Главная / Другое / Доклад на тему "Пути повышения качества образования и воспитания"

Доклад на тему "Пути повышения качества образования и воспитания"

Пути повышения качества образования и воспитания


В развитии науки, культуры, экономики и других областей общественной жизни образование играет роль одного из ведущих факторов, потому что это развитие определяется качеством самого человека. Поэтому проблема повышения качества образования во всей его системе, особенно в школе, приобретает первостепенное значение. Один из основных путей решения данной проблемы мы видим в рассмотрении качества школьного образования как системы и в создании условий для ее развития, важнейшим из которых является индивидуализация образования.

Целевое направление деятельности школы обеспечивается решением многих задач, среди них:

  • совершенствование управления качеством образования на основе мониторинга и инновационного подхода к обучению учащихся;

  • повышение качества управленческой деятельности по организации педагогического процесса. hello_html_m9a5e9b5.png

Особую роль в повышении качества обучения и воспитания детей играет рост педагогического мастерства, профессиональной компетентности учителей. Систематическое обучение учителей на курсах повышения квалификации, их участие в семинарах, научно-теоритических и методических конференциях, педагогических чтениях, занятие самообразованием, творческие отчеты позволяют значительно повысить профессиональное мастерство педагогов, что в конечном итоге сказывается на качестве обучения учащихся. hello_html_m4038eddd.png hello_html_m408a9dbb.png hello_html_m6f27b2ea.png

Применение интерактивных и здоровьесберегающих методов обучения, все большее использование мультимедийных кабинетов в образовательном и контролирующем процессах приносят свои плоды. Это показывает мониторинг всей образовательной деятельности в нашей школе.

hello_html_m4f3634df.png

Вместе с тем мы видим перспективы развития качества обучения школьников и хотим поделиться своими наблюдениями:

  • участие всех членов школьного сообщества в создании норм и правил общей жизни;

  • открытость принимаемых решений;

  • наличие выборных органов управления с включением в них педагогов, учащихся и родителей: совет школы;

  • наличие разнообразных коллективных творческих дел и проектов, которые создают условия для самовыражения, самореализации, проявления индивидуальности ребенка и взрослого.

hello_html_56310c93.pnghello_html_m7eafc2d6.pnghello_html_3cadced1.pnghello_html_1e23e669.pnghello_html_29dba4ad.pnghello_html_616e2a92.pnghello_html_m2adf60ca.pnghello_html_935508.pnghello_html_m4d9227b5.pnghello_html_m57d1f57a.pnghello_html_m255f025.png

Главным содержанием образовательного процесса должно стать создание условий для выработки у учеников универсальных умений и способов деятельности. Это достигается тем, что урок (как предмет) перестает быть системообразующей единицей учебного процесса. Для работы, например, с 5-х классов должна формироваться команда учителей, которая определяет основные цели и задачи на всю основную среднюю школу, защищает свою концепцию на педсовете, разрабатывает приоритетные цели и задачи на каждый год обучения и выявляет способы, которыми эти цели будут осуществляться. Команда учителей определяет те умения и способы деятельности, освоению которых будет уделяться особое внимание. Далее обозначаются формы организации этого освоения. Главным объектом в школе выступает оброазовательный процесс.

Целью образовательного процесса становится получение каждым ребенком востребованного им образования, соответствующего его склонностям, интересам и возможностяым. Эта цель должна быть в каждой школе конкретизирована для каждого ученика. На основе изучения индивидуальности ребенка представляется возможным построение личностного маршрута его развития и обучения в школе.

Запланированные результаты – это конкретные цели, которые ставит перед собой образовательное учреждение. Их отбор определяется прежде всего требованиями общества, государства и самой личности. Ведущие программируемые и измеряемые результаты, носящие общий характер для разных школ, можно представить в следующей совокупности:

  • мотивированность на образование как на одну из ведущих жизненных ценностей всех участников образовательного процесса – учащихся, учителей, родителей, руководителей школы;

  • готовность учащихся к самостоятельной образовательной деятельности – сформированность общеучебных умений и навыков, умений видеть и решать практические задачи;

  • уровень развития познавательных интересов у учащихся;

  • обученность, характеризующаяся системностью, действенностью и прочностью знаний, умений и навыков;

  • сформированность нравственных качеств у учащихся;

  • готовность к самоопределению жизненного пути, созданию семьи, межличностному общению с людьми независимо от их национальности и вероисповедания;

  • сохранение, упрочения здоровья детей и их готовность к здоровому образу жизни;

hello_html_3c9cd0e4.png

  • повышение авторитета и престижа школы.hello_html_34709c49.png

Следующим компонентом системы являются внутришкольные факторы, обеспечивающие достижение запрограммированных результатов.

Представим их крупными блоками:

  • качество образовательного процесса на учебных занятиях;

  • качество образовательного процесса в системе дополнительного образования;

  • качество психолого-педагогического и медицинского сопровождения ученика и учителя;

  • уровень созданной индивидуализированной образовательной среды.

Необходимо выделить ряд конкретных условий, обеспечивающих соответствующее качество образовательного процесса – это:

  • наличие высококвалифицированных педагогических кадров;hello_html_54a34548.png

  • постоянное развитие профессиональной компетентности учителя;

  • мотивация всех участников образовательного процесса на его качество, то есть всеобщая ориентация, культ качества в коллективе (причем мотивированы должны быть не только учащиеся, учителя, но и родители);

  • передача ответственности за качество самому ученику: создание системы промежуточного контроля качества знаний, интеллектуального развития и коммуникативных умений, самооценка; осуществляется это на каждом занятии, и не только в конце его, а в самом образовательном процессе. И лишь потом его оценивает учитель, который также поставлен в ситуацию рефлексии своей деятельности, ее результатов, причин; вносит коррективы. В результате ученик и учитель имеют возможность оценить качество и своего результата, и процесса его достижения, определить затруднения, их причины, наметить маршрут дальнейшего движения в направлении повышения качества своей деятельности;

  • постоянное обновление всех компонентов образовательного процесса;

  • глубокое изучение индивидуальности и здоровья ученика, учет его результатов в построении образовательного процесса;

  • ключевое условие – постоянная индивидуальная и коллективная рефлексия как результатов, так и самого образовательного процесса. Именно это лежит в основе развития образовательного процесса и школы в целом.

Все выделенные компоненты взаимосвязаны между собой: цель определяет результаты, факторы и условия и, в свою очередь, корректируется ими. Чтобы качество образовательного процесса как система достигло высокого уровня целостности, необходимо обеспечить между компонентами системы теснейшие взаимосвязи. В этом – содержание внутришкольного управления качеством образовательного процесса и главная задача руководителя: акцентировать внимание на создании условий для получения учениками знаний.

Одним из таких условий является использование разнообразных средств обретения детьми опыта субъектного отношения к образованию: выбор предметов, темпа освоения, учителей, мастерских, лабораторий, погружений и ролевых игр, а также участие в создании норм и правил общей жизни и гуманистического уклада жизни школы. С первого класса учащиеся должны вовлекаться в разные формы организации образовательного процесса. Степень его индивидуализации постепенно повышается с помощью совместного планирования отдельных элементов учебного процесса, а затем и его достаточно крупных блоков; индивидуальных планов и образовательных программ; с предоставлением учащимся максимальных возможностей выбора в рамках свободно организованного образовательного пространства формы обучения, предмета, учителя, программы; выбора темы и очередности изучения тем, вида и способа деятельности, способа освоения учебного материала, формы отчета, выбора позиции.

Учебный процесс предстает как цепь крупных, логически связанных друг с другом последовательных проектов, в ходе реализации которых и достигаются поставленные цели и задачи. Объем предметного программного материала остается тем же, но смысл и задачи его освоения меняются кардинально. Главным вопросом для учителя-предметника становится не вопрос о том, как вложить в головы детей программный материал, а то, как с его помощью достичь оговоренных выше целей и задач; как овладеть некоторыми универсальными умениями и способами действий, получить опыт взаимодействия с миром средствами того предмета, которым владеет учитель-предметник.

Таким образом, индивидуализация обучения – это один из важнейших путей повышения качества образования. Ее цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией (или сферой деятельности), а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.

Индивидуализация процесса обучения дает возможность решить такие задачи, как:

- повышение эффективности процесса обучения;

- развитие специальных способностей школьника;

- развитие дополнительных возможностей учащегося;

Индивидуализация на уровне сознания личности ориентируется на ученика – активного субъекта процесса обучения. Индивидуальный способ обучения складывается из:

- широких познавательных интересов школьников;

- особенностей учебной деятельности: предпочитаемые виды учебных занятий; предпочитаемые способы работы с учебным материалом; особенности усвоения учебного материала; предпочитаемые виды учебной деятельности;

- особенностей взаимодействия в учебной группе, места учащегося в ней;

- особенностей взаимодействия с учителями в процессе учебно-познавательной деятельности;

- значимых для процесса учения характеристик субъектного опыта ученика.

Выяснив индивидуальный способ учения каждого ученика в классе, можно проектировать урок по нескольким наиболее значимым содержательным и процессуальным составляющим. Возможно, следует организовать работу в парах, а возможно, почти все ученики лучше усвоят предлагаемый материал при работе с текстом, но некоторых следует объединить в программные группы для совместного творческого поиска. Вариантов много. И это многообразие позволяет найти место на уроке для каждого.

Учет индивидуального способа учения – одно из приоритетных направлений организации учебно-познавательной деятельности, позволяющее повысить качество учебного процесса в школе.

Жизнь подсказывает: образование – это, прежде всего, процесс формирования собственного образа. Это процесс поиска ответа на вопросы «Кто Я?», «Какой Я?» не случайно «Я» написано с прописной (большой) буквы. Образование – средство актуализации собственного «Я». Личность воспринимает охотно и прочно запоминает то, что помогает самовыражению. Отбрасывает, борется с тем, что тормозит, мешает. Мысль, высказанная К. Роджерсом, актуальна и сегодня.




Северо-Казахстанская область

Айыртауский район

КГУ «Аканская СШ»






Пути повышения качества образования и воспитания






Подготовила: Распаева Г.Е.







2013г.

Доклад на тему "Пути повышения качества образования и воспитания"
  • Другое
Описание:

Доклад на тему "Пути повышения качества образования и воспитания". 

Доклад подготовлен для выступление на Педагогических чтениях.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Автор Распаева Гулинара Есламовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 2462
Номер материала 46200
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓