Главная / Начальные классы / Доклад на тему: «Методические рекомендации по модульному обучению на уроках чтения в начальной школе»

Доклад на тему: «Методические рекомендации по модульному обучению на уроках чтения в начальной школе»

Доклад на тему: «Модульное обучение на уроках чтения в начальной школе»


На современном этапе обучения перед учителем встаёт вопрос: как сделать так, чтобы все учащиеся были вовлечены в активную учебную деятельность на протяжении всего урока. Как построить урок с учётом возрастных особенностей младших школьников? Как изменить урок так, чтобы каждый ученик смог проявить себя? Интересным в этом плане является опыт учителей города Смоленска. Они делятся своим опытом в журнале «Начальная школа».

Используя опыт работы смоленских коллег, пересмотрев способы и формы работы, руководствуясь личным опытом и наработками в проведении уроков, мною были составлены и доработаны модули-алгоритмы для работы на уроках чтения. В отличие от традиционной системы обучения в основе построения уроков по новым технологиям лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, вовлечение его в учебный процесс.

Урок чтения ориентирован на решение таких задач, как совершенствование навыков беглого, правильного, выразительного чтения, как речевое, эмоциональное, нравственное и творческое развитие. Роль учителя состоит в том, чтобы целенаправленно формировать у детей самостоятельную деятельность, самоконтроль и оценку. Алгоритм включает в себя новейшие технологии обучения: модульное обучение, КСО, интерактивные стратегии обучения, разно уровневое обучение и др.

Работа на уроке ведётся по одному или нескольким модулям. При составлении плана урока учителю необходимо проявлять творческий подход: что-то взять на спланированный урок, что-то отбросить, подобрать необходимый материал для модуля, подобрать проблемные вопросы, согласно теме урока, подобрать вопросы для детей с различным уровнем обучаемости, оформить доску. В качестве сигналов при проверке домашнего задания, передачи своего отношения к ответу, к тексту можно использовать сигнальные карточки.

Учитель готовит модули на каждого ребёнка и раздаёт их в начале учебного года. Учитель развивает умение пользоваться алгоритмическими предписаниями постепенно, останавливаясь на каждом модуле (этапе урока) основательно. Сначала, это непростая задача. Дети первого класса не научены ещё работать самостоятельно, работать группами, парами. Постепенно, под руководством учителя, они овладевают этими умениями. Учитель, как проводник, должен поэтапно готовить детей к активной самостоятельной работе. Со временем дети запомнят названия модулей, их содержания, научатся выполнять, содержащиеся в них задания, тогда организация работы станет несложной. После того, как дети приобретут некоторые умения пользоваться алгоритмическими предписаниями, можно перейти к самостоятельной работе на одном уровне. К концу 2 класса эти навыки станут более устойчивыми, и тогда, можно будет перейти на организацию самостоятельной работы на разных уровнях.

Рекомендации для организации работы по модулю I.

Уже в букварном периоде следует проверить чистоту произношения звуков каждого учащегося, с первых дней познакомить детей с техникой речи – правильным дыханием, умением управлять голосом, дикцией.

Данный модуль рекомендуется использовать на каждом уроке. При выполнении данного алгоритма проводится работа над артикуляцией, разучивание пословиц и скороговорок, словарная работа. Этот же модуль позволяет вовлечь всех учащихся в оценивание отвечающих домашнее задание.

Для формирования красивой устной речи, хорошей дикции, дыхание имеет огромное значение. Одним из способов тренировки дыхания является проговаривание скороговорки, пословицы, поговорки на выдохе. Длинные скороговорки идут с добором воздуха. Это может быть и двустишие, фраза, высказывание, просто предложение. Содержание предложения можно подобрать в соответствии с темой урока, его воспитательными целями. Таким образом, у детей не только вырабатываются навыки чёткой, эмоциональной и выразительной речи, но и обогащается лексический запас, формируются положительные личностные качества. Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать. Лучший голос – естественный, средней силы и высоты, которым хорошо руководит читающий. Именно для этого предназначена работа по модулю I.

Громкость – интонационное средство выразительной речи. Умение говорить с нормальной громкостью является важным коммуникативным свойством речи и имеет существенное значение для восприятия сообщаемой информации. Кроме того, на фоне определённой громкости отдельные части высказывания можно произносить громче или тише. Эти изменения громкости, как правило, связаны со смыслом и значением речевого произведения. Они помогают говорящему в раскрытии основной мысли высказывания.

Тихий голос свидетельствует о желании быть услышанным только тем лицом, к кому непосредственно обращена речь, о деликатности говорящего, о его робости, мягкости. Иногда тихий голос может передавать угрозу, предупреждение, взволнованность. Громкий голос нередко отражает весёлое настроение, иногда – боязнь быть непонятым или получить отказ, желание преодолеть недоверие собеседника, настойчивость, гнев, волнение, увлечённость и многое другое.

Важно обучать детей произносить предложение, фразу с различной интонационной окраской. Здесь интерес вызовет соревнование: «Кто произнёс лучше?».

Для выполнения заданий модуля I, тренировки артикуляционного аппарата учащихся, учителю понадобится лента букв или слоговая таблица.


А

О

У

Ы

Э

Я

Е

Ю

И

Е

Ъ

Ь

Б

БА

БО

БУ

БЫ

-

БЯ

БЕ

БЮ

БИ

БЕ

БЪ

БЬ

П

ПА

ПО

ПУ

ПЫ

-

ПЯ

ПЕ

ПЮ

ПИ

ПЕ

-

ПЬ

В

ВА

ВО

ВУ

ВЫ

-

ВЯ

ВЕ

ВЮ

ВИ

ВЕ

ВЪ

ВЬ

Ф

ФА

ФО

ФУ

ФЫ

-

ФЯ

ФЕ

ФЮ

ФИ

ФЕ

-

ФЬ

Д

ДА

ДО

ДУ

ДЫ

-

ДЯ

ДЕ

ДЮ

ДИ

ДЕ

ДЪ

ДЬ

Т

ТА

ТО

ТУ

ТЫ

-

ТЯ

ТЕ

ТЮ

ТИ

ТЕ

ТЪ

ТЬ

З

ЗА

ЗО

ЗУ

ЗЫ

-

ЗЯ

ЗЕ

ЗЮ

ЗИ

ЗЕ

ЗЪ

ЗЬ

С

СА

СО

СУ

СЫ

-

СЯ

СЕ

СЮ

СИ

СЕ

СЪ

СЬ

Г

ГА

ГО

ГУ

-

-

-

ГЕ

ГЮ

ГИ

ГЕ

-

ГЬ

К

КА

КО

КУ

-

-

КЯ

КЕ

КЮ

КИ

КЕ

-

КЬ

Ж

ЖА

ЖО

ЖУ

-

-

-

ЖЕ

-

ЖИ

ЖЕ

-

ЖЬ

Ш

ША

ШО

ШУ

-

-

-

ШЕ

-

ШИ

ШЕ

-

ШЬ

Ч

ЧА

ЧО

ЧУ

-

-

-

ЧЕ

-

ЧИ

ЧЕ

-

ЧЬ

Щ

ЩА

ЩО

ЩУ

-

-

-

ЩЕ

-

ЩИ

ЩЕ

-

ЩЬ

Х

ХА

ХО

ХУ

-

-

ХЯ

ХЕ

ХЮ

ХИ

ХЕ

-

ХЬ

Ц

ЦА

ЦО

ЦУ

ЦЫ

-

-

-

-

ЦИ

ЦЕ

-

-

Й

-

ЙО

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

H

НА

НО

НУ

НЫ

-

НЯ

НЕ

НЮ

НИ

НЕ

-

НЬ

М

МА

МО

МУ

МЫ

-

МЯ

МЕ

МЮ

МИ

МЕ

-

МЬ

Л

ЛА

ЛО

ЛУ

ЛЫ

-

ЛЯ

ЛЕ

ЛЮ

ЛИ

ЛЕ

-

ЛЬ

Р

РА

РО

РУ

РЫ

-

РЯ

РЕ

РЮ

РИ

РЕ


РЬ

Модуль I (2) называется «Рифмовалка». «Рифма – это созвучие концов стихотворных строк». Мужская рифма – это рифма с ударением на последнем слоге стиха, женская – на предпоследнем. Рифмовать – значит подбирать слова для получения рифмы.

Обучать детей рифмовать следует начать с 1 класса. Начать можно со слуховых игр, развивающих чувство ритма и слухового внимания. Например, можно использовать приём хлопанья в ладоши. Выделение слога голосом следует изобразить графически. Например: па-ро-ход ( - - I ).

Можно использовать загадки «Доскажи словечко», придумать рифму к слову, проговорить чистоговорку и многие другие. Следует учить ребёнка наблюдать за рифмой в готовых стихотворениях, можно составлять схемы к небольшим стишкам. Интересный и наиболее любимый вид работы учащихся – это дописать стихотворение по начатым строчкам. Лучшие стихи можно записать в классную тетрадь «Наше творчество».

Вот некоторые из стихотворений, написанных детьми:


Зашвырнула буря в сад

Трёх невиданных слонят.

Я, конечно, очень рад.

Накормлю сейчас зверят.

А потом мой умный дед

Даст мне правильный совет,

Как отправить мне назад

Этих маленьких слонят.


На заброшенной опушке,

В перекошенной избушке

Жили дружные зверушки:

Зайчик, ёжик, три лягушки.

Так уютно в той избушке,

Чисто, ходики с кукушкой,

Всюду взбитые подушки,

На столе варенье, сушки,

Самовар и пиалушки.


Зашвырнула буря в сад

Трёх невиданных слонят.

Один белый, другой серый,

Третий вовсе как шпинат.


На заброшенной опушке,

В перекошенной избушке

Сидит дятел на суку

И кричит: «Ку-ка-ре-ку!».

Зашвырнула буря в сад

Трёх невиданных слонят.

И пять толстых поросят.

Все на дереве висят.


Соседи наши сверху чудаки

От них всегда трясутся потолки.

А мы всегда по трубам им стучим,

Напоминаем: «Тишины хотим!».

Микроб – ужасно вредное животное,

Коварное, а, главное - щекотное.

Будь чистюлей ты всегда,

Он не тронет никогда.

Ещё, с ним нужно воевать,

Чтоб не болеть,

Лекарства не глотать!




Убежало молоко, убежало далеко.

-Вот беда, беда, беда!

Ты откуда и куда?

-Я бегу, спешу в детсад!

Накормить малых ребят!

-Жалко, братцы! Не догнать!

Надо тряпкой вытирать!

В одной маленькой избушке

Жили-были три старушки.

Три старушки в лес пошли,

А в лесу грибы нашли.

Суп с грибами наварили,

Всех соседей накормили.

Только кошка отказалась,

Без грибов она осталась.

В благодарность трём старушкам,

Починил сосед избушку.

И теперь у них дворец!

Вот такой тут был конец!

А кто слушал – молодец!


Много разнообразного материала для обучения детей умению рифмовать содержат учебники «Путешествие в мир слов».

Например, вариантом одного из заданий нужно было придумать стихи по аналогии с стихотворением, данным в учебнике. Вот одно из получившихся стихотворений:

Мы сидели у порожка –

Я, сестра, Щенок и Кошка.

Заглянул тут к нам Серёжка:

«Посижу я тут немножко».

Задала вопрос сестрёнка:

-Ты куда идёшь, Серёжка?

-Я иду к себе домой.

-Почему идёшь домой?

-Потому иду домой,

Там мне скажут:

«Всё домой!»

Не домыл посуду я.

Побегу. Пока, друзья!

По окончанию работы по модулю I, детям можно предложить следующие вопросы для развития самоконтроля:

  1. Как ты подготовился к уроку? Улучшил ли свои навыки?

  2. Что тебе удалось особенно хорошо? Над чем ещё надо работать?

  3. Какие качества характера надо воспитывать в себе? (усидчивость, терпеливость, упорство и др.)

Рекомендации для организации работы по модулю II.

Этот модуль хорошо использовать при знакомстве учащихся с новым произведением, максимально обогатить учащихся новыми сведениями, помочь ребёнку понять основную суть прочитанного. Одним из вариантов работы над незнакомым текстом является стратегия интерактивного обучения – таблица «Инсерт».

Суть этой стратегии состоит в том, что дети читают какой- либо текст и на полях по мере чтения делают пометки, затем результаты аналитической работы заносят в таблицу:

  • то, что я знал;

  • то, что противоречит моему мнению (с чем я не согласен);

  • что я узнал нового;

  • хочу получить новую информацию, мне что-то непонятно.

Эта стратегия позволяет ребёнку внимательно прочитывать новый текст, самостоятельно мыслить и делиться своими впечатлениями от прочитанного с учителем и другими детьми, высказывать своё мнение.

Рекомендации для организации работы по модулю III.

Модуль III предназначен для обучения детей беглому чтению. Подобранные упражнения способствуют развитию скорости чтения, но только при регулярном их применении. Нужно спланировать учебное время так, чтобы одно или несколько заданий этого модуля присутствовали на каждом уроке.

Скорочтение – это чтение со скоростью более 300 слов в минуту, вслух оно невозможно. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью от 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при такой скорости достигается лучшее понимание текста. Быстрое чтение – это фактор №1 для успешного обучения школьников в старших классах. Именно поэтому учитель должен нацеливать учащихся на скорость 120 слов в минуту и более.

Известно, что быстро читает тот, кто читает много. Но не каждый ребёнок добровольно проводит часы за чтением книг. Чтобы интерес учащихся к чтению не угас, нужно использовать систематические упражнения, способствующие увеличению скорости чтения. Для этого и предназначен данный модуль. При этом надо учитывать, что важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами. А то, что мелькает: то есть, то нет. Поэтому, если учитель хочет добиться от детей развития умения читать быстро, довести его до автоматизма, упражнения нужно проводить короткими порциями, но с большей частотой.

Одним из упражнений данного модуля является «жужжащее чтение». Оно было одним из основных элементов при обучении чтению в школе В.А.Сухомлинского. Дети читают вполголоса, чтобы не мешать другим, каждый со своей скоростью. Для этого можно отводить 5 минут на каждом уроке. Тогда результат будет значительно лучше. Лишние 20 минут ежедневного чтения, без особого напряжения и утомительности, создают условия для более быстрого увеличения скорости.

Перед замером скорости чтения, учитель даёт пояснения, какого результата желательно добиться. У детей появляется возможность увидеть, в какой степени они приблизились к желаемому результату, сравнить свои прошлые результаты с новыми результатами.

Рекомендации для организации работы по модулю IV.

Выразительное чтение – неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся, способствует повышению культуры устной речи, формированию поэтического вкуса, помогает воспринимать художественное произведение, как произведение искусства. Большой наградой для учителя является детский восторг и накал эмоций от чтения произведения.

Данный модуль можно использовать при чтении лирического произведения и прозаического. При чтении стихотворения дети пользуются графическими приёмами, помогающими детям выразительно читать стихотворение.

/ - короткая пауза

// - средняя пауза

/// - длинная пауза

_/ - ударное слово

> - повышение интонации

< - понижение интонации

hello_html_3b8a6ff7.gif - ускорение темпа

  • hello_html_1fdc5864.gifhello_html_4071a06b.gifhello_html_4108a035.gifсвязать слова, стоящие рядом (на одном дыхании)

  • перелом интонации

На первом этапе дети обучаются расставлять знаки, а затем читать по ним. При этом необходимо у детей развивать чувство ритма.

Обычно в высказывании (устном или письменном) есть слова, словосочетания, иногда предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем, может быть понят неправильно или не совсем верно. Этому и служит логическое ударение - одно из самых важных средств интонационно-звуковой выразительности. Сущность логического ударения заключается в подчёркивании именно тех слов и словосочетаний, которые в данном высказывании с точки зрения автора являются главными по смыслу. Перенос ударения с одного слова на другое, как правило, приводит к разрушению смысловой структуры высказывания, к непониманию слушателем говорящего. Логическое ударение так же поможет говорящему или читающему выразить свои эмоции, настроение, своё отношение к тому, о чём он говорит или читает. Логическое ударение может быть на любой части речи (в том числе и служебной), на любом члене предложения и даже на части слова.

Обучать правильному логическому ударению – одна из основных задач при обучении выразительному чтению. Сначала это слушание речи учителя, затем обучение умению выбрать главное в предложении, в тексте, стихотворении. Хорошим материалом для обучения школьников акцентному выделению являются пословицы, поговорки, загадки, помещённые в учебниках по чтению.

Следующим направлением в работе над лексическим ударением является обучение школьников в результате анализа текста, выделять голосом важные слова, предложения, раскрывающие тему произведения. Эту работу следует начать с детьми с 1 класса.

Рекомендации для организации работы по модулю V.

Данный модуль является памяткой для составления пересказа текста или отрывка. На начальном этапе обучения самостоятельной работе по памятке, следует начинать с текстов небольших по объёму. Затем объём увеличивать, обучая членить текст на части и выделять в них главное. Сначала эта работа ведётся вместе с учителем, затем можно переходить к самостоятельной работе.

Наблюдения и опыт работы показали, организованность детей и их работоспособность повышается, если результаты самостоятельного труда каким-то образом фиксируются. Поэтому учителю следует стремиться к тому, чтобы учащиеся постепенно учились работать с карандашом в руках. Для этой работы можно использовать отдельный листок, на котором дети делают необходимые пометки. Учитель может помочь учащимся, научив их применять единые для всех обозначения, вводя их постепенно.

Рекомендации для организации работы по модулю VI.

Модуль VI содержит в себе «банк заданий» для отработки техники, выразительности, и осмысленности чтения. Нет необходимости использовать много упражнений сразу. При подготовке к уроку нужно выбрать несколько упражнений (в зависимости от подготовленности класса, текста, целей урока и т.д.). Например, для работы можно выбрать 1-2 задания и использовать его несколько уроков подряд. После того, как дети привыкают к заданию, и большинство начинает его успешно выполнять, выбрать новое задание. Если дети хорошо усвоили смысл заданий, можно брать 3-4 знакомых задания, исходя из задач урока, его содержания и отводимого на этот модуль времени на уроке.

«Банк заданий» можно пополнять другими видами заданий. Приведём пояснение к некоторым заданиям модуля:

21.Бинарное чтение (один текст читают 2 ученика одновременно).

22.«Очередь». Сначала учитель читает отрывок, затем ученики читают тот же отрывок следом за ним.

23.«Буксир». Учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем.

24.«Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.

25.«Прыжки» - чтение через слово.

26.«Голова и хвост». Учитель или ученик начинают читать предложение, дети находят его в тексте, подхватывают и читают вместе с ним.

27.«Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в строке, в предложении.

28.«Прятки». Нахождение в тексте слова по определённым признакам ( начинается на букву а,состоит из 2 слогов; с ударением на конце слова).

29.Круговое чтение. Один и тот же текст читается по кругу несколько раз.

30.« Фотоглаз». Запоминание слов или текста за определённый промежуток времени.

31.«Счёт слов». На максимальной скорости дети читают текст, одновременно считая слова. Перед прочтением текста детям задаётся вопрос, на который они должны ответить после прочтения.

32.«Найди меня». На листах написаны строчки букв, а между ними спрятаны целые слова.

33.«Сканирование».За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках нужной информации.

34.«Окончания». Повышенное требование к чёткости чтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.

35.«На одном дыхании». Сделать глубокий вдох и прочитать предложение от начала до конца.

36.«Эхо». Учитель читает 1 –2 строчки стихотворения, ученики повторяют за ним с той же интонацией.

38.Чтение – пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст какого- нибудь стихотворения или небольшого рассказа.

39.Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

40.«Голоса». Дети читают подражая какому- нибудь голосу.

41.«Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).

44.Мини-сочинения. Анализ характера или поступка героя, описание его внешности.


Учитель начальной школы выполняет важнейшую задачу «научить детей учиться», для выполнения которой хорошим подспорьем будет являться использование алгоритмов чтения на уроках.

Доклад на тему: «Методические рекомендации по модульному обучению на уроках чтения в начальной школе»
  • Начальные классы
Описание:

На современном этапе обучения перед учителем встаёт вопрос: как сделать так, чтобы все учащиеся были вовлечены в активную учебную деятельность на протяжении всего урока. Как построить урок с учётом возрастных особенностей младших школьников? Как изменить урок так, чтобы каждый ученик смог проявить себя?       Интересным в этом плане является опыт учителей города Смоленска. Они делятся своим опытом в журнале «Начальная школа».

                Используя опыт работы смоленских коллег, пересмотрев способы и формы работы, руководствуясь личным опытом и наработками в проведении уроков, мною были составлены и доработаны модули-алгоритмы для работы на уроках чтения. В отличие от традиционной системы обучения в основе построения уроков по новым технологиям лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, вовлечение его в учебный процесс.

 

                Урок чтения ориентирован на решение таких задач, как совершенствование навыков беглого, правильного, выразительного чтения, как речевое, эмоциональное, нравственное и творческое развитие. Роль учителя состоит в том, чтобы целенаправленно формировать у детей самостоятельную деятельность, самоконтроль и оценку. Алгоритм включает в себя новейшие технологии обучения: модульное обучение, КСО, интерактивные стратегии обучения, разно уровневое обучение и др.

Автор Абдурахманова Елена Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 768
Номер материала 29844
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓