Выбор оптимальных методов и средств обучения
на уроках и внеклассной работе
Учебный процесс представляет собой единую систему,
включающую в себя информацию, дидактические задачи и виды деятельности, но
правильнее будет классифицировать методы обучения комплексно сразу по
нескольким признакам.
И к одной из групп можно отнести демонстрационные
методы, которые реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая
непосредственное восприятие учащимися конкретных образов изучаемых объектов.
Демонстрационные методы соответствуют образному характеру психики учеников,
активизируют их сенсорные и мыслительные процессы, облегчая усвоение учебного
материала. Имеющиеся в распоряжении учителя пособия можно разделить на две
группы: натуральные и изобразительные.
К натуральным пособиям относятся инструменты, образцы изделий,
материалы и т.п.; к изобразительным — модели, макеты, таблицы,
картины, фотографии, чертежи, диаграммы, диафильмы, технологические карты и др.
В каждом конкретном случае учитель подбирает для урока наиболее оптимальные
наглядные демонстрационные пособия.
Оптимизация обучения требует такого планирования и
организации учебного процесса, которое дает максимально возможные результаты
образования, воспитания и развития при минимально необходимых затратах времени
учеников и учителя.
Оптимизация является одним из принципов НОТ.
К числу основных способов деятельности учителя
относятся:
- комплексный подход к подбору и решению задач
обучения , к построению его содержания, методов и средств, форм деятельности ;
- конкретизация задач, содержания, методов, средств и
форм деятельности учителя;
- выделение главного, существенного при планировании
задач, содержания, форм, методов деятельности;
- сравнительная оценка различных методов, средств,
форм обучения в целях выбора наилучшего;
- дифференцированный подход к выбору задач,
содержания, методов , форм обучения с учетом особенностей отдельных групп
учащихся;
- создание необходимых условий для обучения;
- оперативное корректирование обучения с учетом
меняющихся условий;
- ориентация на экономию времени, условий, средств в
процессе обучения.
Общие способы оптимизации обучения
1.Комплексное планирование задач;
2. Конкретизация всех компонентов учебного процесса;
3. Выделение главного, существенного;
4. Дифференцированный подход к учащимся ;
5. Сравнительная оценка возможностей различных
вариантов обучения с целью выбора наиболее подходящего из них в данной ситуации
;
6. Оперативно корригировать методы , средства и формы
обучения.
Основные этапы деятельности педагога по оптимизации
процесса обучения:
Первый этап:
Проектирование задач обучения.
- ознакомление с задачами образования , воспитания и
развития ;
- изучение и оценка условий для обучения ;
- изучение и оценка учебных возможностей учащихся ;
- выделение главных задач ;
- дифференцированный подход к учащимся и отдельному
коллективу.
Второй этап:
Выбор наиболее рационального варианта решения
задач обучения:
- сравнительная оценка возможных вариантов содержания
, методов , средств , форм организации и темпа обучения ;
- сужение числа вариантов для выбора к двум ;
- принятие решения о выборе типа урока
Третий этап
Осуществление избранного варианта обучения:
Действия учителя:
- постановка задач;
- применение средств стимулирования учебной
деятельности учащихся;
- организация деятельности учащихся ;
- формирование навыков рациональной организации
учебного труда ;
- осуществление текущего контроля .
Действия учеников:
- принятие задач обучения ;
- осознание мотивов учения ;
- проявление активности и самостоятельности ;
- самоконтроль и саморегулирование учебной
деятельности.
Четвертый этап
Анализ результатов обучения:
- сравнение полученных результатов;
- сравнение затрат времени, усилий;
- вовлечение учеников и самоанализ результатов
обучения;
- выявление причин возможных отклонений;
- разработка дополнительных задач.
Классификация методов обучения.
1.Методы словесной передачи информации (рассказ ,
лекция , беседа и др. )
2.Методы наглядной передачи и зрительного восприятия
учебной информации ( схемы , картины , иллюстрации и др. )
3. Методы передачи учебной информации посредством
практических, трудовых действий (лабораторные опыты, трудовые действия )
Существуют следующие методы:
- репродуктивные методы (запоминание информации )
- проблемно – поисковые (решение задач проблемной
ситуации )
- методы самостоятельной работы;
- методы стимулирования и мотивации обучения;
- методы формирования интереса к учению;
- методы развития долга и ответственности в учении;
- методы контроля и самоконтроля.
Только сочетание различных методов , приемов образует
определенный метод обучения , причем нередко важна последовательность
применения соответствующих приемов.
Критерии оптимального выбора методов обучения.
При планировании процесса обучения учитель должен осуществлять
следующие операции:
1. Определить задачи изучения темы путем ознакомления
с программой и методическими указаниями;
2. Ознакомиться с содержанием учебного материала по
теме в учебнике , выделив цели, понятия, законы, умения, навыки;
3. Обосновать логику раскрытия темы с использованием
принципов систематичности, доступности, связи с жизнью, теории с практикой
,научности, доступности;
4. Конкретизировать число и последовательность всех
уроков;
5. Определить тематику каждого занятия, урока;
6. Конкретизировать задачи данного урока;
7. Отобрать наиболее рациональное содержание обучения;
8. Избрать наиболее оптимальные методы , приемы
,средства обучения;
9. Выбрать формы организации учебной работы школьников
на уроке;
10. Определить темп урока;
11. Определить содержание и методы домашней работы
учеников.
Основные закономерности учебного процесса
1. Обучение закономерно зависит от потребностей
общества.
2. Процессы обучения, воспитания взаимосвязаны в
целостном педагогическом процессе обучения.
3. Процессы преподавания и учения закономерно
взаимосвязаны в целостном процессе обучения.
4. Содержание обучения зависят от его целей и задач.
5. Активность учебной деятельности школьников
зависит от наличия у учащихся познавательных мотивов, от используемых методов
стимулирования учения.
6. Методы и средства организации учебно –
познавательной деятельности, контроля и самоконтроля закономерно зависит от
задач , содержания обучения.
7. Формы организации обучения закономерно зависят от
задач , содержания и методов обучения.
8. Эффективность учебного процесса закономерно зависит
от условий в которых он протекает.
9. Оптимальная организация процесса обеспечивает
максимально возможные и прочные результаты обучения.
Требования, обеспечивающих оптимальный выбор методов
обучения:
1. Опора на всю совокупность принципов обучения при
выборе методов
2. Системный подход к выбору методов обучения.
3. Опора на исторический опыт изучения соответствующих
тем с целью выбора наиболее удачной системы.
4. Опора на аналогии из собственного опыта применения
методов обучения с целью использования удачных подходов.
5. Выделение из возможных методов наиболее
рациональных , основных , главных для данной ситуации с учетом особенностей
учеников.
6.Формирование вывода о комплексе методов обучения,
которые будут применяться в данной ситуации.
Дидактические требования к современному уроку- четкое
формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их
связь с развивающими и воспитательными задачами.
З.Т. Маусымбаева –преподаватель экономических
дисциплин
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.