Наурзалиева Бибигуль Кариполлаевна
Школа-интернат
№3 для детей с тяжелыми
нарушениями
речи г. Атырау
Учитель начальных классов.
Стаж работы: 25 года
ЭЛЕКТ.ПОЧТА: NAURZALUEVA. BIBI@ MAIL. RU
Доклад
Тема: Дидактическая игра как средство
повышения
познавательной деятельности.
Одним из эффективных методов
обучения учащихся начальных классов является дидактическая игра. Достоинство игровых методов
и примеров обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный
интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной
задаче, которая становится желанной. Вначале учащихся интересует только
сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в
игре. В ходе игры, учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения,
где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия,
тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие
поиска. Пробуждает интерес к победе. Следовательно, дети стремятся быть быстрыми,
находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. Игра, чтение
сказок, разного рода драматизации, рисование, конструирование дают ребенку
основу для полноценного, естественного освоения учебных навыков, учебного
сотрудничества со взрослыми, формирование познавательных мотивов учения,
развития художественного сознания. Познавательная нагрузка, функцию
интеллектуального развития берут на себя дидактические игры. Дидактические игры
особенно необходимо в обучение и воспитании детей. В них удается
сконцентрировать внимание даже самых инертных учеников. Вначале дети проявляют
интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра
невозможна. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на
учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается
активность учащихся на уроке, ослабевает интерес к обучению; при ее переоценке
ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях. При
недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке,
ослабевает интерес к обучению; при ее переоценке ученики с трудом переключаются
на обучение в неигровых условиях. При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный
характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что
игры должны содействовать полноценному, всестороннему развитию психики детей,
их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и
взрослыми, прививать интерес к учебной деятельности, помогать ребенку овладеть
умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. При проведении игр
интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по
отношению к окружающим предметам. По характеру используемых материалов
дидактические игры подразделяются на предметные ( в основном это дидактические
игрушки и материалы), настольно-печатные, логические и словесные игры ( задачи,
загадки, игры-путешествия). Игры можно классифицировать по цели их проведения.
1)Одним
из преимуществ обучения на уроках математики являются такие игры, так “Считай и побеждай”, “Устный счет”, “Башня Знаний”, которые позволяют обучать,
обобщать усвоение материала урока. Большинстве игр присущи главные черты, это: свободная
развивающая деятельность; творчески характер этой деятельности; соперничества; наличие правил, отражающихся содержание
игры. Изучение математики в младших классах обедняется, если действия
предлагаются только сами по себе в отрыве от объектов действительного мира.
Поэтому полезно математические данные увязывать с носителями реальности, легко
воспринимаемых детьми и имеющих определенный интерес. На уроках математики я
часто использую стихи или просто рифмованные тексты, фрагменты из сказок. Введение
такого материалы оживляют урок, делает его занимательным и дети, слушая стихи,
незаметно включаются в учебный процесс и приобретают новые знания.
Урок
математики по теме: “Состав числа 10” я провела в виде сказки “Колобок”.
Цель урока: Закрепить знания последовательности и состава чисел в
пределах 10.
На уроке применила следующие оборудования: Карточки
– тесты, рисунки колобка, зайца, волка, медведя, лисы, мишек, сундук, карточки
от 0 до 10.
I.
Организационные
момент
II.
Закрепление
III.
Новая
тема
1. Математический
диктант
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Подчеркнуть 1 – красным карандашом, 5 – синим
карандашом, 8 – зеленым карандашом, 10 – желтым карандашом.
IV.
Сказка “Колобок”
(рисунок колобка)
V.
Задание зайца
(рисунок зайца)
Написать соседей чисел:
VI.
Задание
волка (рисунок волка)
Определить состав чисел:
VII.
Задание медведя ( рисунок медведя)
Медведь прислал сундук с медом, а бочки не
простые, а с примерами.
3+5= 10-5=
2+5= 9-4=
VIII.
Задание лисы (рисунок лисы)
IX.
Найди пропущенные
числа: … 1 … 3 … … 6 … 8 … 10 10 … … 7 … … 4 … 2 …
X.
Итог урока. Оценки. Домашнее задание.
В этой сказке у детей формируется понятие “Отношение порядка следования”, потому что на уроке задаются вопросы: Кого
первым встретил колобок? Кого вторым? Кто последний?
В игре “Сделай лесенку”
ребенок закрепляет величинные понятия. Учащийся кладет самую длинную полоску бумаги, сверху
короткую. Затем задаются дополнительные вопросы:
- Посчитаем сколько ступенек у лесенки? Какого цвета ступеньки? Какие по
длине
Знакомства с новой дидактической игрой должно
быть тщательно продумано. Если в игре есть дидактические материалы, детей с
ними нужно заранее познакомить. Затем надо познакомить с правилами игры, ее
содержанием. Игра должна быть преподнесена учащимся четко, ясно. Правила игры
не должны быть многословны и многочисленны, а результат должен быть понятен детям. Для того, чтобы дать детям отдохнуть, подвигаться,
можно включить игру в середине и в конце урока.
По характеру познавательной деятельности
игровые и занимательные задания по математике можно отнести у следующим группам:
1. Игры, требующие от детей исполнительной
деятельности. С помощью этих
игр дети выполняют действия по образцу. Игра “Cоставь узор”.
2. Игры, требующие воспроизведение действий. Они
направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это – “математическая
рыбалка”, “парашютисты”.
3. Игры, с помощью которых дети изменяют примеры
и задачи в другие, логически связанные с ними. Это – “цепочка”,
“круговые примеры”.
4. Игры, включающие элементы поиска и творчества.
Это – ‘загадки Буратино”, “Кто где живет?”.
Дидактические игры по числу участников делятся
на коллективные, групповые и индивидуальные. Ни к какой деятельности ребенок не
проявляет столько интереса, как к игровой. Ему интересно, а значит, познание и
развитие происходит легко, с удовольствием.
Огромные значения для развития творческих
способностей учащихся имеет уровень развития их мышления, памяти, внимания,
воображения. Предлагаю игры и игровые упражнения, которые способствуют развитию
познавательных процессов, определяющих успешность учебно-воспитательного
процесса: “Кто больше
запомнит”, “Запоминаем, рисуя”, “Чей предмет?”,
“Пересказ по кругу”, “Числа”.
2) Также наряду с математикой учащийся испытывает
трудности на уроках чтения и русского языка. Преодолеть эти трудности и предать привлекательность
занятиям помогает ключевые игры. Игровые приемы используются с целью научить
выделять предложения из потока речи, грамматически правильно составлять
предложения, вычленять из предложения слова, закрепить знания терминов “слово”, “предложение”. Например, игра “Доскажи словечко”. Учащийся должен найти слово.
Научись держать в
порядке
Свои книжки и … (тетрадки)
Белка спряталась в дупло,
В нем и сухо, и … (тепло)
Повела наседка –
мать
На лужок гулять …
(утят)
Роль этой игры очень велика:
- расширяют кругозор детей;
- оживляют урок;
- развивают речь детей;
- побуждают к творчеству;
Следующая игра “Помоги букве” позволяет детям находить звук [Г] в словах. Помоги букве собрать те предметы, названия в
которых она встречается. Предметы: груша, книга, барабан, гриб, рыба, яблоко,
гитара, батон.
Предложенные игровые задания
могут быть использованы на уроках с учащимися, имеющими нарушения чтения и
письма. Если задания оказывается сложным, можно применить облегченный вариант
игры, или сократить объем задания. Использования системы разных игровых приемов
не только позволяет более успешно решать задачи коррекционной работы, но и
способствует общему умственному развитию детей. Младший школьник не может быть
без активностей. Приостановить игровую деятельность – значит затормозить
всестороннее развитие и раскрытие его задатков. Учителю при ведении уроков надо
учитывать эмоционально – образный характер познания детей, поэтому использовать
различные задачи, тексты, в которых действует хорошо знакомые детям герои
сказок. Все это позволяет учителю не только не перегружать детей избыточной информацией, но и дает возможность обогатить конкретным смыслом
знания основных школьных предметов.
Можно привести еще ряд видов
дидактических игр: “Алфавит”, “Самый внимательный”, “Развиваем
глазомер”, “Что за картина?”,
“Наоборот”.
Игры-путешествия обостряют
наблюдательность, облегчают преодоление трудностей.
Игры-предложения активизируют
мыслительную деятельность детей.
Игры-загадки развивают
способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры-беседы усиливает умение слушать вопросы и ответы,
сосредотачивать внимание на содержании.
Игры-поручения развивают
словесность, речь.
Включение в урок игр и
игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у
детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоений
учебного материала. Выделяет 3 класса игр:
1. Игры, возникающие по инициативе самих детей.
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого.
3. Игры, идущие от исторически сложившихся
традиции эпоса.
Выделяют две функции
дидактических игр:
- Совершенствование и
закрепление знании. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде,
в котором они были усвоены, а трансформируют, преобразовывают их, учится
оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.
- Дети усваивают новые знания
и умения разного содержания.
Значительная часть
дидактических игр дает возможность закрепить определенные знания, умения и
навыки.
Игры на развитие зрительного
восприятия: “Разноцветные
цепочки”, “Сложи картинку”(разрезные открытки).
Игры на развитие временных
понятии: “Когда это бывает”, “Поставь по порядку”.
Использую различные
дидактические игры и игровые задания на уроках мне удалось достигнуть следующих
результатов:
- у учащихся сформировались
учебные навыки;
- повысилась активность в
ходе работы на уроке;
- речь у многих стала более
развитой;
-максимальное время
сосредоточение на уроке повысилось до 30 минут.
Включая в процесс обучения
детей игры и игровые моменты нужно всегда помнить об их целях и назначении.
Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача учителя – научить детей активно относиться к учебному
процессу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.