Главная / Начальные классы / Доклад на тему "Проектная деятельность младших школьников"

Доклад на тему "Проектная деятельность младших школьников"

Спивак Т.А., учитель начальных классов ЦДО


Проектная деятельность младших школьников


Если хочешь воспитывать у детей

смелость ума, интерес к серьезной

интеллектуальной работе, самостоя-

тельность как личностную черту, то

создавай такие условия, чтобы искорки

их мыслей образовали царство мыслей,

дай им возможность почувствовать

себя в нем хозяевами.

Ш. А. Амонашвили

Чтобы идти в ногу со временем в динамичном мире, современному человеку приходится проявлять чрезвычайную поисковую активность. Чтобы молодые люди были подготовлены к этому, необходимо использовать на уроках и во внеурочной деятельности проектный и исследовательский подход, развивать навыки исследовательского поведения.

Интеллектуальные и творческие способности детей активно развиваются в начальной школе. Именно младший школьный возраст – это тот период, когда ребенок овладевает системой знаний, необходимых для успешного обучения в дальнейшем. В это время происходят первые самостоятельные открытия, пусть даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке.

В разных источниках предлагаются различные трактовки и подходы к исследовательской и проектной деятельности, нередко происходит смешение понятий «исследование» и «проектирование». Исследование – это всегда творчество, здесь результат неизвестен и зачастую непредсказуем. Известный российский ученый А.И. Савенков называет исследование «бескорыстным поиском истины», т.е. исследователь, начиная работу, не знает, к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него и других людей полезны и приятны.

Проектирование – это решение определенной, четко сформулированной задачи. Неслучайно буквальный перевод слова «проект» означает «брошенный вперед». Участник проекта хорошо знает, что делает, ясно понимает, к чему должен прийти в результате. В то же время нередко реализация проекта требует проведения исследований, но это не обязательно, теоретически проект может быть выполнен и на репродуктивном уровне.

Основная задача при конструировании образовательного процесса в проекте – наполнение повседневной жизни детей интересными делами, идеями, включение каждого ребенка в содержательную деятельность, способствующую реализации его активности.

Использование метода проектов возможно при соблюдении ряда требований: 1) результат, на который ориентирован проект, должен быть практическим и познавательно-увлекательным для его участников; 2) проблема должна быть взята из реальной жизни и значима для ребёнка; 3) работа должна идти в определённой логической последовательности; 4) содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной деятельности детей; 5) проект – это продукт сотворчества и сотрудничества учителя, детей и родителей.

Тематика и содержание проектов для младших школьников могут быть разнообразными: исследовательские проекты предполагают проверку некоторого предположения, гипотезы с использованием научных методов познания; творческие – подготовка праздников, выставок; игровые – основаны на игре, а участники принимают на себя определенные роли; познавательные, информационные – направлены на сбор информации о каком-либо явлении. Рассмотрим этапы работы над проектом:

1) Подготовительный (выбор темы (области интересов): выявление проблемы, которую необходимо решить; постановка целей и задач; планирование работы (определение направлений поисковой и практической деятельности); сбор информации; способ представления результата работы; распределение обязанностей, ролей среди участников проекта;

2) основной (практическая деятельность по реализации проекта);

3) завершающий (представление проекта, подведение итогов, рефлексия). Подведение итогов должно быть ярким, запоминающимся событием в жизни класса (или школы). Это может быть выставка работ, поделок, демонстрация опытов, экспериментов, защита проектов, организация праздников, Дней науки, Дней открытых дверей, оформление фотоальбомов, плакатов, выпуск газет. Во время рефлексии дети осмысливают итоги проекта: чему научились, как достигли поставленной цели, анализируют причины успехов и неудач, обмениваются впечатлениями.

Таким образом, работа над проектом: 1) стимулирует, активизирует познавательные интересы; дает возможность получать новые знания в разных сферах окружающей действительности; пробуждает и развивает интерес к разным видам деятельности; 2) развивает социально-нравственные качества личности, активность, ответственность, уважение, честность, умение ставить цель и достигать положительных результатов; 3) развивает коммуникативные способности, умения адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, способность к самостоятельному применению знаний в разнообразных видах деятельности; 4) основывается на взаимодействии, сотрудничестве.

Обратимся к организации исследовательской деятельности. В начальной школе можно выделить четыре основных компонента организации исследовательской деятельности: 1) создание в классе предметно-развивающей среды, способствующей формированию навыков исследовательского поведения; 2) исследовательская практика детей; 3) наблюдение за продвижением каждого ребенка; 4) тренинг исследовательских способностей.

Для организации исследовательской деятельности необходимо обучение младших школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. А. И. Савенков выделяет следующие умения и навыки: умение видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; структурировать полученный в ходе исследования материал; делать выводы и умозаключения; доказывать и защищать свои идеи; работать с книгой и другими источниками информации.

При выборе темы исследования нужно придерживаться следующих правил: 1) тема должна увлечь маленького исследователя, учитывать его интересы, знания, личный опыт; 2) тема должна быть конкретна; 3) тема должна быть выполнима и принести конкретную пользу: реализовать исследовательскую потребность, исследовательские умения, получить новое знание; 4) тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена

относительно быстро.

Работы, выполняемые детьми, можно разделить на 3 основные группы: фантастические, эмпирические, теоретические.

Рассмотрим этапы исследовательской работы учащихся начальных классов (по А.И. Савенкову): 1) Актуализация проблемы. 2) Определение сферы исследования. 3) Выбор темы исследования. 4) Выдвижение гипотезы. 5) Выбор методов исследования. 6) Определение последовательности проведения. 7)Сбор и обработка информации. 8) Анализ и обобщение полученных материалов. 9)

Подготовка отчета. 10) Доклад. 11) Обсуждение итогов завершения работы.

На всех этапах работы учитель должен ясно осознавать ожидаемый результат – это результат творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создает ребенок своей головой и руками – макет, проект, отчет и т.п. Второй, самый важный – бесценный опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, отличающие истинного творца от простого исполнителя. И я уверена, что эти знания и умения помогут сегодняшним школьникам в будущем добиваться высоких результатов в научно-исследовательской работе, претворять в жизнь замечательные проекты.

Таким образом, сегодня неоспорима актуальность разработки и внедрения новых эффективных передовых технологий, способствующих интеллектуальному, творческому, нравственному, социальному развитию ребёнка, где одно из первых мест занимает исследовательская и проектная деятельность младших школьников.


Доклад на тему "Проектная деятельность младших школьников"
  • Начальные классы
Описание:

Если хочешь воспитывать у детей

 

смелость ума, интерес к серьезной

 

интеллектуальной работе, самостоя-

 

тельность как личностную черту, то

 

создавай такие условия, чтобы искорки

 

их мыслей образовали царство мыслей,

 

дай им возможность почувствовать

 

себя в нем хозяевами.

 

Ш. А. Амонашвили

 

Чтобы идти в ногу со временем в динамичном мире, современному человеку приходится проявлять чрезвычайную поисковую активность. Чтобы молодые люди были подготовлены к этому, необходимо использовать на уроках и во внеурочной деятельности проектный и исследовательский подход, развивать навыки исследовательского поведения.

 

Автор Спивак Татьяна Анатольевна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 402
Номер материала 12134
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓