Главная / Другое / Доклад на тему: "Выбор оптимальных методов и приемов на уроках"

Доклад на тему: "Выбор оптимальных методов и приемов на уроках"


Выбор оптимальных методов и средств обучения на уроках и внеклассной работе


Учебный процесс представляет собой единую систему, включающую в себя информацию, дидактические задачи и виды деятельности, но правильнее будет классифицировать методы обучения комплексно сразу по нескольким признакам.

И к одной из групп можно отнести демонстрационные методы, которые реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных образов изучаемых объектов. Демонстрационные методы соответствуют образному характеру психики учеников, активизируют их сенсорные и мыслительные процессы, облегчая усвоение учебного материала. Имеющиеся в распоряжении учителя пособия можно разделить на две группы: натуральные и изобразительные.

К натуральным пособиям относятся инструменты, образцы изделий, материалы и т.п.; к изобразительным — модели, макеты, таблицы, картины, фотографии, чертежи, диаграммы, диафильмы, технологические карты и др. В каждом конкретном случае учитель подбирает для урока наиболее оптимальные наглядные демонстрационные пособия.

Оптимизация обучения требует такого планирования и организации учебного процесса, которое дает максимально возможные результаты образования, воспитания и развития при минимально необходимых затратах времени учеников и учителя.

Оптимизация является одним из принципов НОТ.

К числу основных способов деятельности учителя относятся:

- комплексный подход к подбору и решению задач обучения , к построению его содержания, методов и средств, форм деятельности ;

- конкретизация задач, содержания, методов, средств и форм деятельности учителя;

- выделение главного, существенного при планировании задач, содержания, форм, методов деятельности;

- сравнительная оценка различных методов, средств, форм обучения в целях выбора наилучшего;

- дифференцированный подход к выбору задач, содержания, методов , форм обучения с учетом особенностей отдельных групп учащихся;

- создание необходимых условий для обучения;

- оперативное корректирование обучения с учетом меняющихся условий;

- ориентация на экономию времени, условий, средств в процессе обучения.

Общие способы оптимизации обучения

1.Комплексное планирование задач;

2. Конкретизация всех компонентов учебного процесса;

3. Выделение главного, существенного;

4. Дифференцированный подход к учащимся ;

5. Сравнительная оценка возможностей различных вариантов обучения с целью выбора наиболее подходящего из них в данной ситуации ;

6. Оперативно корригировать методы , средства и формы обучения.

Основные этапы деятельности педагога по оптимизации процесса обучения:

Первый этап:

Проектирование задач обучения.

- ознакомление с задачами образования , воспитания и развития ;

- изучение и оценка условий для обучения ;

- изучение и оценка учебных возможностей учащихся ;

- выделение главных задач ;

- дифференцированный подход к учащимся и отдельному коллективу.

Второй этап:

Выбор наиболее рационального варианта решения задач обучения:

- сравнительная оценка возможных вариантов содержания , методов , средств , форм организации и темпа обучения ;

- сужение числа вариантов для выбора к двум ;

- принятие решения о выборе типа урока

Третий этап

Осуществление избранного варианта обучения:

Действия учителя:

- постановка задач;

- применение средств стимулирования учебной деятельности учащихся;

- организация деятельности учащихся ;

- формирование навыков рациональной организации учебного труда ;

- осуществление текущего контроля .

Действия учеников:

- принятие задач обучения ;

- осознание мотивов учения ;

- проявление активности и самостоятельности ;

- самоконтроль и саморегулирование учебной деятельности.

Четвертый этап

Анализ результатов обучения:

- сравнение полученных результатов;

- сравнение затрат времени, усилий;

- вовлечение учеников и самоанализ результатов обучения;

- выявление причин возможных отклонений;

- разработка дополнительных задач.

Классификация методов обучения.

1.Методы словесной передачи информации (рассказ , лекция , беседа и др. )

2.Методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации ( схемы , картины , иллюстрации и др. )


3. Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий (лабораторные опыты, трудовые действия )

Существуют следующие методы:

- репродуктивные методы (запоминание информации )

- проблемно – поисковые (решение задач проблемной ситуации )

- методы самостоятельной работы;

- методы стимулирования и мотивации обучения;

- методы формирования интереса к учению;

- методы развития долга и ответственности в учении;

- методы контроля и самоконтроля.

Только сочетание различных методов , приемов образует определенный метод обучения , причем нередко важна последовательность применения соответствующих приемов.

Критерии оптимального выбора методов обучения.

При планировании процесса обучения учитель должен осуществлять следующие операции:

1. Определить задачи изучения темы путем ознакомления с программой и методическими указаниями;

2. Ознакомиться с содержанием учебного материала по теме в учебнике , выделив цели, понятия, законы, умения, навыки;

3. Обосновать логику раскрытия темы с использованием принципов систематичности, доступности, связи с жизнью, теории с практикой ,научности, доступности;

4. Конкретизировать число и последовательность всех уроков;

5. Определить тематику каждого занятия, урока;

6. Конкретизировать задачи данного урока;

7. Отобрать наиболее рациональное содержание обучения;

8. Избрать наиболее оптимальные методы , приемы ,средства обучения;

9. Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке;

10. Определить темп урока;

11. Определить содержание и методы домашней работы учеников.

Основные закономерности учебного процесса

1. Обучение закономерно зависит от потребностей общества.

2. Процессы обучения, воспитания взаимосвязаны в целостном педагогическом процессе обучения.

3. Процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны в целостном процессе обучения.

4. Содержание обучения зависят от его целей и задач.

5. Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у учащихся познавательных мотивов, от используемых методов стимулирования учения.

6. Методы и средства организации учебно – познавательной деятельности, контроля и самоконтроля закономерно зависит от задач , содержания обучения.

7. Формы организации обучения закономерно зависят от задач , содержания и методов обучения.

8. Эффективность учебного процесса закономерно зависит от условий в которых он протекает.

9. Оптимальная организация процесса обеспечивает максимально возможные и прочные результаты обучения.

Требования, обеспечивающих оптимальный выбор методов обучения:

1. Опора на всю совокупность принципов обучения при выборе методов

2. Системный подход к выбору методов обучения.

3. Опора на исторический опыт изучения соответствующих тем с целью выбора наиболее удачной системы.

4. Опора на аналогии из собственного опыта применения методов обучения с целью использования удачных подходов.

5. Выделение из возможных методов наиболее рациональных , основных , главных для данной ситуации с учетом особенностей учеников.

6.Формирование вывода о комплексе методов обучения, которые будут применяться в данной ситуации.

Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.



З.Т. Маусымбаева –преподаватель экономических дисциплин


Доклад на тему: "Выбор оптимальных методов и приемов на уроках"
  • Другое
Описание:

Выбор оптимальных методов и средств обучения на уроках и внеклассной работе

 

Учебный процесс  представляет собой единую систему, включающую в себя информацию, дидактические задачи и виды деятельности, но правильнее будет классифицировать методы обучения комплексно сразу по нескольким признакам.

И к одной из групп можно отнести демонстрационные методы, которые реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных образов изучаемых объектов. Демонстрационные методы соответствуют образному характеру психики учеников, активизируют их сенсорные и мыслительные процессы, облегчая усвоение учебного материала. Имеющиеся в распоряжении учителя пособия можно разделить на две группы: натуральные и изобразительные.

К натуральным пособиям  относятся инструменты, образцы изделий, материалы и т.п.;

 к изобразительным — модели, макеты, таблицы, картины, фотографии, чертежи, диаграммы, диафильмы, технологические карты и др. В каждом конкретном случае учитель подбирает для урока наиболее оптимальные наглядные демонстрационные пособия.

Оптимизация обучения требует такого планирования и организации учебного процесса, которое дает максимально возможные результаты образования, воспитания и развития при минимально необходимых затратах времени учеников и учителя.

Оптимизация является одним из принципов НОТ.

К числу основных способов деятельности учителя относятся:

- комплексный подход к подбору и решению задач обучения , к построению его содержания, методов и средств, форм деятельности ;

 

- конкретизация задач, содержания, методов, средств и форм деятельности учителя;

Автор Маусымбаева Зоя Тимофеевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 502
Номер материала 53476
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓