Главная / История / доклад на тему: "Формативное оценивание на уроках истории"

доклад на тему: "Формативное оценивание на уроках истории"


«Формативное оценивание на уроках истории»

Мамонова А.Д.

Учитель истории Иртышской СОШ №4

Павлодарская обл. с. Иртышск


Тот, кто правильно указывает

на мои ошибки, - мой учитель;

тот, кто правильно отмечает

мои верные поступки, - мой друг;

тот, кто мне льстит, - мой враг

Сюнь Цзы


Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией.

В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни.( Стратегия 2050, Н.А.Назарбаев)

За последнее десятилетие в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. Это повлекло за собой и изменения в системе оценивания. При такой парадигме образования традиционная «отметочная» система оценивания имеет ряд проблем

 Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

Одним из таких подходов является формативное (формирующее) оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения. В программе трехмесячных курсов рассматриваются два вида оценивания: формативное и суммативное. Что значит «оценивать» ? Cлово «оценивать» происходит от латинского глагола – «сидеть с». При оценивании мы сидим  с учеником. Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру .Современное оценивание должно быть гибким многоинструментальным, понятным, психологически комфортным, двусоставным: сочетать в себе суммативное и формативное оценивание.

 Понимание эффективной оценки обучения и эффективной оценки для обучения тесно связано со всеми новыми подходами в преподавании и обучении. Если дети предположительно являются активными учащимися, конструирующими собственное понимание, следовательно, как для учителя, так и для учеников необходимо знать сущность этого понимания для того, чтобы предпринять последующие шаги в обучении и поддержать их. Последние исследовательские работы дали импульс значительному развитию в нашем понимании процесса формативной оценки и возможности

ее использования для поддержания преподавания и обучения. Зачастую оценку путают с отметкой, хотя на самом деле эти два близких понятия отличаются друг от друга. Отметка – это символ, условно-формальное, количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах, буквах или иным образом. Оценка – это результат процесса оценивания, деятельность или действие по оцениванию, качественная информация обратной связи.

Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении .

Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным, иначе оцениванием для обучения (ОдО) (Руководство для учителя с.161).

Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным, а иногда называется как оценивание обучения (Руководство для учителя с.161).

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем  совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.

Особенность использования техник формативного оценивания заключается в том, что это оценивание, которое  используется в повседневной практике ежедневно, ежеурочно, а это означает, что учитель и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Кроме того, формативное оценивание применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя.

Компонентами формативного оценивания являются:

1) знание и понимание учащимися целей обучения

2) эффективная обратная связь с учениками

3) активное участие учащихся в процессе собственного познания

4) знание и понимание учащимися критериев оценивания

5) возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия)

6) корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания.

Рассмотрим каждый из этих пунктов.

1) Знание и понимание учащимися целей обучения.

Цели должны быть широкие, формулироваться  в виде вопросов. Ребенок должен четко знать к какому результату он должен прийти. Результаты должны быть конкретные, наблюдаемые, измеримые, должны формулироваться с помощью глаголов, отвечать на вопрос учебной цели. Как сделать, чтобы ученик понимал цели обучения?

На начальном этапе учитель разрабатываетдоводит до сведения и обсуждает со школьниками цели урока.  Регулярные обсуждения в последующем могут перерасти в традицию совместной разработки учебных целей..

2) Обратная связь.

Должна быть чёткой, понятной, своевременной и по теме. Она дает представление о том,  как идет процесс обучения, информирует о достижениях и пробелах в знаниях каждого ученика, проходит в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставляет время для того, чтобы ученики дали верный ответ, исправили ошибки или сменили направление мышления, обеспечивает успех обучения. Приведем примеры эффективной обратной связи:

1.Учитель в конце урока просит учеников выделить три основные идеи изученной темы и выразить их своими словами

2. В начале урока учитель записывает на доске ключевые термины темы и просит учеников дать им свое определение. По мере изучения темы учитель вновь предлагает ученикам дать определение этих же терминов и сравнить их с первоначальными

3. Учитель предлагает ученикам прочитать текст из учебника и пометить непонятные слова и фразы с последующим их обсуждением.

Также можно использовать методику «Недельные отчеты», где каждый учащийся дает ответы на следующие вопросы:

• Чему я научился за эту неделю?

• Какие вопросы остались для меня неясными?

• Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

3) Активное участие учащихся в процессе собственного познания.

Чтобы знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать:

-  применять его

-  искать условия и границы применимости

-  преобразовывать, расширять и дополнять

-  находить новые связи и соотношения

-  рассматривать в разных моделях и контекстах.

4) Знание и понимание учащимися критериев оценивания.

Практика показывает, что разработка критериев делает процесс оценивания прозрачным и понятным для всех. Совместная разработка критериев позволит сформировать позитивное отношение к оцениванию. Умение производить оценку на основе критериев останется с человеком на всю жизнь. Отсюда сделаем вывод:

- Правильно выработанные критерии оценивания позволяют всесторонне измерить глубину понимания учебного материала

Критерии и их градация ясно демонстрируют учащемуся, как будут оцениваться его знания, и что от него ожидается.

5) Возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия).

Ученики должны научиться самооценке с тем, чтобы могли понимать цель своего учения и как достигать успеха.

Для самооценивания можно использовать:

-  различные формы выходных карт,

-  таблицы самооценки и взаимооценки,

-  вопросы для размышления и т.д.

6) Корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания.

Формативное оценивание и преподавание неразделимы. Применение формативного оценивания является сущностью эффективного преподавания, оно может стать мощным инструментом для улучшения обучения. Формативное оценивание – необходимая составляющая интерактивного преподавания, при котором:

-  внедряется культура совместного обсуждения в классе

- развиваются навыки критического и творческого  мышления

-  формируется среда, поощряющая вопросы учащихся

-  поддерживается уверенность учеников в том, что каждый из них способен улучшить свои результаты

-  предоставляются  учащимся примеры того, что от них ожидают.

Таким образом, мы видим, что процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и учения. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом. Процесс оценивания результатов обучения включает в себя формативное и суммативное оценивание. Формативное оценивание и преподавание неразделимы.

По окончании курсов я начала широко пользоваться техниками формативного оценивания на всех этапах урока. С самого начала согласно урокам составила критерии оценивания, обсудила их с учащимися и предложила придерживаться их, работая в группах. Вообще можно критерии оценивания составлять каждый урок различные, можно предложить поучаствовать в этом процессе и самих учащихся. Так как экспериментальные уроки я проводила в 11 классе, критерии оценивания мы зачастую составляли вместе с учениками. Четко сформулированные критерии оценивания являются своего рода соглашением о «правилах игры», то есть содержат перечень признаков, по которым будут оцениваться результаты работы. Именно хорошо разработанные критерии оценивания мотивируют учащихся добиваться хорошо понятных целей обучения, давать самооценку своей учебной деятельности, корректировать ее, в значительной степени снижают стрессовый характер обучения. Отсутствие четко разработанных критериев оценивания свидетельствует о том, что ни учителю, ни ученику не ясна цель работы, и может привести не только к некорректному оцениванию, но и к обесцениванию самой исследовательской деятельности да и всей учебной деятельности в целом. 
На уроках я использовала такие техники формативного оценивания как, аплодисменты, «горное восхождение», «Сигналы рукой», «элективный тест», «две звезды и желание», «техника 20 секунд», «трехминутное эссе» и т.д.

Несколько слов о самооценивании. Важным средством развития мышления и творчества учащегося является осознание им некоторых индивидуальных особенностей своей учебной деятельности через рефлексию и самооценивание. Использование техник формативного оценивания позволяет привлекать к процессу оценивания самих учащихся, то есть осуществлять самооценивание, Рефлексия является важнейшим компонентом образовательного процесса, так как только рефлексия позволяет учащимся извлекать опыт из своей деятельности, активизировать внутренние ресурсы для решения поставленной задачи, лучше понимать себя. Анализируя свои достоинства и недостатки, ученики находят пути их устранения и учатся оценивать себя сами, что позволяет им увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности. именно самооценка учеников дает учителю много полезной информации, например о затруднениях учащихся, что позволяет вовремя скорректировать процесс работы

По результатам анкетирования, которое было проведено после нескольких пробных уроков, ребята отметили, что им легче давать ответы и оценивать друг друга, чем работать с учителем на отметку. Действительно наблюдая за учениками в процессе урока, я отметила, что многие, работая совместно, начинают раскрываться, особенно те ребята, которых мы называем слабыми.

Таким образом считаю, что формативное оценивание способствует обеспечению обратной связи с учениками, ученики научились оценивать сами себя и других, через оценивание стали понимать как улучшить свое обучение.

Заключение

В одном из исследований в сфере преподавания и обучения использовалась оригинальная техническая метафора класса как «черного ящика» и, соответственно, использование оценивания для обучения стало известно как работа «внутри черного ящика» совершенствование обучения через оценивание зависит от пяти обманчиво простых на первый взгляд ключевых факторов:

  1. Обеспечение эффективной обратной связи с учениками

  2. Активное участие учеников в собственном обучении

  3. Изменение преподавания с учетом результатов оценивания

  4. Признание значительного влияния оценивания на мотивацию и самооценку учеников, что в свою очередь решающим образом влияет на обучение

  5. Необходимость того чтобы ученики могли оценивать сами себя и понимать, как улучшить свое обучение.

Использованная литература:

  1. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Р.Х.Шакиров, А.А.Букитова. Билим 2012

2. Пинская М. «Оценивание – способ повышения эффективности обучения»

3. Руководство для учителя, 2012 г.

4.  Репкина А.Б., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. -Томск: Пеленг,1993.

5. Матвеева Е.И., Панкова О.Б., Патрикеева И.Е. Критериальное оценивание в начальной школе. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011

 



















доклад на тему: "Формативное оценивание на уроках истории"
  • История
Описание:

Описание разработки: В этом докладе выложены все виды, формы и техники формативного оценивания, которые были использованы мною на уроках всемирной истории и истории Казахстана.В современном мире происходят качественные изменения в образовании.В программе трехмесячных курсов рассматриваются два вида оценивания: формативное и суммативное. Что значит «оценивать» ? Cлово «оценивать» происходит от латинского глагола – «сидеть с». При оценивании мы сидим  с учеником. Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру .Современное оценивание должно быть гибким многоинструментальным, понятным, психологически комфортным, двусоставным: сочетать в себе суммативное и формативное оценивание.

Автор Мамонова Анар Джамбуловна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 2128
Номер материала 49765
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓