Главная / Другое / Доклад на тему: "Компетентностный подход в образовании. Ключевые компоненты компетенции"

Доклад на тему: "Компетентностный подход в образовании. Ключевые компоненты компетенции"

Компетентностный подход в образовании. Ключевые компоненты компетенции.

Актуализация компетентностного подхода в последние десятилетия обусловлена целым рядом факторов. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопряжен с увеличением уровня неопределенности окружающей среды, с возрастанием динамизма протекания процессов, многократным увеличением информационного потока. Активнее заработали рыночные механизмы в обществе, возросла ролевая мобильность, появились новые профессии, произошла демаркация прежних профессий, потому что к ним изменились требования - они стали более интегрированными, менее специальными. Все эти изменения диктуют необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Стало ясно, что уже недостаточно для успешной профессиональной деятельности получить высшее образование и на том остановиться - возникает потребность пополнять свои знания, добавлять, возможно, информацией совсем из другой области. Как результат такого явления - актуальность и востребованность концепции непрерывного образования.

Комплекс способов деятельности, полученных в разных предметных областях на разных возрастных этапах, в конечном счете должен привести к формированию у ребенка на выходе из основной школы обобщенных способов деятельности, применимых в любой деятельности независимо от предметной области. Эти обобщенные способы деятельности можно назвать компетентностями.

В латыни от глагола competere (совместно достигать, добиваться; отвечать, соответствовать, подходить) образовано причастие competens (добившийся, ответственный, соответствующий, подходящий), их смысловое поле описывает как внутренние характеристики индивидуума, так и его соответствие заданным извне условиям.

В интернет-энциклопедии Wikipedia.org (википедия) создаваемой совместными усилиями многих людей, разница уже зафиксирована: competency трактуется как компетенция в узком смысле, а competence - как общая компетенция, т.е. компетентность. Сравните: be competence - быть компетентным, соответствовать требованиям работы, и have competency - иметь компетенцию, обладать определенными признаками для того, чтобы выполнять работу со знанием дела.

В русском языке уже больше века слово «компетенция» (строго в единственном числе) означает совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица.

У слова «компетентность» тоже появилось множество новых значений:

- степень выраженности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности;

- глубокое, доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также соответствующих умений и навыков;

- совокупность знаний, позволяющих профессионально судить о чем-либо;

- черта личности государственного служащего, менеджера, специалиста, заключающаяся в способности правильно оценивать сложившуюся ситуацию, принимать в связи с этим нужное решение и достигать практического или иного значимого результата;

- совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

1. Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

2. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

3. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

4. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Для обсуждения проблем компетентностного подхода в образовании необходимо ответить на вопросы о том, какие изменения в обществе обусловили поиск новой концепции образования и почему сложившийся подход к определению целей и содержания образования не позволяет провести его модернизацию

 

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2004 году, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни.

Выделены следующие группы ключевых компетенций: целостно - смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно -познавательные, информационные, коммуникативные, социально - трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования. В каждом учебном предмете можно определить число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.

Ключевые компетенции формируются на опыте собственной деятельности, в учебном заведении, на уроке, изучая различные дисциплины.

На своих уроках истории и обществознания я применяю различные формы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные. Чаще всего сочетаю фронтальную и индивидуальную работу с групповой работой. Применение общих форм работы в соответствии с конкретными целями обучения дает множество конкретных форм организации учебно-воспитательной работы: урок, семинар, лекции, практические работы, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Особенно активным методом работы на уроке является: деловая игра, защита исследовательских проектов.

На таких уроках создаются условные ситуации, где учащиеся находят выход из создавшихся ситуаций. При выполнении практических работ учащиеся учатся извлекать пользу, связывать полученные на уроке знания с практической деятельностью.

Так на уроке обществознания, изучая тему: «Права человека. Современные подходы к пониманию права» я использую форму защиты проекта.

Цель урока: Изучить современные подходы к пониманию права.

Задачи урока:

1. Воспитывать уважение к закону. Воспитывать коллективизм, работая в группах.

2. Повторить, углубить, систематизировать имеющиеся знания учащихся   области теории права.

3. Развивать критическое мышление учащихся. Развивать речь, умение выражать мысли.

На внеклассных мероприятиях учащиеся учатся упорядочивать свои знания, учатся организовывать свои собственные приемы изучения данного материала, учатся создавать проблемы и решать их, самостоятельно занимаются своим обучением. Учатся отстаивать свое мнение, ищут нужную информацию, опрашивают окружение, учатся работать с документацией, таблицами, картами, схемами, графиками. Учатся думать, организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, учатся противостоять неуверенности и сложности, дискутировать и отстаивать свое мнение, сотрудничать, договариваться, учатся оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, с окружающей средой.

Это и есть ключевые компетенции современного образования, овладеть ими можно с помощью различных учебных дисциплин. При этом учащиеся должны уметь пользоваться средствами информации и информационными технологиями.

Я считаю, что современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Что позволит решить типичную проблему российской школы.



Доклад на тему: "Компетентностный подход в образовании. Ключевые компоненты компетенции"
  • Другое
Описание:

Результатом модернизации российской школы стало внедрение федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС), реализация которого закреплена новым федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "Об образовании в Российской Федерации". В связи с этим, происходит поэтапный процесс замены знаниевой системы школьного образования на преимущественно компетентностную  модель, которая заключается в наличие необходимых знаний и умений их использовать. Ключевой задачей педагога является формирование у учащихся умений и навыков ориентироваться в постоянно расширяющемся информационном пространстве, самостоятельно добывать и применять полученные знания, использовать приобретенные знания для решения различных практических задач

Автор Алтаева Вера Ользоновна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1264
Номер материала 1890
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓