Главная / Начальные классы / Доклад на тему: "Школа как носитель нравственного, физического и умственного развития личности"

Доклад на тему: "Школа как носитель нравственного, физического и умственного развития личности"







hello_html_m2752c023.gif





hello_html_43e64595.gif







Хорешко Марина Ивановна

учитель начальных классов

МАОУ Видновская СОШ № 9

31.10.2014 г. 

Особенности ФГОС в начальной школе

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) второго поколения.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Министром России от 22 декабря 2009 года № 15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» новый ФГОС начального общего образования вводится в действие с 1 января 2010 года.

Новый государственный образовательный стандарт начального общего образования разработан в Российской академии образования коллективом российских педагогов-учёных под руководством Кондакова А.М., д.п.н., члена корреспондента РАО, с привлечением опыта работы учреждений образования 14 регионов РФ.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Структура стандартов включает три группы требований:

1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:

Требования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

2.  Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования:

С момента вступления в силу Стандарта стали предъявляться новые требования к структуре основной образовательной программы, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников.

Отличительной особенностью нового ФГОС является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность», обеспечивающего духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

За счёт часов данного раздела обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на выявление и развитие способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей, решаются проблемы социализации младшего школьника.

В соответствии со Стандартом приоритетными направлениями внеурочной деятельности определены спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, образовательное, патриотическое направления, общественно-полезная и проектная деятельность.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования также определяет образовательное учреждение, при необходимости привлекая образовательные учреждения дополнительного образования детей, организации культуры и спорта.

Важной частью основной образовательной программы начального общего образования является Программа формирования универсальных учебных действий (далее УУД).

Суть универсальных учебных действий заключается в умении учиться, т.е. способности субъекта к саморазвитию и совершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, авторы рассматривают УУД как обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно действовать при получении образования. УУД носят надпредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, познавательного развития и саморазвития личности, лежат в основе организации и регуляции деятельности обучающегося независимо от её специально-предметного содержания, обеспечивают усвоение учебного содержания и формирование психологических способностей обучающихся.

Содействие образованию ребенка проявляется и в выборе разнообразных способов оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся, разнообразных оценочных шкал и оценочных материалов. Дополняют систему формализованной оценки оценкой аутентичной, фиксирующей индивидуальные достижения учащегося в образовательном процессе. Учитель создает условия для совместной с учащимися деятельности в данном направлении, предлагая к использованию такие технологии учета достижений, которые требуют от учащегося развития навыков самооценки, постановки цели и коррекции процесса учения, а также обеспечивая необходимую поддержку в их реализации. В современных условиях особенно актуальными становятся способы учета достижений, основанные на самооценочных процессах (индивидуальных дневник достижений, портфолио и т.д.).

3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования:

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся - это первостепенная задача современной образовательной системы, которая представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Вторую группу требований хотелось бы проанализировать глубже и сравнить со Стандартами первого поколения.

Раньше информацию получали через газеты, журналы, телевизор и радио. А сегодня, на рубеже веков, в центре внимания нашего общества находятся и не производство и потребление товаров и услуг, а производство, потребление и использование знаний и информации.

Если учащийся в школе с помощью компьютера, мультимедиа технологий, телекоммуникаций научится получать для себя и доставлять другим нужную информацию в нужное место в нужное время, если он научится этими средствами выстраивать информационные модели своей предметной деятельности, и тем самым предвидеть результат, то в скором времени он войдёт в уже знакомый ему информационный мир. Информационная техника станет его естественной средой на рабочем месте и в быту. Не только его навыки, но и мышление будут адекватны условиям жизни в информационном обществе.

Вывод: Содержательная цель информатизации образования состоит в привитии учащимся информационной культуры.

Информационным технологиям в школе отводится особая роль в современных условиях. Учитель – регулятор информационной среды, насыщает её количественно и качественно. В нашей школе есть условия (ноутбуки), но нужно и необходимо организовать использование всех информационных средств, систем и технологий.

Из-за продвижения вперед в области информатизации, в работе учителя произошли большие изменения в методах и технологиях ознакомления с новым материалом. Вот некоторые технологии я могу продемонстрировать на слайдах.

Дети чутко реагируют на неряшливость в одежде учителя, косноязычие, неумение правильно интонировать речь, на неуклюжесть педагога, его неадекватные жесты и мимику. Педагог-мастер во все времена был выразительным педагогом. Не требуйте от ребёнка красивого оформления работы, если сами на доске пишите кое-как. Тем более не требуйте от ребёнка правильного поведения, когда он понял фальшь «образцово-показательного» открытого урока. Когда он оскорбился разницей в тоне разговора учителя с ним и его родителями; когда он возмутился снижением оценки за знания из-за размолвки с педагогом. А ведь данные факты присутствуют во многих школах. Важно понимать, что ребёнок ожидает доверительной беседы, а не «вердикта верховного судьи», тем более «оглашения безжалостного приговора» перед всем классом.

Вывод: Эффективная педагогическая психология не может не быть красивой; она наполнена чувством меры; гармонией цели, содержания и формы.
А теперь о главном вопросе – сохранность здоровья. Физическое воспитание – одно из основных слагаемых образовательного процесса в школе, без которого невозможно всестороннее, гармоническое развитие ребёнка.
Практика показывает, что там, где всерьёз поставлено преподавание физической культуры в школе, количество пропущенных по болезни уроков резко сокращается. Ловкий ребёнок, как правило, и умный ребёнок. Тот, кто быстро и правильно схватывает «рисунок» движения, так же быстро и чётко усваивает учебный материал.

В режиме учебного дня в школе проводится физкультурно-оздоровительная деятельность: систематические физкультминутки на уроках, встречается эпизодическая организация подвижных перемен, спортивный час в ГПД, организация дней Здоровья, «Масленица» (как день здоровья на свежем воздухе), занятия в футбольной секции, занятия в секции «Каратэ», организация внеурочной деятельности по направлению спортивных занятий.

Метод.объединение (где регулярно поднимаются вопросы о профилактике нарушения осанки, зрения, здоровьесберегающих технологиях) и родительские собрания, школьные педсоветы в некоторой степени позволяют решить вопросы, связанные с проблемами здоровья учащихся. С целью профилактики заболеваемости детей особое внимание уделяется проветриванию и ионизации кабинетов.
Сохранность здоровья – это не отдельный вопрос, а цена вопроса! Однако статистика говорит, что болезни зрения и нервной системы, сколиоз занимает очень большой и растущий процент в общей заболеваемости школьников.

Вывод: школа должна иметь индивидуальную, постоянно действующую, комплексную программу сохранения и укрепления здоровья учащихся, учителей, включающую в себя педагогические, психологические, гигиенические, медицинские, социальные и организационные аспекты проблемы.

Таким образом, воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Одной из основных функций учителя должно быть в настоящее время, как мне кажется, создание условий для творческого развития каждого ученика, его самоопределения и самореализации не только на уроке, но и во внеурочное время. Достичь этого в начальной школе можно путем включения учащихся в деятельность, которая выходит за рамки программного материала. Такая деятельность должна заинтересовать ученика, увлечь.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. А для современного учителя важно не вторгаясь в духовный мир ученика, понять этот мир и создать реальные условия для духовно-нравственного самосозидания ученика.

От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность

знаний, вера в свои силы.        

   В.А. Сухомлинский

Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения: Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат.

- Что это значит? Раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов.

Доклад на тему: "Школа как носитель нравственного, физического и умственного развития личности"
  • Начальные классы
Описание:

 

 

 

 

 

 

 

 

Хорешко Марина Ивановна

учитель начальных классов

МАОУ Видновская СОШ № 9

31.10.2014 г. 

Особенности ФГОС в начальной школе

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) второго поколения.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Министром России от 22 декабря 2009 года № 15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» новый ФГОС начального общего образования вводится в действие с 1 января 2010 года.

Новый государственный образовательный стандарт начального общего образования разработан в Российской академии образования коллективом российских педагогов-учёных под руководством Кондакова А.М., д.п.н., члена корреспондента РАО, с привлечением опыта работы учреждений образования 14 регионов РФ.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Структура стандартов включает три группы требований:

1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:

Требования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

2.  Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования:

С момента вступления в силу Стандарта стали предъявляться новые требования к структуре основной образовательной программы, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников.

Отличительной особенностью нового ФГОС является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность», обеспечивающего духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

За счёт часов данного раздела обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на выявление и развитие способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей, решаются проблемы социализации младшего школьника.

В соответствии со Стандартом приоритетными направлениями внеурочной деятельности определены спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, образовательное, патриотическое направления, общественно-полезная и проектная деятельность.

 Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования также определяет образовательное учреждение, при необходимости привлекая образовательные учреждения дополнительного образования детей, организации культуры и спорта.

Важной частью основной образовательной программы начального общего образования является Программа формирования универсальных учебных действий (далее УУД).

Суть универсальных учебных действий заключается в умении учиться, т.е. способности субъекта к саморазвитию и совершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, авторы рассматривают УУД как обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно действовать при получении образования. УУД носят надпредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, познавательного развития и саморазвития личности, лежат в основе организации и регуляции деятельности обучающегося независимо от её специально-предметного содержания, обеспечивают усвоение учебного содержания и формирование психологических способностей обучающихся.

Содействие образованию ребенка проявляется и в выборе разнообразных способов оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся, разнообразных оценочных шкал и оценочных материалов. Дополняют систему формализованной оценки оценкой аутентичной, фиксирующей индивидуальные достижения учащегося в образовательном процессе. Учитель создает условия для совместной с учащимися деятельности в данном направлении, предлагая к использованию такие технологии учета достижений, которые требуют от учащегося развития навыков самооценки, постановки цели и коррекции процесса учения, а также обеспечивая необходимую поддержку в их реализации. В современных условиях особенно актуальными становятся способы учета достижений, основанные на самооценочных процессах (индивидуальных дневник достижений, портфолио и т.д.).

3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования:

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся - это первостепенная задача современной образовательной системы, которая представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Вторую группу требований хотелось бы проанализировать глубже и сравнить со Стандартами первого поколения.

Раньше информацию получали через газеты, журналы, телевизор и радио. А сегодня, на рубеже веков, в центре внимания нашего общества находятся и не производство и потребление товаров и услуг, а производство, потребление и использование знаний и информации.

        Если учащийся в школе с помощью компьютера, мультимедиа технологий, телекоммуникаций  научится получать для себя и доставлять другим нужную информацию в нужное место в нужное время, если он научится этими средствами выстраивать информационные модели своей предметной деятельности, и тем самым предвидеть результат, то в скором времени он войдёт в уже знакомый ему информационный мир. Информационная техника станет его естественной средой на рабочем месте и в быту. Не только его навыки, но и мышление будут адекватны условиям жизни в информационном обществе.

Вывод: Содержательная цель информатизации образования состоит в привитии учащимся информационной культуры.

       Информационным технологиям в школе отводится особая роль в современных условиях. Учитель – регулятор информационной среды, насыщает её количественно и качественно. В нашей школе есть условия (ноутбуки), но нужно  и необходимо организовать использование всех информационных средств, систем и технологий.

Из-за продвижения вперед в области информатизации, в работе учителя произошли большие изменения в методах и технологиях ознакомления с новым материалом. Вот  некоторые технологии я могу продемонстрировать на слайдах.

Дети чутко реагируют на неряшливость в одежде учителя, косноязычие, неумение правильно интонировать речь, на неуклюжесть педагога, его неадекватные жесты и мимику. Педагог-мастер во все времена был выразительным педагогом. Не требуйте от ребёнка красивого оформления работы, если сами на доске пишите кое-как. Тем более не требуйте от ребёнка правильного поведения, когда он понял фальшь «образцово-показательного» открытого урока. Когда он оскорбился разницей в тоне разговора учителя с ним и его родителями; когда он возмутился снижением оценки за знания из-за размолвки с педагогом. А ведь данные факты  присутствуют во многих школах. Важно понимать, что ребёнок ожидает доверительной беседы, а не «вердикта верховного судьи», тем более «оглашения безжалостного приговора» перед всем классом.

Вывод: Эффективная педагогическая психология не может не быть красивой; она наполнена чувством меры; гармонией цели, содержания и формы.
     А теперь о главном вопросе – сохранность здоровья. Физическое воспитание – одно из основных слагаемых образовательного процесса в школе, без которого невозможно всестороннее, гармоническое развитие ребёнка.
      Практика показывает, что там, где всерьёз поставлено преподавание физической культуры в школе, количество пропущенных по болезни уроков резко сокращается. Ловкий ребёнок, как правило, и умный ребёнок. Тот, кто быстро и правильно схватывает «рисунок» движения, так же быстро и чётко усваивает учебный материал.

        В режиме учебного дня в школе проводится физкультурно-оздоровительная деятельность: систематические физкультминутки на уроках, встречается эпизодическая организация подвижных перемен, спортивный час в ГПД, организация дней Здоровья, «Масленица» (как день здоровья на свежем воздухе), занятия в футбольной секции, занятия в секции «Каратэ», организация внеурочной деятельности по направлению спортивных занятий.

     Метод.объединение (где регулярно поднимаются вопросы о профилактике нарушения осанки, зрения, здоровьесберегающих технологиях) и родительские собрания, школьные педсоветы в некоторой степени позволяют решить вопросы, связанные с проблемами здоровья учащихся. С целью профилактики заболеваемости детей  особое внимание уделяется проветриванию и ионизации кабинетов.
      Сохранность здоровья – это не отдельный вопрос, а цена вопроса! Однако статистика говорит, что болезни зрения и нервной системы, сколиоз занимает очень большой и растущий процент в общей заболеваемости школьников.        

Вывод: школа должна иметь индивидуальную, постоянно действующую, комплексную программу сохранения и укрепления здоровья учащихся, учителей, включающую в себя педагогические, психологические, гигиенические, медицинские, социальные и организационные аспекты проблемы.

Таким образом, воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности,  отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Одной из основных функций учителя должно быть  в настоящее время, как мне кажется, создание условий для творческого развития каждого ученика, его самоопределения и самореализации не только на уроке, но и во внеурочное время. Достичь этого в начальной школе можно путем включения учащихся в деятельность, которая выходит за рамки программного материала. Такая деятельность должна заинтересовать ученика, увлечь.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. А для современного учителя важно не вторгаясь в духовный мир ученика, понять этот мир и создать реальные условия для духовно-нравственного самосозидания ученика.

                                                                       …От жизнерадостности,                                                                                                                                                                                      

                                                                       бодрости детей зависит их             

                                                                       духовная жизнь, мировоззрение, 

                                         умственное  развитие, прочность                                                                                                           

                                                                        знаний,  вера в свои силы.        

                                                                  В.А. Сухомлинский

Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов  первого поколения: Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат.

 - Что это значит? Раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов.

Автор Хорешко Марина Ивановна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 972
Номер материала 50790
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓