ДОКЛАД
на
заседании ГМО учителей по информатике и ИКТ
по
теме
«Преподавание
курса «Системы компьютерного черчения на примере КОМПАС в разделе ТЕХНОЛОГИИ
для 9 класса»
Учитель
информатики
МОУ
СОШ №3
Папина
Т.В.
Программа
курса «Системы компьютерного черчения на примере КОМПАС» рассчитана на
начальное профессиональное обучение учащихся 9 классов в разделе Технологии и
рассчитана на 8 часов (1 час в неделю в течении 1 четверти). Программа обучения
рассчитана на определенный уровень подготовки учащихся:
·
базовые знания по информатике;
·
владение основными приемами работы в операционной
среде Microsoft Windows;
·
владение пакетом Microsoft Office.
Целью программы является приобщение учащихся к
графической культуре — совокупности
достижений человечества в области освоения и применения ручных и машинных способов передачи графической информации. Формирование у учащихся
представления пространственного
моделирования и проектирования объектов на компьютере, умения выполнять
геометрические построения на компьютере. Создание собственных моделей. Развитие образного пространственного мышления
учащихся.
Основные задачи
программы:
-
Сформировать у
учащихся начальные представления о единой системе понятий, связанных с
созданием трехмерных и плоскостных моделей объектов;
-
Показать основные
приемы эффективного использования систем автоматизированного проектирования;
-Сформировать
логические связи с другими предметами (геометрией, черчением, информатикой)
входящими в курс среднего образования;
-Дать учащимся
знания основ метода прямоугольных проекций с помощью программы КОМПАС-3D;
-Ознакомить с
важнейшими правилами выполнения чертежей, условными изображениями и
обозначениями, установленными государственными стандартами, библиотеками
КОМПАС-3D;
-Научить
анализировать форму и конструкцию предметов и их графические изображения,
понимать условности чертежа читать и выполнять эскизы и чертежи деталей;
-Познакомить с
методами и способами хранения графической информации с помощью компьютера, дать
понятия графических примитивов, алгоритма построения геометрических объектов;
-Научить
самостоятельно работать с учебными и справочными пособиями.
познакомить с
порядком использования ГОСТов ЕСКД и правил оформления графической (чертежи)
и текстовой (спецификации) документации.
-Получение
начальных навыков профессиональной деятельности по профессиям чертежник,
чертежник-конструктор;
Работа
с графической информацией стала отдельной специальностью, остро востребованной
на рынке труда. Данный курс включает в себя элементы общей информатики,
элементы черчения, геометрии и математического описания элементарных
геометрических объектов.
Работа
по предложенной программе требует соответствующего оборудования (дисплейный
класс с профессиональными ПК, принтер) и программного обеспечения КОМПАС-3D
LT 5.11.
Учащиеся
приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и
программных средствах, включая графические редакторы КОМПАС-3D.
Структура курса «Системы компьютерного
проектирования» желательно
сформировать из двух блоков, изучаемых в 9 и 10 классах.
Содержание первого блока (9 класс)
направлено на систематизацию представлений о форме
предметов, выработку умений анализировать
форму и графически отображать ее методами проецирования, а также умения читать различные изображения. В данном
блоке изучаются машинные способы моделирования
объектов на плоскости. Методы
построения примитивов, используемых для выполнения проекций и их
редактирования.
Содержание второго блока (10 класс) на
изучение способов создания
моделей изображений объемных тел, изменения их положения относительно наблюдателя. А так же предусматривает формирование понятия
математической модели геометрического объекта, развитие умений анализировать форму моделей (деталей), выполнять и
читать несложные рабочие
чертежи, содержащие виды, разрезы, сечения, а также изучение возможностей системы КОМПАС-3D LT по выполнению технической документации на несложные изделия .
Рассмотрим работу по первому блоку курса.
Часть материала
предлагается в виде теоретических занятий с использованием компьютерных
презентаций.
Текущий контроль
усвоения материала осуществляется путем выполнения практических заданий.
Итоговая аттестация учащихся проходит в форме защиты выпускной проектной
работы.
По окончании
обучения по данной образовательной программе, учащиеся должны уметь создавать
компьютерные чертежи моделей в трех проекциях, выполнять редактирование
объектов.
Основные знания и умения
Учащиеся должны знать:
· Основные принципы моделирования на
плоскости;
·
Основы
трехмерного моделирования и проектирования
·
Основные средства для работы с графической
информацией.
·
Порядок использования ГОСТов ЕСКД и правила
оформления графической (чертежи) и текстовой (спецификации) документации.
Учащиеся должны уметь:
·
Выполнять построение геометрических примитивов
·
Выполнять установку Локальные и
Глобальные привязок
·
Производить построение геометрических объектов по сетке
·
Использовать различные способы построения
сопряжений в чертежах деталей в программе
КОМПАС-3D
Основные сведения о системе автоматизированного
проектирования САПР Компас
Система КОМПАС предназначена для автоматизации проектно-конструкторских
работ в различных отраслях деятельности. Она может успешно использоваться в
машиностроении и приборостроении, архитектуре и строительстве, то есть везде,
где необходимо разрабатывать и выпускать чертежную документацию. КОМПАС
разработан специально для операционной среды Windows. Данная система
разработана фирмой АСКОН, которая занимает ведущее место среди разработчиков
пакетов программ, автоматизирующих конструкторскую деятельность.
Система
КОМПАС позволяет разрабатывать шесть видов документов:
- СБОРКА - это электронный документ, позволяющий выполнять в аксонометрии
сборочные единицы из твердотельных деталей. Файл документа Сборка
имеет расширение *.a3d.
- ДЕТАЛЬ - это электронный документ, позволяющий выполнять в аксонометрии
твердотельные детали. Файл документа Деталь имеет расширение *.m3d.
- ЛИСТ - это электронный лист чертежа, оформленный в соответствии с ГОСТ
2.104-68 (рамки формата и поля чертежа, основная надпись и дополнительные
рамки). Файл документа Лист имеет расширение *.cdw.
- ФРАГМЕНТ - это электронный чистый лист без рамок, на котором выполняются
графические работы. Файл документа Фрагмент имеет расширение *.frw.
- ТЕКСТОВЫЙ ДОКУМЕНТ - это электронный лист, оформленный в соответствии с ГОСТ
2.104-68 с основной надписью для текстовых конструкторских документов.
Файл Конструкторский документ имеет расширение *.kdw.
- СПЕЦИФИКАЦИЯ - это электронный документ, оформленный в соответствии с ГОСТ
2.108-68. Файл документа Спецификация имеет расширение *.сpw
Методика
преподавания.
Из-за малого
количества часов, выделенных на изучение курса, знакомство с интерфейсом САПР
КОМПАС происходит в большинстве своем путем выполнения практических работ. Цель
практикума – приобретение практических навыков работы с чертежно –
конструкторским редактором КОМПАС, необходимых для выполнения
чертежно-конструкторской документации в соответствии с требованиями ЕСКД и
действующих Государственных стандартов.
Поскольку
КОМПАС – это программа, работающая под управлением операционной системы Windows, то при запуске он оформляется в виде окна, все элементы которого
должны быть знакомы.
Потому
в курсе выделен только один урок-практикум, организованный по принципу «Делай
как я». Дальнейшие практические работы чередуются с уроками теоретических
знаний с использованием презентаций.
Практические работы
организованы следующим образом:
-
два блока по 6 лабораторных работ, выбранных из лабораторного практикума,
хранящегося на рабочем столе каждого персонального компьютера; задания сформированы в виде последовательности
упражнений от простого к сложному;
- при возникновении
затруднительных ситуаций во время работы с САПР КОМПАС пользователю
предоставлена возможность быстрого получения необходимой справочной информации,
а также возможность попросить помощи у учителя или ученика-консультанта, уже
выполнившего соответствующий блок заданий и получившего оценку не ниже «4»;
-
каждый блок выполняется учащимся в собственном темпе и за каждую выполненную
работу учащийся предъявляет учителю и получает балл от 1 до 3, выставляемый
учителем в личный Зачетный бланк по результатам деятельности ученика;
-
для получения итоговой оценки за блок необходимо выполнить заданий на
определенное количество баллов: «3» – 9-12 баллов; «4» - от 13-15 баллов; «5» -
16-18 баллов;
-
каждый блок заканчивается зачетной практической работой, в которой указаны
последовательность действий для выполнения данного задания (1 –ая работа –
Многоугольники, с использованием строки параметров; 2-ая – Построение
простейшего чертежа);
-
зачетная работа – проектное задание геометрических построений с использованием
изученных возможностей САПР КОМПАС (например, построение треугольника по трем
сторонам, деление заданного отрезка пополам, построение заданного угла и т.д.
из учебника Информатика и ИКТ 7-9 класс Н.Угринович )
Выводы.
Особенностью
данного курса является малое количество учебных часов и большое внимание
получению практических навыков работы в САПР.
Примечательна
методика выполнения практических работ, основанная на личностно-ориентированной
технологии преподавания, методике сотрудничества учитель-ученик. Работа в
индивидуальном темпе позволяет не только снять напряжение со слабых учащихся от
возможных неудач или нехватки времени для выполнения нужной работы, но и
создать условия для возникновения духа соперничества, соревнования среди
способных учащихся по скорости и качеству выполнения работ. Кроме того
создаются предпосылки для взаимопомощи и сотрудничества между учащимися и
учителем.
Список использованной литературы
1. И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина Преподавание
базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. - М.:
Лаборатория базовых знаний, 2000- 496с.
2. Информатика : Кн.для учителя: Метод.
Рекомендации к учеб. 10-11кл/А.Г. Гейн,
Н.А. Юнерман.- М.: Просвещение, 2001- 207 с.
3. В. А. Бубнов Г.С. Толстова, О.Е. Клемешева
Информационные технологии на уроках алгебры. - М.: Информатика и образование, №
5 2000г.
4. Автоматизация инженерно-графических работ /
Г. Красильникова, В. Самсонов, С. Тарелкин - СПб: Издательство «Питер», 2000.-
256с.
5. Повышение эффективности и качества
преподавания черчения: Пособие для учителей - Сб. статей / сост. Ботвинников
А. Д.- Москва, Просвещение - 1969г.
6. Богуславский А.А. Программно-методический
комплекс № 6. Школьная система автоматизированного проектирования. Пособие для
учителя // Москва, КУДИЦ,1995г.
7. Третьяк Т.М «Компьютерные технологии на
уроках черчения»
// тезисы седьмой Международной конференции
«Информационные технологии в образовании»3- 6 ноября 1998г. Москва.
8. Н.Угринович Информатика и ИКТ. Базовый
курс: учебник для 9 класса – 4-е издание - М.БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006. –
320 с.
9. http://kompas-edu.ru.
Методические материалы размещены на сайте «КОМПАС в образовании»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.