Я работаю в школе-интернате VIII
вида. Наша школа необычна тем, что в ней учатся дети, которые попали в трудную
жизненную ситуацию и имеют ограниченные возможности здоровья. Главная задача
нашей школы является социально-трудовая адаптация. Мы прививаем детям навыки
самообслуживания и даем основы будущей профессии. Включение детей с ОВЗ в
трудовую деятельность – это одно из главных условий их подготовки к
самостоятельной жизни. Трудовое обучение – основной предмет в коррекционной
школе. Поэтому в нашей школе работает методическое объединение учителей
трудового обучения, основной задачей которого является реализация компонентов
коррекционно –развивающего обучения на уроках труда.
Целями нашего методической работы
являются:
- повышение качества знаний учащихся;
- повышение мотивации к труду
- воспитание самостоятельности в труде.
Основными компонентами
коррекционно-развивающего обучения, над которыми мы работаем, являются:
1
компонент. Значение онтогенеза ученика,
особенностей его психофизиологии в труде.
Это изучение ребенка по документам: дневникам
наблюдения, медицинским картам, характеристикам. Изучение начинается, когда
дети учатся еще в 4 классе. Позже, на очередном заседании методического
объединения уже совместно с классным руководителем, педагогом-психологом и
школьным врачом, происходит деление класса на группы и определяется профиль, по
которому учащиеся будут обучатся (швейное дело, столярное дело, слесарное
дело). Момент деления класса группы очень важен, т.к. из-за психофизических особенностей
наших детей бывает так, что мы не можем мальчика отправить на столярное или
слесарное дело, т.к. он представляет опасность для других детей, таких
мальчиков отправляют на швейное дело. Перейдем ко второму компоненту КРО.
2
компонент. Типологизация учащихся в трудовом
обучении для дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Типологизация учащихся проходит совместно
с педагогом-психологом. Учащиеся делятся на типогруппы для дифференцированного
и индивидуального подхода в обучении. Это делается для повышения качества
знаний учащихся. Выделяются обычно две, реже три группы и работа педагога
строится исходя и возможностей учеников каждой типогруппы.
3
компонент. Создание арсенала коррекционных
средств обучения по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы и
сенсомоторных процессов.
Для лучшего усвоения учебного материала
используется много наглядности – наши дети должны все увидеть, потрогать,
понюхать. Используется различного вида тренажеры для развития сенсомоторных
процессов, коррекционно-развивающие упражнения, проводится словарная работа.
Особое место отводится здоровьесбережению. Разработан целый комплекс
физкультминуток. Проводится гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика,
упражнения на дыхание, на мышцы спины и др.
4
компонент. Отбор эффективных методов с учетом
типологии урока и этапа обучения.
- проведение открытых уроков, в том числе
и нетрадиционных открытых уроков;
- проведение интегрированных уроков
Русский язык + столярное дело
Математика + слесарное дело
Логопедия + швейное дело
- работа по профориентации
Профориентация – это основное направление
в трудовом обучении. Учителями трудового обучения организуются выезды учащихся
на предприятия нашего города и района. Мы посещаем обувную фабрику «Котофей»,
кондитерскую фабрику «Победа», мебельную фабрику, пилорамы.
- проводятся мастер классы для учащихся и
педагогов
- проводятся общешкольные мероприятия,
посвященные труду.
5 компонент.
Отбор технических средств обучения и эффективность их применения
Наши мастерские оснащены мультимедийными
комплексами. Мы имеем возможность представить новый материал с использованием
мультимедийного комплекса, провести контрольный опрос или тестирование
учащихся.
Вся работа по реализации
коррекционно-развивающего обучения на уроках труда планируется на методическом
объединении. Составляется план работы на год, во время проведения круглых
столов происходит обмен опыта среди педагогов трудового обучения.
Подводя итог своего выступления, хочется
сказать, что цели, которые мы ставим в рамках методического объединения
учителей трудового обучения, реализуются. Наши воспитанники показывают хорошие
результаты в трудовом обучению, участвую в выставках декоративно-прикладного и
технического творчества, в конкурсах. Имеют награды. Поделки, сделанные руками
учащихся, украшают учебные кабинеты и холлы школы-интерната.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.