МБОУДОД «Детская
школа искусств №5» МО города-курорта
Сочи
методический доклад на тему:
«Опыт использования социальных сетей в
педагогическом процессе»
преподаватель Никифорова О.С.
Сочи 2013г.
Основная проблема, с которой
мне пришлось столкнуться в моём небольшом профессиональном опыте это: зависимость
детей и подростков от различных электронных приборов.
Сегодня практически все учащиеся за редкими
исключениями имеют так называемые "планшеты" "смарт-фоны" и
тому подобное. И даже при условии того, что ими запрещено пользоваться на
уроке, особенно в старших классах, чувствуется общая незаинтересованность
учебным процессом, постоянное желание поскорее закончить урок и бежать к своему
электронному "другу".
С одной стороны это вина конечно же
преподавателя, который по тем или иным причинам не может заинтересовать детей
уроком.
С другой стороны -
вина vкомпьютернаой техники, вытекающих из её
использования компьютерной и интернет зависимости и всех, в свою очередь,
вытекающих из этого антропологичесих изменений в мышлении человека. Учёными уже
давно констатируется тот факт, что мозг ребёнка подвержен влиянию
электронной техники гораздо сильнее. Техника изменяется его способ
мышления , его пути получения знаний - или, иными словами, восприятия ,
обработки и запоминания информации.
С третьей же стороны - это вина
родителей, которые по тем или иным причинам ребёнку эту технику
покупают. ТО есть проблема эта -семейного воспитания, и решить её на
уровне школы уже не возможно. Мы же - преподаватели, можем принимать
её только как свершившийся факт и, исходя из него, искать пути
взаимодействия с нашими компьютерно-зависимыми учениками.
Становится вопрос - что делать?
Я попробовала следующие способы решения:
во-первых: принять
проблему как свершившийся факт;
во-вторых: искать новые пути взаимодействия
с нашими компьютерно-зависимым учениками.
Например: попробовать использовать
компьютерную зависимость в учебных целях.
Я начала с самой незаинтересованной части учащихся
- это 6-7 классы - то есть подростки 13-15 лет. После
проведения небольшого исследования выяснилось, что большую часть
времени они проводят в интеренете, а точнее в Социальных сетях: все мы
знакомы с ними. Это: "одноклассники", "Вконтакте"
"Facebook" , "Instgramm" и другие.
Я решила провести опыт - так
сказать, поговорить с ними на их языке. Выбрав наиболее посещаемый большинством
учеников сайт "Вконтакте", создала сообщество "Муз-литра"
для изучающих музыкальную литературу.
Оказалось, что такая форма общения
с учениками обладает множеством преимуществ:
- предоставляет возможность
использования многих мультимедийных инструментов для обучения и
коммуникации в одном пространстве.
- решает проблему передачи
информации (аудио и видео записи для домашней работы) - если раньше мне
приходилось копировать ребятам на флешки и т.д. - то теперь все
необходимое для подготовки к викторине есть не странице группы
- позволяет своевременно размещать
материалы к урокам, а так же в неформальной обстановке дискутировать на
пройденные темы, посылать частные сообщения, делиться публикациями и ставить
«лайки».
- решает проблему просмотров
"долгих" видео - не вписывающихся в формат урока - любой желающий теперь
может досмотреть его дома.
- позволяет "выкладывать"
много интересного дополнительного матриала для самостоятельного просмотра,
устраивать опросы.
- создает новое поле для
взаимодействия всех участников педагогического процесса
- способствует сближению педагога с
учениками
- позволяет активно хотя-бы виртуально
участвовать в общественной и концертной деятельности города , посещение которой
невозможно в силу географической удалённости нашего посёлка.
Понятно, что не все будут смотреть 2-х
часовые балеты или прослушивать симфонии целиком, но даже появившаяся в
"ленте новостей" фотография композитора, на бессознательном
уровне понемногу может включить музыкальную культуру в повседневную жизнь ребёнка,
и как-то оживить такую "сухую" ретроспективную дисциплину как “Музыкальная
литература”.
В результате, после получения приглашений
в группу, впервые за мою практику, группа 7 класса пришла на урок в полном
составе без опазданий! Зная, что результаты их работы могут быть опубликованы,
ученики более ответственно работают на уроках.
В группе они участвуют в опросах,
присылают фото своих тетрадей и даже, по собственной инициативе, сдают через
интернет домашние задания.
Оказалось, что им гораздо
интереснее "сфотать" домашку и прислать её мне в "личку", а
вместо оценки 4 или 5 получить такой ценный для современных подростков "лайк"!
Итак, первые результаты проведённого опыта
таковы:
1. Увеличение посещаемости занятий.
2. Увеличение заинтересованности в
работе на уроках,
3. Повышение результатов самостоятельной
домашней работы.
Из проведённого опыта мы можем сделать следующие выводы:
В настоящее время проводится мало
практических исследований, и мы располагаем недостаточными рекомендациями
относительно того, как интегрировать социальные сети в школьный образовательный
процесс.
При правильном подходе социальная сеть
действительно может помочь преподавателю в изучении материала и его обсуждении
Работа в этом направлении требует более
подробного исследования и связана с опасностью увеличения компьютерной
зависимости как учащихся, так и учителей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.