Главная / Русский язык и литература / Доклад на тему: Применение инновационых методов в ходе учебного процесса на уроках русского языка.

Доклад на тему: Применение инновационых методов в ходе учебного процесса на уроках русского языка.

Применение инновационых методов в ходе учебного процесса

на уроках русского языка.

Доклад учителя русского языка

и литературы Тайлаковой Б.К.


Когда задают учителям вопрос: «Чему вы учите?», они чаще всего отвечают: «Я учу математике», «Я учу русскому», «Я учу географии». В этом и есть проблема образования сегодня. Мы часто стали забывать, что самое главное – ребенок и результат, то, каким мы хотим видеть будущее страны.

Учителю-словеснику приходится сейчас работать в сложных условиях: учебный материал, который должен усвоить школьник,остается достаточно объемным, а его отбор не всегда обоснован и методически подкреплен. Поэтому учителя используют разнообразные средства и приемы,чтобы активизировать деятельность учащихся на уроке, повысить интерес к изучению русского языка.

А в такой среде, где нет русскоязычного общения, учителям русского языка приходится сталкиваться с большими трудностями.Но все же хорошо организованная и систематическая работа, применение разнообразных средств, а главное, построение плана нетрадиционным путем создает благоприятную атмосферу на каждом уроке: непринужденность при опросе домашней работы, интерес при получении нового, «изживание скуки» при закреплении. И это все будет зависеть от того, как учитель сможет увлекательно, доступно, творчески сконструировать урок. Пусть это будет обычный урок. Главное в том, что понравился ученику и дал ожидаемый результат, и ты как учитель получил удовольствие.

Я хочу поделиться опытом. Можно построить весь урок нетрадиционным путем, но постоянно так проводить невозможно. Поэтому иногда я беру либо одну часть урока для игры, либо целый урок. Вот к примеру. Урок-детектив в 7-ом классе на тему: «Наречие», урок-повторение «Следствие ведут знатоки». Урок начинается с того, что на доске (использую активстудио) появляются какие-то загадочные следы.Чьи они? Надо раскрыть. Для этого понадобятся накопленные знания по теме «Наречие». Тема эта пропала, на её поиски отправляются три группы. Группы должны вспомнить все её признаки. Выполняя все задания, отвечая на вопросы, они раскрывают эти загадочные следы и «тайну» наречия.

Урок русского языка в 6-ом классе, проведенный по методу модульной технологии. Диалогическая часть «В этом таинственном лесу». Модуль «Имя прилагательное». Урок начинается с того, что при входе в класс учеников включается музыка (пение птиц, крик животных, шелест деревьев). Это значит, что дети в лесу. В начале урока я прибегаю к такой ситуации. На интерактивной доске появляется лес. Но в лесу чего-то не хватает. Здесь дети должны сами догадаться. Испуганные от голосов ребят, насекомые спрятались. Ответив правильно на вопросы по модулю, они возвращают их.

Для того чтобы разнообразить подачу заданий, мы раскрываем «секрет» леса, который полон тайн и загадок.

- Посмотрите, какие удивительные цветочки и грибочки выросли в нем. На каждом загадка. (Дети отгадывают и к отгадке подбирают всевозможные варианты имен прилагательных, составляют предложения). Далее выполняем задания игрового характера: «Вы внимательны?», «Найди друзей», «А мы умеем сравнивать?», «Заменяй-ка». И это все проводится в ходе путешествия по лесу.

Опрос домашней работы – очень важная часть в структуре урока. Проводя опрос, мы, учителя с одной стороны проверяем как ученики усвоили прошлую тему, как та тема заинтересовала их, и как он будет настроен на то, чтобы получить «новое» от нас.

Процесс опроса можно проводить различным путем. Обычно мы ссылаемся на то, что задаем вопросы, спрашиваем правила, осуществляем проверку домашнего письменного упражнения. На этом всё!

Как можно организовать эту работу так, чтобы детям было интересно, и чтобы они приходили на урок подготовленными?

Опрос домашнего задания на различные темы можно построить, взяв за основу содержание любой сказки. Возьмем, к примеру, русскую народную сказку «Колобок»

Опрос начинается так.

«Жил-был старик со старухою. Просит старик:

  • Испеки, старуха, колобок.

  • Из чего печь-то? Муки нет.

  • Эх,старуха. А ты по коробу поскреби, по сусекам подмети, авось и муки наберется.

Послушалась старуха и замесила тесто. Полежал, полежал колобок, хотел с окна скатиться, но не может». Задача детей, ответив на вопросы, выполнив ряд заданий, проверив совместно пмсьменное домашнее задание, помочь Колобку скатиться с окна на пол, а по полу к двери. Все это с помощью ручки приводится в действие на интерактивной доске.

Возьмем урок литературного чтения в 6 классе «На что похож снег?» автор Голышкин. Класс делится на три группы. Учитель начинает урок так: «Однажды выпало много снега. Дети лепили снеговики, катались на санках, играли в снежки и не заметили, что наступила ночь. Они все разбежались по домам. А снеговикам стало скучно, и они затеяли игру в хоккей. У них игра необычная: во-первых, у них много шайб, во-вторых, трое ворот. В-третьих, шайбы непростые, под ними «спрятались» задания и вопросы».

Ученики должны помочь снеговикам забить шайбы. Если правильно ответишь на вопросы или правильно выполнишь задание, отправишь шайбу в ворота. Для этого они должны прийти на урок хорошо подготовленными.

В своей практике я провожу опрос с помощью такой игры, как «Лучший баскетболист». На интерактивной доске появляется баскетбольный щит и несколько мячей. Ученики разделены на группы. С каждой группы подходят по ученику и выбирают «мяч», на обратной стороне которого «спрятались» задания, вопросы. Если ученик правильно справляется с заданием, то приносит целое очко своей группе.

Опрос домашнего задания можно разнообразить следующими обучающими играми, как «Соберем цветочки», «Полиглоты-футболисты», «Разукрасим елку», «Волшебные яблоки» и так далее.

Новая тема. Какой путь считается самым эффективным при ее подаче? Методов объяснения новых тем много. Но традиционным считается объяснение учителя с помощью опорных схем, таблиц. Сейчас к нам на помощь пришла интерактивная доска. Но все же, чтобы заинтересовать учащихся, а главное, чтобы они усвоили материал, учитель должен выбрать для этого более доступный вариант.

Необязательно новую тему объяснять, ее можно просто рассказать как сказку. 8 класс .Тема: «Простое предложение». Объяснение нового материала. На доске появляется слайд, где изображена фабрика, выпускающая машины разной марки. Послушаем, как будет передаваться объяснение новой темы.

- Это большая и знаменитая фабрика. Она носит имя своего хозяина, которого зовут «Предложение». У хозяина два сына. Он разделил фабрику сыновьям и назвал их «Простое» и «Сложное». Чтобы отличаться от своего брата, младший свою фабрику разделил на две фирмы, дав им названия, одному – «Односоставное», другому – «Двусоставное».В данное время на фирме «Односоставное» работают две группы: «Глагольное» и «Именное». Группа «Глагольное» выпускает автомобили четырех марок. Это машина хозяев – «Определенно-личное», машина, которая выставлена на продажу – «Неопределенно-личное». «Обобщенно-личное» - автобус для перевозки людей. «Безличное» - последняя модель, в которой нет, и не будет водителя. А группа «Именное» выпускает спортивные машины.

Для каждого ученика-казаха любая новая тема русского языка – это загадка. Ее можно придумать как сказку, рассказ, ее можно преподнести как стих. Это зависит от мастерства учителя. Конечно, бесконечно проводить так, как сказано выше нельзя, но просто приятно, когда школьник уходит с твоего урока, открыв для себя новое и хорошо

усвоив тему. И учителю приятно, что его слушают, понимают, а в конечном счете, есть результат.

Как закрепить полученные знания? В этом к нам на помощь придут учебники. Мы знаем, он полон заданиями, текстами, упражнениями. А разнообразить данные учебником задания, это в руках каждого учителя. Опять игра, игровые ситуации. Если правильно подобрать их, то они помогают выработать необходимые в жизни и в учебе полезные навыки и качества.

8 класс. Тема «Односоставное предложение». На интерактивной доске появляется корабль, который терпит бедствие. Для спасения экипажа и пассажиров необходимы группы спасения. (Это три группы учеников). Они уже готовы. С правилами спасения ознакомлены. ( Это правила новой темы). Анализ морских катастроф показывает, какую огромную роль в сохранении жизни людей играют «Спасательные надувные лодки». Чтобы получить их, учащиеся должны выполнить ряд заданий. (Трем группам даются три упражнения из учебника). Лодки получили, людей спасли, теперь некоторым нужно оказать медицинскую помощь. Выполнив несколько заданий, вы сохраните жизнь многим людям.

Вот таким способом можно разнообразить выполнение упражнений и заданий из учебника.

4 класс. Тема «Существительные среднего рода». Как обычно после объяснения идет закрепление. Провожу обучающую игру «Кто внимательный?». Учитель читает текст, а дети, внимательно слушая, выписывают только существительные среднего рода. Следующая игра «Замени картинки», где ученики должны дописать предложение. Добавить слово вместо картинки. А это слово стоит в среднем роде.

Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя. Игры следует предлагать, соблюдая правила: от простого принципа к сложному. Когда ученик осилит задание, преодолеет первые трудности, он испытает большую радость, появится вера в свои силы, и он готов перейти к более сложной игре.

В заключении мне бы хотелось сказать, что подобные уроки с игровыми заданиями, с интересным опросом, с необычным объяснением, с увлекательным закреплением – это лучший способ вовлечь учащихся в мир познания русского языка. Это лучший способ активизировать их деятельность в ходе учебного процесса, это лучший способ помочь в познавательных проблемах детей.

Урок не должен пугать своими двойками, ущемлять достоинство учащихся, ученики не должны на уроках чувствовать себя людьми, лишенными всех прав. Учитель должен вести уроки, исходя из настроения своих учеников. Урок не должен существовать от звонка до звонка, учителя должны сделать так, чтобы после звонка дети покидали урок с желанием поскорее встретиться!







Использованная литература:


1. Ш.А. Амонашвили «Единство цели». М.: Просвещение, 1987 год

2.Русские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева. Москва. «Художественная литература», 1987 год.







Доклад на тему: Применение инновационых методов в ходе учебного процесса на уроках русского языка.
  • Русский язык и литература
Описание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда задают учителям вопрос:"Чему вы учите?", они чаще всего отвечают:"Я учу математике", "Я учу русскому". В этом и есть проблема образования сегодня. Мы часто стали забывать, что самое главное - ребенок и результат, то, каким мы хотим видеть будущее страны.

Учителю словеснику приходится сейчас работать в сложных условиях: учебный материал, который должен усвоить школьник остается  достаточно объемным, а его выбор не всегда обоснован и методически подкреплен.Поэтому учителя используют разнообразные средства и приемы, чтобы активизировать деятельность учащихся на уроке.

 

 

 

 

 

Автор Тайлакова Бакытгуль Кожабергеновна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 390
Номер материала 49606
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓