Главная / Директору-завучу / Доклад на тему: "Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы как средство повышения воспитанности школьников"

Доклад на тему: "Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы как средство повышения воспитанности школьников"

ФГКОУ СОШ №2












ДОКЛАД

на тему: "Инновационные технологии

в системе воспитательной работы школы

как средство повышения воспитанности

школьников"









Подготовила: заместитель директора по УВР

Турчанинова Н.Л.

















Кант-2013

Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия России, делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей. В связи с этим в системе российского образования наблюдается переход от школы, распространявшей моноидеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося. Этот процесс заключает в себе следующие тенденции:

  1. Направленность на поддержку и защиту развивающейся личности, на создание оптимальных условий для её творческого развития, на «формирование социальной адаптивности и мобильности» в условиях рыночной экономики.

  2. Обретение школьником своего образа «лица» в процессе усвоения им накопленной культуры и выращивания своей собственной.

  3. Развитие школы как единого «государства» с целью создания условий для созидательной деятельности каждого учителя, педагогического коллектива в целом.

Следовательно, имея в виду данные тенденции, мы призваны решать задачу по формированию разносторонней развитой личности путём приобщения её к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта и последующей его трансформации в опыт индивидуальный. Главной отличительной чертой такого образования является особое внимание как к индивидуальности школьника и его личности в целом, так и индивидуальности и личности учителя. Необходимость инновационного характера развития образования в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования (уровня воспитанности) выпускников.

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:

  1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса.

  2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

В основе развития новой образовательной системы лежат современные технологии обучения: Интернет-технологии, технология электронной почты, компьютерные обучающие программы, Web-технологии, «кейс-стади» (обучение с использованием конкретных ситуаций), рефлексия как метод самопознания и самооценки, тренинговые технологии, технология обучения с применением метода проектов. Сейчас мы не можем представить себе проведение уроков и внеклассных мероприятий без использования ИКТ.

Показателями нового качества образовательного процесса могут выступать следующие характеристики:

  • новые знания, умения, навыки учащихся, повышение уровня их личностного развития;

  • отсутствие отрицательных эффектов и последствий (перегрузки, утомление, ухудшение здоровья, психические расстройства, дефицит учебной мотивации и пр.);

  • повышение профессиональной компетентности педагогов и их отношение к работе;

  • рост престижа образовательного учреждения в социуме, выражающийся в притоке учащихся и педагогов и т.д.

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы, методы внеурочной (внеклассной) работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также с методами его информатизации. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Дополнительное образование школьников - составная часть системы образования и воспитания детей и подростков, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Само дополнительное образование школьников органически связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой. Цель дополнительного образования школьников, а значит и внеурочной деятельности - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса. Однако следует помнить о том, что дополнительное образование школьников предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний. В системе общего среднего образования предпочтение отдается учебному направлению внеурочной работы - учебной деятельности школьников. Учебная деятельность - один из основных видов деятельности школьников, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. В свою очередь, внеучебная деятельность - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время. Все перечисленные выше виды деятельности школьников, несмотря на наличие индивидуальных специфических характеристик, тесно связаны между собой, что должно быть отражено в развитии процессов информатизации соответствующих направлений образовательной деятельности и объединении информационных средств и ресурсов, используемых при информатизации разных видов деятельности школьников. Учитывая перечисленные особенности, перед педагогами ставится задача организации внеурочной деятельности школьников, основанной на использовании преимущество информационных и коммуникационных технологий и обеспечивающей:

  • повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;

  • активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников;

  • углубление межпредметных связей, за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации;

  • усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;

  • закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий;

  • формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;

  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

  • развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.

Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются:

  • вовлечение школы в построение единого информационного пространства (создание сайта);

  • формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;

  • формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества (сайты класса);

  • развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий (школьная газета «ШЕГ», классные газеты, классные уголки, информационные стенды, тематические открытки к знаменательным датам, информационные листовки, буклеты);

  • развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции, участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, регионального, всероссийского, международного масштаба);

  • развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);

  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

  • развитие материально-технической базы системы общего среднего образования (компьютерные классы, интерактивная доска, сетевое окружение, возможность бесплатного выхода в Интернет, оргтехника, электронные учебники, преумножение базы ТСО, учебно-методические комплекты, карты, раздаточный материал, наглядные пособия);

  • организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей ;

  • внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;

  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками (уроки с компьютерной поддержкой);

  • развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами района, области, бывшими выпускниками);

  • оперативное информирование родителей о ходе и результатах обучения. Использование средств информатизации для привлечения родителей и общественности к обучению школьников

Мы рассматриваем ИКТ как принципиально новое средство обучения, призванное изменить роли и функции участников педагогического процесса, а также развивать способности учащихся к творчеству в учебной и внеучебной деятельности.

В нашей школе посредством информационно-коммуникационных технологий сегодня осуществляется:

- подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редакторов (создаются сценарии мероприятий, рефераты, пишутся сочинения и др.);

-  создание графических изображений (диаграммы);

-  сканирование;

-  обработка цифрового фотоизображения средствами графических редакторов (фотографии);

- создание звукового сопровождения и видеоизображения;

- выполнение разнообразных творческих работ;

- оформление результатов работ на компьютере;

- подготовка тезисов и творческих работ в электронном виде;

- поисковая, исследовательская, конкурсная работа в Интернет-пространстве;

- отправка работ средствами Интернет и электронной почты;

-выпуск печатной продукции (тематические буклеты к школьным мероприятиям, программы к конкурсам, школьная газета, листовки, плакаты по случаю отдельных событий в том или ином классе). Вся продукция выпускается силами учеников, ответственных как за литературно-содержательную часть, так и за дизайн. Работа по набору текстов, сканированию графических материалов, тиражированию выполняется учащимися самостоятельно под руководством учителя информатики.

- участие в научно-практических конференциях в рамках школы;

- организация выставок (тематических, авторских (фотовыставки);

- проведение классных часов, бесед, викторин;

- создание портфолио учащихся;

- просмотр видеофильмов;

- использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;

- организация тематических вечеров эстетической направленности;

- информационные стенды;

- проведение родительских собраний, Дня семьи, уроков с использованием презентаций об успехах учащихся, видеороликов;

- использование в работе психолога тестовых компьютерных диагностик, бланков, развивающих игр для индивидуальной и групповой работы;

- занятия в школьных кружках.

Всё это способствует всестороннему развитию личности ребенка и его организации содержательного досуга, повышению уровня воспитанности учеников.

Достигнутая успешность инновационной деятельности в нашей школе зависит не только от активного использования ИКТ в образовательном процессе, но и от того, что в нашем коллективе царит творческая атмосфера и позитивный эмоциональный фон взаимодействия учителей, а также конструктивная совместная работа с учениками и их родителями.

Многогранность образовательного и воспитательного процессов в современной школе дает широкие возможности для применения ИКТ и безграничный простор для модернизации классической методики. Результаты применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе превзошли все ожидания. Имидж школы преобразился, став социально более привлекательным. Структурные компоненты учебно-воспитательного процесса были переработаны на всех технологических уровнях, от технологий воспитательного процесса до индивидуального взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Внедрение ИКТ – залог успешного функционирования любого образовательного учреждения в будущем.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ


Объективные потребности развития современного общества обусловили необходимость использования в работе учебных заведений системы информационно-компьютерных средств, как инструмента для внедрения инновации. Информационно-коммуникационные технологии наиболее эффективно позволили осуществить личностно-ориентированное образование, способствующее развитию личности, ее интеллектуального и духовного потенциала.


Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.


Возможности использования ИКТ в организации воспитательного процесса велики. Информационные технологии:

повышают и стимулируют интерес;

активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;

позволяют моделировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда;

позволяют индивидуализировать воспитание;

предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернет для подготовки сообщений, докладов;

предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;

создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.


Новые современные возможности помогают мне в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Также организую работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность. Использование ИКТ позволило мне эту работу сделать более успешной.


Воспитательная работа может строиться в разных формах, но одной из главных форм был и остаётся классный час. Классные часы разрабатываются по различным направлениям:

духовно-нравственное,

интеллектуальное,

гражданско-правовое,

физическое,

основы воспитания безопасности и здорового образа жизни,

эстетическое,

социальная адаптация,

индивидуально-личностное воспитание школьников.


Я считаю, что при решении задач в воспитании младших школьников по всем этим направлениям, классному руководителю целесообразно использовать информационные технологии потому ,что внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса маленьких школьников, способ разнообразия форм работы с учащимися, развитие творческих способностей, упрощение процесса общения со школьниками, активизация воспитательной работы в новых условиях.


Использование ИКТ на классных часах способствует:

развитию интереса ребенка к классному часу;

развитию умений и навыков работы с информационными ресурсами;

эффективному управлению внимания учащихся;

активизация познавательной деятельности;

формированию навыков исследовательской работы;

повышению информационной культуры;

усилению эмоционального воздействия.

Детям очень нравятся такие формы проведения классных часов, и они не только ждут, но и помогают их готовить вместе с родителями.

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате реализации всех упомянутых направлений в нашей школе можно:

повысить интерес учителей в использовании новых технологий;

заинтересованность детей в олимпиадах, конкурсах и проектах;

активизировать работу по созданию портфолио учеников.

Создано электронное классное и личностное (индивидуальное) портфолио. Эта работа предполагает совместное творчество классного руководителя, его воспитанников и, конечно же, родителей. Портфолио рассматривается как визитная карточка класса, куда помещаются сведения о достижениях и успехах, творческих делах и проблемах как коллектива в целом, так и каждого отдельно взятого ученика. Степень сложности наполняемости портфолио в электронном виде может быть различной и зависит от уровня знаний учеников, умения использовать и применять ИКТ на практике. Ведь именно в портфолио дети могут помещать фильмы о жизни класса, фотографии, проекты и другие материалы, рассказывающие о коллективе класса.

Возможностей использования ИКТ много:

1. как индивидуальное развитие и самовоспитание;

2.как средство дополнительной мотивации к какому-либо виду деятельности;

3. как качественно новый вид наглядности;

4. как средство интерактивной организации деятельности;

5. как эффективное средство приобретения опыта оперирования полученной информацией;

Как средство формирования навыков:

1. как новый спектр форм, методов, приемов, средств воспитательного воздействия на ребенка;

2. как инструмент контроля, учета, мониторинга воспитательного процесса;

3. как средство коммуникации и педагогического просвещения родителей.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлекать в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Учителю, занимающемуся воспитанием детей, нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса в рамках национального проекта «Образование».

Доклад на тему: "Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы как средство повышения воспитанности школьников"
  • Директору-завучу
Описание:

В основе развития новой образовательной системы лежат современные технологии обучения: Интернет-технологии, технология электронной почты, компьютерные обучающие программы, Web-технологии, «кейс-стади» (обучение с использованием конкретных ситуаций), рефлексия как метод самопознания и самооценки, тренинговые технологии, технология обучения с применением метода проектов. Сейчас мы не можем представить себе проведение уроков и внеклассных мероприятий без использования ИКТ. Использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлекать в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление.

Автор Турчанинова Надежда Леонидовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1389
Номер материала 34506
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓