ИПК ПР г. Алматы
Доклад на тему:
Новые подходы в преподавании и обучении.
Выполнила: Непряхина
Наталья Геннадьевна,
Учитель музыки КГУ ОШ № 85
Алматы 2014
Мышление развивается в проблемной
ситуации,
когда ребёнок сам
«собирает» понятия о предмете.
(Л. Выготский)
Семь модулей современного урока:
1.
Новые подходы в преподавании и обучении.
2. Обучение критическому мышлению.
3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.
4. Использование ИКТ в преподавании.
5. Обучение талантливых и одаренных детей.
6. Преподавание и обучение в соответствии
с возрастными особенностями учеников.
7. Управление и лидерство в обучении.
Ключевая
идея Программы 7 модулей - обучение через диалог.
Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания
приобретаются в процессе вовлечения ученика в диалог.
Диалог – греч.
разговор двоих; разговор, беседа.
Мерсер и Литтлтон доказали:
диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учеников и
результативности их обучения.
В настоящее время многие учёные и педагоги склоняются к мнению о том, что урок
должен иметь трёхфазовую структуру.
Трехфазовая структура урока:
1.
Вызов – актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению
новой информации;
– постановка учеником собственных целей
Обучения.
2.
Осмысление –
получение новой информации;
– учащиеся соотносят старые знания с новыми.
3.
Рефлексия –
размышление, рождение нового знания;
– постановка учеником новых целей обучения.
Урок музыки «Весна
в произведениях композиторов»:
1.
Вызов.
1.
Приём «Верите ли вы?»
Вопросы:
-
Верите ли вы, что красоту природы можно передать в музыке?
Учащиеся приводят примеры музыкальных произведений.
-
Верите ли вы, что картины природы можно передать красками и
кистью? Дети могут назвать картины великих художников.
-
Верите ли вы, что картины природы можно передать в стихах,
рассказах? Дети вспоминают и называют литературные произведения.
2.
Речь учителя:
Вы – композиторы, хотите изобразить весну в музыке.
Как, на ваш взгляд, это сделать?
3.
Работа в группах.
Справочный материал: перечни средств музыкальной выразительности
и музыкальных инструментов, словарь эмоционально-образной характеристики.
Группы высказывают свои предположения. Обобщение.
2.
Осмысление.
1. Слушание: а) А. Вивальди,
цикл «Времена года», - «Весна». Дети
отмечают свои совпадения и несовпадения с замыслом композитора, сообщают
выводы. Обобщение; б) П. И. Чайковский, цикл «Времена года», -
«Март.
Песня жаворонка». В чём сходства и отличия в этих музыкальных
произведениях?
2.
Заполнение кластера (синтез информации):
П. И. Чайковский, цикл «Времена года».
|
А. Вивальди, цикл «Времена года».
|
3.
Вывод: Средства создания образа разные: ИЗО -
краски, литература – слово,
музыка – звуки. Но цель одна – образное художественное осмысление и
отражение действительности.
3.
Рефлексия – осознание пройденного пути; может осуществляться
как в
конце урока, так и на любом его этапе.
Исходя из функции рефлексии, предлагается следующая классификация:
1. Рефлексия
настроения и эмоционального состояния: Я почувствовал,
что … Меня удивило… Урок дал мне для жизни…
2.
Рефлексия
деятельности: Я выполнял задания … У меня получилось …
Теперь я могу…
3.
Рефлексия
содержания учебного материала: Я не знал … Теперь я
знаю … Я понял …
Таблицы.
Назначение
– синтез информации.
Таблица – синтез
информации
Ключевые слова
|
Толкование
|
Важные цитаты
|
Таблица З Х У
Таблица
«толстых» и «тонких» вопросов
Толстые вопросы
|
Тонкие вопросы
|
Дайте 3 объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему Вы думаете ...?
Почему Вы считаете ...?
В чем различие ...?
Предположите, что будет, если... ?
Что, если ... ?
|
Кто ? Что ? Когда ?
Где? Может ..? Будет
...? Мог ли ... Как звать ...? Было ли ...?
Согласны ли Вы ...? Верно ли ...?
|
Практические
задания:
1. Марш,
песня, танец. Сочините ритм (мелодию), похожие на
марш, песню или танец. Исполните.
Каковы главные признаки марша, песни, танца?
2. Сочините слова или песенку в заданном ритме.
(развиваем
чувство ритма)
П – ти, ти (короткие звуки); I - та (длинный звук)
Примеры:
П I П I Дили-дон,
дили-дон; П П П I Загорелся Кошкин дом.
П I П I Приходи,
приходи, П I П I Танцевать
и играть.
Объясните, какая доля во фразах сильная и какая - слабая? Почему?
3. Сочините мелодию.
Изобразите: Человека, дождь, снег, какое-либо животное или
птицу.
Инструкция: 1. Спойте музыкальный звукоряд .
2. Выберите средства музыкальной выразительности.
3. Сочините и спойте мелодию, можно смотреть на
звукоряд.
4. Объясните выбор средств музыкальной выразительности.
Вариант : Сочинение мелодии на какое-либо четверостишье.
4. Творческие задания по темам песен.
1. Нарисуйте иллюстрацию к песне.
2. Сочините рассказ или сказку по содержанию песни, 3-5
предложений.
3. Выразите своё суждение по содержанию песни; что бы вы добавили?
Песни по выбору:
1. «Дважды два – четыре». Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
2. «Не дразните собак. Муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.
3. «Песенка о друге». Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
5. Аукцион музыкальных слов.
1. Запишите названия нот, спрятанные в картинках.
2. Нарисуйте к ноткам свои картинки. Сочините сказку о нотках.
3. Нотки в сказке волшебные? Почему? Раскрасьте их на нотоносце.
6. Прочитайте. Сравните определения.
Песня народная; Песня композиторская.
Отметьте: Общие черты: Отличительные черты:
Вопросы: Почему говорят, что в песне – душа народа? а что сказали бы вы?
Варианты заданий на сравнение:
1. музыкальные инструменты – например, домбра и балалайка…
2. Музыкальные жанры – кантата и оратория, опера и балет…
3. Оркестры – симфонический и духово…. и т. д. и т. п. …
7. Синквейн – франц. пятистишье. Синтез информации.
Правила написания синквейна:
1. Тема, выраженная ОДНИМ словом. Существительное – кто? что?;
2. Описание темы ДВУМЯ прилагательными: какой? какая? какое?
3. Описание действия по теме ТРЕМЯ глаголами: что делает?
4. Фраза из ЧЕТЫРЕХ слов - отношение к теме;
5. ОДНО слово на эмоционально - образном уровне , синоним слова 1-й
строки.
Примеры
синквейнов:
Музыка
Красивая, разная.
Окрыляет, волнует, успокаивает.
Музыка украшает мою жизнь.
Звуки!
Улыбка
Радостная,
приветливая.
Согревает,
утешает, манит.
На
душе становится легко.
Открытие!
Песня
Весенняя, воздушная.
Играет,
улыбается, радует.
Я
люблю петь песни.
Отличная!
Другие примеры синквейнов:
а)
1. Моцарт; 2.
Солнечный, праздничный; 3. Сочиняет, творит, вдохновляет;
4. Мы любим его музыку; 5. Классик;
б)
1. Оркестр; 2.
Симфонический, камерный; 3. Играет, гастролирует, выступает ;
4. Четыре группы музыкальных инструментов ; 5. Коллектив;
в)
1. Квартет; 2.
Вокальный, инструментальный; 3. Импровизирует,
гастролирует, музицирует; 4. И. А. Крылов написал басню «Квартет»;
5. Ансамбль;
г)
1. Барокко; 2.
Изящный, вычурный; 3. Увлекает, вдохновляет, завораживает;
4. Перламутровая жемчужина неправильной формы; 5. Стиль.
Виды творческих заданий:
1. Кроссворды, ребусы, головоломки.
2. Танец, пантомима, пластика.
3. Эссе, сказки, стихи.
4. Рисунок, коллаж, подбор цвета.
5. Поделки, схемы, программы.
6. Картины, стихи, пословицы, афоризмы, высказывания.
7. Научное исследование: проектная деятельность -
гипотезы, эксперименты, презентации.
Знание
должно быть сконструировано самим учеником!
Источники
информации:
1.
Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. 3-е издание.
2.
Организация учебно-воспитательного процесса на основе новых подходов
в обучении. Методические рекомендации.
3. Интернет – ресурсы: «Википедия»; «Коллеги – педагогический журнал»;
«Фестиваль педагогических идей».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.