Инфоурок Химия Другие методич. материалыДоклад на тему: «Внедрение инновационных технологий в учебный процесс – один из путей подготовки высококвалифицированных специалистов»

Доклад на тему: «Внедрение инновационных технологий в учебный процесс – один из путей подготовки высококвалифицированных специалистов»

Скачать материал

Доклад на тему: «Внедрение инновационных технологий в учебный процесс – один из путей подготовки высококвалифицированных специалистов».

 

Докладчик: В.А.Терехова, преподаватель химии Тираспольского техникума коммерции.

 

Развитие современного образования и воспитания составляют интеллектуальные умения студентов, их мыслительные и коммуникативные навыки, умение решать разнообразные проблемы, работать с количественными данными и продуктивно сотрудничать с другими людьми.

Многие ученые и практики отмечают, что главными недостатками современного образования являются:

§    несформированность у студентов достаточной компетентности;

§    неумение использовать полученные знания на практике;

§    неучтенность индивидуальных особенностей студента.

Поэтому в педагогическую деятельность внедряются новые преобразования – инновации (нововведения). Инновационный процесс в образовании и воспитании затрагивает их цели, структуру, задачи и технологию.

Внедрение новых идей - это признак, по которому отличают инновации от собственно новаций: если преподаватель открывает принципиально новое, то он новатор, если трансформирует научную идею в практику, то он инноватор.

В современных условиях среди педагогических инноваций преобладают личностно-ориентированные технологии. Это - модульно-рейтинговая технология, технология организации самостоятельной работы студентов, информационные технологии, компьютерные технологии обучения и контроля знаний, умений и навыков и др.

Индивидуальный подход к обучению дает возможность не только формировать знания и умения, но и развивать способности, формировать духовные и интеллектуальные качества студента. Педагогические личностно – ориентированные технологии обучения направлены на обеспечение интеграции профессиональных, социально-гуманитарных, культурологических, психологических и специальных знаний и умений, свободу выбора информации, темпов, форм и методов обучения, развитие способностей и ориентацию на мотивированное достижение успехов в деятельности.

Личностно-ориентированные технологии ставят личность студента в центре внимания педагога, в них деятельность учения - познавательная деятельность, а не преподавание, является ведущей в тандеме преподаватель – студент.

В условиях личностно-ориентированного обучения педагог приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. И это важно осознать. Если при традиционной системе образования преподаватель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а педагог являлся к тому же и контролирующим объектом познания, то при новой парадигме образования преподаватель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности студентов, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения направлены не просто на контроль знаний и умений обучаемых, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно более сложная, нежели при традиционном обучении, и требует от педагога более высокой степени мастерства.

Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития студента, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков. Необходимо всегда иметь в виду целостную личность ребенка с его эмоциональной и духовной сферой.

Реализация личностно-ориентированной технологии может осуществляться через:

Ø обучение в сотрудничестве;

Ø метод проектов;

Ø разноуровневое обучение.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Студенты учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми придти друг к другу на помощь. Они при этом становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, их симпатии и заинтересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне учебного заведения, становятся качествами их личности.

Метод проектов предполагает строить обучение на активной основе. Очень важно показать студентам их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для студента, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые предстоит еще приобрести. Где, каким образом? Педагог может подсказать новые источники информации или просто направить мысль обучаемых в нужную сторону для самостоятельного поиска. В результате студенты должны самостоятельно или совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Чтобы применять метод проектов, следует научить наших студентов самостоятельно мыслить; умению находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения; умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с обучением в сотрудничестве.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития студентов.

Еще одним видом обучения при личностно-ориентированном подходе является разноуровневое обучение, т.е. дифференцированное. Дифференциация может осуществляться по общим способностям. В этом случае учитываются уровень обученности, развития обучаемого, отдельных особенностей психического развития – памяти, мышления, познавательной деятельности. При разноуровневом обучении каждый студент имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам на разных уровнях («А», «В», «С»), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. При этом за критерий оценки деятельности обучаемого принимаются усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. При разноуровневом обучении каждому студенту предоставляется шанс построить обучение таким образом, чтобы максимально использовать его возможности.

Большое значение имеет внедрение в образовательный и воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий.

Современные учебные заведения становятся передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникативных технологий образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании.

Я провожу уроки с использованием различных мультимедийных презентаций, а в их разработку стараюсь подключить и других педагогов, а также студентов. Эта очень интересная и творческая работа. Мы лучше узнаем друг друга, не говоря уже о том, что студенты приобретают новые знания, умения и навыки.

Кроме того, в своей работе я использую различные электронные учебники, которые помогают более наглядно, доступно объяснить тот или иной материал студентам, закрепить пройденный материал, выполнить тестовые задания.

Такой образовательный процесс предусматривает раскрытие и наиболее полное развитие личности. Общая деятельность студентов в процессе познания и овладения учебным материалом означает, что каждый делает индивидуальный вклад в учебный процесс, когда происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Эти положения сегодня очень важны в учебно-воспитательном процессе любого учебного заведения. Ведь если раньше главной задачей в подготовке к профессиональной деятельности было научить специалиста работать, то сейчас и на будущее этот тезис трансформируется в общий: научить специалиста жить, использовать полученные в учебном заведении профессиональные знания для организации своей жизни и жизни общества.

Инновационные технологии дают возможность как преподавателям, так и студентам усовершенствовать традиционные формы и методы и использовать новые, а именно: тренинги, круглые столы, пресс-конференции, диспуты, презентации и др. Мастерство педагога при этом проявляется в умении создать ситуацию педагогического взаимодействия: преподаватели, и студенты могут выбирать, оценивать, рефлексировать свое поведение и состояние, уметь управлять собой.

Таким образом, создавать новое - это и есть инновация. Образование по своей сути уже является инновацией. Когда несколько лет назад я столкнулась с термином «инновация», мне было интересно узнать мнение других людей об этом «загадочном явлении». Веер суждений получился обширный - от по-детски нелепых до мудрено-научных. И в результате этого у меня сложилось свое, пусть субъективное видение процесса инновации в образовании. Это некий умственный потенциал неспокойных, жаждущих творчества в педагогике людей.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад на тему: «Внедрение инновационных технологий в учебный процесс – один из путей подготовки высококвалифицированных специалистов»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по сертификации продукции

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Развитие современного образования и воспитания составляют интеллектуальные умения студентов, их мыслительные и коммуникативные навыки, умение решать разнообразные проблемы, работать с количественными данными и продуктивно сотрудничать с другими людьми.

В современных условиях среди педагогических инноваций преобладают личностно-ориентированные технологии. Это - модульно-рейтинговая технология, технология организации самостоятельной работы студентов, информационные технологии, компьютерные технологии обучения и контроля знаний, умений и навыков и др.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 658
    • DOCX 53 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Терехова Виктория Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Терехова Виктория Андреевна
    Терехова Виктория Андреевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 8
    • Всего просмотров: 73305
    • Всего материалов: 42

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Курс повышения квалификации

Методика реализации образовательного процесса и мониторинг эффективности обучения по дисциплине «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СПО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 574 человека

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Мини-курс

Возрастные кризисы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

GR: аспекты коммуникации и взаимодействия с государственными органами

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стартап: стратегия, развитие, и инвестиции

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе