Инфоурок Другое Другие методич. материалыДоклад на тему: "Выбор оптимальных методов и приемов на уроках"

Доклад на тему: "Выбор оптимальных методов и приемов на уроках"

Скачать материал

 

Выбор оптимальных методов и средств обучения на уроках и внеклассной работе

 

Учебный процесс  представляет собой единую систему, включающую в себя информацию, дидактические задачи и виды деятельности, но правильнее будет классифицировать методы обучения комплексно сразу по нескольким признакам.

И к одной из групп можно отнести демонстрационные методы, которые реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных образов изучаемых объектов. Демонстрационные методы соответствуют образному характеру психики учеников, активизируют их сенсорные и мыслительные процессы, облегчая усвоение учебного материала. Имеющиеся в распоряжении учителя пособия можно разделить на две группы: натуральные и изобразительные.

К натуральным пособиям  относятся инструменты, образцы изделий, материалы и т.п.; к изобразительным — модели, макеты, таблицы, картины, фотографии, чертежи, диаграммы, диафильмы, технологические карты и др. В каждом конкретном случае учитель подбирает для урока наиболее оптимальные наглядные демонстрационные пособия.

Оптимизация обучения требует такого планирования и организации учебного процесса, которое дает максимально возможные результаты образования, воспитания и развития при минимально необходимых затратах времени учеников и учителя.

Оптимизация является одним из принципов НОТ.

К числу основных способов деятельности учителя относятся:

- комплексный подход к подбору и решению задач обучения , к построению его содержания, методов и средств, форм деятельности ;

- конкретизация задач, содержания, методов, средств и форм деятельности учителя;

- выделение главного, существенного при планировании задач, содержания, форм, методов деятельности;

- сравнительная оценка различных методов, средств, форм обучения в целях выбора наилучшего;

- дифференцированный подход к выбору задач, содержания, методов , форм обучения с учетом особенностей отдельных групп учащихся;

- создание необходимых условий для обучения;

- оперативное корректирование обучения с учетом меняющихся условий;

- ориентация на экономию времени, условий, средств в процессе обучения.

 Общие способы оптимизации обучения

1.Комплексное планирование задач;

2. Конкретизация всех компонентов  учебного процесса;

3. Выделение главного, существенного;

4. Дифференцированный подход к учащимся ;

5. Сравнительная оценка возможностей различных вариантов обучения с целью выбора наиболее подходящего из них в данной ситуации ;

6. Оперативно корригировать методы , средства и формы обучения.

Основные этапы деятельности педагога по оптимизации процесса обучения:

Первый этап:

Проектирование  задач  обучения.

- ознакомление с задачами образования , воспитания и развития ;

- изучение и оценка условий для обучения ;

- изучение и оценка учебных возможностей учащихся ;

- выделение главных задач ;

- дифференцированный подход к учащимся и отдельному коллективу.

Второй этап:

Выбор наиболее рационального варианта решения задач обучения:

- сравнительная оценка возможных вариантов содержания , методов , средств , форм организации и темпа обучения ;

- сужение числа вариантов для выбора к двум ;

- принятие решения о выборе  типа урока

Третий  этап

Осуществление избранного варианта обучения:

 Действия учителя:

- постановка задач;

- применение средств стимулирования учебной деятельности учащихся;

- организация деятельности учащихся ;

- формирование навыков рациональной организации учебного труда ;

- осуществление текущего контроля .

 Действия учеников:

- принятие задач обучения ;

- осознание мотивов учения ;

- проявление активности и самостоятельности ;

- самоконтроль и саморегулирование учебной деятельности.

Четвертый этап

Анализ результатов обучения:

- сравнение полученных результатов;

- сравнение затрат времени, усилий;

- вовлечение учеников и самоанализ результатов обучения;

- выявление  причин возможных отклонений;

- разработка дополнительных задач.

Классификация методов обучения.

1.Методы словесной передачи информации (рассказ , лекция , беседа и др. )

2.Методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации ( схемы , картины , иллюстрации и др. )

 

3. Методы передачи учебной  информации посредством практических, трудовых действий  (лабораторные опыты, трудовые действия )

Существуют следующие методы:

- репродуктивные методы (запоминание информации )

- проблемно – поисковые (решение задач проблемной ситуации )

- методы самостоятельной работы;

- методы стимулирования и мотивации обучения;

- методы формирования интереса к учению;

- методы развития долга и ответственности в учении;

- методы контроля и самоконтроля.

Только сочетание различных методов , приемов образует определенный метод обучения , причем нередко важна последовательность применения соответствующих приемов.

Критерии оптимального выбора методов обучения.

При планировании процесса обучения учитель должен осуществлять следующие операции:

1. Определить задачи изучения темы путем  ознакомления с программой и      методическими указаниями;

2. Ознакомиться с содержанием учебного материала по теме в учебнике , выделив цели, понятия, законы, умения, навыки;

3. Обосновать логику раскрытия темы с использованием принципов систематичности, доступности, связи с жизнью, теории с практикой ,научности, доступности;

4. Конкретизировать число и последовательность всех уроков;

5. Определить тематику каждого занятия, урока;

6. Конкретизировать  задачи данного урока;

7. Отобрать наиболее рациональное содержание обучения;

8. Избрать наиболее оптимальные методы , приемы ,средства обучения;

9. Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке;

10. Определить темп урока;

11. Определить содержание и методы домашней работы учеников.

Основные закономерности учебного процесса

1. Обучение закономерно зависит от потребностей общества.

2. Процессы обучения, воспитания взаимосвязаны в целостном педагогическом процессе обучения.

3. Процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны в целостном процессе обучения.

4. Содержание обучения зависят от его целей и задач.

5. Активность  учебной деятельности школьников  зависит от наличия у учащихся познавательных мотивов, от используемых методов стимулирования учения.

6. Методы и средства организации учебно – познавательной деятельности, контроля и самоконтроля закономерно зависит от задач , содержания обучения.

7. Формы организации обучения закономерно зависят от задач , содержания и методов обучения.

8. Эффективность учебного процесса закономерно зависит от условий в которых он протекает.

9. Оптимальная организация процесса обеспечивает максимально возможные и прочные результаты обучения.

Требования, обеспечивающих оптимальный выбор методов обучения:

1. Опора на всю совокупность принципов обучения при выборе методов        

2. Системный подход к выбору методов обучения.

3. Опора на исторический опыт изучения соответствующих тем с целью выбора наиболее удачной системы.

4. Опора на аналогии из собственного опыта применения методов обучения с целью использования удачных подходов.

5. Выделение из возможных методов наиболее рациональных , основных , главных для данной ситуации с учетом особенностей учеников.

6.Формирование вывода  о комплексе методов обучения, которые будут применяться в данной ситуации.

Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

 

 

З.Т. Маусымбаева –преподаватель  экономических дисциплин

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад на тему: "Выбор оптимальных методов и приемов на уроках""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по гимнастике

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Выбор оптимальных методов и средств обучения на уроках и внеклассной работе

 

Учебный процесс  представляет собой единую систему, включающую в себя информацию, дидактические задачи и виды деятельности, но правильнее будет классифицировать методы обучения комплексно сразу по нескольким признакам.

И к одной из групп можно отнести демонстрационные методы, которые реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных образов изучаемых объектов. Демонстрационные методы соответствуют образному характеру психики учеников, активизируют их сенсорные и мыслительные процессы, облегчая усвоение учебного материала. Имеющиеся в распоряжении учителя пособия можно разделить на две группы: натуральные и изобразительные.

К натуральным пособиям  относятся инструменты, образцы изделий, материалы и т.п.;

 к изобразительным — модели, макеты, таблицы, картины, фотографии, чертежи, диаграммы, диафильмы, технологические карты и др. В каждом конкретном случае учитель подбирает для урока наиболее оптимальные наглядные демонстрационные пособия.

Оптимизация обучения требует такого планирования и организации учебного процесса, которое дает максимально возможные результаты образования, воспитания и развития при минимально необходимых затратах времени учеников и учителя.

Оптимизация является одним из принципов НОТ.

К числу основных способов деятельности учителя относятся:

- комплексный подход к подбору и решению задач обучения , к построению его содержания, методов и средств, форм деятельности ;

 

- конкретизация задач, содержания, методов, средств и форм деятельности учителя;

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 971 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект лекции по ОУДп.14 Право "Роль права в жизни человека и общества"
  • Учебник: «Право: основы правовой культуры (базовый и углублённый уровни) (в 2 частях)», Певцова Е.А.
  • Тема: § 1. Юриспруденция как важная область человеческих знаний
  • 03.10.2020
  • 2162
  • 42
«Право: основы правовой культуры (базовый и углублённый уровни) (в 2 частях)», Певцова Е.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 508
    • DOCX 39 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Маусымбаева Зоя Тимофеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Маусымбаева Зоя Тимофеевна
    Маусымбаева Зоя Тимофеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 252372
    • Всего материалов: 139

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 846 человек

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Мини-курс

Развитие мотивации к обучению

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 154 человека из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

Психологическая помощь и развитие детей: современные вызовы и решения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе