Главная / Русский язык и литература / Доклад на тему: "Активные и интерактивные методы обучения"

Доклад на тему: "Активные и интерактивные методы обучения"

Название документа Доклад активные и интерактивные методы обучения.docx


Использование

активных и интерактивных методов обучения в преподавании

русского языка и литературы

в условиях перехода к 12 летнему образованию.



Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. В связи с эти происходят изменения и в образовании. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков

Инновационное развитие образования — один из приоритетов государственной политики в Республике Казахстан. В последнее время инновации в образовании приобретают системный и масштабный характер. Реализуя комплексный проект модернизации и все новшества, не только достаточно существенно меняют сами организационные основы системы образования с целью повышения ее общедоступности и достижения современного качества, но и, с неизбежностью, сопровождаются теми или иными инновационными рисками. Психологическое благополучие и здоровье детей, подростков и всех участников образовательного процесса — одна из важных задач инноваций. В «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года» отмечается, что на III ступени должен быть обеспечен переход от установки на приобретение знаний к овладению систематизированными представлениями о мире, обществе и человеке, умению самостоятельно расширять и углублять их. Это положение требует от учителя определённой организации урока как процесса, позволяющего ученику развить необходимые компетенции. Учитель должен ясно понимать, какие возможности предоставляет русский язык и литература как научные дисциплины для решения обозначенных задач. В «Концепции» указано, что учащиеся могут выбирать формы и методы обучения, индивидуальные образовательные программы, в которых особое место отводится творческой деятельности и созданию условий для развития индивидуальных способностей учащихся. Чтобы ученик мог выбирать, учителю необходимо предоставить широкий спектр возможностей для реализации и развития способностей ученика, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. В настоящее время, накануне перехода общеобразовательной школы на 12- летнее обучение, со всей очевидностью встала проблема перестройки содержания образования, ориентированного на конечную цель.

Школьная реформа о 12 летнем образовании ставит задачу – организовать обучение таким образом, чтобы оно максимально обеспечивало развитие познавательной творческой активности учащихся в самостоятельности в приобретении знании.

В новых условиях словесникам необходимо совершенствовать формы, методы, средства обучения.

Сегодня учитель – информатор должен уступить место учителю –

организатору активной творческой, познавательной деятельности каждого ученика на уроке. А это требует разнообразного дидактического обеспечения урока

Среди множества существующих на сегодняшний день педагогических технологий можно выделить несколько наиболее прогрессивных, использование которых будет весьма эффективно при изучении русского языка и литературы.

Требования времени заставляют учителя применять личностно – ориентированные технологии. Их использование напрямую зависит от того, насколько хорошо учитель знает своих учеников, их потенциал. Проводимая в школе диагностика предоставляет информацию о возможностях каждого ученика в интеллектуальной, эмоционально – волевой, нравственной сферах. Данные диагностики позволяют учителю планировать продуктивное взаимодействие на уроке, осуществлять индивидуальную работу с учащимися. Личностно ориентированная технология предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве. Одной из форм личностно - ориентированной модели обучения является интегрированный подход, который по организационным формам сочетает в себе и групповое, и индивидуальное обучение. Для активизации самостоятельной познавательной деятельности учеников, их личностного развития можно строить процесс обучения на основе интеграции и межпредметной связи, используя методы проблемного обучения, критического мышления через чтение и письмо, разнообразные формы организации учебного процесса, контроль и самоконтроль, взаимоконтроль

Среди других современных технологий обучения примечательна также адаптированная система обучения, опирающаяся на работу в парах, где наряду с парами переменного состава («динамические пары») применяются и «статические пары» - пары постоянного состава. Основой послужила разрабатываемая в последнее время в дидактике современная тенденция перехода от информативности в обучении к развивающему обучению, ведущим видом деятельности в адаптированной системе обучения является самостоятельная работа учащегося, осуществляемая на каждом учебном занятии за счет ее совмещениях индивидуальным обучением преподавателем каждого учащегося.

В 70-х годах прошлого столетия возникло понятие информационной технологии.

Информационная эпоха ускоряет темп, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы применение. Педагогические технологии не остались в стороне от

всеобщего процесса компьютеризации. Исходя из этого, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь педагогу представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников, так как проходит работа с текстом, с художественным словом. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов ИКТ обладают достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила, закономерностей языковых и литературных явлений. ИКТ позволяют использовать в преподавании филологических дисциплин разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. Преподаватель предъявляет не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций. Это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.

 Использование ИКТ  в преподавании русского языка и литературы позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся , активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, повышают интерес к предмету; делают процесс усвоения эффективным.

Постоянно возрастающие возможности ИКТ позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку, МХК и использование мультипликации и анимации разнообразят занятие, активизируют деятельность обучающихся, расширяют их социокультурные связи.

 В языковом развитии обучающегося важно использовать мультимедиа средства  не только в качестве иллюстративного материала, но и как основу для структурирования и систематизации информации, творческого применения полученных знаний, т.е. иллюстрации должны подкреплять познавательную

деятельность, а не заменять её. Необходимо планировать работу по обобщению и закреплению учебного материала курсов русского языка и литературы через использование мультимедийных энциклопедий, включение тестовых заданий и закрепление знаний, умений и навыков на обучающих тренажерах, в обучающих программах. Важно интенсифицировать работу с текстом, увеличить объём коммуникативных упражнений, активизировать познавательную деятельность обучающихся за счёт сокращения затрат времени на другие виды работ, как например, различного рода списывания. Планируя формы работы с текстом, необходимо создавать проблемные ситуации, развивать творческий потенциал обучающихся; не перегружать учебный  материал использованием ИКТ (чрезмерное увлечение компьютером может принести вред, снизить работоспособность учащихся).

Основные направления использования компьютерных  технологий на уроках

  • Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

  • Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

  • Тренажёр

  • Контроль знаний, умений и навыков учащихся

Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

Основная  цель образования на данном этапе – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Активный метод это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия, ученики перестают быть пассивными слушателями,  становятся активными участниками процесса. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учеников в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучаемых на достижение целей занятия. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.       Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между учеником и учеником.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение у обучающихся интереса;

  • эффективное усвоение учебного материала;

  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

  • установление воздействия между обучающимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

  • формирование у обучающихся мнения и отношения;

  • формирование жизненных и профессиональных навыков;

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Среди разнообразного круга интерактивных методов можно выделит наиболее эффективные: интерактивная игра – это форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации;  дискуссия, в проведении которой используются различные организационные методики: «вопрос – ответ», «обсуждение вполголоса», «свободно плавающая дискуссия», «лабиринт», «эстафеты», дебаты, проект, интерактивная экскурсия. Главное преимущество виртуальных экскурсий – не покидая аудитории ознакомиться с объектами, расположенными за пределами кабинета,. Это повышает информативность и производительность учебной деятельности  

Использование на уроках приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо способствует развитию у учащихся умений, необходимых не только в учебной деятельности, но и в обычной жизни. Очень интересный и эффективный прием – Шесть  шляп мышления, суть которого заключается в рассматривании информации с разных точек зрения: от констатации фактов до практического использования в дальнейшей жизни. Метод углов и  «Займи позицию» позволяет выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса. Методика «Дерево решений» позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения, действия. Методика «Попс-формула» направлена на развитие у учащихся навыков построения аргументированного высказывания.  Именно интерактивное обучение помогает мне организовать познавательную деятельность так, что в учебный процесс познания вовлекаются практически все учащиеся. В преподавании своего предмета использую такие приемы интерактивные обучения, которые формируют и развивают коммуникативные способности учащихся:

мозговой штурм; игровое моделирование; погружение; работа в группах и в паре, кластер; синквейн; инсерт; тезаурус, эссе, лекции со стопами модульный урок; виртуальные литературные экскурсии; урок –презентацию; уроки с имитацией публичных форм общения; урок-практикум; семинар ;проблемную лекцию; урок-зачет исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения. Интерактивных методик способствует развитию у учащихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве; формирует и развивает атмосферу творческого содружества учеников и учителей; формирует у учащихся отношение к компьютеру как к инструменту познавательной деятельности; воспитывает желание пробовать себя в различных проектах и конкурсах.

В основной части доклада хочу поделиться, как использую на уроках приемы, позволяющие активизировать деятельность учащихся. Учитель Карабаева Самал Ногербековна предложила провести систему уроков с использованием новых подходов в преподавании и обучении. Для активизации учебной деятельности на уроках было решено использовать групповой метод работы с целью выработки навыков совместной работы в группе, навыков сотрудничества и взаимопомощи, взаимодействия в коллективе. Данный метод способствует организации групп разного состава. Мы остановились на создании смешанных групп, определили конкретный состав групп, в которых главную роль отвели одаренным и талантливым учащимся. Тем самым дается возможность им развить лидерские качества, что позволит им продемонстрировать мышление на высоком уровне. Таксономия Блума, которая предполагает эффективную модель типологии мыслительных операций, позволит развить шесть уровней мышления. В конечном итоге научит оценивать деятельность в группе, индивидуальную и, конечно же, даст возможность объективно оценить свою работу. Метод формативного и суммативного оценивания поможет выработать навык самостоятельного оценивания своей работы учащимися, стремление улучшать качество выполняемой работы, самокритичность, что позволит совершенствовать и повышать качество знаний учащихся. Для достижения поставленных задач разработаны система три урока с использованием методов критического мышления и применением ИКТ для демонстрации различной информации.

На уроках использовалась технология развития критического мышления. Первый и второй урок объединены общей темой: Что такое счастье? Тип урока – урок обобщение, исследование по изученным произведениям Л.Н.Толстого, А.И. Куприна и И.Бунина. Методы развития критического мышления: « Мозговой штурм», чтение, свободное письмо, составление кластера, сообщение с использованием презентаций, эссе, дискуссия. Ресурсы: компьютерная презентация, видео, запись музыкальных произведений разного жанра
Фазы урока: вызов, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия.
Оценивание – на каждом этапе работу группы и отдельных учеников.

Что умеют учащиеся? Составлять кластеры, синквейн, отзыв, самостоятельно подбирать дополнительный материал по теме, владеют навыками исследовательской деятельности, что находит применение при подготовке к данному уроку. Учащиеся имеют представление о нравственных ценностях, являющихся ориентирами поступков и мыслей героев произведения; они владеют навыками анализа текста, необходимыми для осознанного осмысления произведений

Цель урока: развитие критического мышление учащихся, умения самостоятельно формулировать гипотезы и выводы, вырабатывать собственное мнение, собственную точку зрения на основе осмысления различного опыта, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно, аргументировать свою точку зрения.

Задачи:

- закрепить умение самостоятельно подбирать дополнительный материал по теме, совершенствовать у учащихся знания в области литературы, музыкального искусства;

- развивать навыки монологической речи; выразительного чтения, совершенствовать навыки исследовательской деятельности, умение составлять кластеры и постеры.

- формировать понятия счастье, дружба, любовь, нравственные поступки, способствующие воспитанию личности;

Опережающие задания индивидуального характера: подготовить выразительное чтение прозаического отрывка и чтения наизусть стихотворений, сообщение обобщающего характера с элементами исследования и сопроводительную презентацию по раскрытию понятий семейное счастье и счастье в дружбе, основываясь на роман «Война и мир» Л.Н.Толстого. Общие задания, связаны с данной темой и раскрытием понятия счастье в любви по произведениям Куприна и Бунина.

Основные этапы урока:

I. Вводно - мотивационный этап включает оргмомент, где дается ориентировка по основным этапам урока, критерии оценки деятельности и конечный результат работы групп составление постера или кластера, их защита: 1 группа – как понимают счастье герои Толстого, 2 группа – Куприна, 3 группа – Бунина. Здесь же создается эмоциональный настрой, располагающий к позитиву.

II. «Мозговой штурм» - набрасывание идей, предположений по теме, побуждение к началу мыслительной деятельности. Учащиеся справились с заданием, но стремились к осмыслению. Следом был проведён тренинг и в завершении его чтение стихотворения: Что такое счастье? Всё это вызвало интерес к поставленной проблеме. Эти методы использованы на стадии вызова.

III. На стадии осмысления дано было задание: определить ключевое слово в высказываниях философов разных лет и выявить общее.

IV. Затем – свободное письмо: высказывание собственных мыслей, выбор афоризма для обоснования точки зрения. Стадия использования – рефлексия.

Не все учащиеся поняли поставленные задачи. Необходимо было каждому письменно изложить свои мысли, далее пустить их по кругу, оценить друг друга, выбрать, на их взгляд, самое аргументированное письмо, которое нужно было озвучить, возможно, даже дополнить. Но в основном все вместе приготовили одно – получилась работа в группе. Оценивание – групповое. Но отдельные работы оценены мной и включены в индивидуальное оценивание за деятельность во время всего урока. Замечание: нужно более четко формулировать цель заданий и критерии оценки. Вообще, очень трудно не только ученику, но и учителю в процессе урока поэтапно проводить оценивание. Здесь нужно серьезно всё обдумать.

V. Дальнейшая работа способствует реализации плана урока, достижения цели и решения поставленных задач. Во-первых, составление ассоциаций по теме для определения самых важных понятий, входящих в огромное слово Счастье. Во-вторых, систематизация подготовленных заданий, дискуссия, исследовательская работа для составления постера или кластера, их защита по группам. В-третьих, самостоятельный вывод, заключение по теме, оценивание не только деятельности группы и отдельных учащихся, а определение собственных чувств и ощущений от урока.

VI. Задания: 1. Мы знакомы с точкой зрения Л.Н.Толстого о счастье: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь с возможностью делать добро людям». Докажите, что оно верное. Как понимают счастье в каждой семье? Быть счастливыми для них … (делают вывод). На данном этапе были прослушаны сообщения о каждой семье с использованием различных ресурсов и презентаций своей работы. Группы, прослушав информацию, активно вступили в обсуждение. Поставленные задачи были выполнены. Оценивались и докладчики и те, кто дополняли.

2. Следующее задача: опровержение мнения писателя о семьях Друбецких и Курагиных. Для Толстого идеал семьи – Ростовы, положительно относится к Болконским. Но отрицает жизненный уклад Курагиных и Друбецких. Попробуйте опровергнуть его мнение: 1группа – Курагины, 2 группа – Друбецкие, 3 группа - Изменились ли в наше время представление о семейном счастье? Для всех: каждая семья по- своему понимает счастье и разными путями стремится достичь его. Но как бы мы не относились к ним, что вызывает к ним уважительное отношение, что является важным. Ради чего всё это делается? Вывод: ради счастья детей, их будущего. При выполнении заданий активно включилась первая группа, медленно – вторая, а в третьей работали только лидеры. Но я побуждала ребят включиться в работу. Замечание: уменьшить количество детей в группе, тогда оценка будет объективной. Здесь так же дается оценка не только группе, но и за дополнения при дискуссии. В завершении делается вывод: Семья – это мир, в котором царят любовь, взаимопонимание. Это дети. Это дом, в котором тепло и уютно, в котором нет понятия «я», а есть «мы». Общий итог подвожу я: вы уже взрослые, настанет время, когда вы покинете отчий дом, но всегда вас будет тянуть к родному порогу. Предлагаю вам послушать песни «Дом родной» и «Путь домой». Определите основную мысль, есть ли общее в них.

VII. Переход к следующему этапу: Семья важна для человека, но случается так, что понимание человек находит у других. Чужой человек становится близким, именно ему доверяет свои тайны, проблемы. Мы говорим о дружбе. Ставится вопрос: Является ли дружба составляющим понятия счастье? Докажите на примере дружбы литературных героев - князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов. Счастливы ли они в дружбе? Они такие разные. Но они друзья. Учащиеся делают самостоятельно выводы. Оценивается индивидуальные выступления и дополнения.

VIII. Переход к решению следующего вопроса: Любовь, любовь – загадочное слово, кто мог бы до конца его понять? Попытаемся раскрыть это загадочное слово и ответить на вопросы, возникшие у одного из героев Куприна: А где же  любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? ...такая любовь, для которой совершить  любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение.

Такая ли любовь у наших героев. Дает ли она ощущение счастья?

Проводят исследование, высказывают своё мнение, приводят доказательства. Куприн «Олеся»: Олеся – Иван Трофимович, И. Бунин

«Солнечный удар»: Он - Она, « Темные аллеи»: Надежда – Николай Алексеевич.

Хотим напомнить историю любви Желткова из повести «Гранатовый браслет». Чтение письма на фоне сонаты Бетховена.

Задание по группам: Приведите аргументы в доказательство следующих мнений - Любовь для Желткова и других героев Куприна и Бунина

1. трагедия

  1. счастье

  2. сумасшествие

После выступления по группам, дается возможность определить отношение к высказыванию: Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться. Итогом размышлений является: Всякая любовь – великое счастье.

Оценка дается работе групп и дополнениям отдельных учащихся.

Итог деятельности на уроке – составление постера или кластера и их защита. 1 группа – как понимают счастье герои Толстого, 2 группа – Куприна, 3 группа – Бунина. Снова используются все возможности защиты для доказательства точек зрения – выразительное чтение стихотворений, использование пословиц. Положительное: в защите участвуют несколько человек. При подготовке - почти все члены группы. Определены лидеры в каждой группе. Даю оценку группам и подвожу к мысли, что самое большое счастье - это когда тебя понимают, что стремление и желание понимать друг друга – значит испытывать счастье. Дано домашнее задание: Написать эссе о счастье и пожелание

Замечание: отдельные ученики не проявили себя, но все же они готовы для выполнения домашнего задания.

Урок завершает видео: Э. Асадов «Дорожите счастьем, дорожите». Возможно, кто-то настроится на лирическую волну, а кто-то на философский лад, а кто-то просто откроет в себе то, о чём и не подозревал

XI. Оценивание эмоционального настроя, возникших ощущений и чувств: перед ними смайлики, передающие три разных состояния, ребята выбирают то, что соответствует их ощущениям от урока. Я думаю, что цель урока достигнута: одних побудил к размышлениям, у других вызвал положительные эмоции, а третьи испытали блаженство.

Третий урок по творчеству М. Горького (урок-дискуссия, урок –исследование). Задача: определить художественные особенности произведения, выявить жизненную позицию одно из героев на основе рассказа «Старуха Изергиль» и вызвать группы на дискуссию.

Урок начинается с создания эмоционального настроя, который готовит к восприятию и определению особенностей произведения. Прием – детализация: перед ними картина, нужно вообразить, что они внутри картины, являются её частью. Нужно сказать, что они увидели, услышали. На какие детали обратили внимание. Следующие картинки – какие ассоциации вызывают, что они чувствуют. Определяется цель урока – анализ рассказа, выявление деталей, характеризующие произведение. Класс делится на 3 группы. Задание: основываясь на план, определить, как поступки героев сказываются на их судьбах. Размышления должны вызвать на спор, где ребята отстаивают свою позицию. Итог урока: на основе составленного кластера определить смысл жизни героев. Домашнее задание - раскрыть смысл высказывания Гилеля: Если я не за себя, то кто же за меня?Но если я только за себя – зачем я?

Положительное: все включились в процесс исследовательской работы, сделали вывод. Но дискуссию поддержали лишь часть группы. Вывод: ставить узкий круг проблем, определить объём заданий требующий чёткого выполнения.

Чётвёртый урок – Стили речи. Работа построена так: Все работают индивидуально, составляют таблицу, на ее основе раскрывают тему, задача класса – подготовить «Толстые и тонкие вопросы», заполнить таблицу «ЗХУ». Ребята справились с данной задачей, проявили активность, дали объективную оценку деятельности товарищей.

Заключение: Новые подходы в обучении дали возможность раскрыть индивидуальные особенности, активизировать работу сильных, привлечь слабых. Это побуждает к самостоятельному приобретению знаний, побуждает к сотрудничеству, учит оценивать себя и других. Развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут сами принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, обладают чувством ответственности. Исходя из опыта своей работы, могу отметить, что при интерактивном обучении воспитывается свободная личность с активной жизненной позицией, достаточно высоким уровнем знаний, которые способна применить в жизни. Личность, которая умеет не только отстаивать своё мнение, но и слушать других, урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика на уроке, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты работы

Применение  в процессе обучения  активных и интерактивных методов обучения обусловлено некоторыми причинами. Во-первых, процессами демократизации: для демократического общества характерны договорные отношения между равноправными субъектами. Отношения подчиненности здесь заменяются отношениями партнерства. Социальные изменения привели к смене образовательной парадигмы, переходу от «преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении». Во-вторых, необходимостью практического решения проблемы мотивации активности обучаемых. Это достигается не только дидактическими методами и приемами, но и использованием эффективных форм педагогического общения, созданием комфортной, стимулирующей атмосферы, уважением к личности учащегося. В-третьих, задачами, стоящими перед современным образованием.

Все составляющие методической работы направлены на реализацию главной цели 12 – летнего общего среднего образования: формирование и развитие образованной, творческой, компетентной конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих интересах, так и в интересах общества.







Северо-Казахстанская область

Район Магжана Жумабаева

Булаевская средняя школа № 2









Использование

активных и интерактивных методов обучения в преподавании

русского языка и литературы

в условиях перехода к 12 летнему образованию.






Уразбекова Рабира Мухамодьяновна

Учитель русского языка и литературы

1категория


Булаево, 2014 год

Название документа Презентация активные и интерактивные методы обучения.pptx

тема Использование активных и интерактивных методов обучения в преподавании р...
Школьная реформа о 12 летнем образовании Задача: организовать обучение, чтобы...
Прогрессивные педагогические технологии эффективные при изучении русского яз...
Активный метод– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой они...
Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие учащихся не толь...
Приемы интерактивного обучения формируют и развивают коммуникативные способно...
Критическое мышление Использование на уроках приемов технологии развития крит...
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников примечание
Этапы урока Вводно - мотивационный этап Эмоциональный настрой I. « Мозговой ш...
Новые подходы в обучении дают возможность раскрыть индивидуальные особенност...
Все составляющие методической работы направлены на реализацию главной цели 12...
1 из 33

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 тема Использование активных и интерактивных методов обучения в преподавании русс
Описание слайда:

тема Использование активных и интерактивных методов обучения в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода к 12 летнему образованию. Уразбекова Р.М. учитель русского языка и литературы, 1 категория. Школа №2 г.Булаево. Район М.Жумабаева, СКО.

№ слайда 2 Школьная реформа о 12 летнем образовании Задача: организовать обучение, чтобы он
Описание слайда:

Школьная реформа о 12 летнем образовании Задача: организовать обучение, чтобы оно максимально обеспечивало развитие познавательной творческой активности учащихся в самостоятельности в приобретении знании.

№ слайда 3 Прогрессивные педагогические технологии эффективные при изучении русского языка
Описание слайда:

Прогрессивные педагогические технологии эффективные при изучении русского языка и литературы- личностно – ориентированные технологии адаптированная система обучения Информационные технологии.

№ слайда 4 Активный метод– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой они вз
Описание слайда:

Активный метод– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия, ученики перестают быть пассивными слушателями,  становятся активными участниками процесса

№ слайда 5 Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие учащихся не только
Описание слайда:

Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учеников в процессе обучения.

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16 Приемы интерактивного обучения формируют и развивают коммуникативные способности
Описание слайда:

Приемы интерактивного обучения формируют и развивают коммуникативные способности учащихся : мозговой штурм; игровое моделирование; погружение; работа в группах и в паре, кластер;синквейн;инсерт;тезаурус,эссе, лекции со стопами модульный урок; виртуальные литературные экскурсии; урок –презентацию; уроки с имитацией публичных форм общения; урок-практикум;семинар;проблемную лекцию; урок-зачет; исследовательские методы в обучении;проектные методы обучения   

№ слайда 17 Критическое мышление Использование на уроках приемов технологии развития критиче
Описание слайда:

Критическое мышление Использование на уроках приемов технологии развития критического мышления способствует развитию у учащихся умений, необходимых не только в учебной деятельности, но и в обычной жизни

№ слайда 18 Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников примечание
Описание слайда:

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников примечание

№ слайда 19 Этапы урока Вводно - мотивационный этап Эмоциональный настрой I. « Мозговой штур
Описание слайда:

Этапы урока Вводно - мотивационный этап Эмоциональный настрой I. « Мозговой штурм»: 1 Стадия вызова II. Целеполагание. Планирование Оценка на каждом этапе Свободное письмо Реализация плана

№ слайда 20
Описание слайда:

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23
Описание слайда:

№ слайда 24
Описание слайда:

№ слайда 25
Описание слайда:

№ слайда 26
Описание слайда:

№ слайда 27
Описание слайда:

№ слайда 28
Описание слайда:

№ слайда 29
Описание слайда:

№ слайда 30
Описание слайда:

№ слайда 31
Описание слайда:

№ слайда 32 Новые подходы в обучении дают возможность раскрыть индивидуальные особенности,
Описание слайда:

Новые подходы в обучении дают возможность раскрыть индивидуальные особенности, активизировать работу сильных, привлечь слабых. Это побуждает к самостоятельному приобретению знаний, побуждает к сотрудничеству, учит оценивать себя и других.

№ слайда 33 Все составляющие методической работы направлены на реализацию главной цели 12 –
Описание слайда:

Все составляющие методической работы направлены на реализацию главной цели 12 – летнего общего среднего образования: формирование и развитие образованной, творческой, компетентной конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самореализации, как в своих интересах, так и в интересах общества.  

Доклад на тему: "Активные и интерактивные методы обучения"
  • Русский язык и литература
Описание:

Новые подходы в обучении дали возможность раскрыть индивидуальные особенности, активизировать работу сильных, привлечь  слабых. Это побуждает к самостоятельному приобретению знаний, побуждает  к  сотрудничеству,  учит оценивать себя и других.  Развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут сами принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, обладают чувством ответственности. Исходя из опыта своей работы, могу отметить, что при интерактивном обучении воспитывается свободная личность с активной жизненной позицией, достаточно высоким уровнем знаний, которые способна применить в жизни. Личность, которая умеет не только отстаивать своё мнение, но и слушать других, урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика на уроке, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты работы

Автор Уразбекова Рабира Мухамодьяновна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1258
Номер материала 53258
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓