Главная / Другое / Доклад на тему: Методические аспекты организации самоподготовки в школе-интернате

Доклад на тему: Методические аспекты организации самоподготовки в школе-интернате

Методические аспекты организации самоподготовки

в школе-интернате ( слайд1)

Подготовила педагог-организатор Голева Елена Михайловна


Глава государства Нурсултан Назарбаев подписал закон «Об образовании», который вводит новые концептуальные подходы в развитие образования.

Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан (далее - Концепция) является основным документом, отражающим цель, задачи, принципы организации и направления системы среднего общего образования страны.

В этих условиях одной из актуальных проблем казахстанского общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. В связи с этим на первый план выходят определенные требования к такой личности - креативность, активность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамотности, устойчивая мотивация познавательной деятельности.

Одной из ключевых компетенций выпускника новой формации , определённой Концепцией, является учебно-познавательная компетенция - комплексная компетенция, обеспечивающая процесс самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащегося. Данная компетенция предусматривает умение эффективно планировать, организовывать свою образовательную деятельность, владеть способами анализа и рефлексии своей деятельности по освоению знаний на основе требований соответствующей функциональной грамотности.

Одной из форм реализации данной компетенции в школе - интернат является самоподготовка, как продолжение учебного процесса на уроке. Такая организационная форма, в режиме работы школы-интерната является одной из самых ответственных и сложных частей многоуровневой работы воспитателя.

(слайд 2) Самоподготовка-это форма закрепления и повторения изучаемого на уроках материала, форма развития навыков самостоятельности учебного труда.


Самоподготовка, как целостный процесс имеет свою цель и задачи.


(слайд 3) Цель: повторить и закрепить изученный материал на уроке.

(слайд 4) Задачи:

1.Закрепить навыки самостоятельной работы;

2.Воспитывать у учащихся организованность, собранность, дисциплинированность, самостоятельность и прилежание;

3.Формировать положительное отношение к учёбе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания учителей;

4.Научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.

В нашей школе самоподготовка осуществляется в учебных кабинетах, в соответствии с гигиеническими требованиями. Учащиеся распределены по ступеням: самоподготовку в начальной ступени (1-4 классы) ведут учителя начальных классов, в средней ( 5-7 классы) и старшей ступени (8-10 классы), осуществляют закреплённые за каждым классом воспитатель, учащиеся 11 класса занимаются самостоятельно.

( слайд 5) Временные нормы самоподготовки:

  • 1-4 классы -1,45ч.

  • 5-7 классы- 2ч.

  • 8-11 классы-2ч

Существуют три формы организации самоподготовки:

(слайд 6) Формы организации самоподготовки:

  • Фронтальная (младшая ступень обучения)

  • Фронтально-индивидуальная (средняя ступень обучения)

  • Индивидуальная (старшая ступень обучения)

Каждая форма имеет свою структуру, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

(слайд 7) Фронтальная форма.

Структура:

    • подготовка детей к работе (организационный момент);

    • психолого-педагогический настрой;

    • объяснение воспитателем домашнего задания по одному из предметов (15 минут на 1 предмет);

    • выполнение домашнего письменного задания;

    • физминутка

    • объяснение выполнения домашнего задания по второму письменному предмету;

    • выполнение письменного задания по данному предмету;

    • физминутка

    • по чтению - самостоятельное чтение текста, затем проверка либо выборочно, либо цепочкой;

  • контроль и оценка воспитателя;

  • заключительный педагогический контроль.

( слайд 8) Фронтально-индивидуальная форма.

Структура:

  • Организационный момент

  • Психолого-педагогический настрой

  • Формирование групп

  • Проверка записи домашнего задания в дневниках

  • Самостоятельное выполнение домашнего задания

  • Пауза

  • Психологический настрой

  • Продолжение подготовки домашнего задания

  • самоконтроль и самооценка;

  • контроль и оценка воспитателя;

  • информационная минутка

  • заключительный педагогический контроль.

( слайд 9) Индивидуальная форма

При такой форме работы плана самоподготовки не требуется. Учащиеся выполняют задания самостоятельно, по мере необходимости воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

Следует отметить, что способы организации и виды деятельности учащихся в каждой структурной части самоподготовки значительно совершенствуются от начальной школы к старшему звену, по мере того как развивается уровень сформированности организационной и познавательной самостоятельности школьников.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок. В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя. Все приёмы самостоятельной рациональной работы по предмету формируются на уроке учителем. На самоподготовке же осуществляется закрепление этих навыков под руководством воспитателя, который должен продолжить работу учителя.

Одним из важных моментов самоподготовки, как непрерывного образовательного процесса является связь: учитель –воспитатель- ученик. Определяющими моментами этого являются:

(слайд 10) Способы связи учитель-воспитатель-ученик:

  • посещения учителем-предметником самоподготовки с целью оказания методической помощи воспитателю, проводящему самоподготовку ( по мере необходимости - индивидуальной помощи учащемуся);

  • посещение воспитателем урока с целью повышения владения предметных знаний для оказания помощи учащимся при проведении самоподготовки;

  • системное ведение тетради взаимосвязи воспитателя и учителя, где фиксируются следующие моменты:

- обратить внимание на того или иного учащегося;

- советы по выполнению домашнего задания по каждому предмету;

-требования к оформлению работ.

(слайд 11) Тетрадь взаимосвязи:

Расписание уроков на день

Домашнее задание

Примечание от учителя

Результаты выполнения домашнего задания от воспитателя

Затруднения при выполнении домашнего задания

1





2





3





4





5





6






Практика показывает, что при организации самоподготовки в школе-интернате допускаются серьёзные методические ошибки. Воспитателями не достаточно чётко прорабатываются организационные моменты. Задания иногда выполняются с использованием классной доски, при этом наблюдается массовое списывание. Практикуется многократное переписывание упражнений. Воспитатели мирятся с перегрузкой учеников домашними заданиями. Время окончания самоподготовки не выдерживается, и некоторые другие недостатки.

С целью устранения вышеуказанных недостатков, воспитателями совместно с учителями разработаны общие рекомендации для учащихся при подготовке домашнего задания и памятка для учителя и воспитателя при проведении самоподготовки.

Памятка по проведению самоподготовки и заполнению тетради взаимосвязи:

Учителю

Воспитателю

Учитель фиксирует в тетради , на кого обратить внимание, советы по выполнению задания, требования к оформлению работ.

Кого из воспитанников надо больше контролировать, кому предоставить больше самостоятельности, с кем следует проработать индивидуально, учитель может дать инструктаж, при котором учитываются следующие моменты:

  • Если задание аналогично классной работе - указывает на это в данной тетради

  • Если задание другого типа, чем решались на уроке, - разобрать в классе аналогичные на 1-2х примерах, запись в тетради взаимосвязи, кто из воспитанников хорошо усвоил материал и может дать консультацию всем остальным.

Если в задании есть скрытые трудности- обратить на них внимание и указать возможные пути их преодоления.


Свои наблюдения и итоги самостоятельной работы в процессе самоподготовки воспитатель фиксирует в тетради. Как применялись теоретические знания учащихся. Прочность запоминания правил, формул, выводов. Умение работать с текстом, книгой, передавать содержание прочитанного. Какие использовались на самоподготовке приёмы и методы

на практике.



(слайд 12) Общие рекомендации для учащихся:

  • всегда начинай домашнюю работу в точно установленное время;

  • прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;

  • о том, что задано, узнавай по записи в дневнике или по закладке в учебнике;

  • приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начать;

  • начинай самоподготовку в определенном порядке;

  • старайся справиться со всеми затруднениями самостоятельно;

  • забыл правило – постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.

(слайд 13)Успех самоподготовки определяется следующим:

  • к выполнению домашнего задания дети приступают в одно и то же время, восстановив работоспособность, утраченную в ходе занятий первой половины дня (после обеда, продолжительного отдыха не менее 2 часов и обязательного пребывания на свежем воздухе);

  • целесообразной регламентацией времени;

  • строгой определенностью выполнения домашнего задания, в основе которой лежит принцип: от более сложного и трудоёмкого к более легкому.

  • Непрерывная связь учитель-воспитатель-ученик.


Доклад на тему: Методические аспекты организации самоподготовки в школе-интернате
  • Другое
Описание:

    Одной из ключевых компетенций выпускника  новой  формации , определённой Концепцией, является  учебно-познавательная компетенция - комплексная компетенция, обеспечивающая процесс самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащегося. Данная компетенция предусматривает умение эффективно планировать, организовывать свою образовательную деятельность, владеть способами анализа и рефлексии своей деятельности по освоению знаний на основе требований соответствующей функциональной грамотности.

 

    Одной из форм реализации данной компетенции в школе - интернат является самоподготовка, как продолжение учебного  процесса на уроке.   Такая организационная форма, в режиме работы школы-интерната является одной из самых ответственных и сложных частей многоуровневой работы воспитателя.

Автор Голева Елена Михайловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1180
Номер материала 28334
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓