Главная / Классному руководителю / Доклад на тему «Профилактика суицидального риска».

Доклад на тему «Профилактика суицидального риска».

Доклад: «Профилактика суицидального риска».

Подготовила психолог Уланской средней школы Полегошко Лариса Николаевна



По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 100 000 человек 

В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры - считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек

По прогнозу ВОЗ к 2020 ежегодно будут кончать самоубийством

1 500 000 человек.

 

По данным Всемирной организации здравоохранения, наша страна занимает третье место по количеству суицидов в мире. За 2010 год у нас зафиксировано 2459 самоубийств. Казахстан занимает первое место по количеству случаев суицида у девушек в возрасте 15–19 лет среди 24 стран Европейского региона.

Только вдумайтесь: каждые 12 минут в Казахстане совершается попытка суицида. Ежедневно 10–12 казахстанцев накладывают на себя руки, среди них – один ребенок.

Самоубийство (суицид) — это осознанное лишение себя жизни. Суицидальное поведение — понятие более широкое, которое, помимо суицида, включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления. К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся смертью по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т. д.).

К суицидальным проявлениям относят соответствующие мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

Суициды условно подразделяются на истинные, когда целью выступает желание человека лишить себя жизни, и демонстративно-шантажные, которые применяются для оказания давления на окружающих , манипулирования чувствами других людей.

Феномен суицида чаще всего связывают с представлением о психологическом кризисе.

Линия человеческой жизни никогда не бывает гладкой. Помимо непредсказуемых событий в ней незыблемыми вехами стоят годы возрастных кризисов - их миновать не удается никому.

1 год - у человека вырабатывается отношение к миру, с которым ему предстоит жить; к году он решает, стоит ли этот мир доверия, а окружающие - любви.

3 года - ярко проявляются негативизм, упрямство, ребенок начинает ощущать себя отдельной личностью;происходит осознание понятия «нет».

7 лет - рождение социального «я» ребенка, обобщение переживаний; именно в этом возрасте обычно возникает комплекс неполноценности или ощущение собственной исключительности; происходит расставание с детской непосредственностью.

12-14 лет - подросток становится агрессивным, переживает резкие перепады настроения, борется за самостоятельность; окончательно осознает себя представителем определенного пола; именно в этом возрасте впервые проявляются скрытые психические заболевания.

18-20 лет - окончательное расставание с детством, обретение самостоятельности; человек выбирает профессию, начинает борьбу за место в жизни.

27-29 лет - начало зрелости, когда приходится приводить к общему знаменателю мечты и реальности; в этот период человек часто кардинально меняет образ жизни и сферу деятельности. 35-37 лет - кризис среднего возраста, когда человек ставит под сомнение все достигнутое; происходит переоценка ценностей; в этом возрасте человек часто начинает заниматься благотворительностью.

53-55 лет - кризис предпенсионного возраста; человека пугает изменение социального статуса; многие начинают работать лучше, чем молодые; мужчины влюбляются в молоденьких девушек. 

65-67 лет - подготовка к смерти, или «узелковый период», когда человек собирает в узелок все достигнутое; человек существует как бы в двух мирах - здесь и там, обретает большую свободу в предпочтениях, творчестве и даже любви. 

Факторы суицидального риска

На вероятность совершения суицидальных действий влияют самые разнообразные факторы:

  1. Социально-демографические

-возраст: молодежь в возрасте от 15-24 лет, второй пик на возраст 40-60 лет (психологические проблемы, ухудшение здоровья, гормональная перестройка, изменение иерархии ценностей);

-пол: женщины чаще, при этом способы менее мучительные и болезненные, но у мужчин чаще суицид имеет завершенный характер

-образование и профессия: чаще безработные, люди с высшим образованием и высоким соц статусом

-место жительства: в городе чаще

-семейное положение

2. Социально-экономические - во время войн и революций чисто самоубийств снижается, а во время экономических кризисов – повышается

3. Индивидуально-психологические

Нет конкретного «психологического портрета суицидента»

Личностные и характерологические особенности часто играют ведущую роль в формировании суицидального поведения. Решающими являются не конкретные характеристики личности, а степень целостности структуры личности, «сбалансированности» ее отдельных черт, а также содержание морально-нравственных установок и представлений. Повышенный риск самоубийства характерен для дисгармоничных личностей, при этом личностная дисгармония может быть вызвана как утрированным развитием отдельных интеллектуальных, эмоциональных и волевых характеристик, так и их недостаточной выраженностью.

Выявлен ряд факторов суицидального поведения, к которым относятся следующие

  • повышенная напряженность потребностей, стремление к эмоциональной близости, низкая способность к формированию психологических защитных механизмов, неумение ослабить фрустрацию;

  • импульсивность и эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта;

  • чувство вины и низкая самооценка;

  • гипореактивный эмоциональный фон в период конфликтов, затруднение в перестройке ценностных ориентации.

В подростковом возрасте вероятность аутоагрессивного поведения в значительной мере зависит от типа акцентуации характе-

4. Медицинские

-психическое здоровье (алкогольная зависимость, зависимость от психоактивных веществ, шизофрения, маниакально – депресивные синдромы)

-соматическое здоровье ( наличие тяжелых хронических прогрессирующих заболеваний)

5. Природные факторы (время года – весна, день недели – понедельник, время суток – вечер)

Индикаторы суицидального риска

  1. Ситуационные индикаторы

Любая ситуация, воспринимаемая человеком как кризис, может считаться ситуационным индикатором суицидального риска: смерть любимого человека, особенно супруги или супруга; развод; потеря работы; уход на пенсию; сексуальное насилие; денежные долги; потеря высокого поста; профессиональная несостоятельность; раскаяние за совершенное убийство или предательство; угроза тюремного заключения или смертной казни; угроза физической расправы; получение тяжелой инвалидности;неизлечимая болезнь и связанное с ней ожидание смерти; нервное расстройство; шантаж; сексуальная неудача; измена или уход (мужа, жены; жениха, невесты); ревность; систематические избиения; публичное унижение; коллективная травля; политическая смерть; одиночество, тоска, усталость; религиозные мотивы; подражание кумиру и т. д.

2. Поведенческие индикаторы

-Злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;

-эскейп-реакции (уход из дома и т. п.);

-самоизоляция от других людей и жизни;

-резкое снижение повседневной активности;

изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;

-выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;

частое прослушивание траурной или печальной музыки;

-«приведение дел в порядок» (оформление завещания, урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей);

-посещение врача без очевидной необходимости;

-нарушения дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе, на работе или службе;


3. Коммуникативные индикаторы

-Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» — прямое сообщение, «Скоро все это закончится» — косвенное);

-шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям;

-уверения в беспомощности и зависимости от других;

-прощание;

-сообщение о конкретном плане суицида;

-самообвинения;


4. Когнитивные индикаторы

-разрешающие установки относительно суицидального поведения;

-негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;

-представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;

-представление о мире как месте потерь и разочарований;

-представление о будущем как бесперспективном, безнадежном;

-«туннельное видение» — неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;

наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.

5. Эмоциональные индикаторы

Амбивалентность по отношению к жизни;

безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;

переживание горя;

признаки депрессии: (а) приступы паники, (б) выраженная тревога, (в) сниженная способность к концентрации внимания и воли, (г) бессонница, (д) умеренное употребление алкоголя и (е) утрата способности испытывать удовольствие;

несвойственная агрессия ил и ненависть к себе: гнев, враждебность;

вина или ощущение неудачи, поражения;

чрезмерные опасения или страхи;

чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности;

рассеянность или растерянность.

Профилактика


Оптимизация межличностных отношений в школе

Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов,

нормализации стиля общения педагогов с учащимися,

оптимизации учебной деятельности учащихся,

вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).


Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе  уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.


Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

- вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;

- внушать им оптимизм и надежду;

- проявлять сочувствие и понимание;

- осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

 



Доклад на тему «Профилактика суицидального риска».
  • Классному руководителю
Описание:

Доклад содержит статистические данные о суициде, а также содержит феномены и факторы суицидального риска.Так же в докладе говорится о том, как проводить профилактическую работу с людьми суицидального риска.

Приведенная стастистика заставит задуматься даже самого равнодушного человека о той проблеме, которая нависла над нашей страной.  В докладе называются ужасные цифры - каждые двеннадцать минут совершаются попытки суицидов. каждый день 10-12 казахстанцев накладывают на себя руки - и среди них один ребенок. Линия человеческой жизни никогда не бывает гладкой. Помимо непредсказуемых событий в ней незыблемыми вехами стоят годы возрастных кризисов - их миновать не удается никому. Об этом подробно автор описывает, и слушающий  или читающий доклад может узнать какой кризис присутствует с ним рядом в данный момент.

Личностные и характерологические особенности часто игра­ют ведущую роль в формировании суицидального поведения. Решающими являются не конкретные характеристики лично­сти, а степень целостности структуры личности, «сбалансирован­ности» ее отдельных черт, а также содержание морально-нравствен­ных установок и представлений. Повышенный риск самоубийства характерен для дисгармоничных личностей, при этом личностная дисгармония может быть вызвана как утрированным развитием от­дельных интеллектуальных, эмоциональных и волевых характери­стик, так и их недостаточной выраженностью.

И заключении автор дает подробные рекомендации, потому как Оптимизация межличностных отношений в школе очень во многом зависит от нас - педагогов.

И поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов,

нормализации стиля общения педагогов с учащимися,

оптимизации учебной деятельности учащихся,

вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

Автор Полегошко Лариса Николаевна
Дата добавления 28.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 881
Номер материала 55139
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓