Главная / Классному руководителю / Доклад на тему : "Организация проектной и исследовательской деятельности"

Доклад на тему : "Организация проектной и исследовательской деятельности"

Название документа К педсовету.ppt

Организация проектной и исследовательской деятельности во внеурочное время Уч...
История возникновения «Метода проектов» Восходит ко второй половине 19 века. ...
коммуникативные рефлексивные Компетентности проектировочные исследовательские...
Отличие «метода проектов» от исследовательской деятельности «Метод проектов» ...
На родительском собрании
1 из 8

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Организация проектной и исследовательской деятельности во внеурочное время Учите
Описание слайда:

Организация проектной и исследовательской деятельности во внеурочное время Учитель начальных классов Пухова В.В.

№ слайда 2 История возникновения «Метода проектов» Восходит ко второй половине 19 века. Как
Описание слайда:

История возникновения «Метода проектов» Восходит ко второй половине 19 века. Как известно, появился в Америке и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей принцип « обучение посредством делания» (Д. Дьюи, У. Килпатрик). В начале XX века он появился в России и был подхвачен С. Шацким, В. Шульгиным, но 1931 году был осужден за чрезмерное старание перевести «школу учебы» в «школу жизни» и вытеснен из советской школы. Необходимость в данном методе появилась в связи с переходом обучения на идеи компетентностного подхода в образовании, т.е. выделение тех компетентностей, которые будут необходимы за рамками системы образования.

№ слайда 3 коммуникативные рефлексивные Компетентности проектировочные исследовательские ко
Описание слайда:

коммуникативные рефлексивные Компетентности проектировочные исследовательские кооперативные экспериментальные информационные

№ слайда 4 Отличие «метода проектов» от исследовательской деятельности «Метод проектов» Кон
Описание слайда:

Отличие «метода проектов» от исследовательской деятельности «Метод проектов» Конечный продукт-объект, модель, рекомендации. Само исследование и есть продукт деятельности

№ слайда 5 На родительском собрании
Описание слайда:

На родительском собрании

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

Название документа Организация проектной и исследовательской деятельности во внеурочное время.doc

Учитель нач.кл. сш№17 Пухова В.В.

Организация проектной и исследовательской деятельности во внеурочное время.

История возникновения педагогического явления, часто именуемого в педагогических источниках как «Метод проектов», восходит ко второй половине 19 века. Как известно, появился в Америке и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей принцип « обучение посредством делания» (Д. Дьюи, У. Килпатрик). В начале XX века он появился в России и был подхвачен С. Шацким, В. Шульгиным, но 1931 году был осужден за чрезмерное старание перевести «школу учебы» в

«школу жизни» и вытеснен из советской школы. Необходимость в данном методе появилась в связи с переходом обучения на идеи компетентностного подхода в образовании, т.е. выделение тех компетентностей, которые будут необходимы за рамками системы образования.

Необходимо заметить, что получив свое второе рождение, метод проектов по сравнению «с первым пришествием» осовременился, претерпев значительные изменения. Если раннее он был единственным способом обучения, то в настоящее время работа над проектом рассматривается как одно из ряда приближенных к естественным условие для формирования опыта продуктивной деятельности ученика.

В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений, а именно:

проектировочные – осмысливание задачи, планирование, прогнозирование;

исследовательские – выдвижение предположения, поиск решений; информационные – самостоятельный поиск информации, выделение главного; кооперативные – взаимодействие с участниками проекта;

коммуникативные – умение слушать, понимать других, вступать в диалог, дискуссии;

экспериментальные – наблюдение и осмысление результатов;

рефлексивные – осуществление самооценки;

презентационные – навыки монологической речи.

Всматриваясь в суть метода проектов, невозможно обойти стороной исследовательскую деятельность. Многие отождествляют их, но в этих двух понятиях существует принципиальные различия. Проект предполагает создание возможного объекта или состояния, исследование не предполагает какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

Исследование, по сути – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Другими словами, проект предполагает какой-либо ощутимый продукт, будь то изделие, модель или рекомендации. В исследовании такой продукт также возможен, но не обязателен, само исследование и есть продукт деятельности.

В специальной периодике имеется большое количество статей, содержащих разнообразные темы проектов, и готовые презентационные материалы без теоритического обоснования и необходимого методического сопровождения. Такая картина отображает парадоксальную ситуацию, сложившуюся сегодня в практике школы: недостаточная разработанность теоретической и методической базы проектной деятельности младших школьников не является препятствием ее широкого использования. Отрицательные последствия таковы: бездумная погоня за модной инновацией, перетягивание несвойственных младшему школьнику организационных форм работы из основного и старшего звена обучения, методические перекосы.

Свою деятельность в данном направлении начала с учебы. Прошла курсы по организации проектной и исследовательской деятельности в ДДЮ, получила сертификат и небольшую теоретическую базу для работы с детьми. Заинтересовалась сама и постаралась заинтересовать родителей и учеников.

Первый проект с моими ребятами- это наше портфолио, которое мы разрабатывали с родителями еще в 1 классе. В начале года мы запустили в жизнь еще один коллективный проект «Золотая книга сказок и рассказов». В эту папку входят лучшие сочинения ребят, составленных сказок. На данном этапе подборку веду сама, в дальнейшем планирую создать экспертную группу, состоящую из родителей и детей.

Родители учеников – это моя поддержка и опора, без них ни одно мое начинание не будет иметь успеха. Поэтому со своими планами и проектами вышла на родительское собрание. Во второй четверти подготовила его, рассказала об исследовательской и проектной деятельности, приготовила памятки « Как помочь ребенку в исследовательской работе». Не скажу, что все приняли мои предложения, но те, кто заинтересовался, активно помогают мне и детям. Конечно, излишнее «онаучивание» проектов, исследований, доведенных терминами «объект», «предмет», «гипотеза» до уровня кандидатских, перекрывает путь для учеников 2 класса. Но тем и сильна профессия педагога, сделать трудное и недосягаемое, простым и реальным и избавить ребят на первых этапах от псевдонаучных условностей и сложностей, заменить слова «актуальность» на фразы: «мне интересно», «меня удивило». Кстати, это мое личное убеждение, что в детских проектах необходимо убрать эти термины, они скорее тормозят, чем продвигают проектную и исследовательскую деятельность.

В третьей четверти были организованы дополнительные занятия для учеников, которые хотели заняться проектами или исследованием. В результате осталась группа ребят, которые реально стали разрабатывать свои темы.

«Осторожно: паук» Мацкевицус Н. Белов Д.

«Шоколад: за и против» Лунга К. Чернышева М. Ложкина М.

« Боятся ли слоны мышей?» Дашкин В.

«Кукла Барби» Мусатаева Д.

«Кошка , таинственная и загадочная» Бейсембаева Д.

« Какими были первые автомобили?» Колосов Н.

«Мои модели из Лего» Якушевский А.

Как и положено в этом возрасте, дети быстро загораются идеями, а потом также быстро остывают. Поэтому постоянно подпитываю детское воображение чем- то новым, непознанным, задаю вопросы, избегаю прямых ответов на них, стараюсь просветлять фантазии, но не рисовать за них картины. А главное, не критиковать, а советовать, подхваливать, восхищаться познаниями, только позитивное отношение к проектантам. Кстати, материалы проекта, которые разрабатывались для области, нашли применение на наших занятиях, я опиралась на план, который был разработан в нем. Мы научились составлять опросник для анкет, обрабатывать результаты. На основе этих данных делать выводы и умозаключения. Презентации выполнялись с помощью родителей и старших ребят. Теперь находимся в стадии подготовки защиты своих исследований и проектов. Планирую в апреле провести форум « Мы -исследователи» с привлечением родительской общественности, педагогов и детей. Я понимаю, что возможно на ваш взгляд, это не так уж все и значимо, но поверьте эта работа требует колоссальных усилий и ребят ,и педагога. Пусть мы сделали только маленькие шаги в данном направлении, но мы двигаемся, а, значит, обязательно придем к успеху не только в школе, но и на других форумах. А планов –громадье. Только бы хватило на это времени и терпения.

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

(Л. Толстой)


Доклад на тему : "Организация проектной и исследовательской деятельности"
  • Классному руководителю
Описание:

В данном докладе отражен опыт организации исследовательской деятельности с детьми, что получалось, над чем стоит задуматься. Возможно он поможет колегам для работы в данном направлении.

Организация проектной и исследовательской деятельности во внеурочное время.

История возникновения педагогического явления, часто именуемого в педагогических источниках как «Метод проектов», восходит ко второй половине 19 века. Как известно, появился в Америке и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей принцип  « обучение посредством делания» (Д. Дьюи, У. Килпатрик). В начале XX века он появился в  России и был подхвачен  С. Шацким, В. Шульгиным, но 1931 году был осужден за чрезмерное старание перевести «школу учебы» в

 

 «школу  жизни» и вытеснен из советской школы. Необходимость в данном методе появилась в связи с переходом обучения на идеи компетентностного подхода в образовании, т.е. выделение тех компетентностей, которые будут необходимы за рамками системы образования.

Автор Пухова Валентина Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 294
Номер материала 39861
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓