на тему:"Гендерное воспитание учащихся на уроках технологии"
  • Технология
Описание:

Гендерное воспитание учащихся на уроках технологии               

     Сегодняшняя моя цель – познакомить Вас с понятием «гендер». Почему сейчас вопрос гендера поднимается на уровне правительства? Какую роль играет школа в гендерном воспитании, а конкретно предмет «технология»?

          Гендер – это совокупность социальных и культурных норм и ролей мужчин и женщин, которые определяют их поведение, а также социальные взаимоотношения между ними. Какую роль играет школа в гендерном воспитании, а конкретно технология?

     Слово «gender» в переводе с английского означает род (мужской, женский). 

     На своих уроках мы прививаем детям чувство патриотизма, духовно-нравственные идеалы, правовое, политическое, экономическое, экологическое воспитание и наряду с этим не должны забывать о гендерном воспитании. Так что же это такое?

     Термин «гендер» является аналитическим инструментом для понимания социальных процессов.

 

     Для достижения гендерного равенства во всех сферах жизни и деятельности страны Указом Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 24 ноября 2005 года № 1677 утверждена Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы (далее - Стратегия). Стратегия является основополагающим документом, направленным на реализацию гендерной политики государства, обеспечивающей равенство мужчин и женщин, а также расширение прав и возможностей женщин.

Автор Давлетова Бакиза Елтаевна
Дата добавления 30.03.2015
Раздел Технология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1110
Номер материала 58906
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓