Главная / Другое / Доклад на тему " Формативное оценивание"

Доклад на тему " Формативное оценивание"

Использование  формативного оценивания на уроках

За последнее десятилетие в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. Это повлекло за собой и изменения в системе оценивания.

Система оценивания учащихся является эффективным инструментом не только измерения достижений учащихся, но и повышения качества образования. Поэтому под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок, но, прежде всего, сам механизм осуществления диагностико-развивающей деятельности учителя и ученика, как полноправных участников образовательного процесса.

Оценивание – это также отражение процесса взаимодействия между государством и школой, учителем и учеником, школой и родителями.

Только в том случае, когда система оценивания соответствует целям и задачам образовательного процесса, она становится эффективным механизмом повышения его качества.

Одним из таких механизмов является формативное (формирующее) оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения. 

( Слайд 1) Формативное оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.  Этот тип оценивания направлен  на реализацию личностно-центрированного принципа преподавания.Формативное оценивание отличается от существующих методов оценки прежде всего тем, что оно дает возможность учителю работать с каждым учеником на индивидуальном уровне и на систематической основе, диагностировать недостаточное владение материалов учащимися на ранних этапах и помогает учителю организовать учебный процесс.

( Слайд 2) Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем  совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.

Особенность использования техник формативного оценивания заключается в том, что это оценивание, которое  используется в повседневной практике ежедневно, ежеурочно, а это означает, что учитель и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Кроме того, формативное оценивание применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя.

Компонентами формативного оценивания являются:

  • Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися.

  • Активное участие учащихся в процессе собственного учения.

  • Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.

  • Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.

  • Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.

В рамках формативного оценивания учителям предлагаются формы отслеживания прогресса учащихся, тесты, различные техники, выявляющие те или иные их способности.

При использовании формативного оценивания учителю необходимо знать и эффективно использовать различные техники формативного оценивания. Систематическое и целенаправленное использование данных техник позволит учителю получить качественный результат обучения.

Как показывает практика, наиболее эффективными на уроке являются следующие техники формативного оценивания:

Техника

Процедура использования техники

Мини-тест

Мини-тесты (небольшое количество заданий) призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала. На выполнение мини-теста отводится не более 5 мин. времени урока. Ученики выполняют мини-тест письменно в тетрадях, а учителю сдают листок, на котором написаны ответы на предложенные задания.

Учитель собирает листочки с ответами и проверяет результаты. По итогам проверки обсуждает вопросы, вызвавшие наибольшую сложность. (В случае возникновения проблемы по одному из вопросов у всего класса, учитель должен объяснить эту подтему.)


Элективный (выборочный) тест
























Формативный тест

Учитель раздает каждому ученику карточки с буквами «A, Б, B, Г», просит учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Ученикам предоставляется 20 секунд  на выбор ответа.

Например: Что образуется по краям ткани при ее изготовлении?

А) бахрома

Б) кромка

В) основа

Г) уток

Затем учитель просит поднять карточки с буквами - правильными ответами. Ученики поднимают одновременно карточки. Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор. При необходимости  вызывает к доске одного из учащихся.

Ответы позволяют учителю определить уровень и качество понимания учащимися изученной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее.

При необходимости учитель обращает внимание на ошибки, допущенные при выполнении данного задания.

Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4-5 учащихся в группе).


Каждый учащийся получает лист с вопросами теста и лист для ответов.


Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых группах.


После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно. Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно.


Необходимо предупредить учащихся, что они могут быть не согласны с членами группы, и отметить тот ответ, который они считают правильным.

Речевые образцы (подсказки)

Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ.


Например: Основной идеей (принципом или процессом) является _________________, потому что__________ и т.д

Проверка ошибочности понимания



Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.

Светофор

У каждого ученика имеются карточки 3х цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать  сигналы карточками, обозначающие их понимание или непонимание материала.

По итогам опроса учитель просит  учеников ответить на вопросы по пройденной теме. К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):

-Что Вы поняли?

К учащимся, поднявшим красные карточки с вопросом:  - Что Вам не понятно?

По итогам полученных ответов учитель должен принять решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении обучения.


Индекс карточки (для обобщения или для вопросов)

После прохождения раздела или темы учитель раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах:

1 сторона: перечислите основные идеи, которые вы поняли из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.

2 сторона: определите то, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы) и сформулируйте вопросы или обобщите непонятные моменты.

Одноминутное эссе

Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:


-Что самое главное ты узнал сегодня?


-Какие вопросы остались для тебя непонятными?


В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному:


Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися.


В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.

Техника «Сигналы рукой».



Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:

Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)

Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)

Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:

(1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;

2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;

(3) слово предоставляется тем, кто все понял.

Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?»

Обязательно предлагается выслушать несколько ответов.

По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе.

Внутренний и внеш­ний круг



Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме.


Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.

Учитель, в своей деятельности должен уметь использовать разнообразные техники формативного оценивания. При этом использование техник формативного оценивания на уроке не должно быть самоцелью учителя, результаты оценивания должны позволять вносить корректировки в деятельность учащегося и учителя для улучшения качества образования.

Нужно помнить, что применение методологии формативного оценивания становится одним из важнейших критериев новой системы оценки работы учителя и использование  методов формативного оценивания на уроках показало, что у учащиеся появился интерес к учебе и ответственность, вырабатываются навыки самостоятельной работы, работы в группе, воспитываются чувства толерантности, коллективизма, взаимопомощи. Безусловно, формативное оценивание на уроках необходимо. Во первых, мы повышаем мотивацию учащихся, им, безусловно, нравится слышать приятные слова в свой адрес, это стимулирует учащихся, во вторых, из формативных оценок складывается суммативная оценка за урок, в третьих, оно позволяет внести новизну в урок. Формативное оценивание дает возможность учителю ежеурочно отслеживать успехи каждого ученика в классе. Оценивание для обучения создает условия для активного участия учащихся в процессе собственного познания, дает возможность учащимся анализировать собственную работу, требует активного участия и способствует повышению мотивации учащихся,

формирует коммуникативный процесс между учителем и учеником, стимулирует учителя к корректировке подходов преподавания с учетом результатов оценивания.



























































































Я изменил свое отношение к……….

Я узнал больше о ………….

Я удивился тому, что……

Я почувствовал …

Для моего предмета применимы техники …………





























Устная обратная связь

Устная обратная связь – это предоставление комментариев ученику в устной форме по итогам наблюдения за деятельностью учащегося, выполнением его работы.

Комментарий учителя может быть полным (разв¸рнутым) или кратким (неразвернутым). Для достижения цели формативного оценивания – предоставления эффективной обратной связи ученик должен получить развернутый комментарий. Не рекомендуется использование неразвёрнутых или кратких комментариев, которые чаще всего включает только оценку учителя «молодец», «хорошо», «неправильно» и не предоставляет ученику «совета, рекомедации, направления по выполнению работы».

Комментарии учителя (эффективная устная обратная связь) может быть выражена в следующей форме:

Фразы при правильных ответах: «Спасибо, это правильный ответ», «Спасибо, все правильно»,

«Спасибо, обратите внимание, как точно Зарина сформулировала ответ», «Спасибо, ты дал правильный и полный ответ на поставленный вопрос, молодец»;

Фразы при неправильных, неполных ответах:

a. «Близко...»,

Например: Ученик говорит: «(-3)4 = – 81

Учитель: Спасибо, близко, но не совсем точно, подумай еще. Отрицательное число в четной степени какой знак дает?

b. «Хорошая попытка…»,

Например: Учитель: «Спасибо, Эмиль, хорошая попытка но не совсем так, вспомни свойство деления степеней с одинаковыми основаниями. А все ли

основания у тебя одинаковые?».

c. «Верное направление…»,

Например, Ученик: «Чтобы перемножить степени надо сложить их показатели. Учитель: «Спасибо, это верное направление, но давай вместе подумаем, достаточно ли этого условия?»

d. «… а вы как думаете?»,

Например: Учитель: «Спасибо, ребята. Асан считает, что (а+b)2=a2+b2». А вы как думаете?»

e. «А что, если…?»,

Например:

Вопрос: «Какие значения может принимать n в выражении 2n2 –2n+ 1».

Ученик: «n принимает любое значение».

Учитель: «Спасибо Зарина. А почему так думаешь? А что если n=0?»

f. «Еще¸ раз ... »,

Например: Ученик: «x2 = 25, значит x = 5».

Учитель: «Спасибо за ответ. Пожалуйста, поясни, как ты получил ответ».

g. «Вернемся …»;

Например: Ученик : (2а-3) – (3а-5) = 2а – 3 – 3а – 5 = 5а-8

Учитель: «Спасибо, но здесь ты ошибься. Расскажи правила расскрытия скобок».

При правильных и неправильных ответах учеников, для проверки глубины понимания, учителю важно задавать уточняющие вопросы, такие как Почему?, Каким образом? и т.д.



Доклад на тему " Формативное оценивание"
  • Другое
Описание:

Использование  формативного оценивания на уроках

За последнее десятилетие в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. Это повлекло за собой и изменения в системе оценивания.

Система оценивания учащихся является эффективным инструментом не только измерения достижений учащихся, но и повышения качества образования. Поэтому под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок, но, прежде всего, сам механизм осуществления диагностико-развивающей деятельности учителя и ученика, как полноправных участников образовательного процесса.

Оценивание – это также отражение процесса взаимодействия между государством и школой, учителем и учеником, школой и родителями.

 

Только в том случае, когда система оценивания соответствует целям и задачам образовательного процесса, она становится эффективным механизмом повышения его качества.

Автор Каутц Оксана Геннадьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 610
Номер материала 37805
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓