Главная / Русский язык и литература / доклад на тему "Системная подготовка к ЕНТ как основа повышения качества образования"

доклад на тему "Системная подготовка к ЕНТ как основа повышения качества образования"


Школа – гимназия №26














СИСТЕМНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕНТ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ












Учитель русского языка и литературы:

Амантаева Г.Б














СИСТЕМНАЯ ПОДГОТОВКА К ЕНТ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ


Амантаева Г.Б., учитель русского языка

Школа -гимназия № 26


Одним из ключевых моментов, обеспечивающих эффективное управление системой образования, ее развитие, является оценка качества образования, основанная на достоверных и сопоставленных данных. В Казахстане с 2004 года с целью оценки качества знаний выпускников средних школ используется независимый внешний контроль в форме единого национального тестирования (ЕНТ). ЕНТ как процедура внешней оценки предоставляет широкие возможности для повышения эффективности процесса управления качества образования. Анализ и интерпретация результатов ЕНТ может способствовать успешному решению многих проблем повышения качества обучения.

В образовании сегодня совершенствуются не только стандарты образования и методика преподавания. Создается национальная система оценки качества образования, в которой формат ЕНТ играет не последнюю роль. Модернизация отечественного образования созвучна словам Нурсултана Абишевича Назарбаева: «Мы прекрасно понимаем, что перспективы страны связаны не только с нефтью и газом, не только с промышленными гигантами, а с тем качеством образования, которое мы сможем дать подрастающему поколению. По состоянию системы образования можно судить о перспективах страны. Появление новых технологий и знаний, о которых мы даже не подозреваем, глобализация процессов развития позволяет дать двадцать первому веку определение как веку Знаний. Поэтому я со всей определенностью могу сказать: все, что служит системе образования, служит и будущему нашей страны».

Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ЕНТ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕНТ. Такую работу проводит заместитель директора, ответственный за вопросы ЕНТ, анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕНТ.

В процессе научно-методической работы решаются актуальные тактические вопросы, касающиеся теории и практики организации и подготовки к ЕНТ, разработки системы формирования ключевых компетентностей, критериев контрольно-измерительных материалов для оценки текущих достижений учащихся, организации внутришкольного мониторинга учебных достижений учащихся. 

Педагоги должны запланировать работу с различными типами заданий, предлагаемых в ЕНТ. Это несложно выполнить, так как включение таких заданий в каждую программную тему расширяет спектр учебной деятельности, с помощью которой вырабатываются умения. На этапе промежуточного, текущего контроля, а также и на завершающем этапе изучения темы, при подготовке, например, к тематическому контролю, целесообразно предлагать задания с выбором ответа, а также с кратким и развернутым ответом. Подготовка к ЕНТ не должна подменять систематическое изучение школьных предметов; как любая традиционная подготовка к экзамену, она должна включать планомерное повторение, обобщение, систематизацию знаний различных разделов курса биологии, варьировать стандартные условия заданий, рассматривать новые типы заданий.

Самой главной ценностью образования сегодня должна стать его индивидуализация. Требования учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения — очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Под дифференциацией подразумевается учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. На практике используются многие варианты индивидуализации и дифференциации. Все они могут быть подведены под три основных:

- дифференциация обучения, т. е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планам и программам.

- внутриклассная индивидуализация учебной работы;

- прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе. 

План индивидуального обучения — это спланированная последовательность действий по воспитанию и обучению, нацеленная на создание уникального продукта — обученного в соответствии со своими уникальными возможностями и желаниями молодого человека. Индивидуальная стратегия обучения предусматривает большую самостоятельную работу учащихся по достижению запланированных результатов. Учащиеся, в силу несовершенства их опыта самостоятельной познавательной деятельности, испытывают потребность в педагогическом руководстве. Педагогическое руководство — это управление самостоятельной деятельностью учащегося на этапе ее непосредственного осуществления: предъявление учебной задачи ученику, инструктаж по ее выполнению, контроль и коррекция самостоятельных действий учащегося, оценивание результатов. Помощь педагога в организации самостоятельной деятельности учащегося строится на следующих принципах:

- индивидуальный подход к учащимся с соблюдением посильных учебных заданий;

- планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок;

- постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;

- переход от контроля к самоконтролю. 


Только системная работа, осуществляемая в учреждениях образования, может дать определенный результат. Действия, направленные на подготовку обучающихся к ЕНТ, должны быть согласованными, требования к детям — едиными. Очень важно организовать равноправное, профессиональное сотрудничество с учителями-предметниками на основе индивидуального вклада каждого в общее трудное дело, каковым является система работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся и их родителей к ЕНТ. Все педагоги, работающие в классе, решают общие образовательные задачи. Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий всех участников образовательного процесса, от единства целей, задач и требований, предъявляемых ученикам конкретного класса. Каждый педагог заинтересован в результате своей деятельности, в частности, в успешной сдаче обучающимися экзаменов, и достичь этого можно только совместными усилиями, координируемыми классным руководителем.

Здесь не обойтись без сотрудничества со школьным психологом. Взаимодействие классного руководителя и психолога имеет своей целью совместное выявление возникающих у ребенка проблем и проведение коррекционной работы для оказания помощи в преодолении проблемных ситуаций. Таким образом, подготовка к ЕНТ является систематическим, планомерным, управляемым процессом, единым действием всех структурных элементов школы, всех участников учебного процесса.

Русский язык является одним из важных предметов при едином национальном тестировании. Интерес к изучению русского языка растет с каждым годом, это связано с тем, что полученная оценка попадает в аттестат.

Образовательный процесс должен идти в ногу со временем и чутко улавливать новые тенденции. Это должно выражаться в изменении программных требований, создании новых образовательных подходов и методов, а также во внесении изменений в структуру и содержание образования.

Введение ЕНТ по русскому языку вызвало необходимость пересмотра методов работы, систематизации деятельности, повышение потенциала урока и внеурочной деятельности, особенно в старших классах, использование психологических приёмов в целях качественной подготовки учащихся к итоговому контролю по русскому языку. За пять лет, в течение которых я готовила учащихся к сдаче ЕНТ, сложилась определённая система подготовки выпускников.

В своей работе я акцентирую внимание на следующих этапах.

1. Необходимо знакомить учащихся и родителей с правилами проведения ЕНТ уже в девятом классе.

2. К десятому классу необходимо организовать приобретение учащимися литературы для подготовки к тестированию (справочники, таблицы, схемы, тестовые материалы за различные годы). В кабинете русского языка имеется несколько папок, содержащих теоретический материал, учебники, оформлен стенд «Подготовка к ЕНТ», имеются тестовые сборники с 2009 года, которыми могут свободно пользоваться учащиеся.

3. Планомерно совместно с психологом школы проводить психологические тренинги для подготовки учащихся и родителей к сдаче ЕНТ.

4. Регулярно организовывать пробные тестирования, проводить их анализ и сообщать родителям результаты пробных тестирований.
5. Привлекать родителей к организации внеурочной деятельности детей для подготовки к сдаче ЕНТ.
6. Ясно и четко организовать работу учащихся по подготовке к ЕНТ в урочное и внеурочное время.

С целью систематизации подготовки к ЕНТ мною был составлен план мероприятий по подготовке к единому национальному тестированию, согласно которого еженедельно проводятся консультационные занятия, происходит повторение и закрепление тем учебного материала, изученного в курсе основной и средней школы, проводятся проверочные работы с целью осуществления контроля степени усвоения пройденных тем.

На дополнительных занятиях (1 раз в неделю) дается теоретический материал по главным темам. На уроках выделяется 10-15 минут для работы по тестам и совместного разбора трудных вопросов (в письменной и устной формах) с использованием интерактивной доски. Для контроля проводится письменное и электронное тестирование. С учащимися проводятся индивидуальные консультации по вопросам, вызывающим затруднения. Среди тем, которые вызывают наибольшие затруднения для учащихся, можно выделить следующие: «Синтаксис», «Морфология», «Орфография».

На каждого учащегося разработаны маршрутные листы, где указаны темы, по которым учащиеся должны подготовиться и сдать зачет, тест по данной теме. Это помогают учителю четко проследить уровень подготовки учащихся к предмету.

По результатам ЕНТ проводится мониторинг индивидуально на каждого ученика, выявляются пробелы в знаниях и ведется корректировка. По результатам ЕНТ ежегодно отслеживается мониторинг качества знаний учащихся.

На родительских общешкольных и собраниях класса проводится разъяснительная работа с родителями, предоставляется интересующая их информация по сдаче ЕНТ, ведутся индивидуальные беседы с родителями по подготовке учащихся к ЕНТ.

Кроме того, ведется систематическая работа с учащимися: еженедельные дополнительные занятия, на которых в первой и второй четвертях рассматривались теоретические вопросы включенные в ЕНТ, начиная с третьей четверти разбираются сложные вопросы, с которыми сталкиваются учащиеся в пробных сборниках ЕНТ.

Школа в достаточном количестве обеспечена пробными тестовыми сборниками. Для предварительных тестирований используются материалы сайта информационной поддержки ЕНТ, создана электронная база трудных тем, которая содержит опорные конспекты, наборы тренировочных заданий с ключами ответов. В системе проводятся пробные тестирования, осуществляется мониторинг результатов, итоги обсуждаются на педагогических и методических советах, совещаниях при директоре, педагогических консилиумах.

После повторения грамматического раздела учащимся предлагается выполнение тестовых заданий по данному разделу различного уровня. Помимо плановых, провожу тестирование (5-10 заданий) в качестве тренажера на уроках русского языка. После каждого тестирования провожу детальный анализ допущенных ошибок, во внеурочное время – консультационные часы. Начиная с пятого класса приучаю учащихся к выполнению тематических тестовых заданий. Систематически проводятся тесты по разделам. Тесты, разработанные мной, опубликованы на сайте казахстанского интернет- журнала «Коллеги». Для закрепления изученных тем даю учащимся опорные схемы и таблицы, которые помогают воспроизвести в памяти те или иные правила, вспомнить забытые темы, что дает возможность закрепить эти материалы повторно. Для учащихся подготовила справочные пособия по русскому языку.

Результаты ЕНТ по русскому языку 11м класса в 2009-2010 учебном году следующие: качество знаний - 85%, успеваемость -100%, средний балл- 17,7. В 2012-2013 учебном году, проработав один год с 11 классом, показала следующие результаты: качество знаний на ЕНТ – 69%, успеваемость -100%.



Мониторинг качества знаний в 11б классе


Начало года

1 полугодие

2 полугодие

Годовая оценка

Результаты ЕНТ

Кач.знаний

36%

53%

65%

61%

69%

Ср.балл

8,6

13,3

14,4


14, 8



hello_html_d887ed.gif

В начале учебного года на пробных тестах ученики набирали в среднем 8-9 баллов, качество знаний составляло 37-38%, в ходе систематической подготовки к концу первого полугодия качество знаний выросло на 17%, средний балл вырос с восьми до тринадцати.В конце учебного года средний балл- 14, качество знаний по результатам тестов -65%.По результатам четвертных и годовых оценок качество знаний составило 61%, результаты ЕНТ - 69%, качество знаний выросло на 8%

В 10 классе, где преподаю шестой год, результаты пробных тестов следующие: средний балл -12-13, качество знаний 63 -65%.


Несомненно, что подготовка к ЕНТ далеко не единственная, но одна из главных задач учебного процесса. Надо стараться совершенствоваться, менять что-то в работе в соответствии с требованиями в обучении русскому языку, учитывать проблемы, связанные с ЕНТ и вместе со всеми коллегами стараться их решить. Дорогу осилит идущий!

 





ОТЗЫВ

на доклад «Системная подготовка к ЕНТ как основа

повышения качества образования»

учителя русского языка и литературы

школы-гимназии №26 г.Экибастуза

Амантаевой Г.Б


Одним из ключевых моментов, обеспечивающих эффективное управление системой образования, ее развитие, является оценка качества образования, основанная на достоверных и сопоставленных данных Проблема, которую пднимает учитель в докладе актуальна по своему содержанию, так как ЕНТ- один из основных критериев информативности результатов обучения. Русский язык является одним из важных предметов при едином национальном тестировании. Интерес к изучению русского языка растет с каждым годом, это связано с тем, что полученная оценка попадает в аттестат.

Введение ЕНТ по русскому языку вызвало необходимость пересмотра методов работы, систематизации деятельности, повышение потенциала урока и внеурочной деятельности, особенно в старших классах, использование психологических приёмов в целях качественной подготовки учащихся к итоговому контролю по русскому языку.

Эффективность содержания данного доклада заключается в том, что в нем представлены этапы подготовки к ЕНТ, методы и приемы, которые использует учитель при работе с учениками, отражены пути определённой системы подготовки выпускников.

Доклад состоит из трех основных частей: первая представляет собой аналитические суждения, во второй- отражены этапы подготовки к ЕНТ, в заключительной части показаны результаты, в приложении даются образцы схем и таблиц, используемых для изучения и закрепления основных тем предмета «Русский язык». Содержание доклада отражает определенный опыт и поможет учителям в качественной подготовке к ЕНТ.




Заместитель директора по методической работе: К.К.Амеркенова







доклад на тему "Системная подготовка к ЕНТ как основа повышения качества образования"
  • Русский язык и литература
Описание:

 

 СИСТЕМНАЯ ПОДГОТОВКА К  ЕНТ   КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 

Амантаева Г.Б., учитель русского  языка  

Школа -гимназия № 26                      

 

Одним из ключевых моментов, обеспечивающих эффективное управление системой образования, ее развитие, является оценка качества образования, основанная на достоверных и сопоставленных данных. В Казахстане с 2004 года с целью оценки качества знаний выпускников средних школ используется независимый внешний контроль в форме единого национального тестирования (ЕНТ). ЕНТ как процедура внешней оценки предоставляет широкие возможности для повышения эффективности процесса управления качества образования. Анализ и интерпретация результатов ЕНТ может способствовать успешному решению многих проблем повышения качества обучения.

В образовании сегодня совершенствуются не только стандарты образования и методика преподавания. Создается национальная система оценки качества образования, в которой формат ЕНТ играет не последнюю роль. Модернизация отечественного образования созвучна словам Нурсултана Абишевича Назарбаева: «Мы прекрасно понимаем, что перспективы страны связаны не только с нефтью и газом, не только с промышленными гигантами, а с тем качеством образования, которое мы сможем дать подрастающему поколению. По состоянию системы образования можно судить о перспективах страны. Появление новых технологий и знаний, о которых мы даже не подозреваем, глобализация процессов развития позволяет дать двадцать первому веку определение как веку Знаний. Поэтому я со всей определенностью могу сказать: все, что служит системе образования, служит и будущему нашей страны».

     Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ЕНТ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕНТ. Такую работу проводит заместитель директора, ответственный за вопросы ЕНТ, анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕНТ.
Автор Амантаева Гулназ Болтаевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1371
Номер материала 8658
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓