Главная / Классному руководителю / Доклад на тему «Духовно-нравственного воспитания детей в семье и школе»

Доклад на тему «Духовно-нравственного воспитания детей в семье и школе»

Доклад

на тему «Духовно-нравственного воспитания детей в семье и школе»


Наверное, нет темы более важной, чем нравственность и духовность. Порой трудно определить, где заканчивается культура и начинается нравственность. Значительная часть содержания культуры и цели ее освоения состоят в том, чтобы обеспечить включение индивида в культурно-специфичные процессы и постижение им норм морали, справедливости и честности. Само это освоение совершается в семье. С давних пор известно, что формирование моральных качеств происходит в раннем детстве, когда человек еще не готов к встрече с большим, враждебным миром, к взаимодействию с чужими людьми. И в ответе за этот процесс самые близкие люди. 

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Стержнем духовно-нравственного воспитания является интериоризация - перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни. 

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Конец второго тысячелетия ознаменован катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия, физического и нравственного здоровья людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются увеличившаяся детская преступность, цветущая пышным цветом и трудноискоренимая наркомания. Причиной этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом. 

Нравственное воспитание представляет собой одну из самых сложных и важных областей педагогических исследований. Мораль универсальна, поскольку любая культурная группа оценивает определенный тип поведения как нравственное, используя критерии его восприятия как надлежащего/недостойного. Однако конкретные нравственные принципы и поведение, соответствующее им, отличаются заметным разнообразием, как в исторической перспективе, так и в разных культурных сообществах, в разных семьях. 

Основные пути и условия формирования нравственности и духовности ребёнка в семье 

Уклад семейной жизни всегда находил отражение в нравственном облике человека. Царящая в семье эмоционально-нравственная атмосфера, внимание членов семьи друг к другу, стремление разделить ответственность, уровень взаимопонимания и взаимоуважение, родительская любовь и ответные чувства детей, семейные традиции, отношение к труду, - все это закладывает фундамент нравственности. 

Опираясь на труды педагогов В.А.Сухомлинского, С.И.Варюхиной, М.Климовой-Фюгнеровой и других исследователей, выделим следующие методы и условия формирования нравственных потребностей (нравственного воспитания ребёнка в семье). 

1. Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей [3]. 

2. Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…». 

3. Разъяснение. Воздействие словом. В.А.Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. 

Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Подростки требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Дошкольника убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В.А.Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир[4]. 

4. Крайней мерой воздействия В.А.Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него. Ребенок должен знать, за какое конкретное дело его наказывают и почему оно плохое. 

1) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. 

2) Очень важным методом в воспитании В.А.Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя [4]. 

3) Регулярный труд в присутствии ребёнка и вместе с ним. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель. 

4) Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию его нравственности. Ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка. Когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, появляется воспитывающий диалог. Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном желании познавать своеобразие индивидуальности.

Заплаканные от грубых слов внука бабушкины глаза, отброшенный ногой котенок, злобно брошенный в одноклассника мяч, - сколько таких проявлений жестокости нам приходилось наблюдать? Откуда берут свои корни насилие, грубость, невнимание к ближним? В чем причина их появления? Ответ один: невнимание взрослых в семье, детском саду, а затем и в школе к вопросу нравственного воспитания детей.

Важным этапом на пути формирования личности является духовное и нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Именно в школьные годы происходит основное формирование его собственной системы нравственных ценностей.

Основные моменты формирования личности  школьников

Ребенок приходит в первый класс с уже приобретенным в семье и детском саду багажом начальных представлений о том, что правильно, а что – нет, как себя вести дома и в обществе. В школе плавное развитие личности ребенка претерпевает скачок из-за резкого изменения и расширения круга общения, появления качественно новой основной обязанности – учебы. Ребенку приходится  с самого начала строить отношения с учителями и одноклассниками. Если маленькому школьнику родители и воспитатели сумели привить осознание важности его новой деятельности, то он будет психологически готов к добросовестному выполнению новых требований взрослых.Духовно-нравственное воспитание ребенка: проблемы и их решение

Процесс усвоения нравственных норм  ребенком можно условно разделить на три основных этапа.

Возраст

Нравственные навыки

До 5 лет

Примитивный набор правил, не разрешающих делать «плохое»

5-10

Умение давать оценку эмоциональному состоянию окружающих людей и их поступкам с морально-этической точки зрения

10-15

Осознание необходимости помогать окружающим

Психологи считают, что именно в младшей школе дети наиболее восприимчивы к усвоению нравственных норм, правил и основ эстетического развития. Именно в начальных классах у ребенка формируется нравственная позиция, согласно которой он и будет строить свое поведение и отношения с окружающими: людьми старше себя, ровесниками, теми, кто младше и слабее.

Как же воспитать в ребенке умение сочувствовать и сопереживать? Только собственным примером. Если школьник - свидетель постоянных ссор родителей, их взаимных оскорблений -  то вряд ли стоит ожидать от него вежливого и терпимого отношения к одноклассникам.

Роль преподавательского коллектива в нравственном и эстетическом воспитании школьников

Большая ответственность за успешность освоения учениками нравственных навыков лежит на плечах преподавателей. Слово учителя – основной инструмент воспитания моральных принципов. Именно учитель анализирует на своих уроках поступки литературных персонажей и реальных людей, давая им нравственную оценку.

Духовно-нравственное воспитание ребенка: проблемы и их решение

Духовное и эстетическое воспитание осуществляется практически на всех уроках, и его эффективность зависит от многих составляющих:

  • насколько интересно ученикам содержание предмета;

  • методы обучения, применяемые учителем на уроках;

  • какую атмосферу сумел создать преподаватель;

  • личность самого учителя.

Для того чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно, учитель должен отвести ему в коллективе особое место, на котором школьник сможет себя максимально проявить. Подросток почувствует себя важным и незаменимым в общем процессе, возрастет чувство его собственного достоинства. Такой способ воспитания позволит учителю без принуждения побудить своих учеников соответствовать принятым в человеческом обществе принципам морально-этического поведения.

Духовно-нравственное воспитание детей – важнейшая задача родителей и учителей, эффективный способ привить современному ребенку нравственные ценности в противовес зачастую негативному влиянию телевидения, СМИ и Интернета.

Учитель математики и информатики Алексеева Т.Г.



Доклад на тему «Духовно-нравственного воспитания детей в семье и школе»
  • Классному руководителю
Описание:

Доклад

на тему «Духовно-нравственного воспитания детей в семье и школе»

 

Наверное, нет темы более важной, чем нравственность и духовность. Порой трудно определить, где заканчивается культура и начинается нравственность. Значительная часть содержания культуры и цели ее освоения состоят в том, чтобы обеспечить включение индивида в культурно-специфичные процессы и постижение им норм морали, справедливости и честности. Само это освоение совершается в семье. С давних пор известно, что формирование моральных качеств происходит в раннем детстве, когда человек еще не готов к встрече с большим, враждебным миром, к взаимодействию с чужими людьми. И в ответе за этот процесс самые близкие люди. 

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Стержнем духовно-нравственного воспитания является интериоризация - перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни. 

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Конец второго тысячелетия ознаменован катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия, физического и нравственного здоровья людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются увеличившаяся детская преступность, цветущая пышным цветом и трудноискоренимая наркомания. Причиной этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом. 

Нравственное воспитание представляет собой одну из самых сложных и важных областей педагогических исследований. Мораль универсальна, поскольку любая культурная группа оценивает определенный тип поведения как нравственное, используя критерии его восприятия как надлежащего/недостойного. Однако конкретные нравственные принципы и поведение, соответствующее им, отличаются заметным разнообразием, как в исторической перспективе, так и в разных культурных сообществах, в разных семьях. 

Основные пути и условия формирования нравственности и духовности ребёнка в семье 

Уклад семейной жизни всегда находил отражение в нравственном облике человека. Царящая в семье эмоционально-нравственная атмосфера, внимание членов семьи друг к другу, стремление разделить ответственность, уровень взаимопонимания и взаимоуважение, родительская любовь и ответные чувства детей, семейные традиции, отношение к труду, - все это закладывает фундамент нравственности. 

Опираясь на труды педагогов В.А.Сухомлинского, С.И.Варюхиной, М.Климовой-Фюгнеровой и других исследователей, выделим следующие методы и условия формирования нравственных потребностей (нравственного воспитания ребёнка в семье). 

1. Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей [3]. 

2. Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…». 

3. Разъяснение. Воздействие словом. В.А.Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. 

Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Подростки требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Дошкольника убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В.А.Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир[4]. 

4. Крайней мерой воздействия В.А.Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него. Ребенок должен знать, за какое конкретное дело его наказывают и почему оно плохое. 

1) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. 

2) Очень важным методом в воспитании В.А.Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя [4]. 

3) Регулярный труд в присутствии ребёнка и вместе с ним. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель. 

4) Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию его нравственности. Ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка. Когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, появляется воспитывающий диалог. Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном желании познавать своеобразие индивидуальности.

Заплаканные от грубых слов внука бабушкины глаза, отброшенный ногой котенок, злобно брошенный в одноклассника мяч, - сколько таких проявлений жестокости нам приходилось наблюдать? Откуда берут свои корни насилие, грубость, невнимание к ближним? В чем причина их появления? Ответ один: невнимание взрослых в семье, детском саду, а затем и в школе к вопросу нравственного воспитания детей.

Важным этапом на пути формирования личности является духовное и нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Именно в школьные годы происходит основное формирование его собственной системы нравственных ценностей.

Основные моменты формирования личности  школьников

Ребенок приходит в первый класс с уже приобретенным в семье и детском саду багажом начальных представлений о том, что правильно, а что – нет, как себя вести дома и в обществе. В школе плавное развитие личности ребенка претерпевает скачок из-за резкого изменения и расширения круга общения, появления качественно новой основной обязанности – учебы. Ребенку приходится  с самого начала строить отношения с учителями и одноклассниками. Если маленькому школьнику родители и воспитатели сумели привить осознание важности его новой деятельности, то он будет психологически готов к добросовестному выполнению новых требований взрослых.

Процесс усвоения нравственных норм  ребенком можно условно разделить на три основных этапа.

Возраст

Нравственные навыки

До 5 лет

Примитивный набор правил, не разрешающих делать «плохое»

5-10

Умение давать оценку эмоциональному состоянию окружающих людей и их поступкам с морально-этической точки зрения

10-15

Осознание необходимости помогать окружающим

Психологи считают, что именно в младшей школе дети наиболее восприимчивы к усвоению нравственных норм, правил и основ эстетического развития. Именно в начальных классах у ребенка формируется нравственная позиция, согласно которой он и будет строить свое поведение и отношения с окружающими: людьми старше себя, ровесниками, теми, кто младше и слабее.

Как же воспитать в ребенке умение сочувствовать и сопереживать? Только собственным примером. Если школьник - свидетель постоянных ссор родителей, их взаимных оскорблений -  то вряд ли стоит ожидать от него вежливого и терпимого отношения к одноклассникам.

Роль преподавательского коллектива в нравственном и эстетическом воспитании школьников

Большая ответственность за успешность освоения учениками нравственных навыков лежит на плечах преподавателей. Слово учителя – основной инструмент воспитания моральных принципов. Именно учитель анализирует на своих уроках поступки литературных персонажей и реальных людей, давая им нравственную оценку.

Духовное и эстетическое воспитание осуществляется практически на всех уроках, и его эффективность зависит от многих составляющих:

  • насколько интересно ученикам содержание предмета;
  • методы обучения, применяемые учителем на уроках;
  • какую атмосферу сумел создать преподаватель;
  • личность самого учителя.

Для того чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно, учитель должен отвести ему в коллективе особое место, на котором школьник сможет себя максимально проявить. Подросток почувствует себя важным и незаменимым в общем процессе, возрастет чувство его собственного достоинства. Такой способ воспитания позволит учителю без принуждения побудить своих учеников соответствовать принятым в человеческом обществе принципам морально-этического поведения.

Духовно-нравственное воспитание детей – важнейшая задача родителей и учителей, эффективный способ привить современному ребенку нравственные ценности в противовес зачастую негативному влиянию телевидения, СМИ и Интернета.

 

Учитель математики и информатики                                                Алексеева Т.Г.

Автор Алексеева Татьяна Григорьевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1761
Номер материала 17946
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓