Кидай
В.В. учитель технологии СОШ№31, г.Уральск, ЗКО
Доклад на тему: «Определение
профессионального типа личности и выбор профессии»
Цель: Формирование адекватного представления
учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания
мира профессий.
Первая жизненно
важная проблема, с которой сталкиваются учащиеся старших классов – это проблема
выбора профессии. Нет необходимости специально доказывать, насколько важно для
молодого человека правильно определить свое место в жизни. От включения юноши в
профессиональное сообщество людей, близких по духу, образу жизни и ценностным
ориентациям, зависят его физическое и психическое здоровье, продолжительность
жизни, удовлетворенность собой и работой, выбор супруги, материальное
благосостояние и многое другое.
Выбор профессии
Происходит постоянно, начиная с детства и
кончая зрелыми годами жизни. Многие считают, что выбор профессии — на всю
жизнь, но это не верно. В течение жизни человек делает множество выборов.
Меняется он сам (его пристрастия, способности и т.п.), Меняется и рынок труда,
вплоть до того, что какие-то профессии оказываются просто невостребованными
(или мало востребованными, а соответственно и мало оплачиваемыми).
Кроме того, в современном мире все больше
ценятся те работники, которые осваивают не одну, а несколько специальностей
(они легче включаются в новые виды работ, более гибки при изменении профиля
работы фирмы, в них меньше вкладывается средств, для дополнительного обучения и
т.п.). В итоге карьеры таких людей складываются более успешно. Но освоение
новых специальностей предполагает новые профессиональные выборы: какую новую
специальность освоить, где это лучше сделать, соглашаться ли на новые
предложения по работе (после того, как специальность освоена и работник стал
более ценим руководством и т.п.).
В школе также фактически делается множество
выборов, так или иначе связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Например, школьник выбирает различные кружки, спортивные секции, факультативные
занятия и т.п. Он как бы пробует себя в разных видах деятельности. И вполне
возможно, что увлечение каким-то занятием определит и его профессиональный
выбор.
В старших и выпускных классах остро стоит
вопрос о том, что делать после окончания школы. Этот вопрос конкретизируется в
следующих вопросах:
1) какую профессию выбрать?
2) куда пойти учиться после школы?
Для кого-то вопрос может звучать и так: а
стоит ли учиться дальше, ведь так все надоело?….
Заметим, что выборы во всех этих случаях
делаются не окончательные (на всю жизнь). Эти выборы лишь для определенного
этапа жизни молодого человека. Как мы уже отмечали, и в дальнейшем
профессиональные выборы продолжаются. Поэтому не стоит сильно драматизировать
ситуацию, когда школьник не до конца уверен в своем выборе, ведь в дальнейшем
его можно будет и подкорректировать. Конечно при этом будет потеряно некоторое
время (но совсем не вся жизнь!). И все-таки лучше не ошибаться в любом из
важных профессиональных выборов. А вот как не ошибаться при выборе профессии —
это уже другой вопрос.
Определить свою профессиональную
склонность можно по методике Е.А.Климова
Методика Климова
Все возможные варианты, согласно теории
известного российского психолога Е. Климова, можно объединить в пять типов.
Профессии связанные:
c техникой - «Человек – Техника»;
c природой - «Человек – Природа»;
со знаковой системой - «Человек – Знаковая
система»;
с художественным образом - «Человек –
Художественный образ»;
c людьми - «Человек – Человек».
Технономические профессии
(«Человек – Техника»):
Профессии данного типа объединяют в себе те
виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с
разнообразными приборами, машинами, механизмами.
Связаны:
с созданием, монтажом, сборкой и наладкой
технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);
с эксплуатацией технических средств (водитель,
токарь, швея...);
с ремонтом техники (механик,
электромонтер...).
Склонности и предпочтения:
исследовать, наблюдать;
создавать и испытывать новые образцы;
планировать, конструировать, проектировать,
разрабатывать, моделировать;
придумывать новые способы деятельности;
самостоятельно организовывать свою работу и
работу других;
принимать нестандартные решения.
Выраженные способности:
технический склад ума;
пространственное воображение;
склонность к практическому труду;
эмоциональная устойчивость.
Биономические профессии
(«Человек – Природа»):
В основе биономических профессий лежит работа
с природными объектами и явлениями.
Связаны:
с изучением живой и неживой природы
(микробиолог, агрохимик, геолог...);
с уходом за растениями и животными (лесовод,
овощевод, фермер, зоотехник…);
с профилактикой и лечением заболеваний
растений и животных (ветеринар...).
Склонности и предпочтения:
ухаживать и наблюдать за животными;
разводить растения или животных;
заготавливать продукты (грибы, ягоды,
рыбу...);
бороться с болезнями, вредителями;
выращивать овощи и фрукты;
ориентироваться в природных явлениях;
наблюдать, изучать различные природные
явлениями.
Выраженные способности:
наблюдательность;
склонность к систематизации;
устойчивость внимания;
потребность в двигательной активности.
Сигнономичегкие
профессии («Человек — Знаковая система»):
В качестве знаковой системы могут выступать
цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
Профессии, связанные:
с текстами (корректор, переводчик,
машинистка...);
с цифрами, формулами и таблицами (программист,
оператор ПК, бухгалтер, кассир...);
с чертежами, картами;
со схемами (штурман, чертежник, картограф...);
со звуковыми сигналами (радист,
телефонист...).
Склонности и предпочтения:
обрабатывать тексты и таблицы;
производить расчеты и вычисления;
перерабатывать информацию;
работать с чертежами, картами и схемами;
принимать и передавать сигналы и сообщения;
хорошо считать в уме;
оперировать знаками и символами;
искать и исправлять ошибки.
Выраженные способности:
способность к математике;
развитое абстрактное мышление;
высокая устойчивость внимания;
склонность к общению;
аккуратность и усидчивость.
Артономические профессии («Человек —
Художественный образ»):
Традиционно труд представителей профессий —
«человек — художественный образ», а также область их деятельности называют
искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» —
искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов.
Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и
практической деятельности человека.
Профессия данного типа связаны:
с созданием, проектированием, моделированием
художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);
с воспроизведением, изготовлением различных
произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).
Склонности и
предпочтения:
заниматься художественным оформлением;
заниматься художественным творчеством
(живопись, скульптура, фотография, кино...);
сочинять (стихи, прозу и др.);
выступать на сцене;
изготавливать своими руками красивые вещи;
петь, играть на музыкальных инструментах.
Выраженные способности:
яркое воображение;
образное мышление;
склонность к творчеству;
гибкость чувств;
специальные способности;
развитость функциональных способностей
(слух, зрение, речь, вкус и
т.п.)
Социономические профессии («Человек -
Человек»):
Предполагают постоянную работу с людьми и
связаны:
с медицинским обслуживанием (врач,
медсестра...);
с обучением и с воспитанием (воспитатель,
гувернер, тренер, учитель...),
с бытовым обслуживанием (продавец, проводник,
официант...),
с правовой защитой (юрист, участковый
инспектор...)
Склонности и предпочтения:
обслуживание людей;
занятие лечением;
обучение;
воспитание;
защита прав и безопасности;
управление людьми;
легкость знакомства и общения с новыми людьми;
умение внимательно выслушивать людей;
умение хорошо и понятно говорить и выступать
публично.
Выраженные способности:
развитые коммуникативные способности;
эмоциональная устойчивость;
быстрая переключаемость внимания;
эмпатия;
наблюдательность;
организаторские способности.
Определение профессиональной склонности
заключается в использовании дифференциально-диагностического опросника (ДДО) Е.
А.Климова
Опросник позволяет учащимся выявить свои профессиональные
предпочтения . Сам по себе метод достаточно прост, его использование не
занимает много времени .
Учащимся предлагают
письменно ответить на 20 вопросов. Для этого каждому необходимо по приведенной
ниже форме начертить лист ответов. Номера и буквенные обозначения в его клетках
соответствуют номерам и вариантам ответов. Отвечать на вопрос следует,
проставляя знак «+» в той колонке, в которой находится предпочитаемый ответ.
Предположим,
что после окончания школы вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам
пришлось выбирать только из двух, какую бы вы предпочли?
1а
Ухаживать за животными
2а
Помогать больным людям, лечить их
3а
Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов,
художественных открыток, грампластинок
4а
Обрабатывать материалы (дерево, ткань,
металл, пластмассу и т.п.)
5а
Обсуждать научно-популярные книги, статьи
6а
Выращивать молодняк (животных какой-либо
породы)
7а
Копировать рисунки, изображения (или
настраивать музыкальные инструменты)
8а
Сообщать, разъяснять людям нужные им
сведения (в справочном бюро, на экскурсии)
9а
Ремонтировать вещи, изделия (одежду,
технику), жилище
10а
Лечить животных
11а
Выводить новые сорта растений
12а
Разбирать споры, ссоры между людьми,
убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
13а
Наблюдать,
изучать работу кружков художественной самодеятельности
14а
Обслуживать,
налаживать медицинские приборы, аппараты
15а
Составлять точные описания или отчеты о
наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а
Делать лабораторные
анализы в больнице
17а
Красить или расписывать помещение,
поверхность изделий
18а
Организовывать
культпоходы сверстников или младших (экскурсии, туристические походы и т.п.)
19a
Изготовлять по чертежам детали, изделия
(машины, одежду), строить здания
20а
Вести борьбу с болезнями растений, с
вредителями леса, сада
|
16
Обслуживать машины,
приборы (следить, регулировать)
26
Составлять таблицы,
схемы, программы для вычислительных машин
36
Следить за
состоянием, развитием растений
4б
Доводить товары до потрекбителя
56
Обсуждать художественные книги (пьесы,
концерты)
6б
Тренировать ровесников (или младших) в
выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
76
Управлять каким-либо грузовым (подъемным или
транспортным) средством
86
Оформлять выставки, витрины или участвовать
в подготовке пьес, концертов
96
Искать и исправлять ошибки в текстах,
таблицах, рисунках
106
Выполнять вычисления, расчеты
116
Конструировать, проектировать новые виды
промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.)
12б
Разбираться в чертежах, схемах, таблицах
(проверять, уточнять и т. п.)
136
Наблюдать, изучать жизнь микробов
146
Оказывать людям медицинскую
помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.
156
Художественно описывать, изображать события
(наблюдаемые или представляемые)
166
Принимать, осматривать больных,
беседовать с ними,
назначать лечение
176
Осуществлять монтаж зданий или сборку машин,
приборов
186
Играть на сцене, принимать
участие в концертах
196
Заниматься
черчением, копировать чертежи, карты
206
Работать на клавишных машинах (пишущей
машинке, телетайпе, ЭВМ и др.)
|
Вопросы подобраны и
сгруппированы таким образом: в первом столбце они относятся к профессии типа
«человек — природа» (условно обозначим его буквой «П»), во втором — «человек —
техника» («Т»), в третьем— «человек — человек» («Ч»), в четвертом — «человек —
знаковая система» («3»), в пятом — «человек — художественный образ» («Х»).
Лист ответов
П
|
Т
|
Ч
|
З
|
Х
|
1а
|
1б
|
2а
|
2б
|
3а
|
3б
|
4а
|
4б
|
5а
|
5б
|
6а
|
|
6б
|
|
7а
|
|
7б
|
8а
|
|
8б
|
|
9а
|
|
9б
|
|
10а
|
|
|
10б
|
|
11а
|
11б
|
12а
|
12б
|
13а
|
13б
|
14а
|
14б
|
15а
|
15б
|
16а
|
|
16б
|
|
17а
|
|
17б
|
18а
|
|
18б
|
|
19а
|
|
19б
|
|
20а
|
|
|
20б
|
|
Обработка
листа ответов состоит в следующем. Учащиеся сами подсчитывают количество плюсов
в каждом из пяти вертикальных столбцов и проставляют полученные суммы в нижних
клетках листа. Максимальная сумма в одном из столбцов указывает на преобладание
интересов, а возможно и склонностей к той или иной сфере деятельности.
Примеры профессий в
соответствии с представленными типами отношений человека к окружающему:
Тип профессий
|
Примеры профессий
|
Человек-природа (п)
|
Садовник, зоотехник, ветеринар, геолог,
агроном, биолог, почвовед
|
Человек-техника (т)
|
Слесарь, водитель, электрик, инженер,
монтажник
|
Человек-человек (ч)
|
Учитель, воспитатель, врач, администратор,
официант
|
Человек-знаковая система (з)
|
Чертёжник, оператор ЭВМ, экономист,
программист, наборщик
|
Человек-художественный образ (х)
|
Архитектор, фотограф, актер, художник,
музыкант, модельер
|
Таблица для
ориентировочного определения предпочтительного типа будущей специальности на
основе самооценки
Е. А. Климов
разработал специальную тестовую таблицу, которая поможет сориентироваться в
собственных интересах и склонностях, сделает разговор с самим собой на тему
«кем быть?» более содержательным и конкретным. Приводим эту таблицу.
Пользоваться
таблицей надо так. Читайте по порядку пункты таблицы и либо соглашайтесь с ними
(«да»), либо не соглашайтесь («нет»).
Если вы
отвечаете «да», то ставьте карандашом знак «+» перед соответствующей цифрой,
стоящей в данном пункте в одном из вертикальных столбцов. Ответ «нет» можно
иметь двоякое значение:
либо просто
отсутствие утверждения, либо активное отрицание. Во втором случае перед
соответствующей цифрой ставьте «—», в первом — никакого знака. Пройдя таким
образом все тридцать пунктов, подсчитайте алгебраические суммы отмеченных чисел
в каждом из столбцов (цифры без знаков учитывать не нужно).
Наибольшие
положительные суммы будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для
вас типам профессий, малые суммы, а тем более отрицательные — неподходящим.
№
п/п
|
Тип специальности
(по признаку
предмета труда)
|
П
(природа)
|
Т
(техника)
|
З (знаковая
система)
|
Х
(художественные образы)
|
Ч (человек
человек)
|
1
|
Легко(без скованности)
знакомлюсь с новыми людьми
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
2
|
Охотно и подолгу могу
что-нибудь мастерить (или шить, чинить, вязать)
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
3
|
С охотой хожу в музеи, театры,
на концерты и художественные выставки
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
4
|
Охотно и постоянно слежу и
ухаживаю за растениями (или животными)
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
5
|
Охотно и подолгу могу что-
нибудь подсчитывать, вычислять или чертить
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
6
|
Охотно провожу время со сверстниками или
младшими, когда их нужно чем-то занять, увлечь делом или помочь им в чем-то
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
7
|
Охотно и часто помогаю старшим
по уходу за животными (или растениями)
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
8
|
Обычно я делаю мало ошибок в
письменных работах
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
9
|
Мои изделия (то, что я делаю
своими руками в свободное от учебы время) обычно вызывает интерес у
Товарищей, старших
|
0
|
2
|
0
|
0
|
0
|
10
|
Старшие считают, что у меня
есть способности к определенной области искусства
|
0
|
0
|
0
|
2
|
0
|
11
|
Охотно читаю о растительном
(или животном) мире
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
12
|
Активно участвую в
художественной самодеятельности
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
13
|
Охотно читаю об устройстве
механизмов, машин, приборов
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
14
|
Охотно и подолгу могу
разгадывать головоломки или сидеть над трудными задачами, кроссвордами,
ребусами
|
0
|
0
|
2
|
0
|
0
|
15
|
Легко улаживаю разногласия
между сверстниками или младшими
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2
|
16
|
Старшие
считают, что у меня есть способности к работе с техникой
|
0
|
2
|
0
|
0
|
0
|
17
|
Результаты
моего художественного творчества одобряют и совершенно незнакомые люди
|
0
|
0
|
0
|
2
|
0
|
18
|
Старшие считают, что у меня
есть способности к работе с растениями или животными
|
2
|
0
|
0
|
0
|
0
|
19
|
Обычно, как считают, мне удается подробно и
ясно для других излагать мысли в письменной форме
|
0
|
0
|
2
|
0
|
0
|
20
|
Я почти никогда не ссорюсь
|
0
|
0
|
0
|
0
|
I
|
21
|
Вещи, сделанные мною, одобряют
незнакомые люди
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
22
|
Без особого труда усваиваю ранее
незнакомые или иностранные слова
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
23
|
Мне часто случается помогать
незнакомым людям
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2
|
24
|
Подолгу, не уставая, могу
заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием и т. п.)
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
25
|
С большим интересом читаю об
охране окружающей среды, леса, животных
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
26
|
Люблю разбираться в устройстве
механизмов, машин, приборов
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
27
|
Мне обычно удается убедить
сверстников или младших в том, что нужно делать так, а не иначе
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
28
|
Охотно наблюдаю за животными
или рассматриваю растения
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
29
|
Охотно читаю
научно-популярную, литературно-критическую литературу, публицистику
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
30
|
Пробую свои силы в живописи,
музыке, поэзии и т. д.
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
31
|
Без особых усилий
и охотно разбираюсь в географических картах, схемах, графиках, чертежах,
таблицах
|
0
|
0
|
2
|
0
|
0
|
Сумма
|
|
|
|
|
|
Для каждого человека характерно более
или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих
тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу
преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится
работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида
бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение.
Дифференциально-диагностический
опросник (ДДО) Е. А.Климова классифицирует профессии по предмету труда. Этот
опросник может оказать существенную помощь в выявлении индивидуального
предпочтении предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.