Главная / Другое / Доклад на тему: «Приобщение дошкольников к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми».

Доклад на тему: «Приобщение дошкольников к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми».

Доклад на тему:

«Приобщение дошкольников к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми».

Подготовила: Икомашкина А. С.

Введение.

Информация направлена на достижение целей освоения детьми первоначальных представлений социального характера и включения их в систему социальных отношений через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (этикет). Достижение этой цели включает в себя решение ряда задач:

- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом;

- формирование умения договариваться, помогать друг другу;

- развитие стремления радовать старших хорошими поступками;

- воспитание уважительного отношения к окружающим;

- формирование привычки не вмешиваться в разговор взрослых, слушать собеседника и без надобности не перебивать;

- воспитание заботливого отношения к малышам, пожилым людям, желание помогать им;

- формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм;

- формирование умения спокойно отстаивать свое мнение;

- развитие волевых качеств: умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;

- обогащение словаря формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

К пониманию элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, возможно, подходить через определение «Этикет».

«Что такое этикет? Это можно… это нет». Детям очень нравится эта рифмовка. Она довольно просто и четко формулирует правила поведения в обществе, манеру вести себя.

Этикет — это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом. В чем же состоит практическое значение этикета? Этикет позволяет людям без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятыми в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях.

С хорошими манерами не рождаются, их, как правило, приобретают в детские годы. В.А. Сухомлинский говорил: «Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей». Семья оказывает огромное влияние на ребенка. Детям свойственно стремление к подражанию, поэтому многое в их нравственном развитии зависит от культуры взаимоотношений в семье, от той атмосферы, которая сложилась в ней.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, помогающий ему познать правила жизни в обществе, расширяющий его кругозор, вместе с ним взаимодействующий в человеческом социуме. Главное в этом общении - не передать ребенку определенный набор знаний, а подтолкнуть детей к самостоятельному приобретению и применению хороших манер в различных жизненных ситуациях.

Каким же образом можно приобщать детей к культурному и нравственному поведению?

Художественные произведения.

Как известно, дети не любят правил, которые им диктуют, но на подсознательной основе малыши постигают их в повседневной жизни, в общении с близкими им людьми, сверстниками и взрослыми, знакомясь с произведениями художественной литературы.

Изучая художественные произведения об этикете, такие как А. Степанов «Что такое этикет?», А. Барто «В театре», А. Кондратьев «Приветствие», В. Татаринова «Лидочка», С. Маршак «В гостях», С. Михалков «Телефон», мы можем познакомить детей с историей возникновения того или иного правила, словесного выражения, традиций, а затем, стараемся применять их в повседневной жизни.

С большим интересом ребята пытаются раскрыть смысл пословиц и поговорок «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «На сердитых воду возят», «Одно дело делаешь, другое не порть» и радуются, если их предположение совпадает с объяснением воспитателя.

Недаром народная мудрость гласит: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!». Сначала дети затрудняются находить «уроки», скрытые в сказках, но постепенно это становится для них очень увлекательным занятием. Так, дети понимают, что русская народная сказка «Репка» учит взаимопомощи, дружбе, ценить вклад каждого в общее дело.

Регулярно мы знакомимся с новыми художественными произведениями из нашей библиотечки. Хотелось бы, чтобы дети не просто слушали произведения, но и находили для себя что-то, что положительно влияло бы на их речь.

Тренинги и игры.

Постигая нормы и правила этикета и взаимоотношений с окружающими, дети применяют их на практике. Взрослые для этого предлагают детям разные игры и небольшие тренинги, способствующие формированию практических умений культурного общения.

Тренинг «Сбор улыбок». Известно, что «Вежливые слова» вызывают на лице собеседника улыбку. Важным условием тренинга было то, что вежливое слово должно было произноситься с доброжелательной интонацией, глядя в глаза собеседнику и называться только с именем собеседника. После тренинга нередко в группе можно услышать обсуждение детьми количества «улыбок», собранных каждым за день.

Важно научить детей видеть хорошие качества близких. Для этого каждый день можно начинать с игры «Ласковые слова». Стоя в кругу, дети передают через прикосновение ладоней друг другу хорошее настроение. Каждый называет хорошие качества своего товарища, стоящего рядом с ним. При этом поощряется использование и невербальных способов общения: взгляда, прикосновения, мимики, позы, интонации, жеста. Приветствовалась краткая словесная характеристика, например, «Егор хороший друг: он очень добрый. Настя знает много игр. Саша охотно делится игрушками, может помочь в трудных ситуациях».

Формировать свои интересы, взгляды, связанные с этикетом, культурой общения детям помогают словесные упражнения, сочинение сказок об этикете, придумывание различных вариантов последствий одного и того же поступка, проигрывание проблемных ситуаций: «Как бы ты поступил, если…», «Давай помиримся!», «Расскажи о своем друге».

«Волшебное место».

Хорошо запоминаются и соблюдаются правила, если они созданы, записаны или зарисованы детьми. Можно создать в группе «Волшебное место». Назвают его так потому, что здесь, как в сказке, можно расколдовать злой и неприглядный поступок, обдумать и исправить его последствия. В уединенном уголке комнаты поставьте круглый столик, стулья и раскладную ширму, которой можно было воспользоваться при желании, на стене – плакаты с различными наглядными формами правил этикетного общения. На ширме поместите придуманные и самостоятельно зарисованные детьми схемы-правила на такие темы: «Хорошие манеры в рисунках и примерах», «Как поступить?» (иллюстрации из сказок, где перед персонажами стоит выбор правильного решения). Договоритесь с детьми, что нарушившие правила, должны пойти в «Волшебное место», где еще раз изучают схемы поведения, зарисованные детьми, рассматривают иллюстрации с ситуациями. Сюда они могут пригласить своего друга, воспитателя. Здесь же, в «Волшебном месте», поместите карандаши, краски, бумагу для рисования, которыми можно воспользоваться для выражения своих чувств, настроения или создания своего правила.

Создание собственных ритуалов и традиций.

Важно подвести детей к созданию собственных ритуалов, традиций. Например, я придумала очень добрый ритуал: «Обидел – найди в себе силы извиниться». Для этого необходимо выбрать одну из форм извинения: веселый рисунок, совместную игру (например, «Комплименты»), взгляд, ласковое прикосновение, улыбку, сладкий сюрприз. Если раньше, дети забывали свои обещания, то теперь, слово, данное в рисунке, в личностном общении «с глазу на глаз» надолго останется в памяти.

Выразить свое отношение к происходящему, свою позицию, оценить поступок, мы можем предложить детям и в процессе изобразительной деятельности. Так, например, детям предлагается нарисовать правила взаимодействия друзей, правила общения с посторонними людьми, нарисовать настоящего друга, придумать и нарисовать окончание сказки. Совместно с детьми можно создать и зарисовать правила поведения в группе в виде знаков-символов: «Не дерись, не обижай слабого», «Делись игрушками», «Будь опрятен всегда», «Во время тихого часа не разговаривай и не мешай другим спать», «Разговаривай спокойно, не кричи», «Слушай взрослого», «Будь внимателен на занятии», «Мой руки перед едой», «Решай споры словами, а не кулаками».

Игры.

Закрепление с детьми речевых форм этикетного общения ежедневно происходит в сюжетных играх, дидактических играх и упражнениях, решении проблемных вопросов в специально созданных социальных ситуациях, которые предполагают повторение этических правил, театральных играх: драматизациях, инсценировках, речевых упражнениях, беседах, играх – воображениях. Можете сами привести мне пример?

Для младшего возраста можно взять более простые игры и упражнения, например: игры «Колобок», «Ладушки», «Паровозик с именем».

Для детей старшего дошкольного возраста игры и упражнения следует усложнять. Игровые упражнения: «Чудесные пуговицы», «Эхо», «Волшебные очки» помогают ребенку почувствовать себя в центре внимания, осознать свою индивидуальность, а также способствуют сближению детей друг с другом.

Заключение.

Воспитатели – творческие люди. И хотелось бы, чтобы они проделывали как можно больше работы по приобщению дошкольников к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Ведь для детей так важна потребность в общении друг с другом, уметь самостоятельно организовывать игру со сверстниками, распределять между собой роли и договариваться об игре. Дети должны соблюдать элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, в повседневной жизни самостоятельно, без напоминания со стороны взрослого, пользоваться «вежливыми» словами.

Доклад на тему: «Приобщение дошкольников к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми».
  • Другое
Описание:

Введение.

Информация направлена  на достижение целей освоения детьми первоначальных представлений социального характера  и включения их в систему социальных отношений через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (этикет). Достижение этой цели включает в себя решение ряда задач:                 

- воспитание  дружеских взаимоотношений между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом;

- формирование умения договариваться, помогать друг другу;

- развитие стремления радовать старших хорошими поступками;

- воспитание уважительного отношения к окружающим;

- формирование привычки   не вмешиваться в разговор взрослых, слушать собеседника и без надобности не перебивать;

- воспитание  заботливого отношения к малышам, пожилым людям, желание помогать им;

- формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм;

- формирование  умения спокойно отстаивать свое мнение;

- развитие волевых качеств: умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;                                                           

 

- обогащение словаря формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

Автор Икомашкина Антонина Сергеевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1917
Номер материала 33365
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓