Главная / Классному руководителю / Доклад на тему "Институты социализации"

Доклад на тему "Институты социализации"

Взаимодействие семьи и школы в формировании нравственных качеств личности школьника


Институты социализации - это
 конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. Основные институты социализации - это семья и образовательные учреждения.

Семья.

Такие институты организации, как семьи во всех концепциях личности традиционно рассматриваются как одни из важнейших. Именно в ней дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (например, авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка тех или иных особенностей «образа Я».

Такие институты социализации, как семьи имеют свою специфику, которая состоит в том, что семья, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой - как малая группа. Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, с одной стороны, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а с другой - средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.

Как элемент макросреды семья является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью. При этом отмечается, что роль семьи в трансляции культурных влияний тем больше, чем выше гомогенность окружающей ее социальной общности: в разнородном, поликультурном социуме отдельные культурные традиции могут находиться в противоречии друг с другом, затрудняя процесс вертикальной трансмиссии культуры. Однако множественные исследования показывают, что и при достаточной культурной разнородности общества родители становятся первоначальным, основным источником выбора ценностей и моделей поведения в тех областях, в которых культурные нормы стабильны (таковыми преимущественно являются религиозные убеждения, этнические и полоролевые стереотипы).

Школа.

Институты социализации также включают в себя систему образования. В этом своем качестве она обладает рядом специфических особенностей.

Во-первых, отчетливо выраженным целенаправленным характером: для любой исторической формы образования характерна четкая экспликация своих целей, причем при всех возможных нюансах основная задача образовательной системы как социального института - воспроизводство существующей общественной системы, и в этом смысле образование неминуемо консервативно.

Во-вторых, для любой системы образования характерна ориентация на идеальную модель: и учебное и воспитательное воздействие предполагает наличие некоторого идеального образца (выражаемого в сумме умений и знаний или/и в качествах личности), который необходимо получить «на выходе».

В-третьих, любой образовательный институт подразумевает наличие операциональных критериев оценки своей деятельности через степень соответствия того, что получилось «на выходе», заявленному идеальному образцу.

В-четвертых, институты образования предполагают временную фиксацию сроков воздействия и наличие штата профессиональных социализаторов, отношения ребенка с которыми существенно отличаются от характера межличностных отношений в семейном институте социализации.

Для развития и воспитания современной и гармоничной личность необходимо активное взаимодействие этих социальных институтов.

Взаимодействие


Современное воспитание детей осложнено многими негативными общественными явлениями: экономическим кризисом, обострением политических ситуаций, межнациональными конфликтами, падением нравственности. Эти явления порождают агрессивность, жестокость, конкуренцию. Всё это приводит к снижению человеческой жизни, осложняет ценности и взаимодействие между людьми. 

Перестала выполнять свои воспитательные функции семья. В современных семьях родители считают своим долгом обеспечить детей в материальном плане, а на общение и воспитании нет ни сил, ни времени. Во многих семьях недостаёт элементарной духовной близости между родителями и детьми.

За последние годы снижена воспитательная функция школы. Её в настоящее время можно назвать «школой Знаний», т.к. в центре – процесс обучения, который затмевает вопросы нравственности, патриотизма, гражданственности. В итоге вырастает поколение, испытывающее дефицит морали, этики.

Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решить проблему развития личности школьника, нравственного воспитания ребенка. Когда малыш приходит в школу, он представляет мир своей семьи: взаимоотношения, привычки, поведение, уровень интеллекта, культуры. Приобретённое в семье нравственное, физическое развитие становится залогом первых его успехов.

Семья передаёт эстафету воспитания школе. Но продолжает оказывать активное воспитательное воздействие. Поэтому необходимо, чтобы школа и семья с первых дней обучения ребёнка стали партнёрами в процессе воспитания школьника и имели чёткое представление о функциях и содержании деятельности друг друга, и стремились к единому итоговому результату. Чтобы такой союз образовался и родители могли признать классного руководителя стратегом организации жизнедеятельности их детей, ему необходимо проявить высокую компетентность в своей деятельности. 

Для обеспечения обоюдного понимания воспитательных целей, восстановления доверия на первом же родительском собрании предлагаем поговорить о будущем детей, какими бы мы хотели их видеть. Так формируется социальный заказ родителей школе. 

Семья – это закрытое общество людей, которое защищает свой внутренний мир, свои тайны и секреты. Однако в неё проникают проблемы общества, которые влияют на её развитие.

Главная задача классного руководителя - познакомиться с условиями, в которых живёт ребёнок: взаимоотношениями между членами в семье и месте ребёнка в ней, с семейными традициями. Необходимо найти пути привлечения родителей в дела школы и класса.


Мы предпологаем возможным и эффективным следующий вид взаимосвязи школы и семьи.

Изучая индивидуальные особенности каждой семьи с помощью бесед, тренингов, диспутов, дискуссий, рассказываем о требованиях, предъявляемых к ребёнку в школе, о тех новых условиях, в которых он будет находиться. Создаем банк данных о каждой семье, стараемся выявить, обобщить и распространить лучший опыт семейного воспитания.

При диалоге с родителями определяем конкретные пути и методы совместного влияния на ребёнка, ненавязчиво указываем на необходимость создания копилки методических рекомендаций по воспитанию детей

Вместе приходим к выводу, что в семье следует постоянно создавать атмосферу внимания друг к другу, к успехам каждого члена, стремиться помочь, а не срывать свое раздражение по поводу неудач.

С этой целью проводим совместные родительско-ученические собрания «На сколько мы близки».

Дети и родители рассаживаются по группам, вопросы для обсуждения вывешивает на доске. Дети отвечают на вопросы, и на эти же вопросы отвечают родители о своем ребенке:

  1. С кем из класса ты дружишь?

  2. Чем любишь заниматься в свободное время?

  3. Любимое блюдо, цвет, время года, праздник, любимый родительский подарок?


Родители и дети обмениваются анкетами и отмечают совпадения. На вопросы родителей дети тоже отвечают (одновременно):

    1. Ваша любимая телепередача?

    2. Есть у вас хобби, любимое занятие?

    3. Ваше любимое блюдо, цвет, время года…?


Родители и дети вновь обмениваются анкетами, отмечают совпадения.

Затем анкеты обрабатывает учитель (возможно, совместно с психологом), детям рекомендуется составить портрет идеального родителя. Участники высказывают свое мнение.  

^ На каждого ребенка в классе заведена «Индивидуальная карта роста» и «Личная папка школьника», где дети вместе с педагогом и родителями в течение учебного года отслеживают личные достижения в образовательном процессе и творчестве. Эта форма деятельности увлекает и стимулирует творческий рост не только детей, но и родителей.

^ Большое внимание уделяем технике чтения, учим читать не ради хороших отметок, а чтобы понимать прочитанное, ведь духовные радости от прочитанного пробуждают любознательность, расширяют и углубляют знания. Для достижения этой цели ведутся читательские дневники. Под руководством родителей и учителя проводим читательские конференции, дни сказок, поэтические чтения. В результате развиваются индивидуальные интересы и склонности, формируется культура речи, познаётся красота родного языка, развивается умение пользоваться словом в быту с окружающими. 

^ Каждую четверть подводится мониторинг результатов по технике чтения с регулярным внесением всех данных в дневник ученика и карту личностного роста.

^ Особую роль в младшем школьном возрасте играют сказки. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только «умом, но и сердцем». Сопереживая героям, ребёнок учится откликаться на события и явления окружающего мира, выражать своё отношение к добру и злу. «В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости»,- отмечает В.А.Сухомлинский. 

Много внимания современный школьник уделяет телепередачам. Задача взрослых - научить ребёнка разбираться в ценностях передач и научить смотреть только те, которые развивают и расширяют интересы, помогают организовать их деятельность, несут в себе большой воспитательный заряд: передачи о природе, о животных, рассказы о жизни других народов, их обычаях и нравах. Важное значение имеет совместный просмотр и обсуждение этих передач, когда формируется нравственная оценка определённых событий, явлений, поступков героев.

Развивающие, познавательные игры, сошедшие с экрана и проводимые в школе, стали излюбленными для детей и взрослых: «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «КВН» - развивают мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, самоконтроль.

Придавая большое значение учёбе, семья и школа заботится и об интересном досуге детей. Посещение кружков по интересам: «Вязание и вышивка», «Театральный», «ИЗО», «Спортивный», которые развивают индивидуальные способности и склонности, умения общаться, подчинять свои личные интересы общественным.

Совместные прогулки, экскурсии, походы сближают детей и родителей, приобщают к труду, делают их здоровыми, сильными, формируют характер и являются источниками человеческого счастья. Тепло костра, любимые стихи, мелодии песен сливаются с красотой пейзажа, будят гражданские чувства. В.А.Сухомлинский говорил о том, что жизненный опыт показывает: «Корни добрых чувств зарождаются в детстве, а человечность, доброта рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира». 

Заложенные нравственные качества и чувства детей развиваются и укрепляются при обучении в среднем и старшем звене.

В школе возможно сделать традицией мероприятия: «Сделай подарок папе, маме, бабушке и дедушке», «Признайся в любви в день Святого Валентина», проведение операций «Добродел», «Милосердие», «Чистый четверг», «Посади дерево», «Кормушка», «Цвети, мой край», «Подарок ветерану», «Тимуровец», «Кис, брысь, мяу». 

Дети чувствуют, как приятно что-то сделать для других. Оберегая молодое деревце, развешивая в саду кормушки для птиц, разыскивая хозяина для щенков и котят, видят, что рядом живут люди, нуждающиеся в их заботе, отзывчивости, что добрые дела и поступки приносят радость окружающим, а чёрствость и равнодушие огорчают людей, отталкивают людей от себя.





Доклад на тему "Институты социализации"
  • Классному руководителю
Описание:

В современном мире детям становится все сложнее войте в коллектив, появляются проблемы в общении со сверстниками, со взрослыми людьми. Причин этому очень много: компьютеры, игровые приставки, телевизоры, занятость родителей, отсутствие детского сада, отсутствие общения со сверстниками, минимальная работа школ и других учреждений в этом направлении.

В данной разработке я освящу только теоретическую сторону данного вопроса. И опишу значимость и функцию институтов социализации и необходимость их взаимодействия.

Институты социализации - это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. Основные институты социализации - это семья и образовательные учреждения.

Автор Абрамова Оксана Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 388
Номер материала 25371
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓