Взаимодействие семьи и школы в
формировании нравственных качеств личности школьника
Институты социализации - это конкретные
группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые
выступают своеобразными трансляторами социального опыта. Основные институты
социализации - это семья и образовательные учреждения.
Семья.
Такие институты
организации, как семьи во всех концепциях личности традиционно рассматриваются
как одни из важнейших. Именно в ней дети приобретают первые навыки
взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и
ценности. Тип поведения родителей (например, авторитарный или либеральный)
оказывает воздействие на формирование у ребенка тех или иных особенностей
«образа Я».
Такие институты
социализации, как семьи имеют свою специфику, которая состоит в том, что семья,
с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с
другой - как малая группа. Соответственно семья, выполняя свою социализирующую
функцию по отношению к личности, является, с одной стороны, проводником
макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а с другой - средой
микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.
Как элемент макросреды
семья является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические
стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью. При этом
отмечается, что роль семьи в трансляции культурных влияний тем больше, чем выше
гомогенность окружающей ее социальной общности: в разнородном, поликультурном
социуме отдельные культурные традиции могут находиться в противоречии друг с
другом, затрудняя процесс вертикальной трансмиссии культуры. Однако
множественные исследования показывают, что и при достаточной культурной разнородности
общества родители становятся первоначальным, основным источником выбора
ценностей и моделей поведения в тех областях, в которых культурные нормы
стабильны (таковыми преимущественно являются религиозные убеждения, этнические
и полоролевые стереотипы).
Школа.
Институты социализации
также включают в себя систему образования. В этом своем качестве она обладает
рядом специфических особенностей.
Во-первых, отчетливо
выраженным целенаправленным характером: для любой исторической формы
образования характерна четкая экспликация своих целей, причем при всех
возможных нюансах основная задача образовательной системы как социального
института - воспроизводство существующей общественной системы, и в этом смысле
образование неминуемо консервативно.
Во-вторых, для любой
системы образования характерна ориентация на идеальную модель: и учебное и
воспитательное воздействие предполагает наличие некоторого идеального образца
(выражаемого в сумме умений и знаний или/и в качествах личности), который
необходимо получить «на выходе».
В-третьих, любой
образовательный институт подразумевает наличие операциональных критериев оценки
своей деятельности через степень соответствия того, что получилось «на выходе»,
заявленному идеальному образцу.
В-четвертых, институты
образования предполагают временную фиксацию сроков воздействия и наличие штата
профессиональных социализаторов, отношения ребенка с которыми существенно
отличаются от характера межличностных отношений в семейном институте
социализации.
Для развития и
воспитания современной и гармоничной личность необходимо активное
взаимодействие этих социальных институтов.
Взаимодействие
Современное воспитание детей осложнено многими негативными
общественными явлениями: экономическим кризисом, обострением политических
ситуаций, межнациональными конфликтами, падением нравственности. Эти явления
порождают агрессивность, жестокость, конкуренцию. Всё это приводит к снижению
человеческой жизни, осложняет ценности и взаимодействие между людьми.
Перестала выполнять свои воспитательные функции
семья. В современных семьях родители считают своим долгом обеспечить детей в
материальном плане, а на общение и воспитании нет ни сил, ни времени. Во многих
семьях недостаёт элементарной духовной близости между родителями и детьми.
За последние годы снижена воспитательная функция
школы. Её в настоящее время можно назвать «школой Знаний», т.к. в центре – процесс
обучения, который затмевает вопросы нравственности, патриотизма,
гражданственности. В итоге вырастает поколение, испытывающее дефицит морали,
этики.
Только в процессе сотрудничества педагогов и
родителей можно успешно решить проблему развития личности школьника,
нравственного воспитания ребенка. Когда малыш приходит в школу, он представляет
мир своей семьи: взаимоотношения, привычки, поведение, уровень интеллекта,
культуры. Приобретённое в семье нравственное, физическое развитие становится залогом
первых его успехов.
Семья передаёт эстафету воспитания школе. Но
продолжает оказывать активное воспитательное воздействие. Поэтому необходимо,
чтобы школа и семья с первых дней обучения ребёнка стали партнёрами в процессе
воспитания школьника и имели чёткое представление о функциях и содержании
деятельности друг друга, и стремились к единому итоговому результату. Чтобы
такой союз образовался и родители могли признать классного руководителя
стратегом организации жизнедеятельности их детей, ему необходимо проявить
высокую компетентность в своей деятельности.
Для обеспечения обоюдного понимания
воспитательных целей, восстановления доверия на первом же родительском собрании
предлагаем поговорить о будущем детей, какими бы мы хотели их видеть. Так
формируется социальный заказ родителей школе.
Семья – это закрытое общество людей, которое
защищает свой внутренний мир, свои тайны и секреты. Однако в неё проникают
проблемы общества, которые влияют на её развитие.
Главная задача классного руководителя - познакомиться
с условиями, в которых живёт ребёнок: взаимоотношениями между членами в семье и
месте ребёнка в ней, с семейными традициями. Необходимо найти пути
привлечения родителей в дела школы и класса.
Мы предпологаем возможным и эффективным следующий вид
взаимосвязи школы и семьи.
Изучая индивидуальные особенности каждой
семьи с помощью бесед, тренингов, диспутов, дискуссий, рассказываем о
требованиях, предъявляемых к ребёнку в школе, о тех новых условиях, в которых
он будет находиться. Создаем банк данных о каждой семье, стараемся
выявить, обобщить и распространить лучший опыт семейного воспитания.
При диалоге с родителями определяем конкретные
пути и методы совместного влияния на ребёнка, ненавязчиво указываем на
необходимость создания копилки методических рекомендаций по воспитанию
детей.
Вместе приходим к выводу, что в семье следует
постоянно создавать атмосферу внимания друг к другу, к успехам каждого члена,
стремиться помочь, а не срывать свое раздражение по поводу неудач.
С этой целью проводим совместные родительско-ученические
собрания «На сколько мы близки».
Дети и родители рассаживаются по группам,
вопросы для обсуждения вывешивает на доске. Дети отвечают на вопросы, и на эти
же вопросы отвечают родители о своем ребенке:
1.
С кем из класса ты дружишь?
2.
Чем любишь заниматься в свободное время?
3.
Любимое блюдо, цвет, время года, праздник, любимый родительский
подарок?
Родители и дети обмениваются анкетами и отмечают
совпадения. На вопросы родителей дети тоже отвечают (одновременно):
1.
Ваша любимая телепередача?
2.
Есть у вас хобби, любимое занятие?
3.
Ваше любимое блюдо, цвет, время года…?
Родители и дети вновь обмениваются анкетами,
отмечают совпадения.
Затем анкеты обрабатывает учитель (возможно,
совместно с психологом), детям рекомендуется составить портрет идеального
родителя. Участники высказывают свое мнение.
^ На каждого ребенка в классе заведена «Индивидуальная
карта роста» и «Личная папка школьника», где дети вместе с педагогом и родителями в течение учебного
года отслеживают личные достижения в образовательном процессе и творчестве. Эта
форма деятельности увлекает и стимулирует творческий рост не только детей, но и
родителей.
^ Большое внимание уделяем технике чтения, учим читать не ради хороших отметок, а чтобы понимать
прочитанное, ведь духовные радости от прочитанного пробуждают любознательность,
расширяют и углубляют знания. Для достижения этой цели ведутся читательские
дневники. Под руководством родителей и учителя проводим читательские
конференции, дни сказок, поэтические чтения. В результате развиваются
индивидуальные интересы и склонности, формируется культура речи, познаётся
красота родного языка, развивается умение пользоваться словом в быту с
окружающими.
^ Каждую четверть подводится мониторинг результатов по
технике чтения с регулярным внесением всех данных в дневник ученика и
карту личностного роста.
^ Особую роль в младшем школьном возрасте играют сказки.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только «умом, но и сердцем». Сопереживая
героям, ребёнок учится откликаться на события и явления окружающего мира,
выражать своё отношение к добру и злу. «В сказке черпаются первые представления
о справедливости и несправедливости»,- отмечает В.А.Сухомлинский.
Много внимания современный школьник уделяет
телепередачам. Задача взрослых - научить ребёнка разбираться в ценностях
передач и научить смотреть только те, которые развивают и расширяют интересы,
помогают организовать их деятельность, несут в себе большой воспитательный
заряд: передачи о природе, о животных, рассказы о жизни других народов, их
обычаях и нравах. Важное значение имеет совместный просмотр и обсуждение этих
передач, когда формируется нравственная оценка определённых событий, явлений,
поступков героев.
Развивающие, познавательные игры, сошедшие с
экрана и проводимые в школе, стали излюбленными для детей и взрослых: «Поле
чудес», «Что? Где? Когда?», «КВН» - развивают мышление, память, внимание,
творческое воображение, наблюдательность, самоконтроль.
Придавая большое значение учёбе, семья и
школа заботится и об интересном досуге детей. Посещение кружков по
интересам: «Вязание и вышивка», «Театральный», «ИЗО», «Спортивный», которые
развивают индивидуальные способности и склонности, умения общаться, подчинять
свои личные интересы общественным.
Совместные прогулки, экскурсии, походы
сближают детей и родителей, приобщают к труду, делают их здоровыми, сильными,
формируют характер и являются источниками человеческого счастья. Тепло костра, любимые стихи, мелодии песен сливаются
с красотой пейзажа, будят гражданские чувства. В.А.Сухомлинский говорил о том,
что жизненный опыт показывает: «Корни добрых чувств зарождаются в детстве, а
человечность, доброта рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте
окружающего мира».
Заложенные нравственные качества и чувства детей
развиваются и укрепляются при обучении в среднем и старшем звене.
В школе возможно сделать традицией
мероприятия: «Сделай подарок папе, маме, бабушке и дедушке», «Признайся в любви
в день Святого Валентина», проведение операций «Добродел», «Милосердие»,
«Чистый четверг», «Посади дерево», «Кормушка», «Цвети, мой край», «Подарок
ветерану», «Тимуровец», «Кис, брысь, мяу».
Дети чувствуют, как приятно что-то сделать для
других. Оберегая молодое деревце, развешивая в саду кормушки для птиц,
разыскивая хозяина для щенков и котят, видят, что рядом живут люди, нуждающиеся
в их заботе, отзывчивости, что добрые дела и поступки приносят радость
окружающим, а чёрствость и равнодушие огорчают людей, отталкивают людей от себя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.