Главная / Начальные классы / Доклад на тему «ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ В ШКОЛЕ»

Доклад на тему «ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ В ШКОЛЕ»

ТЕМА ДОКЛАДА

«МЕКТЕПТЕРІ ГИПЕРАКТИВТІ БАЛАЛАР»

«ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ В ШКОЛЕ»


Учитель Ланкович Л.В.

ГУ «СОШ №6 г.Павлодара»

начальная школа


Наверное, в каждом классе найдется ребенок, которому трудно усидеть на одном месте, молчать, выполнять требования педагога. Такие дети создают дополнительные трудности в работе с классом, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны. Они часто задевают и роняют различные предметы, толкают одноклассников, создавая конфликтные ситуации. Такому ребенку трудно сконцентрировать внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. Это описание поведения гиперактивного ребенка.

На данный момент меня очень волнует проблемы гиперактивного ребенка в школе. Таких детей, к сожалению, становится все больше и больше. Какого ребенка называют гиперактивным? Как работать с такими детьми, чтобы не нанести вреда ребенку, помочь ему, себе и окружающим его людям?
Добиться того, чтобы в современной школе гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым невозможно, но научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

Формированию гиперактивности способствуют: инфекционные заболевания, травма и их последствия; употребление алкоголя, курение во время беременности, осложнения при родах, патология беременности; неудовлетворительное воспитание и негативные жизненные условия ребенка.
Греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего данному возрасту развитию невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность, когда возбуждение преобладает над торможением. В психологии для таких детей существуют понятия «моторный тип развития», «дети с повышенной активностью», «дети с повышенной эффективностью». Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга. 
Психологи выделяют следующие симптомы гиперактивных детей:
-совершает беспокойные движения кистями и стопами;
- не может спокойно сидеть на месте, корчится, извивается;
- легко отвлекается на любой шум;
- с трудом дожидается своей очереди во время игр, ответов на уроке;
- с трудом выполняет предложенные задания, очень часто не выполняет задания до конца;


- с трудом сохраняет внимание, отвлекается на уроках;
- не может играть тихо и спокойно;
- много разговаривает, мешает другим;
- агрессивен по отношению к одноклассникам;
- часто складывается впечатление, что ребенок не слушает вас, когда вы к нему обращаетесь;
- часто теряет школьные вещи;
- иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. 

Все эти признаки можно разбить на три группы по следующим направлениям: 
- чрезмерная двигательная активность;
- импульсивность;
- невнимательность.
Проблемы детей, имеющих нарушения в поведении и связанные с ними трудности в обучении, в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают внимание учителя, мешают работе класса, отвлекают на уроке учеников, сидящих рядом. Эти ребята на уроках постоянно заняты своими делами, их невозможно заставить внимательно слушать на уроке, с первого раза не понимают данного задания, не выполняют работу до конца, отстают от работы класса, отказываются от работы, если она требует умственной или физической нагрузки. На переменах эти дети очень подвижны и агрессивны. На замечания учителя, особенно в первые дни пребывания в школе, такие ученики не реагируют. Они неудобны в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. Эти дети с ненарушенными интеллектуальными функциями, но в силу своих особенностей чаще всего попадают в группу неуспевающих учеников. 
Современная школа представляет систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, что не соответствует условиям обучения гиперактивного ребенка.
- Эти дети испытывают повышенную потребность в движениях, а школьные правила не позволяют им двигаться во время урока и даже во время перемены. Это непосильная задача для гиперактивных детей, поэтому через10 - 15 минут после начала урока они не в состоянии сидеть за партой спокойно. 
- Эти дети очень импульсивны, поэтому они не могут работать по схеме: 
вопрос учителя – ответ ученика. Они не ждут, пока учитель разрешит им отвечать. Они часто начинают отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричат с места. А если им не дают возможность ответить, то это вызывает у них массу негативных эмоций. 
- Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомляемости. В результате отрицательные отметки и замечания со стороны учителя, что воспринимается детьми как отрицательное оценивание себя в целом, а не как оценка своей работы. Навыки чтения и письма у гиперактивных детей значительны снижены, и не соответствуют их интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом они не склонны прислушиваться к советам взрослых. Трудности при усвоении этих предметов возникают не только из-за невнимания, но и из-за недостаточного развития координации движения, зрительного восприятия, речевого развития. 
- И еще одна особенность школьной среды – это отсутствие игрового пространства, тогда как для этих детей оно необходимо, так как позволяет организовать игры на снятие статического напряжения, обыгрывание агрессивности, коррекцию механизмов эмоционального реагирования, развития навыков социального поведения. 
Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Эта комплексная проблема требует внимания как родителей, так и врачей, педагогов и психологов.
При воспитании гиперактивных детей взрослые должны избегать двух крайностей:
- с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
- с другой – постановки завышенных требований, которые они не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями.
Частые изменения указаний и колебания настроения взрослых оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других.
При работе с гиперактивными детьми необходимо сдерживать свои бурные аффекты, если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Надо эмоционально поддерживать детей во всех попытках позитивного поведения, какими бы незначительными они не были. Взрослые должны избегать категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» -попробовать переключить внимание ребенка. Надо стараться говорить спокойным голосом. Не унижать ребенка!
Из опыта работы.

Первый шаг учителя в работе с трудными детьми в обучении – обнаружение проблемы. Для этого я поддерживаю тесные контакты с родителями, так как некоторые вещи мы можем узнать только от них. Я прекрасно понимаю, что учитель не может, да и не должен ставить диагноз таким ученикам, для этого необходима консультация психолога или невропатолога, в чем я пытаюсь убедить родителей. Но надо признать, что не все родители прислушиваются к совету учителя. Поэтому мне часто приходится работать с такими учениками в союзе со школьным психологом.
Каждое утро, встречая ребят, я спрашиваю, с каким настроением они пришли в школу, что их беспокоит, что радует, как провели предыдущий день, где были и что делали. С детьми, которые встречают трудности в обучении, до начала уроков я обсуждаю, что они сами себе пожелают для успешной работы на уроке.
При подготовке к уроку слежу, чтобы все было готово к уроку, не было на рабочем столе ученика ничего лишнего. Во время урока я стараюсь не повышать голоса, делая замечания ребятам, избегать многочисленных замечаний, заменяя их жестами и взглядом. 
При смене видов заданий предупреждаю ребят, что до завершения данной работы осталось несколько минут. Поддерживаю постоянный эмоциональный контакт с этими учениками: смотрю как можно чаще в глаза, дотрагиваюсь до плеча, спины, повторяю задания, встав рядом с ребенком, наклонившись над ним. Задания даю в простой одноуровневой форме с положительным подкреплением. («Открыли дневники. Молодцы, теперь запишите домашнее задание. Хорошо»). Когда я даю детям новое задание, прошу гиперактивных детей «озвучить» правило его выполнения, рассказать, как и что надо сделать. 
Я стараюсь эмоционально поддерживать детей в их попытках позитивного поведения. Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. Гиперактивный ребенок не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должно носить моментальной характер и повторяться примерно через 15-20 минут, только надо придумать, за что можно его похвалить.
На уроке я планирую проведение нескольких физкультминуток, гимнастику для пальцев, для глаз, чтобы разделить урок на короткие периоды. 

Рекомендации ребенку в школе:

- место ребенка в классе – рядом с учителем, лучше такому ребенку сидеть одному (но не как наказание), не стоит его часто пересаживать с места на место;
-ребенку должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений;
-минимум отвлекающих предметов (картин, стендов);
-включение минуток активного отдыха с физическими упражнениями и релаксацией;
-управление активностью ребенка (просить его вымыть доску, собрать тетради и т.д.);
-частая смена заданий с небольшим числом вопросов;
-как можно более четкие правила на уроке;
-на определенный отрезок времени дается только одно задание или большое задание разбивается на части и поощряется выполнение каждой части;
-проговаривание необходимых действий вслух;

-телесный и зрительный контакт;

-создание ситуаций успеха (возможность проявления сильных сторон ребенка), чаще хвалить ребенка.

При неудовлетворительном поведении рекомендуется легкое наказание, которое должно быть немедленным. Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий». В очень трудных ситуациях можно отвести ребенка на время в другой класс, занятый выполнением какого-нибудь тихого задания (но не как наказание, а как способ помочь успокоиться).
Рекомендуется написать список того, что ожидается от ребенка в плане поведения (в позитивной формулировке). Этот список в доступной форме объясняется ребенку. Далее необходимо твердое следование избранной программе каждый день. Ребенок поощряется за каждый успех, даже если он справился с небольшим заданием. За выполнение каждого задания можно начислять баллы, а в конце дня подводить итог: набрал ли ребенок нужное количество баллов. Такая программа может быть составлена совместно с психологом.
Поскольку гиперактивные дети в значительной степени реагируют на зрительно воспринимаемые впечатления, можно использовать карточки для организации их поведения; зрительные впечатления некоторых детей могут чрезмерно отвлекать, поэтому можно попробовать, чтобы ребенок слушал объяснение учителя с закрытыми глазами. Важно вместе с ребенком найти тот способ, который лучше помогает ему организовать свое поведение (ребенок может сам определить для себя то место в классе, где он может сидеть спокойно, и переходить туда, когда ему станет тяжело удерживать внимание; может подавать сигналы, когда ему нужен отдых и т.п.)

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка “отрицательных” черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Родителям этих учеников советую найти кружок, секцию, где ребенок сможет почувствовать свою успешность. И родители поймут, что есть, за что похвалить ребенка. А для гиперактивных детей это очень важно.

Хвалите их каждый раз, когда они этого заслуживают: за их талант, за усилия, за помощь, даже если выполненное ими несовершенно. Вселяйте в них уверенность и оптимизм. Не скупитесь для них на слова любви!

Непоседы должны четко знать, что есть люди, которые их любят и принимают такими, как они есть, несмотря ни на что.


Литература

Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей в России. - М.: РАРОГЬ,1997. - 67 с.

Кэмбелл Р. Как на самом деле любить детей. - М.: Знание, 1992. - 117 с.

Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 53 с.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000. - 192 с.








































ТЕЗИСЫ К ДОКЛАДУ

«МЕКТЕПТЕРІ ГИПЕРАКТИВТІ БАЛАЛАР»

«ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ В ШКОЛЕ»


Учитель Ланкович Л.В.

ГУ «СОШ №6 г.Павлодара»

начальная школа


На данный момент меня очень волнует проблемы гиперактивного ребенка в школе. Таких детей, к сожалению, становится все больше и больше. Какого ребенка называют гиперактивным? Как работать с такими детьми, чтобы не нанести вреда ребенку, помочь ему, себе и окружающим его людям?
Греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего данному возрасту развитию невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность, когда возбуждение преобладает над торможением. В психологии для таких детей существуют понятия «моторный тип развития», «дети с повышенной активностью», «дети с повышенной эффективностью».

Современная школа представляет систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, что не соответствует условиям обучения гиперактивного ребенка.
Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Эта комплексная проблема требует внимания как родителей, так и врачей, педагогов и психологов.
При воспитании гиперактивных детей взрослые должны избегать двух крайностей:
- с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
- с другой – постановки завышенных требований, которые они не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями.
Из опыта работы.

Первый шаг учителя в работе с трудными детьми в обучении – обнаружение проблемы. Для этого я поддерживаю тесные контакты с родителями, так как некоторые вещи мы можем узнать только от них. Я прекрасно понимаю, что учитель не может, да и не должен ставить диагноз таким ученикам, для этого необходима консультация психолога или невропатолога, в чем я пытаюсь убедить родителей. Но надо признать, что не все родители прислушиваются к совету учителя. Поэтому мне часто приходится работать с такими учениками в союзе со школьным психологом.
Каждое утро, встречая ребят, я спрашиваю, с каким настроением они пришли в школу, что их беспокоит, что радует, как провели предыдущий день, где были и что делали. С детьми, которые встречают трудности в обучении, до начала уроков я обсуждаю, что они сами себе пожелают для успешной работы на уроке.
При подготовке к уроку слежу, чтобы все было готово к уроку, не было на рабочем столе ученика ничего лишнего. Во время урока я стараюсь не повышать голоса, делая замечания ребятам, избегать многочисленных замечаний, заменяя их жестами и взглядом. 
При смене видов заданий предупреждаю ребят, что до завершения данной работы осталось несколько минут. Поддерживаю постоянный эмоциональный контакт с этими учениками: смотрю как можно чаще в глаза, дотрагиваюсь до плеча, спины, повторяю задания, встав рядом с ребенком, наклонившись над ним. Задания даю в простой одноуровневой форме с положительным подкреплением. («Открыли дневники. Молодцы, теперь запишите домашнее задание. Хорошо»). Когда я даю детям новое задание, прошу гиперактивных детей «озвучить» правило его выполнения, рассказать, как и что надо сделать. 
Я стараюсь эмоционально поддерживать детей в их попытках позитивного поведения. Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. Гиперактивный ребенок не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должно носить моментальной характер и повторяться примерно через 15-20 минут, только надо придумать, за что можно его похвалить.
На уроке я планирую проведение нескольких физкультминуток, гимнастику для пальцев, для глаз, чтобы разделить урок на короткие периоды. 

При неудовлетворительном поведении рекомендуется легкое наказание, которое должно быть немедленным. Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий». В очень трудных ситуациях можно отвести ребенка на время в другой класс, занятый выполнением какого-нибудь тихого задания (но не как наказание, а как способ помочь успокоиться).
Рекомендуется написать список того, что ожидается от ребенка в плане поведения (в позитивной формулировке). Этот список в доступной форме объясняется ребенку. Далее необходимо твердое следование избранной программе каждый день. Ребенок поощряется за каждый успех, даже если он справился с небольшим заданием. За выполнение каждого задания можно начислять баллы, а в конце дня подводить итог: набрал ли ребенок нужное количество баллов. Такая программа может быть составлена совместно с психологом.

Хвалите детей каждый раз, когда они этого заслуживают: за их талант, за усилия, за помощь, даже если выполненное ими несовершенно. Вселяйте в них уверенность и оптимизм. Не скупитесь для них на слова любви!

Непоседы должны четко знать, что есть люди, которые их любят и принимают такими, как они есть, несмотря ни на что.




Доклад на тему «ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ В ШКОЛЕ»
  • Начальные классы
Описание:

Современная школа представляет систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, что не соответствует условиям обучения гиперактивного ребенка.
      Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Эта комплексная проблема требует внимания как родителей, так и врачей, педагогов и психологов.
     При воспитании гиперактивных детей взрослые должны избегать двух крайностей:
- с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
- с другой – постановки завышенных требований, которые они не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями.

Автор Ланкович Лариса Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 854
Номер материала 36869
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓