Инфоурок Музыка Другие методич. материалыДоклад на тему "Новые подходы в преподавании и обучении".

Доклад на тему "Новые подходы в преподавании и обучении".

Скачать материал

ИПК ПР  г. Алматы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад  на  тему:

 

Новые  подходы  в  преподавании  и  обучении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Выполнила: Непряхина

                                                                                      Наталья Геннадьевна,

                                                                                    Учитель музыки КГУ ОШ № 85

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2014

                                                        Мышление  развивается в проблемной  ситуации,
                                                          когда  ребёнок  сам  «собирает»  понятия о  предмете.

                                                                                                                         (Л. Выготский)

 

 

 

 

 

 

Семь модулей современного урока:

 

1.    Новые подходы в преподавании и обучении.
2.    Обучение критическому мышлению.
3.    Оценивание  для  обучения  и  оценивание  обучения.          
4.    Использование  ИКТ  в  преподавании.
5.    Обучение  талантливых  и  одаренных  детей.
6.    Преподавание и обучение  в  соответствии

        с  возрастными  особенностями  учеников.
7.    Управление  и  лидерство  в обучении.

 

 Ключевая  идея  Программы   7  модулей  -  обучение   через   диалог.
 

     Модель  обучения  Л.  Выготского  предполагает,  что  знания приобретаются  в  процессе  вовлечения  ученика  в  диалог.

 

     Диалог  –  греч.  разговор  двоих;    разговор, беседа.

 

     Мерсер  и  Литтлтон  доказали:  диалог   в   классе способствует   интеллектуальному развитию  учеников  и  результативности  их  обучения.

    В настоящее время многие учёные и педагоги склоняются к мнению о том, что урок должен иметь трёхфазовую структуру.

 

Трехфазовая  структура  урока:

 

1.   Вызов  –  актуализация имеющихся  знаний;
     – пробуждение интереса к получению

             новой информации;

     – постановка учеником собственных целей

             Обучения.

 

2.  Осмысление  –  получение новой информации;
     –  учащиеся соотносят старые знания с новыми.

 

3.  Рефлексия  –  размышление,  рождение   нового знания;
     – постановка  учеником  новых  целей  обучения.

 

   Урок музыки «Весна в произведениях  композиторов»:

 

1. Вызов.


1. Приём «Верите ли вы?»

 

    Вопросы:

 

- Верите ли вы, что красоту природы можно передать в музыке? 

   Учащиеся  приводят   примеры музыкальных произведений.

 

- Верите ли вы, что картины природы можно передать красками и   

    кистью? Дети могут назвать картины великих художников.

 

- Верите ли вы, что картины природы можно передать  в  стихах,

   рассказах?  Дети вспоминают и называют литературные произведения.

 

2. Речь учителя:


   Вы – композиторы, хотите изобразить  весну в  музыке.

    Как, на ваш взгляд, это сделать?


 3. Работа в группах.

 

  Справочный материал:   перечни средств музыкальной выразительности    

   и  музыкальных инструментов, словарь эмоционально-образной  характеристики.


      Группы высказывают свои предположения. Обобщение.

 

2. Осмысление.

    
1. Слушание: а) А. Вивальди, цикл «Времена года», - «Весна». Дети     

           отмечают свои совпадения и несовпадения с замыслом композитора, сообщают  

             выводы. Обобщение;  б) П. И. Чайковский,  цикл  «Времена года», - «Март.

               Песня  жаворонка». В чём сходства и отличия в этих музыкальных

                произведениях?
   
   
2. Заполнение кластера (синтез информации):

 

                                        

                                

                                                                                                                                                                     

                              

П. И. Чайковский, цикл «Времена года».

А. Вивальди, цикл «Времена года».

                                           

                                                                                                         

                                        

 

 

 

3. Вывод:   Средства  создания  образа  разные:  ИЗО - краски, литература – слово,    

     музыка – звуки. Но цель одна – образное  художественное  осмысление  и 

       отражение  действительности.

 

                                            

3. Рефлексия  –  осознание пройденного пути; может  осуществляться как в    

     конце урока, так  и на  любом его этапе.

      Исходя из функции рефлексии, предлагается следующая  классификация:

1.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния:  Я почувствовал,

      что …   Меня удивило…  Урок дал мне для жизни…
2.  Рефлексия деятельности:  Я выполнял задания …   У меня  получилось …
      Теперь я  могу…
3.  Рефлексия содержания учебного материала:   Я не знал … Теперь я    

      знаю … Я понял …

 

Таблицы. 

 

Назначение – синтез информации.

 

Таблица  –  синтез информации

 

Ключевые слова

Толкование

Важные цитаты

                

 

 

Таблица    З Х У

 

Знаем

Хотим знать

Узнали

 

 

Таблица  «толстых»    и   «тонких»   вопросов

 

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте 3 объяснения, почему...?
   Объясните, почему...?
   Почему Вы думаете ...?
   Почему Вы считаете ...?
   В чем различие ...?
   Предположите, что будет, если... ?
   Что, если ... ?

Кто ? Что ?   Когда ?  Где?  Может  ..?   Будет  ...?  Мог ли ...   Как звать ...?    Было ли ...?  Согласны ли Вы ...?  Верно ли ...?

 

 

Практические задания:

 

1. Марш, песня, танец.    Сочините  ритм (мелодию), похожие  на    

  марш,  песню или  танец.  Исполните.

   Каковы главные признаки  марша, песни, танца?

 

2. Сочините слова или песенку в заданном ритме. 

      (развиваем  чувство ритма)
                         
     П  –  ти, ти   (короткие звуки);  
I  - та   (длинный звук)

    Примеры:


      П 
I  П  I     Дили-дон,  дили-дон;           П  П  П  I    Загорелся  Кошкин  дом.

      П 
I  П  I    Приходи,  приходи,               П  I  П  I    Танцевать  и  играть.

Объясните, какая доля во фразах сильная и какая - слабая? Почему?

 

3. Сочините мелодию.

    Изобразите:    Человека,  дождь,  снег,  какое-либо  животное  или  птицу.    
                     
   Инструкция:  1. Спойте  музыкальный звукоряд .
                            2. Выберите средства музыкальной выразительности.
                            3. Сочините и спойте мелодию, можно смотреть на  звукоряд.                       
                            4. Объясните выбор   средств музыкальной  выразительности. 

    Вариант :      Сочинение  мелодии  на  какое-либо  четверостишье.

 

4. Творческие задания по темам песен.

 

   1.   Нарисуйте иллюстрацию к песне.
   2.   Сочините  рассказ  или  сказку  по содержанию  песни,  3-5  предложений.
   3.   Выразите  своё  суждение  по  содержанию  песни; что  бы  вы добавили?

    Песни по выбору:


   1. «Дважды два – четыре».   Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
   2. «Не дразните собак.  Муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.
   3. «Песенка о друге».  Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

 

5.  Аукцион  музыкальных  слов. 

 

   1. Запишите  названия  нот, спрятанные   в  картинках. 

   2. Нарисуйте к ноткам свои картинки. Сочините сказку о нотках.

   3. Нотки в сказке  волшебные? Почему? Раскрасьте их на нотоносце.

 

6. Прочитайте.     Сравните  определения.

 

   Песня  народная;      Песня  композиторская.

 

        Отметьте:         Общие черты:           Отличительные черты:

 

      Вопросы:   Почему  говорят, что  в песне – душа народа?  а что сказали бы вы?

 

   Варианты  заданий  на  сравнение:  

 

   1. музыкальные инструменты – например, домбра и  балалайка…     

   2.  Музыкальные жанры – кантата  и оратория, опера  и  балет…

   3.  Оркестры – симфонический и духово….    и т. д. и т. п. …

 

7. Синквейн  – франц. пятистишье.   Синтез  информации.

              Правила   написания   синквейна:

1.   Тема, выраженная  ОДНИМ  словом. Существительное  –  кто?  что?;
2.   Описание темы  ДВУМЯ   прилагательными:   какой? какая? какое?
3.   Описание  действия  по теме  ТРЕМЯ   глаголами:  что делает?
4.   Фраза  из  ЧЕТЫРЕХ  слов  - отношение    к  теме;
5.   ОДНО  слово  на  эмоционально - образном  уровне ,  синоним  слова  1-й   строки.

 

            Примеры  синквейнов:

 

Музыка
               Красивая, разная.
              Окрыляет, волнует, успокаивает.
              Музыка украшает мою жизнь.
              Звуки!

Улыбка

         Радостная, приветливая.

         Согревает, утешает, манит.

         На душе становится легко.

         Открытие!

Песня
                Весенняя, воздушная.

         Играет, улыбается, радует.

         Я люблю петь песни.

         Отличная!

 

          Другие примеры синквейнов:

 

а) 1. Моцарт;  2. Солнечный, праздничный;  3. Сочиняет,  творит,   вдохновляет; 

         4. Мы любим его музыку;  5. Классик;

б) 1. Оркестр; 2. Симфонический, камерный; 3. Играет, гастролирует,  выступает ;    

         4. Четыре  группы     музыкальных   инструментов ; 5. Коллектив;

в) 1. Квартет; 2. Вокальный, инструментальный;   3. Импровизирует,  

      гастролирует, музицирует; 4. И. А. Крылов написал басню «Квартет»; 

      5. Ансамбль;

г)  1. Барокко; 2. Изящный, вычурный; 3. Увлекает, вдохновляет, завораживает; 

      4. Перламутровая  жемчужина неправильной   формы;  5. Стиль.

 

 

Виды творческих заданий:

1.  Кроссворды, ребусы, головоломки.
2.  Танец, пантомима, пластика.
3.  Эссе, сказки, стихи.
4.  Рисунок, коллаж, подбор цвета.
5.  Поделки, схемы, программы.
6.  Картины, стихи, пословицы, афоризмы, высказывания.
7.  Научное исследование: проектная деятельность -    
       гипотезы, эксперименты, презентации.

 

 

Знание должно быть сконструировано самим учеником!

 

 

Источники  информации:

1. Руководство  для  учителя. Третий (базовый) уровень. 3-е издание.

2. Организация учебно-воспитательного процесса на основе новых подходов 

     в обучении. Методические рекомендации.
3. Интернет – ресурсы: «Википедия»; «Коллеги – педагогический журнал»;

   «Фестиваль педагогических идей».

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад на тему "Новые подходы в преподавании и обучении"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

     Доклад на тему "Новые подходы в преподавании и обучении". Был представлен на августовской учительской конференции 2014 года, на секционном заседании учителей музыки, вместе с презентацией по этой же теме, опубликованной на сайте чуть раньше.

     Содержание доклада - необходимость освоение и применение принципиально новых методов преподавания и обучения.

     Диалог должен занимать центральное место на уроке, т. к. учащихся необходимо обучать работать как самостоятельно, так и в коллективе, а главное - развитие способности к самообучению.      

     Учащийся должен научиться не только мыслить самостоятельно и иметь независимость в суждениях, но и уметь отстаивать свою точку зрения при необходимости, а для этого необходимо развивать речевые и ораторские навыки, пробуждать творческую активность, стремленгие и желание творить, создавать.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 151 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 547
    • DOCX 81.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Непряхина Наталья Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Непряхина Наталья Геннадьевна
    Непряхина Наталья Геннадьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6352
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении игре на гитаре

Преподаватель игры на гитаре

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 215 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 70 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении игре на скрипке

Преподаватель игры на скрипке

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Практические аспекты работы логопеда: методы и приемы в логоритмике

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек