Главная / Другое / Доклад на тему: «Сценическая речь, как фактор развития творческого потенциала ребёнка».

Доклад на тему: «Сценическая речь, как фактор развития творческого потенциала ребёнка».

КГКП «Детская школа искусств №15

акимата г. Усть-Каменогорска»





Доклад на тему: «Сценическая речь, как фактор развития творческого потенциала ребёнка».







Составила:

Преподаватель театра

Кускова Н.В.





2013 - 2014 учебный год

И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры… В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным.

А. П. Чехов

Драматический театр — это синтетическое искусство. Это игра вымысла и реальности, слов и света, красок и звуков-всего того, что и есть ,по сути, творчество .Уроки театра,- это создание условий для раскрытия природного творческого потенциала ребенка в качестве актера, зрителя; воспитание внутренней и внешней свободы, совершенствование жизненно важных качеств: воображения, памяти, фантазии – овладение яркой, образной, глубоко осмысленной и выразительной речью. В процессе занятий осуществляется развитие пытливости, любознательности каждого ребенка, воспитание интереса его к познавательной деятельности.

Колоссальное значение имеет в театре визуальный образ.  Следовательно, важнейшим его элементом является мысль, раскрываемая посредством слова. Занятия в театральном коллективе не только развивают творческие способности, но и формируют его коммуникативную культуру, значимость и необходимость в общем деле, индивидуальность в исполняемой роли.

Сценическая речь - важнейшее средство театрального воплощения драматургического произведения. Она дает возможность актеру донести до зрителя идеи, мысли и чувства, заложенные в тексте и является одним из основных профессиональных средств выразительности актера. Владея мастерством сценической речи, актёр раскрывает внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа.

В сентябре месяце 2013 года мной был проведён сравнительный анализ по изучению развития навыков сценической речи, который показал положительный рост знаний и возможностей по сравнению с сентябрём 2012 года.

hello_html_m6c5dccd1.png

Рассмотрев диаграмму можно заметить, как возрос средний и высокий уровень навыков по сценической речи, в сравнении с прошлым годом , что говорит о положительном творческом росте и развитии.

Стоит отметить, что сценическая речь, как предмет изучения ребенком, несколько отличается от сценической речи профессионального актера. В методике обучения ребенка правилам сценической речи существуют свои особенности: преподавание ведется исключительно в игровой форме, присущей природе ребенка, способствующей более органичному раскрытию особенностей речи каждого ребенка и коллектива в целом. Главной задачей является –  развитие навыков владения ясной, осмысленной, грамотной речью как во время исполнения роли в спектакле, так и при исполнении произведений в жанре художественного слова. В связи с этим программа в нашей театральной студии включает в себя как  групповые занятия, так и индивидуальные, на которых педагог может уделить должное внимание психофизике ребенка.

Занятия сценической речью можно подразделить на этапы:

  1. Дыхание.

Процесс дыхания имеет особое значение в связи с голосовой и речевой деятельностью человека. Это один из самых существенных и важных элементов воспитания речевого голоса и правильного произношения звуков речи. От того, как дышит актёр, т.е. как он умеет пользоваться своим дыханием, зависят красота, сила и лёгкость голоса, музыкальность и мелодичность его речи. На занятиях сценической речью мы делаем различные упражнения, направленные на тренировку диафрагмального дыхания, необходимого актерам: «33 Егорки», «Свеча», «Цветок», «Насос», «Зевота» и т.д.

 2. Дикция.

Дикция - чёткая и ясная речь, необходимое профессиональное качество актёра. На занятиях ребята выполняют упражнения, целью которых является устранение "каши во рту", улучшение дикции, четкости произносимых слов и словосочетаний: произношение скороговорок со сменой темпоритма и выполнением физических действий, а также артикуляционная гимнастика, которая служит для разогрева и для развития мышц артикуляции ( губы, упражнения для языка, упражнения для челюсти).

Вначале года мною был проведен мониторинг по изучению развития навыков дикции в старшей и средней группе театральной студии «Софит».

Сравнительная карта по изучению развития дикции за 2012-2013 и 2013-2014 года.

hello_html_4565bc4e.png

Рассмотрев карту, можно увидеть, пусть небольшую, но разницу положительного роста навыков дикции у детей.

 3. Голос.

Голос является довольно тонким индикатором личности говорящего. Основная задача сценической речи - раскрыть, развить и воспитать т.н. речевой голос. С помощью специально подобранного комплекса упражнений дети учатся выявить все лучшие качества речевого звука, свойственные их индивидуальности, с целью развить и приспособить для профессионального звучании: «Стрельба», «Снежки», «Эхо», «Музыкальный звукоряд», «Поезд» и т.д.

 4. Логика речи.

Главная задача этого раздела - научить детей видеть и понимать структуру речи, правильно расставлять интонационные и логические ударения. Каждая фраза (как и слово) в речи имеет определённый смысл, ради которого она произносится.. Читая текст, написанный автором мы стараемся его интонационно "раскрасить", начинаем "играть" словами, что сказывается на сути произносимого. Подборка стихотворений, басен и художественных текстов.

 5. Орфоэпия.

Произносительные нормы современного русского языка устанавливает особый раздел лингвистики- орфоэпия. Современная орфоэпия исторически складывалась вместе с развитием литературы и драматического искусства. Пример: пишется - бесшумный, а произносится- бешшумный. На занятиях сценической речью дети знакомятся с правилами произношения различных слов, учатся говорить правильно.

При работе над голосом нужны терпение, кропотливый, каждодневный труд – труд с предельным вниманием к точности выполнения заданий, к получаемому результату.   Обучение сценической речи неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой систем, совершенствованием речевого слуха, постановкой голоса . На занятиях необходимо добиваться того , чтобы «…голос, речь и интонации оставались и на сцене в полной зависимости от внутреннего чувства и являлись бы его непосредственным, точным и рабским выразителем.» (К.С. Станиславский)

Чтобы отражать тончайшую и часто подсознательную жизнь сценического образа, актеру необходимо обладать исключительно отзывчивым и превосходно разработанным голосовым, речевым и телесным аппаратом, то есть у актера должны иметься для этого соответствующие средства выражения. За последние годы много сделано в сфере изучения механизмов речи, слуха, в теории голосообразования. Современная педагогика нашла новые источники для совершенствования методики работы над дыханием, слухом. В основу приемов легли работы врачей — ларингологов, физиологов, психологов, специалистов по лечебной физкультуре. Это позволило найти наиболее верный и доступный путь к освоению правильного, полного дыхания, к умению самостоятельно работать над совершенствованием своего речевого аппарата, снимать мышечные зажимы, которые мешают работе над голосом.

Голос и даны человеку для выражения мыслей и чувств. Природа рождения речи — психологическое действие, мотивируемое действиями говорящего. Отсюда вытекает основной принцип речи, который заключается в том, что урок должен строиться не только как увлекательная игра, но и как абсолютно свободный творческий процесс, в котором каждый ученик ощущает свой потенциал и сознательно стремится к самосовершенствованию не только в области сценической речи, но и в развитии личности. Система упражнений в работе по сценической речи формируется на основе общих с мастерством актера принципов: простота, конкретность, органичность, целенаправленность, результативность.

В работе над литературными произведениями нужно уделять большое внимание выбору материала, т.е. педагог должен пробудить интерес ученика к хорошей литературе, приобщить его к культуре чтения. Важно, чтобы ребенок принимал в этом процессе выбора активное участие. Необходимо подбирать тексты, которые не только обладают высокой художественной ценностью, но и будят фантазию исполнителя, затрагивают его эмоциональную структуру. Проблемы, поднимаемые в тексте, должны быть так же понятны и точно сформулированы, как ответы на вопросы: “Что учащийся хочет сказать слушателю? Ради чего он будет это делать?».

Одной из характерных особенностей детей 21 века является нежелание что - либо учить и запоминать. Большую часть времени дети проводят в мире интернета, отсюда характерная вялость, апатия. Таких детей сложно чем – либо заинтересовать, у них нет любимых авторов, любимых произведений. Поэтому очень важно подобрать необходимый материал так, чтобы пробудить в этих детях творческий интерес к волшебному миру театра. С целью изучения этой проблемы я проводила опрос учащихся в начале каждого учебного года на основе которого составлена приведенная ниже диаграмма, на которой можно проследить рост интереса к литературным произведениям.

Диаграмма изучения роста читаемости литературных произведений.hello_html_20f36097.png

Театр среди других искусств занимает особое место. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (музыки, танца, живописи, скульптуры). Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее целостную систему социального и эстетического образования и воспитания.

Театр - это увлекательный, чудесный мир наполненный светом, солнцем, различными запахами и бесконечными приключениями. Поэтому занятия детей в этом удивительном процессе  представляют собой гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни. Их можно рассматривать, как своеобразную "стартовую площадку", пролог в становлении культурного, творческого, интеллектуального потенциала личности ребенка.









Список используемой литературы:

1..Агапова И.А., Давыдова М.А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок. Серия "Мозаика детского отдыха". – М.: ВАКО, 2006.г

2..Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002г

3.Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Серия "Дополнительное  образование". – Волгоград: Учитель, 2009г

4.Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М., 1980г

5.Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под ред. Никитиной А.Б.  Серия "Театр и дети". – М.: ВЛАДОС, 2001г

6.Теория и практика сценической речи: Коллективная монография. Вып.2/ Под ред. В. Н. Галендеева. – С-Пб: ГАТИ, 2007г

7.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Серия "Театр и дети". – М.: ВЛАДОС, 2004г

8.Сценическая речь.Учебник. /Предисловие и научное редактирование И.П. Козляниновой, И.Ю. Промптовой/ М., ГИТИС, 1995г.



Доклад на тему: «Сценическая речь, как фактор развития творческого потенциала ребёнка».
  • Другое
Описание:

Моя работа, посвящена разработке навыков сценической речи. Данный опыт будет полезен преподавателям театра в учреждениях дополнительного досуга.  Колоссальное значение имеет в театре визуальный образ.  Следовательно, важнейшим его элементом является мысль, раскрываемая посредством слова.  Занятия в театральном коллективе не только развивают творческие способности, но и формируют его коммуникативную культуру, значимость и необходимость в общем деле, индивидуальность в исполняемой роли.

 Сценическая речь - важнейшее средство театрального воплощения драматургического произведения. Она дает возможность актеру донести до зрителя идеи, мысли и чувства,  заложенные в тексте и является одним  из основных профессиональных средств выразительности актера. 

Автор Кускова Надежда Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 693
Номер материала 41093
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓