Главная / Информатика / Доклад на тему: «Использование интерактивной доски на уроках информатики в связи с внедрением стандартов в начальной школе»

Доклад на тему: «Использование интерактивной доски на уроках информатики в связи с внедрением стандартов в начальной школе»

Мероприятие: РМО учителей информатики

Дата и место проведения: 12.11.2013 г. СОШ № 17


Доклад на тему: «Использование интерактивной доски

на уроках информатики в связи с внедрением

стандартов в начальной школе»


Учитель информатики и математики,

Лапкарева Елена Геннадьевна


Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, выступая на заседании Совета по развитию информационного общества, подчеркнул, что никакой прогресс и модернизация невозможны без информационных технологий: «это касается и научно-технической сферы, и собственно вопросов управления, и даже вопросов укрепления демократии в стране» Говоря далее о развитии информационных технологий в социальной сфере, Медведев подчеркнул: «…нужно начинать массовое обучение школьных учителей новым технологиям, в том числе и информационным…».

Сегодня компетентным в области использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) должен быть любой учитель, независимо от того, какой предмет он преподает, какие технологии обучения использует. Направления использования информационных и коммуникационных технологий в настоящее время должны быть не такими, как несколько лет назад. ИКТ должны быть не только средством представления учебного материала, инструментом, облегчающим работу преподавателя, они должны стать средством изменения всего учебного процесса.

Новые стандарты предполагают, что в случае широкого использования ИКТ в учебной деятельности учителя смогут сформировать у учащихся технологическую грамотность (т.е. умение решать учебные и бытовые задачи, а также впоследствии задачи профессиональной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий), обеспечить более глубокое освоение знаний (понимание связи старого и нового знания, понимание причинно-следственных связей, оценивание роли и значения информации и др.), а также создание (моделирование) новых знаний (речь идет прежде всего о субъективно-новом знании). Эти три аспекта использования ИКТ представлены на схеме.

hello_html_821bc59.png

В настоящее время в образовательных учреждениях большинства развитых стран, в число которых входит Россия, широко используется интерактивное презентационное оборудование. Комплект интерактивного презентационного оборудования включает в себя: интерактивную доску; интерактивный беспроводной (проводной) планшет; интерактивный жидкокристаллический дисплей, объединяющий в себе функции монитора и цифрового планшета; систему интерактивного опроса; программное обеспечение. Включение в состав информационной образовательной среды интерактивного оборудования и соответствующего программного обеспечения требует смены образовательной парадигмы со «знаниевой» (ориентированной на усвоение суммы знаний, передаваемых учителем), на «компетентностную» (ориентированную на формирование тех умений, которые будут востребованы в жизни, на активное участие обучающихся в процессе обучения, на большую роль их самостоятельной деятельности в учебном процессе).

Современное интерактивное оборудование, по мнению создателей, при организации учебного процесса позволяет осуществлять:

поддержку индивидуальных образовательных траекторий учащихся;

поддержку коллективной работы учащихся;

интерактивный диалог;

поддержку процесса создания учебных материалов совместно учителем и учащимися;

поддержку процесса взаимодействия ученик – учитель в реальном масштабе времени;

реализовывать интеграцию ресурсов единой образовательной ин-

формационной среды в рамках одного учебно-методического комплекса;

реализовывать полный доступ к электронным вариантам учебных материалов;

осуществлять явное определение целей обучения и отслеживание результата;

получать информацию об усвоении предмета в режиме реального времени.

Обучающимся интерактивное оборудование позволяет:

осваивать новые области знаний и приобретать новые навыки

(технологии, программное обеспечение, Интернет);

осуществлять совместную работу с другими учащимися через Интернет;

расширяет возможности для наверстывания пропущенных занятий и для дополнительного образования;

предоставляет возможность быстро включаться в учебный процесс;

предоставляет доступ к любым учебным материалам и тестам, представленным в локальной сети или сети Интернет.

Для преподавателей использование интерактивного оборудования важно потому, что можно

использовать такие технологические приемы преподавания, которые облегчают общение с учащимися;

обеспечивать соответствие между учебными стандартами, задачами и планами;

реализовывать дифференцированный подход к обучению разных учеников (групп учеников);

готовить и использовать учебные материалы в привычных форматах приложений (PowerPoint, Word, Excel, веб-страницы);

осуществлять интеграцию электронных учебных материалов и проверочных заданий к ним;

быстро получать отклики от учащихся и автоматически вести статистику обучения и отчетов об успеваемости.

Главная же задача каждого учителя – поиск таких способов работы с интерактивным оборудованием, которые позволят модернизировать учебный процесс. Хочется предложить только несколько идей использования интерактивного оборудования:

применение с его использованием технологических приемов визуализации информации (построение кластеров, ментальных карт, графов, различных таблиц) / на солидарной основе учитель – учащиеся;

применение в обучении технологических приемов, направленных на формирование мыслительных умений высокого уровня (анализ, синтез, оценка), на превращение информации в знание, которое формируют и моделируют сами учащиеся (ранжирование информации, построение причинных карт, приемы аргументации и построения доказательств);

использование интерактивных технологических приемов, когда учащиеся работают в парах и малых группах над решением задач, поставленных учителем, представляют результаты своей деятельности, анализируют и оценивают работы друг друга;

использование приемов интенсификации, например построение структурно-логических схем и опорных конспектов.


Интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, технология работы с которой сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов. Она удобна в обращении и интересна учащимся. Освоить технологию работы с ней несложно.

Использование интерактивной доски позволяет на уроке создать проблемную ситуацию и возможность разрешить ее, выполняя виртуальные задания, мини-исследования. Эффективность обучения обеспечивается за счет рационального использования времени урока, наглядности, возможности быстрого перехода от одной части урока к другой.

Преподавателям необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности. Еще важно определить, какие ресурсы могут помочь в работе с интерактивной доской.

Использование интерактивной доски в сочетании с аудиосредствами позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.

Можно выделить следующие основные преимущества работы с интерактивными досками:

- усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с различными ресурсами;

- предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;

- делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов;

- развивает мотивацию.


Начальная школа – это тот период, когда ребёнок встраивается в школьную жизнь, у него формируется некое «образовательное пространство», необходимым элементом которого на данный момент являются и технические средства информатизации вместе с соответствующими информационно-коммуникационными технологиями. Одним из таких средств и может (должна) стать интерактивная доска.

Интерактивная доска (ИД) сама по себе устройство, с которым ребёнок вряд ли столкнётся вне школы; таким образом, она ему в любом случае будет интересна как нечто необычное. Следовательно, его внимание будет сосредоточено не столько на учебном материале, предъявляемом с помощью ИД, сколько на самом устройстве, поэтому интерактивная доска должна быть какое-то время не средством, а объектом изучения. И, пожалуй, целесообразнее всего такой подход к ней реализовывать на уроках информатики.

Работая с интерактивной доской, мы сможем решить несколько задач: дать знания по современным информационным технологиям, способствовать повышению эффективности использования ИД на других уроках (так как дети к ней привыкнут и не будут отвлекаться на само устройство), формировать определённый набор метапредметных умений, универсальных учебных действий (что актуально в свете внедрения новых образовательных стандартов) и элементы информационной культуры у учащихся.

Самый простой способ использования доски – стилус вместо мыши – естественно, позволяет формировать грамотные повседневные пользовательские навыки работы с компьютером у детей, стоит только учителю привыкнуть делать большинство манипуляций у доски, а не реальной мышью у монитора, и проговаривать некоторые действия («правой кнопкой вызываем контекстное меню…»), а при сегодняшней распространённости компьютера, когда почти все дети и так имеют некоторые навыки работы с основными устройствами ввода. Для закрепления базовых навыков работы с интерактивной доской на своих уроках информатики в 3 и 4 классах я использую электронные учебники к УМК Информатика и ИКТ (Издательство БИНОМ) и электронное пособие «Мир информатики».

Электронный учебник состоит из глав и параграфов, в котором выделены основные этапы обучения: понять, знать, уметь. В разделе «понять» изложены теоретические аспекты изученной темы, ее наглядное представление. В разделе «знать» основные вопросы и понятия, которые должны усвоить учащиеся. В разделе «уметь» помещены упражнения на закрепление изученного материала, дидактические материалы и электронные варианты контрольных вопросов и заданий, которые в свою очередь можно распечатать. В конце каждой изученной главы ребята обобщают и систематизирую свои знания, используя раздел «Теперь мы знаем». (Демонстрация учебников)

Следующий этап – использование специальных возможностей интерактивной доски, и в первую очередь поставляемого вместе с нею программного обеспечения. И опять-таки специальное изучение приёмов работы с доской на уроке информатики позволит сформировать соответствующий круг метапредметных умений и повысить эффективность её (доски) использования на других предметах – учитель не будет отвлекаться на объяснение, как действовать в той или иной ситуации, дети будут понимать его «с полуслова», а также будут уметь распознавать и находить выход без помощи учителя из различных «незапланированных», но часто случающихся ситуаций – провёл лишнюю линию, спрятал панель инструментов, включил не тот инструмент и т.д. Кроме того, снимается страх перед электронной доской (самому работать с ней), который, как ни странно, иногда встречается у отдельных ребят

Возвращаясь к рассмотрению вариантов использования электронной доски в начальной школе, обратим ещё внимание на её широкие возможности в организации проектной и внеучебной деятельности школьников.

Ведь вполне можно обучать детей созданию презентаций для интерактивной доски. Причём, мне кажется, с учётом возраста учащихся, начинать работать с презентацией именно для ИД предпочтительней, чем с презентацией типа PowerPoint, так как, с одной стороны, в первой презентации имеются все базовые возможности и приёмы, а с другой стороны, их меньше, чем в презентации типа PowerPoint; таким образом, ребёнок, получая все необходимые навыки работы с текстовыми и графическими (звуковыми, видео, если надо) объектами, гиперссылками, в то же время не перегружается, не «тонет» в дополнительных функциях. Помимо этого, разработка сценария презентации легче именно ввиду отсутствия анимации: ребёнок видит все объекты слайда и планирует их перестановку, тогда как в PowerPoint нужно продумывать последовательное возникновение (исчезновение) объектов, что гораздо сложнее. Когда презентация готова, то интерактивная доска обеспечивает «антураж» публичного выступления при её демонстрации: ребёнок находится перед аудиторией, на открытом пространстве, держит в руках стилус, учится не просто говорить перед большим количеством людей, но и согласовывать свои слова и демонстрацию слайдов (причём именно он управляет демонстрацией, а не кто-то другой, как часто бывает с PowerPoint). Напомню, что обучение приёмам работы с различного рода информацией, в том числе её поиск, отбор, а также умение её публично представить являются одним из требований новых стандартов, поэтому организация работы в этом направлении становится очень актуальной.

Ещё одной идеей использования электронной доски для организации внеучебной деятельности является возможность программного обеспечения устройства записывать действия, производимые на доске, в видеофайл, в том числе и со звуковым сопровождением. Это открывает широкие возможности для совместной подготовки мероприятий, например познавательно-игровых, праздничных, для осуществления работы типа «старшие – младшим» и, конечно, расширяет информационно-коммуникационную компетентность как ученика, так и учителя.

Итак, мы рассмотрели некоторые особенности использования ИД в начальной школе, связанные прежде всего с тем, что на данном этапе обучения ребёнок впервые сталкивается с таким оборудованием, поэтому целесообразно какое-то время воспринимать его именно как объект изучения. Конечно, никто не отменяет «обычное» использование интерактивной доски как средства обучения, и здесь тоже может быть выделено много особенностей, связанных с самим предметом. Также хотелось показать возможности электронной доски для достижения некоторых задач, поставленных перед начальной школой новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

Например, на уроках математики возможность использования клеточного поля и построения на нем прямых и точек позволяет заготовить для урока большое многообразие упражнений и задач. Технология Drag &drop (выделить объект и перетащить в нужное место) применяется для закрепления понятия угла. Верхняя часть рабочего поля на доске разделена на 4 части, каждая из которых соответственно подписана «центральный угол», «вписанный угол», «вертикальные углы», «смежные углы». В нижней части экрана приведена коллекция рисунков, изображающих разнообразные варианты углов, среди которых есть и рисунки-«ловушки», неудовлетворяющие определениям вышеперечисленных углов. Учащимся, работающим у доски, необходимо выделить выбранный рисунок, переместить в соответствующую область и обосновать свои действия через проговаривание определения выбранного угла.

Аналогичным образом строится фрагмент другого урока, закрепляющий понятия тупого, острого, прямого и развернутого углов. Но первоначально для освоения этих понятий используется не технология Drag & drop, а непосредственное построение углов на доске с помощью инструмента «Линия».

Упражнения типа «установить соответствие» используются на уроках русского и иностранного языков (например, по темам «Спряжение глаголов», «Настоящее и прошедшее время глаголов»), окружающий мир (Работа с географическими картами и схемами «Государства Европы») и др., когда учащимся необходимо захватить текстовый объект и перетащить его в нужную по смыслу область рабочего поля интерактивной доски.

Эффективно работает прием выделения фрагмента рисунка и его подписи с помощью электронного маркера на уроках информатики («Устройство компьютера», «Знакомство с интерфейсом различных программ»), природоведения («Строение вулкана»), истории и географии при работе с картами и схемами.

Возможность работы с текстом как с отдельными блоками помогает учителям русского и иностранного языков при его разборе или анализе.

Меняя порядок слов в предложении, можно добиться максимальной наглядности при построении, например, вопросительного предложения или конструировании нового. Этот же прием применяется для эффективного изучения тем по словообразованию. Учителя-словесники успешно используют электронные заготовки текстов для выполнения большого количества упражнений по расстановке знаков препинания.


На своих уроках я пользуюсь приложением SMART Notebook — это идеальный инструмент для разработки и распространения образовательных материалов, способствующий процессу совместного обучения. Новые разработки компании сделали использование интерактивных досок SMART, удостоенных многих наград, еще проще и доступнее.

Рассмотрим основные функции данного приложения интерактивной доски, используемые на уроке:

  1. Рисование маркером.

Когда вы работаете на интерактивной доске, вы можете взять маркер и сделать запись, добавить комментарий, нарисовать круг, подчеркнуть или выделить нужную информацию. Интерактивная доска помогает развивать обсуждение в классе. Конечно, можно писать и рисовать и на обычной доске. Но преимущества интерактивной доски в том, что записи и комментарии можно добавлять поверх любого изображения на экране, а затем сохранять их в нужном файле. Таким образом, учащиеся смогут воспользоваться файлом позже или распечатать его. Этот метод может быть удобен на различных занятиях – любое задание, которое включает сортировку, соединение, группировку и упорядочивание объектов, будет более эффективным на интерактивной доске.

  1. Перетаскивание объектов

Эта функция доски позволяет перемещать по её поверхности рисунки, надписи, фотографии. Их можно копировать, вращать, изменять размер и форму. Это позволяет составлять логические цепочки, схемы, размещать информацию в сравнительных и обобщающих таблицах, диаграммах.

  1. Электронная ширма

При объяснении новой темы или при проверке знаний ширма может скрыть рисунок, схемы, числа, которые потом можно открыть в нужный момент.

  1. Просмотр видеороликов и анимации

Интерактивная доска имеет собственную программу для создания презентации урока. Учитель может вставить в эту программу любой учебный видеофильм, анимацию и просматривать все это не выходя из одной презентации. Это очень удобно, когда весь материал урока находится в одном месте. Создается целая база уроков-презентаций по всем темам.

  1. Подключение к доске цифрового фотоаппарата, видеокамеры, сканера.

При проверке домашнего задания можно сканировать тетрадь любого ученика и проверить правильность выполнения задания.

  1. Редактор формул

  2. Экранная клавиатура

  3. Построение графиков с использованием макросов

  4. Создание тестов для закрепления материала и тд.


Интерактивные доски поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии – это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом. Учащиеся обожают работать с электронной интерактивной доской! Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно несколько прикосновений. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. По моим наблюдениям, при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске.


Доклад на тему: «Использование интерактивной доски на уроках информатики в связи с внедрением стандартов в начальной школе»
  • Информатика
Описание:

Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, выступая на заседании Совета по развитию информационного общества, подчеркнул, что никакой прогресс и модернизация невозможны без информационных технологий: «это касается и научно-технической сферы, и собственно вопросов управления, и даже вопросов укрепления демократии в стране» Говоря далее о развитии информационных технологий в социальной сфере, Медведев подчеркнул: «…нужно начинать массовое обучение школьных учителей новым технологиям, в том числе и информационным…».

Сегодня компетентным в области использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) должен быть любой учитель, независимо от того, какой предмет он преподает, какие технологии обучения использует. Направления использования информационных  и коммуникационных технологий в настоящее время должны быть не такими, как несколько лет назад. ИКТ должны быть не только средством представления учебного материала, инструментом, облегчающим работу преподавателя, они должны стать средством изменения всего учебного процесса. 

Новые стандарты предполагают, что в случае широкого использования ИКТ в учебной деятельности учителя смогут сформировать у учащихся технологическую грамотность (т.е. умение решать учебные и бытовые задачи, а также впоследствии задачи профессиональной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий), обеспечить более глубокое освоение знаний (понимание связи старого и нового знания,  понимание  причинно-следственных  связей,  оценивание  роли  и значения  информации  и  др.),  а  также  создание (моделирование)  новых знаний (речь идет прежде всего о субъективно-новом знании).............

На своих уроках я пользуюсь приложением SMART Notebook — это идеальный инструмент для разработки и распространения образовательных материалов, способствующий процессу совместного обучения. Новые разработки компании сделали использование интерактивных досок SMART, удостоенных многих наград, еще проще и доступнее.

Рассмотрим основные функции данного приложения интерактивной доски, используемые на уроке:

1.     Рисование маркером.

 Когда вы работаете на интерактивной доске, вы можете взять маркер и  сделать  запись,  добавить  комментарий,  нарисовать  круг,  подчеркнуть или выделить нужную информацию. Интерактивная доска помогает развивать обсуждение в классе. Конечно, можно писать и рисовать и на обычной доске. Но преимущества интерактивной доски в том, что записи и комментарии можно добавлять поверх любого изображения на экране, а затем сохранять их в нужном файле. Таким образом, учащиеся смогут воспользоваться файлом позже или распечатать его. Этот метод может быть удобен на различных занятиях – любое задание, которое включает сортировку, соединение, группировку  и  упорядочивание  объектов,  будет более эффективным на интерактивной доске.

2.     Перетаскивание объектов

Эта функция доски позволяет перемещать по её поверхности рисунки, надписи, фотографии. Их можно копировать, вращать, изменять размер и форму. Это позволяет составлять логические цепочки, схемы, размещать информацию в сравнительных и обобщающих таблицах, диаграммах.

3.     Электронная ширма

При объяснении новой темы или при проверке знаний ширма может скрыть рисунок, схемы, числа, которые потом можно открыть в нужный момент.

4.     Просмотр видеороликов и анимации

Интерактивная  доска  имеет  собственную  программу  для  создания презентации урока. Учитель может вставить в эту программу любой учебный видеофильм, анимацию и просматривать все это не выходя из одной презентации. Это очень удобно, когда весь материал урока находится в одном месте. Создается целая база уроков-презентаций по всем темам.

5.     Подключение к доске цифрового фотоаппарата, видеокамеры, сканера.

При проверке домашнего задания можно сканировать тетрадь любого ученика и проверить правильность выполнения задания.

6.     Редактор формул

7.     Экранная клавиатура

8.     Построение графиков с использованием макросов

9.     Создание тестов для закрепления материала и тд.

 Интерактивные доски поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии – это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом.  Учащиеся обожают работать с электронной интерактивной доской! Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно несколько прикосновений. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. По моим наблюдениям, при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске.  

Автор Лапкарева Елена Геннадьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1273
Номер материала 27767
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓