Главная / История / Доклад на тему "Современные требования к уроку в рамках введения ФГОС 2-го поколения"

Доклад на тему "Современные требования к уроку в рамках введения ФГОС 2-го поколения"

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮБЕРЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №43















СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ В РАМКАХ

ВВЕДЕНИЯ ФГОС II-го ПОКОЛЕНИЯ









Автор: Поддубная Римма Анатольевна,

учитель истории









СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ В РАМКАХ

ВВЕДЕНИЯ ФГОС II-го ПОКОЛЕНИЯ



Информационное общество и требования к образованию.

Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни. А ведь именно такой результат образования, а не просто получение хорошего аттестата является основным свидетельством эффективности работы школы как социального института.

В чем же причина этого, почему школа, долгое время успешно выполнявшая возложенные на нее задачи, оказалась в такой ситуации? Дело в том, что школа пока не готова предоставить ученику образование соответствующее динамичным изменениям в социуме, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Появляются новые требования как к человеку, так и к образованию, Остался в прошлом лозунг «Образование на всю жизнь». «Образование в течение жизни» - вот девиз сегодняшнего дня. Для этого образование должно выйти за пределы решения стандартных, типовых задач, где уже заранее известны ответы на все вопросы.

Сегодня основным фактором, преобразующим нашу жизнь является информация. Темпы получения, накопления и передачи информации обеспечены развитием и широким внедрением во все сферы жизни информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Задачи такого образования были выработаны комиссией ЮНЕСКО под руководством бывшего министра образования Франции Эдгара Фора в 1972 г. В докладе комиссии Фора «Учиться быть» представлена концепция образования в течении всей жизни. Определены четыре «столпа образования»:

  1. Учить учиться и пользоваться знаниями, т.е. получать образование в течении всей жизни.

  2. Учиться делать дело, не только пользуясь стандартными навыками, но шире научиться в рамках как формального, так и не формального социального опыта справляться с разными ситуациями и работать в команде.

  3. Учиться жить вместе, развивая и понимая других людей и их стремление к независимости, укрепляя плюрализм, взаимопонимание и мир.

  4. Учиться быть, т.е. в большей степени развивать свои личностные качества и способность действовать с большей независимостью, руководствуясь собственными суждениями и личной ответственностью.

Образование в течение всей жизни приобретает ключевое значение.

Стираются традиционные различия между общим и профессиональным образованием. Это тоже одно из требований информационного общества. Уже сегодня в России ежегодно получают новые знания 20% взрослого населения (в Европе – 48%). Понятно, что основа такого «образовательного поведения» может быть заложена только в школе.


Педагогические требования к современному уроку.


Из задач, которые общество ставит перед школой, вытекают требования к современному уроку. Эти требования можно разделить на 4 группы:


- воспитательные;

- дидактические;

- психологические;

- гигиенические.


Вот характеристика каждой группы требований:


1. Воспитательные требования к уроку:


- формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших

моральных качеств, трудолюбия;

- формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения

с жизнью;

- формирование активного отношения к жизни;

- формирование высокой гражданственности.


2. Дидактические требования к уроку:


- четкая организация проведения урока, рациональное использование

каждой минуты;

- правильная постановка перед учащимися цели и конкретных задач урока;

- эти требования выполняются па основе хорошо продуманного

тематического и поурочного планирования;

- каждый элемент /структуры /урока - это определенный шаг к достижению

общей дидактической цели задачи;

- структура /урока /должна связываться с его методикой , она должна

быть гибкой и учитывать, как методы влияют на результат урока;

- обеспечение познавательной активности детей на уроке, рациональное

сочетание словесно-наглядных, практических методов с

проблемными;

- связь данного урока с предыдущим;

- вооружение учащихся новыми способами выполнения действий;

- формирования на их основе навыков и умений;


3. Психологические требования к уроку:


- учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке

психологические особенности каждого ученика: его мышления, памяти,

узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения, внимания,

воображения, воли;

- психологическое состояние учителя и учащихся влияет на результаты

урока, поэтому учитель должен отличаться самообладанием и

самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке;

- на результаты урока влияет отношение учащихся к знаниям, учениям.

Оно зависит от мотивов учения и других факторов, поэтому учитель

должен уметь руководить мотивами, поддерживать положительные мотивы,

формировать интерес и потребности к знаниям, создавать чувство

радости, познания, удовлетворения успехами в работе;

- все требования должны быть разумными, проверенными, доступными для

школьника, они должны быть уверены, что эти требования диктуются

необходимостью;

- учитель контролирует точность, тщательность и своевременное

выполнение учащимися каждого требования, все это должно сочетаться с

педагогическим тактом и уважением к детям.


4. Гигиенические требования к уроку:


- соблюдение температурного режима, норм освещения;

- учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически,

ни умственно; не должно быть однообразия в учебной работе, должно

быть чередование слушания с практическими работами.


Таковы общие требования к современному уроку.




Сегодня идут активные поиски такой формы организации процесса обучения, которая отвечала бы современным требованиям и обеспечивала бы необходимый уровень развития ученика. Всем известны бинарные, межпредметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги и т.д. Но можно ли говорить о том, что урок изжил себя, что следует отказаться от него в пользу других занятий? Для ответа на этот вопрос рассмотрим, какие возможности потенциально присущи этой форме обучения и насколько они реализуются учителями.

Учитель при подготовке к уроку прежде всего определяет триединую цель в воспитательной, образовательной и развивающей областях. Цель урока определяет характер взаимодействия учителя и ученика и реализуется как в действиях учителя, так и в соответствующих им действиях учеников.

Воспитательные цели отражают тенденции педагогического влияния содержания и организации обучения, облика учителя, коллектива учащихся и других факторов на качества личности школьника. Цели этого вида не могут быть достигнуты на одном уроке, поэтому целесообразно определять их системно для последовательности уроков. Образовательные цели связаны с процессом овладения учебным материалом и определяют, какие именно знания и умения (практические, предметные, общенаучные) предполагается сформировать у учеников на уроке. Развивающие цели урока традиционно относятся к развитию речи, мышления, сенсомоторной сферы. Эти цели реализуются в системе уроков.

Цели урока могут быть заданы:

- через изучаемое содержание: «Изучить проблемы становления рыночной экономики в России во второй половине XIX - XX века». Такой способ постановки цели не позволяет судить ни о глубине изучения, ни о личностных приращениях ученика. То есть в данном случае учитель не может судить о достижении цели, так как не заявлен планируемый результат;

- через процессы интеллектуального, эмоционального и т.п. развития ученика: «формировать умения анализа», «развивать память», «развивать логическое мышление. При такой постановке задачи педагог оказывается перед необходимостью дополнительно разрабатывать показатели сформированности умений и развития памяти или мышления. Цель поставлена очень широко, поэтому достичь ее на одном уроке невозможно;

- через учебную деятельность ученика: «сбор краеведческого материала о Гражданской войне». Такая цель, так же как и в предыдущих случаях не отражает результата – что же произойдет с учеником вследствие выполнения этих действий, каков ожидаемый образовательный, воспитательный и развивающий эффект и достигнут ли он?

Как видно, такая постановка целей урока не соответствует общему направлению образовательной деятельности сегодня – развитию компетенций учащихся, их личностным, универсальным метапредметным и предметным результатам, которые заложены в стандартах второго поколения.


Почему так важно правильно поставить цель урока? Да потому, что целеполагание – основа организации познавательного взаимодействия субъектов познавательного процесса. Учителя имеют возможность определить первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы. Педагог может вместе с учениками спланировать направления их общей деятельности. Появляется возможность представить школьникам видимые показатели для внешней оценки их результатов. Системно-деятельностный подход, в рамках которого разработаны стандарты второго поколения, позволяет сделать это для успешного освоения основных общеобразовательных программ. При более глубоком внедрении в практику школы компетентностного подхода категории целей могут претерпеть некоторые изменения.

Уже сейчас понятно, что есть цели, которые не могут быть достигнуты и проверены на уроке. Это цели, связанные с морально-этическими качествами личности школьников. Несмотря на их «неинструмментальность», постановка таких целей необходима, так как позволяет учителю выстраивать свою работу с ориентацией на достижение личностных результатов образования.

Наиболее известная классификация, созданная на основе дидактической цели, включает уроки следующих типов:

- изучение нового материала;

- применение и совершенствование знаний;

- формирование умений;

- обобщение и систематизация знаний, умений;

- контроль и коррекция знаний;

- комбинированные уроки.

Достижение цели обеспечивается рациональным применением методов обучения (по выбору учителя).

Все перечисленные выше характеристики урока не потеряли своей актуальности и при обучении в информационно-образовательной среде. Однако он приобрел и новые черты.

Использование ИТК-технологий обучения требует при постановке целей урока учитывать необходимость развития потребности и готовности к самостоятельному получению знаний (исследовательской культуры), ответственности учащихся за собственное образование, рефлексивных умений. Как уже неоднократно говорилось, только активная познавательная деятельность школьников, их субъектная позиция обеспечивают эффективность использования ИКТ-технологий в обучении. Также следует вводить учеников в мир информационной культуры, формировать у них информационные и коммуникационные умения.

Постановка таких целей требует особого содержания образования, его структурирования и применения. Использование современных ИТК-технологий увеличивает объем учебного материала, создает возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Интерактивные обучающие программы, использование гипертекстовой технологии и мультимедиа способствуют успешному обучению на одном уроке школьников, обладающих различными потенциальными возможностями и способностями. Многочисленные информационные ресурсы могут предоставить требуемое содержание, а их целесообразное использование позволит сформировать необходимые умения.

Определены характерные черты уроков, в ходе которых используются различные ИТК-ресурсы. Обобщая, можно выделить следующие дидактические особенности уроков, проводимых в информационно-образовательной среде:

1. Изменение на уроке позиции учителя. С одной стороны, он выстраивает и направляет учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить усвоение Фундаментального ядра содержания образования на запланированном уровне, а с другой – оказывает поддержку ученикам при формировании, а затем усвоении вариативного компонента содержания образования, который отбирается учеником в соответствии со своими познавательными интересами, запросами. При этом важно определить, освоение какого материала на уроке требует обязательного участия педагога (наиболее сложный, основополагающий, отличающийся множественностью связей), а какой ученики могут усвоить самостоятельно. Организация работы учащихся, например с обучающей программой, позволяет частично передать компьютеру некоторые образовательные функции (тестирование, текущий контроль). Целесообразно планировать уроки по теме или по курсу, что обеспечит системность действий обоих субъектов образовательного процесса.

2. Индивидуализация учебного процесса, приспособление его к особенностям учащихся. При этом появляется возможность учитывать не только уровень подготовки школьников. Использование мультимедиа, статической и динамической графики, иллюстраций, анимации позволяет быть успешными на уроке не только аудиалам, но и ученикам с преобладающим визуальным каналом восприятия.

3. Тесно связанной с предыдущей характеристикой урока в информационно-образовательной среде является активизация познавательной деятельности учащихся. Возможность самостоятельно в соответствии с собственными интересами «путешествовать» в информационно-образовательном пространстве, обеспеченная ИТК-технологиями, сознание того, что они используют современные средства для получения информации, повышают мотивацию учащихся и. как следствие, способствуют интенсификации их деятельности. Использование элементов анимации, компьютерного конструирования, интерактивных программ позволяет школьникам получить не только знания, но и первоначальные учебные навыки при изучении конкретного предмета.

4. Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности. Отличает урок в информационно-познавательной среде то, что группа учащихся может быть территориально разобщена. ИТК-технологии позволяют, при должной координации, обеспечить взаимодействие школьников разных школ, городов, объединенных решением одной проблемы.

5. Организация различных видов самостоятельной работы учащихся, в том числе с поисковыми системами в Интернете, гипертекстовыми, печатными и электронными источниками информации, наглядными материалами. Особенно эффективна такая работа на интегрированных уроках.

6. Совместная интерактивная образовательная деятельность педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока. Как показывает практика, целесообразно, чтобы на уроке, где читает в режиме он-лайн лекцию известный ученый или выступает общественный деятель, непосредственно в классной комнате присутствовал учитель-предметник. Это позволяет поддерживать темп урока, оказывать необходимую помощь ученикам, удерживая их внимание и интерес.

7. Использование интерактивных технологий, благодаря которым появляется возможность организовать проектную деятельность учащихся, обеспечить учебный диалог между удаленными группами учащихся, а также привлечь для участия в проведении урока в режиме реального времени специалистов в предметной области или вузовских преподавателей. Например, проведение видеоконференции позволяет обеспечить непосредственный диалог учащихся со специалистами.

8. На уроках в информационно-образовательной среде есть возможность использовать базы данных и лабораторные комплексы с удаленным доступом. Учащиеся получают доступ к ресурсам высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов.

Работа в информационно-образовательной среде на уроках занимает все большее место в деятельности школы. Учителя-предметники используют электронные учебники, которые помогают в изучении и закреплении нового материала. С их помощью может быть организовано итоговое повторение и произведен контроль. Появляется возможность включать актуальные, постоянно обновляемые данные в содержание урока, организовать самоподготовку учеников, подготовку к ЕГЭ, проектную деятельность школьников. Живые, интересные наглядные уроки развивают интерес к предмету и познавательную активность учащихся, позволяют организовать обучение по индивидуальной образовательной траектории. Для учащихся это возможность знакомиться с материалами урока в произвольном темпе, расширять свои знания, используя энциклопедические данные и электронный образовательный контент как в самостоятельной работе, так и в дополнительном образовании, проверять свои знания в системе тестов, формировать и сопровождать свое электронное портфолио.

Чрезмерное увлечение электронными средствами обучения оказывает такое же негативное воздействие на процесс обучения, как и недооценка их. Все согласятся, что главные действующие лица на уроке - это учитель и ученики. Их совместная деятельность, общение являются залогом успешного процесса обучения.



Доклад на тему "Современные требования к уроку в рамках введения ФГОС 2-го поколения"
  • История
Описание:

Работа подготовлена для методического объединения учителей истории и обществознания.Происходящее сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества.Доклад посвящен современным требования к уроку в рамках введения ФГОС ООО. Рассматриваются педпгогические требования к современному уроку, которые можно разделить на 4 группы: воспитательные, дидактические, психологические, гигиенические. Дается характеристика каждой группы требований. Особое внимание уделяется целям современного урока, организации деятельности учащихся на уроке.

Автор поддубная римма анатольевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1786
Номер материала 38099
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы