- 05.10.2020
- 540
- 5
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Министерство образования Саратовской области
государственное казенное специальное
(коррекционное) образовательное учреждение саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида г.Балаково»
Доклад на тему: «Мониторинг в учебно-воспитательном процессе»
Выполнила: учитель музыки и пения
Старицкая Ю.А.
Современные условия предполагают не только достижение нового качества образования, но и активизацию внутренних резервов школы, которые невозможно выявить традиционными формальными способами контроля за процессом и результатами учебно-воспитательного процесса. Выявление ресурсов, обеспечивающих дальнейшее развитие ОУ, невозможно без грамотной организации исследовательской работы внутри школы, составной часть которой является проведение и мониторинговых исследований.
Цель мониторинга – оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в учебном процессе. Полученные объективные данные являются основанием для принятия решений.
Источники возникновения термина "мониторинг" лежат в педагогической системе обучения, получившей название по месту ее зарождения в XIX веке как Белль - Ланкастерская. Суть заключалась в том, что учитель излагал свои знания небольшой группе (10 человек) учащихся, каждый из которых вел свою группу. Таким образом, один учитель мог охватить преподаванием несколько десятков, а то и сотен учащихся одновременно. Школьник, облеченный доверием учителя, официально именовался как "монитор", то есть надзирающий, направляющий. Так произошло первичное внедрение термина в образовательный процесс.
Самым общим образом мониторинг можно определить как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению».
В качестве рабочего определения мониторинга можно принять следующее:
Мониторинг — это систематическое стандартизированное наблюдение за каким-либо процессом.
— это система целенаправленной деятельности педагогов общеобразовательных учреждений по сбору, хранению, систематизации, обобщению и использованию для проектирования и коррекции информации о состоянии и тенденциях в образовательной системе.
Педагогический мониторинг должен быть построен таким образом, чтобы проверка на нижних уровнях образованием гарантировала выполнение требований более высоких уровней. Этого можно достичь с помощью согласованных критериев оценивания на всех уровнях проведения мониторинга, следовательно, уровни формирования мониторинга также должны быть связаны между собой.
Мониторинг может классифицироваться по достаточно большому количеству оснований. В зависимости от них А.Н. Майоров предлагает следующие виды мониторинга:
Динамический - в качестве основания для экспертизы выступают данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя.
Конкурентный, когда в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования других образовательных систем. В данном случае мониторинг становится аналогом плана, с множественными сериями испытаний. Изучение двух или нескольких подсистем большой системы проводится параллельно, одним инструментарием, в одно и то же время, что позволяет сделать вывод о величине эффекта на той или иной подсистеме. Кроме этого, такой подход дает возможность оценить знания учащихся.
Сравнительный, когда в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня. Такой случай носит специфический для мониторинга характер и не рассматривается при планировании экспериментов. Он заключается в том, что данные сравниваются с результатами, полученными для системы более высокого уровня. Данный подход дает возможность учесть большинство причин смещений оценок.
Комплексный, когда используется несколько оснований для экспертизы.
Информационный - структуризация, накопление и распространение информации. Не предусматривает специально организованного изучения.
Базовый (фоновый) - выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления. За объектом мониторинга организуется постоянный контроль с помощью периодичного измерения показателей (индикаторов), которые достаточно полно его определяют. Для реализации этого вида мониторинга могут быть использованы любые из трех возможных оснований для сравнения.
Проблемный - выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и актуальны с точки зрения управления. Его цель - выявление и оценка новых быстрорастущих опасностей, часть из которых носит глобальный характер.
Этапы педагогического мониторинга рассмотрим на примере общеобразовательных учреждений в соответствии с характеристиками, которые даны в исследованиях А. С. Белкина, Г. А. Карповой, С. Н. Силиной, С.А. Равичева. Перечислим и дадим им характеристику.
1. Нормативно-установочный этап.
Очень важно, чтобы цели и задачи были актуальны и выполнимы для данного педагогического коллектива. Формулировка задач должна быть конкретной и опираться на научную трактовку терминологии.
Вычленение основных показателей и критериев зависит от конкретных задач педагогического мониторинга. Учебный процесс общеобразовательного учреждения многосторонен и характеризуется показателями, каждый из которых служит обобщенным критерием его оценки. Критерий выступает в роли мерила, нормы, по которому производится оценка. Педагог должен применять в своей работе тесты, анкеты, вопросники и другие, строго формализованные методы. Сочетание в процессе мониторинговой оценки всего набора различных методов делает его весьма информативным.
2. Аналитико-диагностический этап.
В обследование можно включить элементы обучения, варианты помощи, задания аналогичного характера, в которых проявляется способность ребенка к переносу показанных приемов деятельности.
Результат в педагогическом мониторинге призван отразить количественную сторону результата воспитания и образования, пользуясь качественными оценками: «да - нет», «сформирован - не сформирован» и т. д. Это отражение выражается критериально-уровневым подходом. В соответствии с разработанными показателями и критериями определяется уровень их развития у каждого ученика. В педагогической литературе степень проявления у детей определенного качества называется уровнем его проявления.
. В качестве логического инструментария при выработке диагноза выступает причинно-следственный анализ накопленных и обработанных в ходе педагогического мониторинга данных. Его задачи заключаются в объяснении причин данного состояния диагностируемого объекта, во вскрытии сложных закономерностей, приводящих к данному состоянию, в указании главных, доминирующих причин. При выработке педагогического диагноза педагог должен совершить ряд аналитических действий:
· сравнить результаты, полученные при обработке методик, применявшихся в ходе обследования объекта педагогического мониторинга;
· установить и проанализировать причинно-следственные зависимости, которые определили данное состояние объекта мониторинга;
· выработать и сформулировать диагноз. Полученный диагноз должен служить основой для дальнейшей разработки педагогического прогноза, а также связанных с диагнозом и прогнозом коррекционных мер.
3. Прогностический этап.
Целью данного этапа являются прогнозирование дальнейших тенденций и возможностей развития обследуемого объекта в соответствии с поставленным диагнозом и причинно-следственным анализом состояния объекта педагогического мониторинга, разработка плана педагогических коррекционных мер.
4. Деятельностно-технологический этап.
На данном этапе в соответствии с выработанным планом осуществляется коррекция учебного процесса обучения.
5. Промежуточно-диагностический этап.
- проанализировать результаты проведенной работы, уточнить уровень реальных достижений объекта мониторинга, сопоставить его с «нормативными показателями», установить причины отклонений на основе логического анализа, разработать стратегию коррекционно-развивающей работы. Дальнейшее проектирование развития объекта педагогического мониторинга обуславливается выявленными при анализе на данном этапе пробелами или отставаниями.
6. Итогово-диагностический этап.
Этот этап является завершающим в цикле педагогического мониторинга. Его задача - получение информации о результатах организации и проведения мониторинга, степени его эффективности. При этом педагог, осуществляющий педагогический мониторинг, должен выполнить следующие действия:
- оценить состояние объекта мониторинга с помощью разнообразных диагностических приемов;
- сопоставить полученные результаты с первоначальными;сделать выводы, умозаключения о соответствии избранных целей и задач педагогического мониторинга полученным результатам педагогической деятельности;
- определить эффективность проведенной работы на основе логического анализа.
Примеры проведения мониторинга в учебно-воспитательной деятельности
1. обученность учащихся по отдельным предметам;
2. сформированность общеучебных умений и навыков;
3. воспитанность учащихся;
4. уровень развития креативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, ценностно-мотивационной сфер личности обучающихся;
5. состояние здоровья, здоровьесберегающий потенциал;
6. технологичность образовательной программы;
7. системность, современность содержания образования, обеспечиваемого образовательной программой.
Литература
1. Белкин А.С., Жаворонков В.Д. Педагогический мониторинг. – Екатеринбург, 1977.
2. Докиш С.П. Мониторинг качества образования: уровневые задания и их роль в гуманизации образования //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2005. №5. - С. 49.
3. Качалова Л.П. Телеева Е.В., Качалов Д.В. Педагогические технологии. – Шадринск, 2001.
4. Кузнецов А.А. Мониторинг качества подготовки учащихся: организация //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. - №5. - С. 44.
5. Кузнецов А.А. Мониторинг качества подготовки учащихся: организация // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. №5. - С. 44.
6. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. – СПб: Изд-во «Образование – Культура», 1998.
7. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. – СПб: Изд-во «Образование – Культура», 1998.
8. Силина С.Н. Профессиографический мониторинг подготовки специалиста в образовательном процессе педагогического вуза (История и теория). – М., 2001.
9. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. – М., 1997.
10. Шишов П.А., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М., 1997.
6 625 221 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Старицкая Юлия Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.