Главная / Русский язык и литература / Доклад на тему :«Использование нетрадиционных методик в воспитании гражданско-патриотических качеств личности учащихся школы»

Доклад на тему :«Использование нетрадиционных методик в воспитании гражданско-патриотических качеств личности учащихся школы»

План работы по самообразованию учителя русского языка и литературы 
МОУ «ТСШ№11»
Захаровой Татьяны Григорьевны
на 2011-2016 год
Методическая тема :«Использование нетрадиционных методик в воспитании гражданско-патриотических качеств личности учащихся школы»
Цель:
Обеспечить условие становления здорового гражданина на основе формирования у него позитивных ценностно-смысловых, ориентационно-ситуативных моделей, способов целенаправленного поведения.
Повышение профессиональной компетенции учителя

Ожидаемый результат

Модель социализации личности через трансформацию содержания образования от знания центристского к компетентному

Цели:
Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителя.
Задачи:
Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
Совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
Разработка учебных, научно методических и дидактических материалов, сосредоточение основных усилий на создании научной базы у учащихся для успешного продолжения образования.
Сложная и многосторонняя обучающая и воспитывающая деятельность требует регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Учитель всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, я поставила перед собой вопросы по самообразованию.


Перечень вопросов по самообразованию:
1.Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.
2.Работать над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно психологического климата.
3.Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
4.Продолжение изучения педагогического опыта других преподавателей.
5.Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса во всех классах.
6.Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.
7.В каждом классе, где преподаю русский язык и литературу, ставить перед собой задачу проанализировать потребности и способности ребёнка, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность предметом, обеспечив каждому ситуацию успеха.
8.Продолжать работу над методической проблемой в несколько ином ракурсе: Развитие навыков использования учащимися ИКТ на уроках русского языка и литературы как путь к личностному росту и успешности учащегося.































Тема по самообразованию:

«Использование нетрадиционных методик в воспитании гражданско-патриотических качеств личности учащихся школы»






Автор :

Захарова Т.Г.,

учитель русского языка и литературы,

МОУ «ТСШ №11













Тирасполь,2012

«Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий  другой, и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем  месте». 

(Ж.Ж.Руссо).

Истинный патриотизм, гражданственность предполагают формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся. Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что“утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения”. В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем.
Проблема развития гражданственности и патриотизма волновала людей всех национальностей во все времена. Но особенно актуальной эта идея стала относительно недавно. Однако формирование гражданственности в было обусловлено не только исторической обстановкой, но и прежде всего спецификой современного менталитета, который уходит корнями в древнюю славянскую мифологию. Что же изменилось за сравнительно короткий промежуток времен в трактовке этих двух понятий? Какие же факторы на сегодняшний день определяют развитие этих понятий?


Цель этой работы: формирование гражданина-члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом за свои действия, освоившего достижения мировой и отечественной культуры, патриота, сохраняющего уважительное отношение к другим странам, к культурам, и народам. 

Задачи этой работы
- Распространение среди учащихся гражданских ценностей. 
- Формирование здорового образа жизни. 
- Повышение правовой и политической культуры. 
- Формирование культурно-социальных ценностей. 
- Воспитание любви и уважения к Отечеству, к малой Родине, предкам, семье. 
- Воспитание гуманности и человечности. 
- Расширение мотивации изучения русского языка и литературы. 
- Привитие навыков исследовательской работы. 
- Создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка. 

- Воспитание высоких духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;
- Формирование патриотических чувств и сознания молодежи на основе культурно-исторических ценностей, славных трудовых и боевых традиций российского народа, почитания святынь и ценностей многонационального государства;
- Изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировой истории;
- Формирование глубокого понимания гражданского и воинского долга, развитие высокой культуры и образованности.
В формировании патриотических чувств моих учеников одно из ведущих мест принадлежит государственной символике. Государственные символы, являясь содержательной характеристикой национального самосознания, позволяют связать национальные чувства граждан с материальными носителями национально-патриотических ценностей. В государственной программе отмечено, что одной из основных задач патриотического воспитания является «пропаганда государственных символов». Государственная символика обладает значительным потенциалом в работе по патриотическому воспитанию граждан различных социальных групп, открывает широкие возможности формировать у населения устойчивое сознание, основанное на общей сплоченности вокруг единых национальных ценностей. Любая страна нуждается в общественно-государственной символике, способной воздействовать на общественное мнение и национальную идентификацию, формировать чувства патриотизма и добиваться национального сплочения. Популяризация государственной символики, формирование у населения страны уважения и любви к символам Отечества, знание истории Герба, Флага и Гимна, умение их правильно использовать являются важнейшими направлениями деятельности государства по патриотическому воспитанию. 
На своих уроках русского языка и литературы, начиная с 5 класса, я каждый год провожу активную работу по воспитанию у учеников чувства гордости и уважения к символам своей страны, они знакомятся с обширной информацией по данной теме. За годы работы мною были разработаны и проведены по данной теме открытые уроки и внеклассные мероприятия: «Умники и умницы», «Брейн-ринг», диспут для старшеклассником «Государственные символы и их исторические корни», открытое внеклассное мероприятие, посвященное Дню семьи. Каждый год независимо от наличия темы в плане, я знакомлю и рассказываю учащимся о государственных символах, о государственных праздниках, о поступках, которые отличают настоящего патриота от обывателя. Однажды, проводя соревнование между 5 и 8 классом, обнаружила, что старшеклассники очень мало знают информации о символах нашей страны. Когда звучит гимн нашей страны, они не понимают для чего нужно ставать, слова гимна полностью знают лишь единицы, сказать, кто автор могут не многие. Элементы герба сегодня часто используют в оформлении одежды, разные аранжировки и способы пения гимна звучат в эфирах радиокомпаний. Может не только дети, но и мы, политика страны приводит к падению нравственности и патриотизма. Ведь если говорить на чистоту, то сами мы не всегда встаем, слыша гимн, не всегда идем на выборы или субботники. «Учат слова, но увлекают примеры», - говорит латинская пословица. С этой точки во многом от нас зависит, каким будет новое поколение.
Решая проблему гражданско-патриотического воспитания в своей работе я, кроме изучения символики, использую следующие формы воспитания учеников через

1. систему классных часов:

- Я – гражданин;

- Символика моей семьи;

- Мои права и обязанности;

- Конвенция о правах ребёнка;

- Конституция ПМР

- Мои «хочу» и мои «могу»;

- 23 армия в годы ВОВ;

- Классный час ко Дню города;

2.систему открытых уроков:

- Конституционные права человека

- Референдум, выборы, голосование

- Отечественная война 1812г

- Грозовые сороковые 

3.Систему внеклассных мероприятий

- проведение выборов классного самоуправления

- посещение Музея Боевой славы

- ежегодное поздравление и посильная помощь ко Дню победы ветеранам ВОв.
На уроках литературы, при изучении тем, в которых отражается ратный подвиг нашего народа, я стараюсь максимально уделить внимание главной причине многих побед русских воинов - любовь и преданность своей Родине, такие уроки стараюсь проводить в форме диспутов, деловых игр, уроков-бесед. Кроме урочной, в работе активно использую и внеурочную работу, провожу разнообразные мероприятия, которые помогают формировать в учениках активную гражданскую позицию.
Таким образом, в процессе специально организованного обучения и воспитания общество получает нравственно устойчивую личность, социально активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства. В то же время высокий уровень нравственного развития помогает ребенку ориентироваться в сложных социально-экономических проблемах, разбираться в общественно-политической жизни страны. А целенаправленное освоение подрастающим поколением нравственных ценностей, являющихся основой становления сознательного гражданина, в свою очередь, объективно необходимо как для общества, так и для самого ребенка .
Анализ проблем гражданско-патриотического воспитания учащихся школы показал, что главные из них: разрушение существовавшей системы ценностей и отсутствие вновь созданных; замалчивание и размывание в средствах массовой необходимой информации для воспитания подрастающего поколения как достойных защитников своей Родины; воспитание чувства гордости за свое Отечество, хорошего знания истории и традиций отечественной культуры. Обеспечить соблюдение прав и свобод каждого гражданина может только сильное государство, обладающее мощным потенциалом не только техническим и научным, но прежде всего человеческим, сильным духом, волей, гражданственностью и патриотизмом. Воспитание гражданско-патриотического чувства у подрастающего поколения необходимо проводить системно, т.е. мерами политического, экономического, социального, духовно-идеологического, информационно-психологического, педагогического воздействия, на основе общегосударственной идеи, на базе прогрессивных традиций прошлого, ценностях отечественной культуры.
 Несмотря на коренные изменения, идеи патриотизма и гражданственности базируются на идеи гражданского служения своему отечеству, гуманного отношения к любому человеку, национальной терпимости народов друг к другу. Время не стоит на месте, и, возможно, основные тенденции развития гражданственности в России на сегодняшний день совсем скоро тоже станут лишь достоянием истории и наших потомков. Судьба новой России в руках подрастающего поколения. В настоящее время я не могу с уверенностью утверждать, что гражданственность и патриотизм – являются базовыми ценностями российского общества, ведь они сейчас находятся в сильном упадке. Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения граждан.



























Приложение 1.1






План-конспект классного часа,

посвященного Дню матери


Тема: «Мама...Как много в слове нежности и ласки»













Подготовила:

Захарова Т.Г,

учитель русского языка

и литературы.








Тирасполь,2012

Тема: «Мама...Как много в слове нежности и ласки»

Цель: воспитание гражданско-патриотического сознания и развитие духовно-нравственного потенциала учащихся.

Задачи:

- воспитывать чувство любви и уважение к матери;
- воспитывать нравственные качества личности;
- создать благоприятные условия для формирования эстетических ценностей.

Ход классного часа

  1. Организационный момент.

На земле хороших людей немало,

Сердечных людей немало,

И все-таки лучше всех на земле - мама.

Моя мама.

Р.Рождественский

2.Сообщение темы и цели классного часа.

3.Вступительное слово учителя.

Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою...
Слово это - зов и заклинанье,
В этом слове - сущего душа.
Это искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сразу не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем - исток всего.
Ему конца нет. Встаньте!
Я произношу его: Мама! 


День матери празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей. Из поколения в поколение для каждого человека мама — самый главный человек в жизни. Первое слово, которое говорит младенец, - это слово «мама».

1-й ученик:
Красивые мамы - на свете вас много,
В глаза вы глядите, открыто и прямо.
В какую бы даль ни звала нас дорога,
Нас всех провожают красивые мамы
Под грузом забот, не сгибаясь, упрямо,
Она выполняет свой долг терпеливо
Красиво по-своему каждая мама,
Любовью своей материнской красива.


2-й ученик:
Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица. 
Но она не уснет, продолжая нас ждать. 
Я сегодня хочу до земли поклониться 
Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. 
Той, которая жизнь подарила нам в муках, 
Той, что с нами, порой, не спала по ночам. 
Прижимали к груди ее теплые руки. 
И молилась за нас всем Святым Образам. 


3-й ученик:
Той, которая Бога просила о счастье,
За здоровье своих дочерей, сыновей.
Каждый новый наш шаг – для нее был как праздник.
И больнее ей было от боли детей.
Из родного гнезда вылетаем, как птицы:
Поскорее нам хочется взрослыми стать.
Я сегодня хочу до земли поклониться.
Нашей женщине русской, по имени МАТЬ.


Учитель: 
У мамы самое ласковое и доброе сердце, самые добрые и ласковые руки, которые умеют всё. А в верном и чутком сердце не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным. Мама всегда поймёт и поможет. Недаром говорится в пословице: 

Материна молитва со дна моря поднимает. 
«Пресвятая Богородица, защити моего ребёнка, помоги ему, молю Тебя!» - так обращается каждая мама к Царице Небесной, Пресвятой Богородице, Матери Бога нашего Иисуса Христа. Только Пресвятая Дева Мария поможет и оградит. Ведь молитва матери идёт от чистого сердца. Да и не может быть иначе, ведь Богородица прежде всего - Мать. Мать Иисуса Христа и духовная Мать каждого из нас. Оттого и слова, обращенные к ней, согреты душевным теплом.
Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева. Сегодня трудно даже поверить, что у Нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями. Мы привыкли Ее воспринимать Царицей Небесной, а Она имела свои земные черты характера - склонность к покою, задумчивости, о чем свидетельствуют Ее современники. Божественную трогательную улыбку Девы Марии навечно запечатлели иконописцы, это и не улыбка даже, а образ самой доброты. 

богор4

Всю земную жизнь Богородица была рядом со своим Сыном. Ваши мамы всю свою жизнь находятся рядом с вами: заботясь о вас в раннем детстве, помогая в школе и на протяжении всей вашей жизни. Дева Мария растила Сына и знала, что он – Сын Божий, явился в мир спасти человечество от греха. Как страдала Мария за безвинно осужденного и распятого на Кресте Сына Своего! Пережив эти страдания, Мария получила от Бога разрешение быть заступницей, помощницей всех людей на земле. И люди стали называть ее Пресвятая Богородица Дева Мария.
Православный народ с особым благоговением почитает Богородицу и Её праведных родителей. Богородица считается покровительницей нашего отечества. Огромное количество храмов Русской земли посвящено Богоматери: Её святым иконам, Рождеству и другим событиям из Её жизни.
Учитель:
Мать – это огромное окно в мир. Она помогает малышу понять красоту леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд. Мамины руки – на всю жизнь. Мать - это чудо мира. Поэтому мать следует любить и уважать как никого другого.
- Когда еще мы употребляем слово «мама»?

(Ученики говорят, что люди, любящие свою страну, свою землю называют их Родина-мать, земля-матушка).
В трудные для народа времена можно было увидеть плакаты со словами «Родина – мать зовет». Любовь к Родине сравнима с любовью к матери. Нет священнее имени Мама, но у всех женщин – мам есть Небесная заступница – Божья Матерь. Она является, Матерью всех людей, в том числе и ваших мам и бабушек. В трудных жизненных ситуациях (во время войны, стихийных бедствий, болезней) наши мамы обращаются с просьбой о сохранении жизни, о здоровье своих детей к Пресвятой Богородице с особенными словами – молитвой.
1-й ученик:
В комнате матери нет иконы,
Она не бьёт никому челом,
Ни ранним утром,
Ни перед сном,
Не отвешивает поклоны.
Но светлую эту молитву,
Мы видим в её глазах,
Она звучит в её голосе,
Денно и нощно.


Пословицы о матерях.
- При солнце тепло, а при матери добро.
- Мать праведна – ограда камена.
- Какова матка, таковы и детки.
- Куда матушка, туда и дитятко.
- Материнская ласка конца не знает.
- Родную мать никем не заменишь.
- Что материнской рукой дано, то впрок пойдёт.
- Для матери ребёнок – до ста лет детёнок.


2-й ученик:
Берегите же её, самую добрую, самую хорошую — вашу маму, берегите её здоровье, ее' силы и нервы — и вам самим от этого станет хорошо... 

Беречь мать – значит заботиться о чистоте источника, из которого ты пил с момента первого своего дыхания и будешь пить до последнего мгновения своей жизни. Вы уже в том возрасте, когда можете понять своих матерей. Вы можете и помочь, и посочувствовать, и подарить им радость. Нужно только захотеть. А захотеть очень важно. Это нужно не только маме, но и вам. Вы от этого станете лучше и богаче, а мамина жизнь счастливее. Что может быть на свете священнее имени матери! Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано само понятие жизни.


3-й ученик:
Родиться стоит
Поздно или рано
Хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвить впервые
Слово “Мама”,
Которого священнее
В мире нет.


4. Подведение итогов классного часа.

http://www.thedevushka.ru/wp-content/uploads/2010/10/mama.jpg

Доклад на тему :«Использование нетрадиционных методик в воспитании гражданско-патриотических качеств личности учащихся школы»
  • Русский язык и литература
Описание:

Доклад представляет собой отчет о проделанной работе по теме самообразования. Тема звучит так :«Использование нетрадиционных методик в воспитании гражданско-патриотических качеств личности учащихся школы»

План работы по самообразованию учителя русского языка и литературы 
                               МОУ «ТСШ№11»
Захаровой Татьяны Григорьевны
на 2011-2016 год
Методическая тема :«Использование нетрадиционных методик в воспитании гражданско-патриотических качеств личности учащихся школы»
Цель:
Обеспечить условие становления здорового гражданина на основе формирования у него позитивных ценностно-смысловых, ориентационно-ситуативных моделей, способов целенаправленного поведения.
Повышение профессиональной компетенции учителя

Ожидаемый результат

Модель социализации личности через трансформацию содержания образования от знания центристского к компетентному



Автор Захарова Татьяна Григорьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1288
Номер материала 36013
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓