Преподаватель
(руководитель)
отдельной
дисциплины (Математика, информатика и ИКТ)
Санкт-Петербургского
суворовского военного училища МО РФ
Васильева Светлана
Алексеевна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА УРОКА
«Школа»
(schole) трактуется как
дом
радости в процессе познания мира.
(с
греческого)
Стремительные
социально-экономические преобразования, которые произошли в обществе за последнее
десятилетие, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и
образовательную ситуацию. С 1 сентября 2012 года осуществился переход на
Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)
«по мере готовности» образовательных учреждений.
Новая
парадигма образования основана на рефлексивных умениях: самостоятельно учиться,
осваивать универсальные способы деятельности, познавательные и
информационно-коммуникативные. Методологической основой планирования
образовательной деятельности является системно-деятельностный подход, который
нацелен на развитие личности.
Деятельностный
подход к жизни вообще и к обучению в частности, является значительным
достижением психологии. Психолог Алексей Николаевич Леонтьев говорил, что
человеческая жизнь — это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс
обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи,
противоречит самой природе человека — только через собственную деятельность
каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и
той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную
проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.1
В
современном образовании акцент ставится на обеспечение становления личности учащегося,
раскрытие его индивидуальных возможностей, на умении применять знания, на
знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках
математики теперь должны выглядеть несколько иначе. На уроках предлагается, усваивая
конкретные знания, учить преобразовывать и применять уже имеющийся опыт для
получения нового знания. Для этого надо научить воспитанников работать с
текстами, рисунками, графиками, таблицами и схемами с целью отбора источников,
поиска и извлечения информации для ответов на вопросы, аргументации своей точки
зрения.
Без математической
подготовки невозможно стать высокообразованным специалистом:
ü математика
служит опорным предметом для смежных дисциплин: физики, химии, биологии,
информатики и др.;
ü в
различных областях жизни необходим высокий уровень образования, связанный с непосредственным
применением математики;
ü математика
способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества
математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи
симметрии.
Поставленные
задачи полностью меняют конструирование современного урока. Как же построить
урок? Какие основные моменты следует учесть при подготовке современного урока?
Здесь на
помощь преподавателю приходит такая форма проектирования урока как технологическая
карта.
Во многих
источниках говорится, что технологическая карта— это новый вид
методической продукции. Однако надо отметить, что этот вид проектирования урока
совсем не новый. Как говорится, «всё новое – это хорошо забытое старое».
Системно-структурный
подход к обучению, который был предметом осмысления педагогов-методологов в
70-е годы, позволил объяснить учебный процесс в его саморазвитии, выявить
внутренние источники, движущие силы — противоречия, которые естественно
возникают в ходе обучения, раскрыть условия их разрешения. В научный оборот
была введена новая дидактическая категория — «логика учебного процесса»,
отражающая сложный сплав логики учебного предмета и психологии усвоения
учащимися его содержания. В логике учебного процесса реализуется единство
преподавания и учения, усвоения знаний и умственного развития, формирования
взглядов и убеждений, воли и характера. Оптимальная логика учебного процесса
характеризуется выдвижением самим ходом обучения познавательных и практических
задач. Искусство учителя заключается в том, чтобы последовательно подводить
учащихся ко все более усложняющимся задачам и готовить их к выполнению этих
задач-проблем — шаг за шагом побуждать учебное познание к «самодвижению».
«Выдвинутая однажды и принятая... познавательная задача превращается в цепь
внутренне связанных задач, которые вызывают собственное стремление школьников к
познанию нового, неизвестного и к применению этого познанного в жизни. Можно
думать, что в этом возникновении нового качества развивающейся личности —
способности видеть познавательную задачу и стремлении найти ее решение —
кроется тайна успешного обучения и умственного развития школьников. Ключ к
раскрытию этой тайны можно выразить немногими словами: радость познания и
творческого труда» - это цитата из учебника 1975 года «Дидактика средней школы»
под редакцией Данилова и Скаткина.2
Итак, технологическая
карта —
это вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное
преподавание учебных курсов в образовательном учреждении и возможность
достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ.
Технологическая
карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в
котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной
технологии работы с информацией.
Технологической
карте присущи следующие отличительные черты:
·
интерактивность,
·
структурированность,
·
алгоритмичность
при работе с информацией,
·
технологичность
·
обобщённость.
Технологическая
карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица,
позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Структура
технологической карты включает:
1)
Название темы урока, номер урока в изучаемой теме.
2) Цели
урока.
3) Тип
урока.
4)
Планируемые результаты урока.
5) Основные
понятия темы.
6)
Применяемые технологии.
7) Формы
работы.
8)
Межпредметные связи.
Шаблон
технологической карты
Тема
урока:
Цели
урока:
·
обучающие:
·
развивающие:
·
воспитательные:
Тема
урока, номер урока в теме
|
|
Тип
урока
|
|
Планируемые результаты урока
|
Предметные:
|
Метапредметные:
|
Личностные:
|
Знать:
Уметь:
Применять:
|
познавательные
УУД:
регулятивные
УУД:
коммуникативные
УУД:
|
|
Основные
понятия темы
|
|
Применяемые
современные технологии
|
|
Организация
пространства (формы организации учебной деятельности)
|
Индивидуальная,
парная, групповая, фронтальная
|
Межпредметные
связи
|
|
Этапы организации
учебной деятельности
|
Цель этапа
Формируемые результаты
|
Содержание
педагогического взаимодействия
|
Деятельность преподавателя
|
Деятельность учащихся
|
I.
этап
Организационный момент
|
Цель:
Настроить учащихся на урок.
|
Приветствует
учащихся, предъявляет тему урока. Предлагает сформулировать цели.
|
Приветствуют
преподавателя, записывают тему, формулируют цели.
|
II.
этап
|
Цель:
|
|
|
III.
этап
|
Цель:
|
|
|
IV.
этап
|
Цель:
|
|
|
V.
этап
|
Цель:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Очень важно вдумчиво разработать характеристики
деятельности учителя и учащихся, а также цели и результаты каждого этапа. Новый
стандарт обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса.
От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных
образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит
достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои
способности. При этом ученик не столько внимательно слушает учителя, сколько
в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в
разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы
специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.
Предлагаю
варианты технологических карт по отдельным урокам, разработанным преподавателями
математики Санкт-Петербургского суворовского военного училища.
Технологическая
карта 1. (Приложение
1)
Технологическая
карта 2. (Приложение
2)
В начале
этого учебного года преподаватели математики и информатики Санкт-Петербургского
суворовского военного училища посмотрели на технологическую карту с позиции
научной организации труда, и сделали универсальную технологическую карту.
Универсальная
технологическая карта. (Приложение 3)
Таким
образом, очевидно, что технологическая карта позволяет:
- увидеть учебный
материал целостно и системно;
- проектировать
образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса;
- гибко использовать
эффективные приемы формы работы с учащимися на уроке;
- согласовывать
действия преподавателя и воспитанника;
- организовать
самостоятельную деятельность в процессе обучения;
- осуществлять
контроль результатов учебной деятельности.3
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.