ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Кагирова Ольга Викторовна
Хромтауский горно-технический колледж
Преподаватель спецдисциплин, г.Хромтау
Сатмуханбетова Акмарал Бексултановна
Хромтауский горно-технический колледж
Мастер производственного обучения,
г.Хромтау
Инновационные
процессы в образовании стали сегодня неотъемлемой частью общественного развития
как главного требования времени. Оно обращено и к профессионалам системы
образования, в частности, к преподавателям колледжа.
Под инновационным
процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению,
использованию и распространению новшеств. Учебно-воспитательный процесс как
таковой, занимающий центральное место в образовательной деятельности, можно
рассматривать как инновационный, так как его цель заключается в передаче
молодым людям новых для них знаний, в формировании новых свойств личности.
Интерес к изучению обстоятельств, связанных с формированием личности, в том
числе - инноваций - находится в последнее время в поле зрения социологов.
Инновационные
процессы в образовании необходимо рассматривать в комплексе его социальной
обусловленности. Это предполагает: соответствие системы образования комплексу
жизненных социальных потребностей; внутреннюю согласованность её частей и
оценку обществом каждого из структурных элементов; нацеленность образования на
прогрессивное развитие общества; наличие у молодых людей потребности в
образовании, её социальную направленность.
Инновации в
образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, изменение,
совершенствование и улучшение существующего, можно назвать имманентной
характеристикой образования, вытекающей из его основного смысла, сущности и
значения. Ведь новизна любого средства относительна как в личностном, так и во
временном плане. То, что ново для одной школы, одного учителя, может быть
пройденным этапом для других. Новизна всегда носит конкретно-исторический
характер. Не имеет значения, являются ли в настоящее время идея, концепция,
технология объективно новыми или нет, можно определить время, когда они были
объективно новыми (например, новой в свое время была классно-урочная система
Коменского). Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи
определенного этапа, новшество быстро может стать достоянием многих, нормой,
общепринятой массовой практикой или отжить, устареть, стать тормозом развития в
более позднее время. Поэтому учителю нужно постоянно следить за новшествами в
образовании и осуществлять инновационную деятельность. К основным функциям инновационной
деятельности преподавателя относятся прогрессивные (так называемые
бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов: изменение в
целях (например, новой целью является развитие индивидуальности школьника -
см.: 2), изменение в содержании образования (см. новые стандарты образования),
новые средства обучения (компьютерное обучение), новые идеи воспитания (Ю.П.Азаров,
Д.Байярд, Б.Спок), новые способы и приемы обучения (В.Ф.Шаталов), развития
(В.В.Давыдов, Л.В.Занков), воспитания младших школьников (Ш.А.Амонашвили) и
т.д.
В основание
классификации инноваций можно положить определенные критерии, на основе которых
она будет проводиться. Первый критерий связан с областью, в которой
осуществляются новшества. Вторым общим критерием можно считать способ
возникновения новаторского процесса, третьим - широту и глубину новаторских
мероприятий, а четвертым - основу, на которой проявляются, возникают новшества.
По первому критерию, то есть в зависимости от того, в какой области, в каком
секторе образования проводятся нововведения (что обновляется), можно выделить
следующие инновации: 1) в содержании образования, 2) в технологии, 3) в
организации, 4) в системе и управлении, 5) в образовательной экологии.
В зависимости от
способа осуществления нововведений (второй критерий) их можно разделить на: а)
систематические, плановые, заранее задуманные; б) стихийные, спонтанные,
случайные. В зависимости от широты и глубины новаторских мероприятий можно
говорить о: а) массовых, крупных, глобальных, стратегических, систематических,
радикальных, фундаментальных, существенных, глубоких и др.; б) частичных,
малых, мелких и т.п.
В условиях социально-экономического
кризиса изменяется место высшего образования в системе жизненных ценностей
студентов, ориентации на специальность и формы получения образования, установка
на дальнейшую профессиональную деятельность. Образование постепенно становится прагматической
узкоутилитарной ценностью. Приоритет среди колледжей в настоящее время молодыми
людьми отдаётся экономическим, юридическим, гуманитарным. При этом преобладает
стремление получить образование в возможно хорошие сроки, чтобы занять наиболее
выгодное в материальном отношении место.
Наиболее
целеустремлённая молодёжь в целом сознаёт, что хорошая качественная подготовка,
специальные знания, готовность повышать и изменять квалификацию становятся
важными составляющими жизненного успеха. Задача образовательных структур -
чутко реагировать на новые запросы общественного развития, студенчества,
своевременно трансформируя цели, планы, методы и формы образования.
Проблемы, стоящие
перед современным образованием, спровоцированы отношением к нему в течение ряда
десятилетий. Ситуация сегодняшнего дня требует обращения к личности молодого
человека, учёт в процессе обучения и воспитания индивидуальных и личностных
особенностей и способностей, оптимального соотношения духовного и
технократического начал. В поисках новой парадигмы образования инновационные
процессы являются единственными источниками развития системы образования.
Непонимание
объективно необходимой связи развития личности и её профессионализма порождает
серьёзные ошибки в практике работы с молодёжью, когда овладение
профессиональными знаниями и навыками противопоставляется общегуманитарной
культуре. В результате возникают либо "технократические перекосы",
либо попытки формировать гуманитарную культуру человека в отрыве от жизни,
труда и общественной практики.
Важным
показателем качества образования является обращение к духовности,
общечеловеческим ценностям, богатству мировой культуры. Гуманизация образования
(в том числе высшего и профессионального) стала общественно необходимой в
современных условиях.
Инновационные
процессы должны осуществляться сегодня во всех образовательных структурах.
Новые типы образовательных учреждений, систем управления, новые технологии и
методики - это проявления огромного потенциала инновационных процессов.
Грамотное и продуманное их осуществление способствует углублению в нём
позитивных изменений. Вместе с тем, реализация нововведений на практике должна
быть сопряжена с минимальными отрицательными последствиями. Поэтому внедрение
инноваций в практику всегда предполагает подготовительный этап, включающий в
себя моделирование, экспертные оценки, дальнейшую доработку и соотношение с
последними достижениями в области образования.
Инновация - это
внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным
результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого
процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от
предшествующих объектов. Они характеризуются введением на рынок совершенно
новых (усовершенствованных) продуктов (услуг) интеллектуальной деятельности
человека, обладающих более высоким научно-техническим потенциалом, новыми
потребительскими качествами, которые со временем в свою очередь становятся
объектом для совершенствования. Инновационные методы - методы, основанные на
использовании современных достижений науки и информационных технологий в
образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путём развития у
студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и
проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы,
предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности
студентов).
Инновационные
методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной
технологии обучения.
Метод портфолио -
современная образовательная технология, в основе которой используется метод
оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Данный
метод чаще всего соотносят со сферой образования, хотя в широком смысле этого
понятия он применим для любой практико-результативной деятельности. В переводе
с итальянского «портфолио» - портфель. Метод портфолио возник на Западе из
проблемного обучения. В основе этого метода - технология сбора и анализа
информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Портфолио -
систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит
способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления её
результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или
конкурентоспособного выхода на рынок труда. По видам практико-результативной
деятельности в вузе различают портфолио образовательное и портфолио профессиональное.
Метод проблемного
изложения — метод, при котором педагог, используя самые различные источники и
средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует
познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки
зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.
Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.
Метод проектов -
система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе
планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических
заданий-проектов.
Проблемно-поисковые
методы обучения(усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в
процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых;
реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения,
интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации.
Научно-исследовательская
работа студентов, встроенная в учебный процесс - такие работы выполняются в
соответствии с учебными планами и программами учебных дисциплин в обязательном
порядке; к данному виду научно-исследовательской деятельности студентов
относится самостоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами
научных исследований под методическим руководством преподавателя (подготовка
эссе, рефератов, аналитических работ, переводы статей и т.п.; подготовка
отчётов по учебным и производственным практикам, выполнение курсовых и
выпускных квалификационных работ); результаты всех видов
научно-исследовательской деятельности студентов, встроенной в учебный процесс,
подлежат контролю и оценке со стороны преподавателя.
Проблемное
обучение — 1) технология, направленная в первую очередь на «возбуждение
интереса». Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и
разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и
преподавателя при оптимальной самостоятельности студентов и под общим
направляющим руководством преподавателя; 2) активное развивающее обучение,
основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и
разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом
проблемного обучения является выдвижение и обоснование проблемы (сложной
познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес).
Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, частично-поисковый
и исследовательский уровни.
Практико-ориентированные
проекты - особенность данного типа проектов состоит в предварительной
постановке чёткого, значимого для студента, имеющего практическое значение
результата, выраженного в материальной форме: подготовка журнала, газеты,
хрестоматии, видеофильма, компьютерной программы, мультимедиа продуктов и т.д.
Разработка и проведение данного типа проектов требует детальности в проработке
структуры, в определении функций участников, промежуточных и конечных
результатов. Для данного типа проектов характерен жёсткий контроль со стороны
координатора и автора проекта.
Творческие
проекты - их особенность заключается в том, что они не имеют заранее
определённой и детально проработанной структуры. В творческом проекте
преподаватель (координатор) определяет лишь общие параметры и указывает
оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов
является чёткая постановка планируемого результата, значимого для студентов.
Специфика такого проекта предполагает интенсивную работу студентов с
первоисточниками, с документами и материалами, зачастую противоречивыми, не
содержащими готовых ответов. Творческие проекты стимулируют максимальную
активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффективной
выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений
анализировать их, делать выводы и обобщения.
Лекция-визуализация
— при чтении лекции-визуализации соблюдается принцип наглядности; лекция
представляет собой информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд,
будучи воспринятым и осознанным, может служить опорой адекватных мыслей и
практических действий. Видеоряд должен не только иллюстрировать устную
информацию, но и сам быть носителем содержательной информации. При подготовке к
лекции содержание должно быть перекодировано в визуальную форму. Наглядность
может быть выражена в разных формах: натуральные материалы, изобразительные
(слайды, рисунки, фото), символические (схемы, таблицы). Важно соблюдать:
визуальную логику и ритм подачи материала, дозировку, стиль общения.
Фундаментальным
положением новой философии является установка на индивидуальность в отношениях
"человек-человек", на ценностное восприятие личности и мира.
Инновационная деятельность в образовательной сфере тем более сложна и
ответственна, что связана с высокой значимостью человеческого фактора. В
педагогике, как известно, главное противоречие возникает в области развития
личности. Инновации в образовании начинаются с уважения к индивидуальности
ученика и трансформации традиционной модели отношений
"учитель-ученик" в модель "человек-человек", что
накладывает своего рода табу на представление о ребенке как сосуде, подлежащем
наполнению, как "совокупности психических процессов", которые
предстоит развивать.
Целью
инновационной деятельности является качественное изменение личности студента по
сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению
в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и
воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса.
Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в
получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие
детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя
новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной
деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике,
направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что
способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в
обществе.
Учитывая переход
к глобальному информативному обществу и становлению знаний, об адекватности
образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно
говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только
и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по
существу – в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных
исследований. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный
потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему
развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального
работодателя.
Результаты
качественного высшего образования – это не просто грамотность, приближенная к
той или иной профессии. Это сочетание образованности и поведенческой культуры,
формирование способности самостоятельно и квалифицированно мыслить, а в
дальнейшем самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Именно из этого
исходят сейчас современные представления о фундаментальности образования.
Как следует из
сказанного, инновации – это прямой путь интеграции образования, науки и производства,
адекватный экономике знаний. Одновременно инновации во всех аспектах:
организационном, методическом и прикладном – это основной инструментарий
улучшения качества образования.
Список
используемой литературы:
1. Алексеева, Л.
Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель.
- 2004. - № 3. - с. 28. .
2. Бычков, А. В.
Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с.
33.
3. Вохмянина, С.
М. По системе Марии Монтессори/ С. Н. Вохмянина// Педагогический вестник. -
2002. - № 8 (299). - с.7.
4. Назимов, С. С.
Педагогические инновации в национально-региональном компоненте содержания
образования/ С. С. Назимов// Учитель.-2005.-№ 6.-с. 74.
5. По материалам
Специализированного образовательного портала Инновации в образовании
[Электронный ресурс]//http://sinncom.ru
6. По материалам
интернет-журнала «Эйдос» [Электронный ресурс] //http://www.eidos.ru/journal
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.