Инфоурок Другое Другие методич. материалыДоклад на тему "Активизация познавательной деятельности на уроках Информатика и ИКТ"

Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности на уроках Информатика и ИКТ"

Скачать материал

 

Краевая педагогическая конференция

«Калейдоскоп педагогических идей. Проблемы и перспективы»

 

 

 

 

 

 

 

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики и ИКТ

 

 

 

 

 

Мирошниченко Евгения Викторовна

преподаватель информатики

КГА ПОУ «Региональный

железнодорожный колледж»

 

 

 

 

 

г.Уссурийск, 2014г.

Условия возникновения и становления опыта.

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблеме качества образования. Поэтому я  в своей работе отдают предпочтение формам и методам обучения, призванным содействовать выявлению и формированию информационных компетенций, которые являются ключевыми, жизненно необходимыми для современного человека. Личностно - ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития обучаемого. По каждой теме программы по информатике на компьютере создается файловая папка с необходимым теоретическим и практическим материалом. Каждый обучаемый имеет доступ к этим материалам. Это позволяет каждому обучаемому изучать материалы программы в своем темпе, что повышает качество обучения. Такой материал помогает и отстающим обучающимся.  Наличие возможности самостоятельно добывать знания дает обучающемуся возможность глубоко изучить и отработать материал  в удобном ему темпе, по желанию во внеурочное время. Индивидуальная работа за компьютером превращает обучение в творческий и исследовательский труд.

Теоретическая основа и технология опыта.

Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация деятельности обучающихся. Особая значимость состоит в том, что учение направлено не только на восприятие учебного материала, но и на форматирование отношения обучающихся к самой познавательной деятельности. Знания полученные в готовом виде вызывают затруднения обучающихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Обучение не должно сводиться к механической «передаче» знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно связаны преподаватель и обучаемый: преподавание и учение.

Поиски путей активизации познавательной деятельности обучающихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать педагоги, психологи и методисты, учителя и преподаватели в свое профессиональной деятельности.

На сегодняшний день актуальным является путь, который основывается на личностной позиции обучающегося в учебной деятельности, что предполагает поиск интенсивных методов обучения. При выборе методов обучения необходимо прежде всего стремиться к продуктивному результату. При этом  от обучающихся требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, ведь степень продуктивности обучения  зависит от уровня активности познавательной деятельности обучающихся.

В своей работе,  при подготовке к занятиям я осуществляю оптимальный отбор методов, средств и форм обучения, используя при этом возможности учебно - методического комплекса, созданного в кабинете информатики. В ходе учебного процесса разрабатывается каталог электронных цифровых ресурсов (презентации,  тесты, обучающие и контролирующие программы, шаблоны для проведения практических работ, индивидуальные задания), созданных и собранных преподавателем для проведения урочной и внеаудиторной деятельности с обучающихся.

В образовательной деятельности принято делить методы обучения на стандартные и не стандартные. Стандартный вид обучения является самым распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка.

Не стандартные или нетрадиционные формы уроков позволяют сделать информатику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех обучающихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течение своей практики нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны преподавателя и обучающегося. Это одна из форм активного обучения. В своей работе я применяю следующие нестандартные уроки:

·         урок-лекция;

·         урок-турнир или урок - игра;

·         урок-практикум;

·         индивидуальная работа;

·         урок - консультация.

Урок-лекция.

При подготовке к лекции преподаватель  должен иметь четкий план её проведения. При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать обучающихся активными участниками. Поэтому, где возможно, необходимо применять проблемное изложение материала. На уроке ставить проблемы, решать их, обучающие  следят за логикой изложения, контролируют её, соучаствуют в процессе решения.

Урок-консультация.

Урок - консультация проводится при закреплении навыков по какой-либо теме. Он представляет собой своеобразную самостоятельную работу обучающихся. Удобно проводить такие уроки сдвоенными. Для этого я готовлю индивидуальные карточки для каждого обучающегося на 2-4 различных вариантов, или индивидуальные задания для выполнения их на компьютере. Если у обучающегося возникают какие – либо вопросы, то в этом случае проводятся консультации, отвечая на любой вопрос, касающийся задания. В конце урока работы собираются на проверку. Они оцениваются с учетом полученных консультаций. Положительные результаты таких уроков - консультаций налицо: не только исчезают пробелы в знаниях обучающихся по данной теме, но и закрепляются, вспоминаются и другие темы предмета. Урок-консультация позволяет преподавателю работать индивидуально с каждым обучающимся.

Урок-практикум.

Основная цель уроков-практикумов состоит в том, чтобы выработать у обучающихся умения и навыки в решении задач определенного типа или вида. Главным шагом подготовки к таким урокам состоит в анализе теоретического и практического материала темы.

Урок-турнир.

Подготовка к уроку-турниру проводится заранее. Группа разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз, капитана. Дается творческое домашнее задание: составить задачу для команды соперников, чтобы она отражала основные вопросы изучаемой темы, была оригинально составлена и оформлена.

Пример: Игра «В одной связке»

Ниже представлено одно из слов словосочетания, относящегося к информатике, устройству и работе компьютера. Необходимо назвать второе слово соответствующего словосочетания.

1.     Администратор …

2.     Виртуальная …

3.     Графический …

4.     Жесткий …

5.     Загрузочная …

6.     Звуковая …

7.     Информационные …

8.     Лицензионная …

9.     Магнитный …

10. Материнская …

11. Матричный …

12. Носитель …

1.     Оперативная …

2.     Операционная …

3.     Оптический …

4.     Персональный …

5.     Сетевая …

6.     Системный …

7.     Соединительный …

8.     Струйный …

9.     Трехкнопочная …

10. Функциональная …

11. Центральный …

12. Электронная …

 

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа с обучающимися является необходимым условием развития его личности. Я считаю, что этот вид работы с обучающимися должен присутствовать в каждом моменте урока. Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Для повышения интереса к предмету я использую быстрые диктанты. От обычных диктантов их отличают три особенности:

1.     Задания не одинаковы по трудности. Сначала предлагаются очень легкие, потом все сложнее и сложнее.

2.     Изменяется темп диктанта. Сначала медленный, затем убыстряется.

3.     Одновременно с группой  у доски работают 2 обучающихся. Это дает возможность проверить свои ответы.

При выполнении индивидуальной работы используется дифференцированный подход к обучению.

Факторы, способствующие в первую очередь активизировать обучающихся, это интерес, состязательность и игра. 

Интерес является главным мотивом активизации обучающихся. Данный фактор необходимо учитывать преподавателю уже при формировании учебного материала. Обучающиеся  никогда не станут изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности, не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности обучающихся. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одногруппниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

 Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности обучающихся. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вносится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Учебной целью игр на уроке является проверка знаний обучающихся, а также создание условий для самореализации, самораскрытия творческих возможностей учащихся, проявления ими личностных функций.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Я считаю, что  нужно использовать все возможности для того, чтобы ребята учились с интересом. Но дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания.  На дидактическую игру надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной деятельности.

В своей практике я использую различные приемы активизации познавательной деятельности. Например, при объяснении нового материала,  я создаю для обучающихся ситуации, в которых они:

- отстаивают свое мнение;

- принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

- задают вопросы  и ответы друг другу и преподавателю;

- нахождение ошибок при решении проблемных ситуаций.

При организации и проведении недели информатики, основой являлась игра. Обучающиеся состязались при решении кроссвордов, ребусов, тестов, составлении слов, решении логических задач.   

Игра «Заколдованное слово»

Тема: «Устройства компьютера»

В данном задании вам будут предложены 10 предложений. Ваша задача состоит в том, чтобы в этих предложениях найти 10 терминов, относящихся к информатике. Например:

ПРИМЕР: В чем был смысл, Эшби так и не понял.

                   Слэш (смыСЛ, ЭШби) – название символа «/»

1.     Этот процесс орнитологи называют миграцией.

2.     Потом они торжествовали и радовались, как дети.

3.     Несмотря на это его феска не раз падала с головы. (Феска – мужской головной убор в виде усеченного конуса с кисточкой, распространенный в некоторых странах Ближнего Востока и Северной Африки)

4.     Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько гидроэлектростанций.

5.     По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.

6.     Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки.

7.     Я его привез в указанное место, но там никого не оказалось.

8.     Когда-то он работал в идеологическом отделе.

9.     Он сказал «Пройдемте к стене».

10. Оказалось, что граф и Казанова – одно и то же лицо.

Информационно – коммуникационные технологии.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования.  Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса. Традиционные способы преподавания стали уступать место преподаванию с использованием информационно – коммуникационных технологий.

Наряду с традиционными методами,  в своей практике я использую информационные технологии обучения,  чтобы вдохновлять обучающихся на удовлетворение их познавательного интереса. Информационные технологии являются неотъемлемой частью преподавания информатики.

  Процесс организации обучения с использованием ИКТ позволяет :

- сделать этот процесс интересным за счет новизны и необычности такой формы работы для обучающихся;

- сделать процесс увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования ИКТ;

- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся;

- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, что  вызывает у обучающихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

- самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки у себя, корректировать свою деятельность, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля; 

- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность  (проекты, разработка презентаций), развивая тем самым у обучающихся творческую активность.  

Еще одним из средств активизации познавательной деятельности обучающихся является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто ребята запоминают только то, над чем потрудились их руки, если обучающийся что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для них. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новым знаниям. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих обучающихся.

Информационных технологий повышает мотивацию обучения на уроках информатики, позволяя использовать дифференцированный подход к каждому обучаемому.     

   Активизация деятельности обучающихся на уроке - одно из основных направления совершенствования учебно - воспитательного процесса в колледже. Сознательное и прочное усвоение знаний обучающихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий обучающегося.

Для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики представляю учебный материал с использованием современных средств обучения.

Такой материал может быть представлен в виде:

1.    Учебные презентации в программе Microsoft Power Point по различным темам ("Алгоритмы", "Электронные таблицы", "Введение в Интернет", "Текстовый редактор", "Основные устройства компьютера" и др.). С помощью мультимедийного проектора и демонстрационного экрана представляю созданные слайды на соответствующих уроках.

2.    Мультимедийные диски, как компоненты преподавания информатики. В настоящее время преподавание информатики невозможно себе представить без использования различных компьютерных учебных курсов, электронных учебников и книг, мультимедийных энциклопедий, тренажеров различных видов, контролирующих систем для автоматизированного тестирования.

3.    Интерактивная доска. Это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Она реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность.

Для  активизации познавательного интереса обучающихся к другим областям знаний на уроках информатики средствами информационных технологий помогают межпредметные связи.

Хочется  отметить, что связь между предметами всегда можно найти, даже если она не явно видна. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем.

Результативность

В данной работе я пыталась показать, что предмет информатики не является скучной наукой, пыталась рассмотреть основные факторы, позволяющие активизировать деятельность обучающихся на уроке, дать восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Активизация учебной деятельности обучающихся положительно влияет на повышение качества знаний, умегний и навыков обучающихся. Активизация деятельности обучающихся на уроке – одно из основных напрвлений совершенствования учебно познавательного процесса в колледже. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому преподавтелю необходимо организовывать работу на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий обучающегося. Каждый преподаватель огорчается, видя на своих уроках скучающие лица ребят, когда же обучающиеся работают азартно, увлеченно, то преподаватель испытывает удовлетворение от своей педагогической деятельности.  Умение увлечь обучающихся работой и есть, в конечном счете, педагогическое мастерство к которому стремится каждый преподаватель. В процессе своей педагогической деятельности я стараюсь использовать вышеизложенные методы и приемы.

Приложение № 1. (Презентация «Активизация познавательной деятельности»)

Литература:

1.  Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей» - Волгоград: Учитель, 2002.

2.  Тихомирова Л.Ф., Басова А.В. «Развитие логического мышления детей» - Волгоград: Учитель, 2002.

3.  «Информатика», Еженедельная методическая газета для учителей информатики.

4.  Коваленко В.Г. «Дидактические игры на уроках информатики». М. Просвещение 2005г.

5.                 Интернет – ресурсы: www. 1september.ru

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности на уроках Информатика и ИКТ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер спортивного клуба

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

"Активизация познавательной деятельности на уроках информатики"

Мирошниченко Евгения Викторовна

Преподаватель информатики

КГА ПОУ «Региональный

железнодорожный колледж»

г.Уссурийск

 

Условия возникновения и становления опыта.

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблеме качества образования. Поэтому я  в своей работе отдают предпочтение формам и методам обучения, призванным содействовать выявлению и формированию информационных компетенций, которые являются ключевыми, жизненно необходимыми для современного человека. Личностно - ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития обучаемого. По каждой теме программы по информатике на компьютере создается файловая папка с необходимым теоретическим и практическим материалом. Каждый обучаемый имеет доступ к этим материалам. Это позволяет каждому обучаемому изучать материалы программы в своем темпе, что повышает качество обучения. Такой материал помогает и отстающим обучающимся.  Наличие возможности самостоятельно добывать знания дает обучающемуся возможность глубоко изучить и отработать материал  в удобном ему темпе, по желанию во внеурочное время. Индивидуальная работа за компьютером превращает обучение в творческий и исследовательский труд.

Теоретическая основа и технология опыта.

Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация деятельности обучающихся. Особая значимость состоит в том, что учение направлено не только на восприятие учебного материала, но и на форматирование отношения обучающихся к самой познавательной деятельности. Знания полученные в готовом виде вызывают затруднения обучающихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Обучение не должно сводиться к механической «передаче» знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно связаны преподаватель и обучаемый: преподавание и учение.

Поиски путей активизации познавательной деятельности обучающихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать педагоги, психологи и методисты, учителя и преподаватели в свое профессиональной деятельности.

На сегодняшний день актуальным является путь, который основывается на личностной позиции обучающегося в учебной деятельности, что предполагает поиск интенсивных методов обучения. При выборе методов обучения необходимо прежде всего стремиться к продуктивному результату. При этом  от обучающихся требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, ведь степень продуктивности обучения  зависит от уровня активности познавательной деятельности обучающихся.

В своей работе,  при подготовке к занятиям я осуществляю оптимальный отбор методов, средств и форм обучения, используя при этом возможности учебно - методического комплекса, созданного в кабинете информатики. В ходе учебного процесса разрабатывается каталог электронных цифровых ресурсов (презентации,  тесты, обучающие и контролирующие программы, шаблоны для проведения практических работ, индивидуальные задания), созданных и собранных преподавателем для проведения урочной и внеаудиторной деятельности с обучающихся.

В образовательной деятельности принято делить методы обучения на стандартные и не стандартные. Стандартный вид обучения является самым распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка.

Не стандартные или нетрадиционные формы уроков позволяют сделать информатику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех обучающихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течение своей практики нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны преподавателя и обучающегося. Это одна из форм активного обучения. В своей работе я применяю следующие нестандартные уроки:

·         урок-лекция;

·         урок-турнир или урок - игра;

·         урок-практикум;

·         индивидуальная работа;

·         урок - консультация.

Урок-лекция.

При подготовке к лекции преподаватель  должен иметь четкий план её проведения. При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать обучающихся активными участниками. Поэтому, где возможно, необходимо применять проблемное изложение материала. На уроке ставить проблемы, решать их, обучающие  следят за логикой изложения, контролируют её, соучаствуют в процессе решения.

Урок-консультация.

Урок - консультация проводится при закреплении навыков по какой-либо теме. Он представляет собой своеобразную самостоятельную работу обучающихся. Удобно проводить такие уроки сдвоенными. Для этого я готовлю индивидуальные карточки для каждого обучающегося на 2-4 различных вариантов, или индивидуальные задания для выполнения их на компьютере. Если у обучающегося возникают какие – либо вопросы, то в этом случае проводятся консультации, отвечая на любой вопрос, касающийся задания. В конце урока работы собираются на проверку. Они оцениваются с учетом полученных консультаций. Положительные результаты таких уроков - консультаций налицо: не только исчезают пробелы в знаниях обучающихся по данной теме, но и закрепляются, вспоминаются и другие темы предмета. Урок-консультация позволяет преподавателю работать индивидуально с каждым обучающимся.

Урок-практикум.

Основная цель уроков-практикумов состоит в том, чтобы выработать у обучающихся умения и навыки в решении задач определенного типа или вида. Главным шагом подготовки к таким урокам состоит в анализе теоретического и практического материала темы.

Урок-турнир.

Подготовка к уроку-турниру проводится заранее. Группа разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз, капитана. Дается творческое домашнее задание: составить задачу для команды соперников, чтобы она отражала основные вопросы изучаемой темы, была оригинально составлена и оформлена.

Пример: Игра «В одной связке»

Ниже представлено одно из слов словосочетания, относящегося к информатике, устройству и работе компьютера. Необходимо назвать второе слово соответствующего словосочетания.


1.      Администратор …

2.      Виртуальная …

3.      Графический …

4.      Жесткий …

5.      Загрузочная …

6.      Звуковая …

7.      Информационные …

8.      Лицензионная …

9.      Магнитный …

10.  Материнская …

11.  Матричный …

12.  Носитель …

13.  Оперативная …

14.  Операционная …

15.  Оптический …

16.  Персональный …

17.  Сетевая …

18.  Системный …

19.  Соединительный …

20.  Струйный …

21.  Трехкнопочная …

22.  Функциональная …

23.  Центральный …

24.  Электронная …


Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа с обучающимися является необходимым условием развития его личности. Я считаю, что этот вид работы с обучающимися должен присутствовать в каждом моменте урока. Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Для повышения интереса к предмету я использую быстрые диктанты. От обычных диктантов их отличают три особенности:

1.      Задания не одинаковы по трудности. Сначала предлагаются очень легкие, потом все сложнее и сложнее.

2.      Изменяется темп диктанта. Сначала медленный, затем убыстряется.

3.      Одновременно с группой  у доски работают 2 обучающихся. Это дает возможность проверить свои ответы.

При выполнении индивидуальной работы используется дифференцированный подход к обучению.

Факторы, способствующие в первую очередь активизировать обучающихся, это интерес, состязательность и игра. 

Интерес является главным мотивом активизации обучающихся. Данный фактор необходимо учитывать преподавателю уже при формировании учебного материала. Обучающиеся  никогда не станут изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности, не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности обучающихся. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одногруппниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

 Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности обучающихся. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вносится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Учебной целью игр на уроке является проверка знаний обучающихся, а также создание условий для самореализации, самораскрытия творческих возможностей учащихся, проявления ими личностных функций.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Я считаю, что  нужно использовать все возможности для того, чтобы ребята учились с интересом. Но дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания.  На дидактическую игру надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной деятельности.

В своей практике я использую различные приемы активизации познавательной деятельности. Например, при объяснении нового материала,  я создаю для обучающихся ситуации, в которых они:

- отстаивают свое мнение;

- принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

- задают вопросы  и ответы друг другу и преподавателю;

- нахождение ошибок при решении проблемных ситуаций.

При организации и проведении недели информатики, основой являлась игра. Обучающиеся состязались при решении кроссвордов, ребусов, тестов, составлении слов, решении логических задач.   

Игра «Заколдованное слово»

Тема: «Устройства компьютера»

В данном задании вам будут предложены 10 предложений. Ваша задача состоит в том, чтобы в этих предложениях найти 10 терминов, относящихся к информатике. Например:

ПРИМЕР:     В чем был смысл, Эшби так и не понял.

                        Слэш (смыСЛ, ЭШби) – название символа «/»

1.      Этот процесс орнитологи называют миграцией.

2.      Потом они торжествовали и радовались, как дети.

3.      Несмотря на это его феска не раз падала с головы. (Феска – мужской головной убор в виде усеченного конуса с кисточкой, распространенный в некоторых странах Ближнего Востока и Северной Африки)

4.      Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько гидроэлектростанций.

5.      По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.

6.      Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки.

7.      Я его привез в указанное место, но там никого не оказалось.

8.      Когда-то он работал в идеологическом отделе.

9.      Он сказал «Пройдемте к стене».

10.  Оказалось, что граф и Казанова – одно и то же лицо.

Информационно – коммуникационные технологии.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования.  Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса. Традиционные способы преподавания стали уступать место преподаванию с использованием информационно – коммуникационных технологий.

Наряду с традиционными методами,  в своей практике я использую информационные технологии обучения,  чтобы вдохновлять обучающихся на удовлетворение их познавательного интереса. Информационные технологии являются неотъемлемой частью преподавания информатики.

  Процесс организации обучения с использованием ИКТ позволяет :

- сделать этот процесс интересным за счет новизны и необычности такой формы работы для обучающихся;

- сделать процесс увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования ИКТ;

- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся;

- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, что  вызывает у обучающихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

- самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки у себя, корректировать свою деятельность, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля; 

- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность  (проекты, разработка презентаций), развивая тем самым у обучающихся творческую активность.  

Еще одним из средств активизации познавательной деятельности обучающихся является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто ребята запоминают только то, над чем потрудились их руки, если обучающийся что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для них. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новым знаниям. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих обучающихся.

Информационных технологий повышает мотивацию обучения на уроках информатики, позволяя использовать дифференцированный подход к каждому обучаемому.     

   Активизация деятельности обучающихся на уроке - одно из основных направления совершенствования учебно - воспитательного процесса в колледже. Сознательное и прочное усвоение знаний обучающихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий обучающегося.

Для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики представляю учебный материал с использованием современных средств обучения.

Такой материал может быть представлен в виде:

1.    Учебные презентации в программе Microsoft Power Point по различным темам ("Алгоритмы", "Электронные таблицы", "Введение в Интернет", "Текстовый редактор", "Основные устройства компьютера" и др.). С помощью мультимедийного проектора и демонстрационного экрана представляю созданные слайды на соответствующих уроках.

2.    Мультимедийные диски, как компоненты преподавания информатики. В настоящее время преподавание информатики невозможно себе представить без использования различных компьютерных учебных курсов, электронных учебников и книг, мультимедийных энциклопедий, тренажеров различных видов, контролирующих систем для автоматизированного тестирования.

3.    Интерактивная доска. Это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Она реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность.

Для  активизации познавательного интереса обучающихся к другим областям знаний на уроках информатики средствами информационных технологий помогают межпредметные связи.

Хочется  отметить, что связь между предметами всегда можно найти, даже если она не явно видна. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем.

Результативность

В данной работе я пыталась показать, что предмет информатики не является скучной наукой, пыталась рассмотреть основные факторы, позволяющие активизировать деятельность обучающихся на уроке, дать восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Активизация учебной деятельности обучающихся положительно влияет на повышение качества знаний, умегний и навыков обучающихся. Активизация деятельности обучающихся на уроке – одно из основных напрвлений совершенствования учебно познавательного процесса в колледже. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому преподавтелю необходимо организовывать работу на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий обучающегося. Каждый преподаватель огорчается, видя на своих уроках скучающие лица ребят, когда же обучающиеся работают азартно, увлеченно, то преподаватель испытывает удовлетворение от своей педагогической деятельности.  Умение увлечь обучающихся работой и есть, в конечном счете, педагогическое мастерство к которому стремится каждый преподаватель. В процессе своей педагогической деятельности я стараюсь использовать вышеизложенные методы и приемы.

Приложение № 1. (Презентация «Активизация познавательной деятельности»)

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 730 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 851
    • DOCX 37.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мирошниченко Евгения Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 12
    • Всего просмотров: 67306
    • Всего материалов: 23

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 66 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов

Мини-курс

Детская нейропсихология: особенности, диагностика, исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 38 регионов

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 29 регионов