Главная / Химия / Доклад на тему: "Формирование универсальных учебных действий на уроках химии"

Доклад на тему: "Формирование универсальных учебных действий на уроках химии"

Введение


Универсальные учебные действия.

Определение, функции и классификаци

 Регулятивные действия

Познавательные действия

Коммуникативные действия

Формирование универсальных учебных действий  на уроках химии

Заключение

Список литературы

 

Введение

Сегодня мы все признаем тот факт, что современная школа не является единственным источником знаний и информации для ученика.Обобщение, осмысление новых знаний, связь  их с жизнью  на основе формирования умения учиться (учить себя) - вот  задачи, в решении которых  школе сегодня альтернативы нет.

В связи с этим возникают вопросы:

- Чему учить

- Ради чего учить

- Как учить (обновление

Решение данных вопросов становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Цель: сформировать у учащихся основные виды УУД (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные) в процессе изучения химии.

Задачи:

- анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

- описание собственного педагогического опыта по формированию УУД у школьников на уроках химии.

hello_html_m5545a809.gif

Универсальные учебные действия.

Определение, функции и классификация.

Универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком смысле  этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- искать и использовать необходимые средства достижения;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области, в том числе «Естествознание».

 В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: В Программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД:

В блок личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении.

Первый тип – действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него.

Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.

В блок регулятивных действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
– планирование – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
– составление плана и последовательности действий;
– прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
– контроль в форме сличения способа действия и его эталона;
– коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;
– оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
– элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Это удаётся осуществить на контролирующих семинарах. (Приложение 1)

В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем. В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания ; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной  информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно , сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)


- личностный

- регулятивный (включающий также действия саморегуляции)

- познавательный

- коммуникативный

Личностные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, самого себя и своего будущего. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение. Это внутренняя позиция «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...»

- действие нравственно-этического оценивания   в системе координат «Я и окружающий мир».

- действие смыслообразования. Это мотивация «Какое значение, смысл имеет для меня учение».

Формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательного процесса: на  уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности через создание проблемной ситуации, разрешения коллизии, обучения работе  с информацией (пересказу, составлению плана, знакомство с разными источниками, используемыми для поиска информации).

При этом эффективно использование приема критического мышления, в том числе при подготовке к итоговой аттестации и внедрения профильного обучения «Инсерт». Ребята обозначают условными значками «Это я знал», «Это для меня абсолютно новое», «Это противоречит тому, что я знал», «Я хочу знать об этом больше».

Регулятивные действия

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; (алгоритм действий); Например, определить «Что и как нужно делать, чтобы получился правильный результат?»

-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик «Как думаешь, достаточно знаний для выполнения задания?»

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Задания типа: «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?»,

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план  действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Это такие типовые задачи: «Правильно ли оценил выполнение своего задания?», «По каким критериям  вы оценивали свою работу?»

- волевая саморегуляция и рефлексия как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий, например, «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово, выполнив ряд заданий».

Развитие регулятивных УУД осуществляется через проблемно-диалогическую технологию освоения новых знаний, где учитель – «режиссер» учебного процесса, а обучающиеся совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему.

Познавательные действия

Познавательные действия включают в себя:

Общеучебные

  1. самостоятельное выделение необходимой информации;

  1. применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  1. структурирование знаний;

- логические

  1. анализ объектов с целью выявления признаков;

  2. синтез

  3. построение логической цепи рассуждений;

  1.   доказательство

  1. выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы

- действия постановки и решения проблем

При формировании познавательных универсальных учебных действий можно использовать  приемы  технологии  развития критического мышления

Стадия вызова - прием «Верные – неверные утверждения» - установление причинно-следственных связей, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, последующая рефлексия выбранных способов.

Стадия осмысления – прием «Кластер»  

Коммуникативные действия

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Виды коммуникативных действий:        

планирование учебного сотрудничества

постановка вопросов

разрешение конфликтов

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли

владение монологической и диалогической формами речи

При этом меняется роль учителя: из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с учениками, способствующим  переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Для реализации коммуникативных УУД использую различные приемы, в том числе

- прием «Зигзаг» учит принимать различные точки зрения на вопрос,  договариваться, находить общее решение

- творческий приемы «Круги на воде», «Мозговой штурм», «Круглый стол»

 - умение договариваться, убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение.

По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Групповая работа «Вертушка» Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше.

Анализируя деятельность обучающихся на каждом этапе урока, можно выделить те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются на учебном занятии и могут быть оформлены в виде технологических карт:

Требования

к уроку

Урок

современного типа

Универсальные

учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Регулятивные

Личностные

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Регулятивные коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Данная карта  позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД формируются при правильной организации деятельности учащихся.

hello_html_m5545a809.gif

Формирование универсальных учебных действий

на уроках химии

Как формировать УУД  в рамках конкретной предметной дисциплины? Данной проблеме посвящена моя работа. В условиях работы в общеобразовательной школе ведущими педагогическими идеями моего опыта  стали: идея развивающего обучения, идея практико-ориентированного подхода, идея использования новых информационных технологий. Формирование УУД на уроках химии продемонстрирую при  использование ИКТ, при  проектно- исследовательской деятельности обучающихся,  при  использовании нестандартных уроков и заданий, при организации  самостоятельной работы учащихся, при   работе с текстом и др.)

В качестве примера представлю конспект одного из моих уроков химии:

Реакции ионного обмена. Ионные уравнения.

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений.

Базовыми образовательными технологиями при обучении химии являются:

- технология проблемно-диалогического обучения

- ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

- Обучение на основе «учебных ситуаций»

- Проектная и исследовательская деятельность

- Информационные и коммуникативные технологии

- Разрешение коллизии

Так, технология  проблемно-диалогического обучения отвечает всем требованиям стандарта второго поколения. С помощью проблемного диалога формируются весь комплекс УУД:

- регулятивные – умение решать проблемы;

- коммуникативные – вести диалог;

- познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы

- личностные – нравственная оценки ситуации, проблема выбора

Исследовательская деятельность обучающихся также играет большую роль в формировании УУД:

В регулятивных – умение ставить цель, определять задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями;

В познавательных - умение использовать предметные знания для реализации цели; добывать, перерабатывать и представлять информацию; оформлять результаты исследования и представлять его;

В коммуникативных - планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые высказывания и ставить вопросы;

В личностных - различать виды ответственности внутри своей и коллективной работы.

Основным методом мониторинга УУД учителя является системное наблюдение и фиксация результатов.

Заключение

К сожалению, в настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, т.е. не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД,  но ясно одно – формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован традиционно. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись.

Следовательно, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать возможности современного образовательного пространства для развития личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования .

2.Мальчукова А.Л. «Становление социальной зрелости старшеклассников. Констатирующий эксперимент в педагогике». – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя». – М.: Просвещение, 2008.

4.«Акмеология: Учебник»/ под ред. А.А. Дергача. – М.: РАГС, 2006

5.Г.К Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» – М.2006

6.Т.Н. Беркалиев «Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы» – Спб. 2007

7.Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении» – М. 1993

8.Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению» – М.1998

9. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — ВВ. Давыдова). М.: Гардарики, 2002.

10. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М., 2000.

11. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Моделирование и формализация.-М. :БИНОМ., 2002.

12. Сериков В.В. Личностный подход в образовании, концепции и технологии. Волгоград: Изд-во Волгоград, гос. ун-та, 1994

13. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. М.: Изд-во С ГУ, 2004.

hello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gifhello_html_0.gif

7


Доклад на тему: "Формирование универсальных учебных действий на уроках химии"
  • Химия
Описание:

Универсальные учебные действия - это навыки, которые должны закладываться (после введения ФГОС НОО во всех школах России) уже в начальной школе, на всех её уроках.
Универсальные учебные действия предлагается сгруппировать в четыре основных блока:

  1. личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
  2. регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
  3. познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;
  4. коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Автор Сайгушева Олеся Юрьевна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1243
Номер материала 7772
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓