Главная / Директору-завучу / Доклад на тему "Личная педагогическая концепция учителя. Психологический аспект".

Доклад на тему "Личная педагогическая концепция учителя. Психологический аспект".

Личная педагогическая концепция учителя.

Психологический аспект.

В современных условиях, когда каждый педагог, педагогическое сообщество в целом осуществляет активный поиск путей повышения эффективности процесса обучения, его соответствия требованиям общества и образовательным стандартам государства, всё большее значение приобретает личная концепция учителя. В конечном счёте, от самого учителя зависит, насколько он будет эффективен в своей деятельности и на что, прежде всего, будет направлена его активность.

Существуют различные подходы к пониманию позиции учителя в педагогическом процессе и источниках его активности. В соответствии с одним определяющее значение имеет профессиональное педагогическое самосознание учителя. В структуру педагогического самосознания входят: осознание учителем норм, правил, модели педагогической профессии, формирование профессионального кредо, концепции учительского труда; соотнесение себя с неким профессиональным эталоном, идентификация; оценка себя другими, профессионально референтными людьми; самооценка, в которой выделяются

а) когнитивный аспект, осознание себя, своей деятельности и

б) эмоциональный аспект.

В другом подходе основой является «Я- концепция» педагога как система его представлений о себе; самооценку- эмоционально окрашенную оценку этого представления; потенциальную поведенческую реакцию – те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.

Необходимо отметить, что и самосознание и «Я – концепция» так или иначе определяя позицию учителя в учебно – воспитательном процессе, ориентируются, прежде всего, на личностные качества педагога и не всегда учитывают систему представлений, в которую включены индивидуальные представления: о преподавании, учении, путях повышения эффективности преподавания и учения, факторах, влияющих на успеваемость учащихся.

Одной из попыток создания модели, учитывающей данные характеристики, является личная педагогическая концепция учителя. Под личной концепцией учителя понимается такая теория обучения, которой учитель руководствуется в своей практической деятельности в ходе учебно – воспитательного процесса.

В основе концепции лежит система убеждений. Именно она оказывает влияние на постановку целей в педагогическом процессе учителя и понимание им целей ученика. Убеждения также оказывают воздействие на формирование мотивации учителя в педагогическом процессе и понимание им мотивации учащихся.

Убеждение – осознанная потребность личности, побуждающая её действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Убеждения действуют на ином уровне, чем обьективная реальность, и служат для направления и истолкования восприятия реальности, зачастую путём привязки их к системе ценностей и критериев. Убеждения чрезвычайно трудно изменить, используя обычные правила логики или рационального мышления.

Выделяют несколько различных функций убеждений:

1.Убеждения выступают как фильтры или стереотипы, определяя, что является существенным, а что нет.

2.Убеждения определяют реакцию на конкретные события, причём в любой момент времени.

3.Убеждения структурируют переживания и вырабатывают установку на дальнейшие действия.

4.Убеждения пополняют разрывы в знаниях. Когда человек не уверен, что является истинным, а что не является, необходимы убеждения для заполнения этих разрывов. Они позволяют сделать целостными переживания личности.

5.Убеждения придают смысл жизни. Помогают человеку сформировать цели и знать, что нужно делать и как себя вести.

На педагогическую деятельность оказывают влияние как общие, так и частные убеждения. Общими можно считать убеждения: о жизни, мире, природе человека, себе самом, которые составляют модель мира конкретного учителя. На уровне частных могут выступать убеждения: о педагогическом процессе, школе, учениках (вообще и конкретных).

Общие и частные убеждения образуют целостную систему, тесно связанную с ценностными ориентациями педагога, его мотивами, целями и представляют основу педагогической деятельности. Убеждения учителя могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер. Пример убеждения: «все ученики могут и хотят учиться». Если для учителя степень веры в эту идею абсолютна, а результаты учебного процесса невысокие, то он начинает искать более эффективные методики, предполагая согласно убеждению, что он хочет учить, а ученики хотят учиться. Если вера в идею незначительна, то учитель ориентируется на прямое воздействие по отношению к ученикам, не желающим учиться, вплоть до их перевода в другой класс или школу. Следовательно, можно утверждать, что данное убеждение формирует стратегию поведения учителя с учениками и способствует использованию им тех или иных методик обучения.

Помимо убеждений важнейшей частью личной педагогической концепции является базовый набор мета – программ педагога.

Мета – программы представляют собой фильтры восприятия, которые действуют в нас привычным образом. Нас окружает такая масса информации, на которую мы могли бы обратить внимание, но большая её часть оказывается проигнорированной, так как наше сознательное внимание способно ухватить максимум девять единиц информации. Мета – программы фильтруют окружающий мир, чтобы помочь нам создать нашу собственную модель этого мира. Они являются ключевыми моментами в процессах мотивации и принятия решения.

Можно выделить следующие мета – программы:

1.Модальность вовлечённости: активный – пассивный. Эта мета – программа касается образа действия. Педагоги активного типа сами начинают действовать, чувствуют себя ответственными за свои действия и поступки. Педагоги пассивного типа «плывут по течению». Они не начнут действовать по собственной инициативе и , даже участвуя в деле, не чувствуют себя ответственными, предпочитая более отстранённую позицию.

2.Фильтры направления или ориентации: приближение – удаление. Педагоги, ориентированные на приближение, мотивированы на достижение результата своих действий. Ориентированные на удаление – стремятся избавиться от неудач.

3.Референтная рамка: внутренняя референция – внешняя референция. Это два основных способа оценки своей деятельности и всего окружающего. Обладатели внутренней референции оценивают всё со своей точки зрения, с позиции того, что им представляется уместным или подходящим. Педагоги с внешней референцией используют оценки других, учитывая, в первую очередь, что уместно для окружающих.

4.Модальные операторы возможности – необходимости: альтернатива – рецепт. Педагоги, имеющие мета – программу альтернативы, считают, что они сами управляют своей жизнью и педагогическим процессом, в которых достаточно много альтернатив. Люди, которые оперируют модальностью необходимости, считают, что, в первую очередь, необходимо соблюдать правила. Если они и делают выбор, то только в ситуации необходимости и вынужденности.

5.Размер выделения: обобщающий – частный. Эта мета – программа отражает сущность процесса обобщения. Педагоги, имеющие обобщающую программу, отмечают, прежде всего, абстрактные критерии описания предмета или явления. Учителя с программой «частный» описывают предметы и явления, используя измеримые критерии.

6.Фильтр отношений: сходство – отличие. Педагоги, имеющие мета – программу «сходство», во всех предметах или явлениях педагогического процесса ищут их сходство между собой. При мета – программе «отличие» главное значение придаётся тому, чем они отличаются.

7.Категория отбора: активность, личность, место, информация, вещь.

- Активность: люди, для которых характерна ярко выраженная заинтересованность деятельностью. Педагоги с такой мета – программой обычно задают вопросы: «Что вы сделали?», «Что произошло?».

-Личность: особое место в жизни и деятельности этих людей занимают разговоры о личностях. Они часто задают вопросы: «Кто?», «Кто там был?».

-Место: Люди этой категории склонны задавать вопросы: «Где?», «Где это произошло?».

-Информация: люди, особо заинтересованные в получении различного рода сведений. Они предпочитают точность, изобилие фактов. Они часто задают вопросы: «Откуда вы это взяли?», «Почему?».

-Вещи: людей этой категории, прежде всего, интересуют вещи и предметы окружающего мира. Они часто задают вопросы: «Что есть у вас?», «Чем вы располагаете?»,

8.Типы деятельности: независимый игрок – менеджер – командный игрок. Эта мета – программа указывает на области или типы деятельности. Педагоги, предпочитающие работать независимо, с трудом воспринимающие внешний контроль и управление своей деятельностью, относятся к «независимым игрокам». Для успешной работы им не требуется никаких контактов с другими – лучше всего они работают, когда им предоставляется большая автономия. Педагоги, способные работать с другими и брать ответственность за результаты коллективного труда – «менеджеры». Они предпочитают если и не руководить, то уж во всяком случае отвечать – и автоматически берут на себя ответственность везде и за всё. Педагоги, которые полностью полагаются на взаимодействие и получают удовольствие от совместных усилий, - «командные игроки». Именно кооперация с другими расценивается ими как причина любого успеха в работе.

Очень важным условием развития коллектива, его стойкости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружественной является атмосфера, которая основывается на взаимоуважении, каким является психологический климат в коллективе, насколько прогнозируемыми являются поступки руководителей и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его путь к намеченной цели. Климат в учебном коллективе оказывает большое влияние на успехи и неуспехи каждого педагога и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика. Создание климата – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Достаточно появиться в коллективе одному или нескольким агрессивно настроенным учителям, и вся творческая работа коллектива может сойти на нет.

Как правило, школьный коллектив, в частности в связи с особенным характером педагогической деятельности, не является монолитом. В нём существуют несколько характерных типов людей, которые создают небольшие группы и влияют на коллег и учащихся. Поэтому перед администрацией стоит непростая задача управления такими процессами. А это требует своевременного определения:

  • морального центра в коллективе;

  • формулирования и признания большинством коллектива позитивных ценностей;

  • необходимости знать, учитывать и использовать возможности и особенности участников малых групп.



ПЕДАГОГОВ ДЕЛЯТ НА ТАКИЕ КАТЕГОРИИ:

  1. «ВРЕМЕННЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ ОБЯЗАННОСТЕЙ».



Эти люди, как правило, не поддерживают отношений с коллегами, не интересуются тем, чем живёт школа, достаточно добросовестно выполняют свои обязанности, своевременно сдают необходимую документацию, не вступают в доверительные отношения с учениками и родителями, выполняют необходимую внеклассную работу «без увлечения и наслаждения», не желают работать классными руководителями, безразлично относятся как к похвале, так и к порицанию.

  1. «ВСАДНИКИ С САБЛЕЙ НАГОЛО».



Всегда в конфликте, в поисках врага, проблем и недочётов, агрессивны, знают истину; то кого – то проклинают, то перед кем – то извиняются, не разобравшись в сути проблемы, зовут людей на баррикады, быстро сбрасывают с себя следы бывших неудач и снова бросаются в бой; не склонны к анализу, превращают школу в арену политической борьбы, иногда навсегда забывают о том, что нужно хотя бы изредка заниматься своей непосредственной работой: учить детей.



  1. «ГРУППА ПОДДЕРЖКИ».



Склонны к мимикрии, меняют взгляды и принципы под влиянием яркой личности. Готовы идти за кем угодно, но кампания заканчивается и начинается эпоха глубоких переживаний, обещаний не поддаваться влиянию в дальнейшем. В политике они поддерживают ярчайших правых или левых лидеров. Вкладывают свои деньги в какие – то мифические конторы и, конечно же, утрачивают их. Не помнят зла, не помнят поражений.

  1. «ЛЮБИТЕЛИ ШУРШАТЬ».



Чётко придерживаются норм и правил, проявляя постоянное неудовлетворение, готовы кое – что узнать про каждого. При этом раскрыть свои и чужие тайны для них абсолютно не сложно. Всё время кому – то что – то нашёптывают. Плетут интриги на ровном месте.

  1. «ЗАЧАРОВАННЫЕ РОМАНТИКИ».



Ждут 1 – го сентября. Любят свою школу, изобретательны, глубоко переживают любой успех школы и учеников. Готовы жить в школе. Вытягивают на работу в школу своих родных. Считают школу родным домом. Их интересы простираются намного дальше от предмета, который они преподают.

  1. «ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ».



Любят свой предмет и несут его в массы трепетно и преданно. Следят за всеми новинками. Придумывают тысячи возможностей, чтобы увлечь ими детей. Сообщают предметную информацию с такой гордостью, как будто это они сами придумали всё, о чём рассказывают.



«КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ»



(Результаты анкетирования учителей. 12 человек участвовали в анкетировании)



1.Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

2 чел. – 80%, 7 чел. – 70%, 1 чел. – 60%, 2 чел. – 50%.



2.С кем у вас бывают конфликты?

7 чел. – с учениками, 1 чел. – с учителями( с двумя), 4 чел. – не бывает



3.Где обычно снимаете напряжение?

10 чел. – дома, 1 чел. – в школе, 1 чел. – в другом месте

4.Часто ли вы болеете?

9 чел. – нет, 1 чел. – бывает, 2 чел. – часто



5.Хотели бы вы уволиться из школы, если бы было где устроиться?

10 чел. – нет, 1 чел. – наверное, да; 1 чел. – да



6.Какая тональность вашего настроения преобладает (мажор, минор)?

9 чел. – мажор, 1 чел. – минор, 1 чел. – и то, и другое, 1 чел. – в школе – мажор, дома – минор

7.Как вы думаете, коллектив у вас дружный?

8 чел. – да, 1 чел. – скорее, да; 2 чел. – нет, 1 чел. – не очень



8.Раздражает ли вас характер и тональность критики со стороны руководства?

10 чел. – нет, 1 чел. – «не критиковали», 1 чел. – обычно, нет



9.Знаете ли вы концепцию развития школы?

10 чел. – да, 1 чел. – нет, 1 чел. – в общем, да



10.Чувствуете ли вы в школе творческую атмосферу?

12 чел. – да



11.Устраивает ли вас характер отношений, который сложился в коллективе?

7 чел. – да, 2 чел. – нет, 1 чел. – не совсем, 1 чел. – иногда, нет; 1 чел. – не всегда

12.Довольны ли вы своей деятельностью, удаётся ли вам достичь поставленной цели?

7 чел. – не всегда, 3 чел. – нет, 2 чел. – да



13. Есть ли в коллективе люди, с которыми вам не хочется общаться?

9 чел. – нет, 3 чел. – да



14.Чувствуете ли вы гордость от того, что работаете именно в этом коллективе?

7 чел. – да, 2 чел. – не знаю, 3 чел. – нет



15.Есть ли в школе традиции, которые для вас много значат,

9 чел. – да, 3 чел. – нет



16.Замечает ли администрация ваши достижения?

6 чел. – да, 1 чел. – не знаю, 2 чел. – нет, 2 чел. – иногда, 1 чел. – не всегда



17.считаете ли вы, что между членами коллектива сложились добрые отношения?

10 чел. – да, 1 чел. – да, но не со всеми; 1 чел. – нет



18.Считаете ли вы, что молодые учителя чувствуют себя в коллективе достаточно комфортно?

9 чел. – да, 1 чел. – наверное, 1 чел. – не знаю, 1 чел. не ответил



19.Члены коллектива с удовольствием делятся собственным опытом?

12 чел. – да



20.Победы и поражения в коллективе переживает большинство его участников.

12 чел. – да



21.Члены коллектива с вниманием относятся к мнению других.

6 чел. – да, 3 чел. – не все, 2 чел. – нет, 1 чел. – не знаю



22.Коллектив доволен своими руководителями.

12 чел. – да



23.Успехи и неудачи каждого находят заинтересованную поддержку членов коллектива.

8 чел. – да, 1 чел. – нет, 1 чел. – не знаю, 1 чел. – в основном, 1 чел. – не всегда, наверное



24.Текущие конфликты в коллективе не бывают продолжительными.

11 чел. – да, 1 чел. – бывают продолжительными



25.Вы с удовольствием принимаете участие в коллективных делах, общественно – педагогической деятельности.

11 чел. – да, 1 чел. – нет



26.Когда вы сталкиваетесь с недочётами, вы прямо об этом заявляете.

5 чел. – да, 4 чел. – нет, 2 чел. – не всегда, 1 чел. – в основном



27.Вы с удовольствием посещаете уроки коллег?

12 чел. – да



28.Любите ли вы шутить?

10 чел. – да, 1 чел. – не всегда, 1 чел. – нет



29.Вас часто раздражает музыка?

6 чел. – нет, 2 чел. – громкая – да! , 1 чел. - иногда, 1 чел. – бывает, 1 чел. – смотря какая, 1 чел. – не всякая



30.Вы, как правило, перебиваете собеседника во время беседы?

9 чел. – нет, 1 чел. – иногда, 2 чел. – да



31.Вас раздражает необходимость принимать участие в совещаниях, заседаниях, педсоветах?

5 чел. – нет, 6 чел. – да, 1 чел. – иногда



32.Любите ли вы вместе с коллегами выезжать куда – нибудь вместе?

9 чел. – да, 2 чел. – нет, 1 чел. – не знаю



33.В коллективе есть люди, которые вам: симпатичны, безразличны, антипатичны?

8 чел. – да, да, да; 4 чел. – да, да, нет

34.Часто ли ваши идеи и предложения используются в коллективе?

2 чел. – да, 4 чел. – нет, 2 чел. – иногда, 3 чел. – не знаю, 1 чел. – может быть



35.Вы с удовольствием приходите в школу и оставляете её?

11 чел. – да, 1 чел. – не всегда


АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

«ПРИЧИНЫ ВОЗМОЖНОГО УВОЛЬНЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ИЗ ШКОЛЫ»

Уважаемые коллеги! У вас появилась возможность устроиться на другую, лучше оплачиваемую и достаточно интересную работу. Что могло бы заставить вас уйти из школы? Что больше всего не устраивает вас в школе?



ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ПРИЧИНЫ:



1.Ухудшение состояния здоровья, особенно нервной системы – 7 чел. (1,1,1,1,2,2,3 место)



Переутомление – 5 чел. (1,1,1,2,3 место)

2.Острое чувство безразличия общества к потребностям педагогов – 6 чел. (1,2,2,4,5,5 место)



3.Постоянный страх перед контрольными проверками – 6 чел.(1,3,3,4,5,5 место)



4.Утрата престижности профессии – 5 чел. (2,2,3,3,4 место)



5.Невозможность заниматься своими детьми – 4 чел.(2,3,3,5 место)



6.Очень низкая зарплата – 3 чел. (1,1,5 место)



7.Отсутствие чувства заметных позитивных результатов – 3 чел. (2,4,4 место)



8.Постоянное чувство тревоги и неуспешности – 3 чел. (3,4,4 место)

9.Повседневная рутина – 2 чел. (2,3 место)



10.Необходимость достаточно часто заниматься тем, к чему не лежит душа – 2 чел. (3,4 место)







ЛИТЕРАТУРА



1.Моисеев В. Личная педагогическая концепция учителя. Психологический аспект. Горизонты образования №1 – 2004.



2. Вкладка « Игра в управлении». Завуч №33 – 2005.





Доклад на тему "Личная педагогическая концепция учителя. Психологический аспект".
  • Директору-завучу
Описание:

    Выступление на заседании педагогического совета школы может быть полезным в работе завучу, психологу, учителю в плане самообразования.

  В современных условиях, когда каждый педагог, педагогическое сообщество в целом осуществляет активный поиск путей повышения эффективности процесса обучения, его соответствия требованиям общества и образовательным стандартам государства, всё большее значение приобретает личная концепция учителя. В конечном счёте, от самого учителя зависит, насколько он будет эффективен в своей деятельности и на что, прежде всего, будет направлена его активность.

Существуют различные подходы к пониманию позиции учителя в педагогическом процессе и источниках его активности. В соответствии с одним определяющее значение имеет профессиональное педагогическое самосознание учителя. 

Автор Масалова Нина Владимировна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 494
Номер материала 20059
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓