Главная / Иностранные языки / Доклад на тему "Использование проектной методики на уроках немецкого языка с целью реализации личностно-ориентированного подхода"

Доклад на тему "Использование проектной методики на уроках немецкого языка с целью реализации личностно-ориентированного подхода"

Использование проектной методики на уроках немецкого языка с целью реализации личностно-ориентированного подхода в обучении


Каждый учитель, учащийся, и все наше государство в целом, заинтересованы сегодня в практическом владении иностранным языком, обеспечивающем выход на мировой рынок, приобщение к мировой культуре. Поэтому в качестве приоритетной цели выступает коммуникативная компетенция. Одним из путей повышения уровня продуктивного владения иноязычной речью является использование на уроках иностранного языка современных педагогических технологий. Применение современных педагогических технологий таких , как обучение в сотрудничестве , проектная методика , использование новых информационных технологий , Интернет- ресурсов помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей учащихся, их уровня обученности. Данные технологии нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся . Я остановилась на проектной методике , так как она наиболее приемлема для средней школы. Она включает в себя и обучение в сотрудничестве и использование Интернет-ресурсов , позволяет перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносит акцент на формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и её источников.

«Метод проектов направлен на то , чтобы развивать активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто получать знания , которые даёт ему школа , но и уметь использовать их на практике.» Итак , « метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании организации и контроле своей деятельности.»

« Каждый проект должен иметь:

-конкретную цель , которая позволяет учащимся открывать и познавать

новое;

-тесную связь с жизненно важными для учащихся темами , такими , как: выбор профессии , охрана окружающей среды , дружба , любовь и т.д.;

-совместное планирование учащимися и учителем этапов работы (следует заметить , что учитель при этом является лишь деловым помощником и дилером , который снабжает учащихся необходимыми инструментами для выполнения полученных заданий).»

Для достижения желаемых результатов каждый раз необходимо составлять алгоритм действий, т.е. последовательность этапов проектной работы.

I этап ( подготовительный) включает в себя выявление проблемы с помощью методов «мозгового штурма», « мозговой атаки» , диспута ; определение темы проекта (постановка основных вопросов ) , определение вида деятельности учащихся (поисковый , исследовательский , творческий), его целей (постановка конечного результата) , формирование задач проекта и разработка плана работы над проектом, т.е . создание детального плана работы :определение источников информации и методов её сбора, определение формы презентации и установление критериев оценивания результата работы.

На II этапе (практическом) происходит сбор информации ( работа с источниками информации) , ее анализ, обработка собранной информации ,формулировка вывода. Каждый участник проекта имеет свой аспект работы, выполняет роль. На этом же этапе происходит оформление результатов деятельности.

На III (заключительном ) этапе происходит презентация проекта, его защита и оценка . Презентация проекта может проходить в форме научного доклада, деловой игры ,отчёта, конференции , путешествия , рекламы , ролевой игры , спектакля , телепередачи , экскурсии ,театрализации.

Уже в младших классах учащимся предлагаются небольшие индивидуальные, парные и групповые проекты. Этот период является подготовительным этапом к переходу учащихся средних и старших классов к творческим, ролевым, игровым и поисковым проектам, которые могут выходить за рамки обычной школьной среды.

На начальном этапе проектная работа помогает усилить внутреннюю мотивацию ребенка, создает благоприятные условия для самовыражения ( а часто и самоутверждения) личности в коллективе через реализацию принципа успеха – «Я сам. Я хочу. Я могу. Я умею». Поэтому, начиная со 2 класса я даю простые проектные задания. При изучении темы «Школа» прошу нарисовать школу и описать ее, нарисовать свою учительницу и рассказать о ней. Во втором классе мы делаем аппликацию «Календарь- цветок» (der Blumenkalender), рассказываем по нему о временах года, называем месяцы. При прохождении темы «Зимние праздники» делаем аппликацию зимней елочки, наклеиваем игрушки, украшения и описываем ее, клеим новогодние открытки и подписываем их. Эту работу можно дать и на дом.

При изучении темы «Игрушки» делаем коллаж «Wir spielen», наклеиваем игрушки и рассказываем , во что мы играем.

При изучении темы «Im Zoo» («В зоопарке») ребята составляют кроссворды, загадки о различных животных, описывают сказочных животных.

В 3 классе по теме «Осень» я предлагаю ребятам сделать книжечку со стихами ,песенками , описанием осенней погоды. В книжечке могут быть как рисунки, так и аппликации.

По теме «Школа» мы готовим «расписание уроков», каждая группа пишет расписание на один день недели, затем составляется общее, наклеивается на один лист. Защита состоит в том, чтобы рассказать, что мы делаем на уроках в этот день.

При прохождении темы «Зима» ребята получают задание на дом нарисовать и описать снеговика. Интересно проходит защита проектов «Наши увлечения» («Freizeit , Hobbys»).

В 4 и 5 классах ребята пробуют силы в написании книг о себе « Das Buch über mich». Разделы ребята предлагают сами. Как правило, книга содержит фото, наклейки, аппликацию и описание. На неделе немецкого языка мы проводили конкурс «Книг о себе», их защиту. По теме «Школа» мы делаем коллаж о своих занятиях в школе .

В основной школе (5-9 классы) проектные работы могут быть не только итогом работы по теме, но и могут быть посвящены народным праздникам, неделе немецкого языка или являться описанием каникул. Задание при этом дается на каникулы. В начале учебного года во всех классах мы обговариваем тему «Летние каникулы», даем задание описать свои каникулы, написать письмо другу в Германию с описанием летних каникул. Письмо – это тоже индивидуальный проект, требующий творчества и поиска. Однако интереснее будет работа в группах, где каждая группа защищает свой коллаж о проведенных летних каникулах. Ребята приносят фотографии, подбирают рисунки, учат необходимую лексику, защищают проект.

Можно предложить также следующие темы проектов:

- Наш класс.( оформляется в виде классного уголка: дни рождения, поручения, план работы на четверть, фотографии и т.д.)

- Путеводитель по школе ( фотографии, названия кабинетов). Каждой группе дается задание: описать один этаж. Итогом работы является книга- путеводитель.

- Школа моей мечты. Все предметы распределяются, каждый описывает , каким бы он хотел видеть в будущем преподавание, кабинет, учителя и т.д.

- Национальные праздники. Каждая группа готовит и знакомит остальных с одним из праздников: Новым годом, Рождеством, днем Святого Валентина, , Пасхой.

- Моя страна глазами иностранных туристов( презентация газеты, мультимедийного проекта) .

- Немецкий язык вокруг нас ( немецкие слова в нашем языке, немецкие фильмы на нашем экране, немецкие музыкальные группы, немецкая продукция в наших магазинах).

- Немецко-язычные страны ( каждая группа готовит презентацию по своей стране, подбирает фотографии, находит интересную информацию, делает газету или коллаж и защищает свой проект).

-Германия. Города и достопримечательности.

-Путеводитель по Крыму.

Старшая школа (10-11 классы) функционирует, как профильная. Это способствует созданию лучших условий для дифференцированного обучения, для учета индивидуальных особенностей развития учащихся. В старшей школе ребята, как правило уже умеют пользоваться компьютером и Интернетом, поэтому для выполнения проектных работ, таких как «Работа и профессия», «Охрана окружающей среды», «Здоровый образ жизни. Вредные привычки», … мы широко используем Интернет-ресурсы.

Итак, используя метод проектов, мы активизируем деятельность каждого ученика в процессе обучения, создаем ситуации для творческой активности. Проектная деятельность учащихся позволяет им выступать в роли авторов, творцов, повышает творческий потенциал, расширяет общее мировоззрение, повышает уровень практического владения немецким языком, формирует навыки самостоятельной деятельности.

Накопленный опыт работы над проектами позволяет сделать вывод о том, что проектная деятельность является дополнительным источником мотивации учащихся, помогает развивать межкультурные связи и навыки общения. Проект также позволяет решить проблему обучения разноуровневых учащихся в одном классе: каждый ученик выполняет то, что ему под силу, при этом участвуя в едином процессе.


Доклад на тему "Использование проектной методики на уроках немецкого языка с целью реализации личностно-ориентированного подхода"
  • Иностранные языки
Описание:

Использование  проектной  методики на  уроках  немецкого  языка  с  целью реализации  личностно-ориентированного  подхода  в обучении

 

      Каждый учитель, учащийся, и все наше государство в целом, заинтересованы сегодня в практическом владении иностранным языком, обеспечивающем выход на мировой рынок, приобщение к мировой культуре. Поэтому в качестве приоритетной цели выступает коммуникативная компетенция. Одним из путей повышения уровня продуктивного владения иноязычной речью является использование на уроках иностранного языка современных  педагогических   технологий. Применение   современных  педагогических  технологий  таких  , как   обучение  в  сотрудничестве  , проектная методика ,    использование  новых  информационных  технологий , Интернет- ресурсов помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей учащихся, их уровня обученности.  Данные  технологии нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся .      Я остановилась  на  проектной  методике , так как  она  наиболее  приемлема  для  средней  школы. Она  включает  в  себя  и  обучение  в  сотрудничестве  и использование  Интернет-ресурсов , позволяет перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносит акцент на формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и её источников.

      «Метод  проектов  направлен  на  то , чтобы развивать активное   самостоятельное мышление  ребенка  и научить  его  не  просто получать      знания , которые  даёт  ему  школа , но и уметь  использовать их  на  практике.» Итак , « метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс,  дает возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании организации и контроле своей деятельности.»

« Каждый  проект должен  иметь:

-конкретную  цель , которая  позволяет  учащимся открывать  и  познавать

новое;

-тесную  связь  с  жизненно  важными для  учащихся  темами , такими  , как:  выбор  профессии , охрана  окружающей  среды  , дружба , любовь  и  т.д.;

-совместное  планирование  учащимися  и  учителем  этапов  работы  (следует  заметить , что  учитель  при  этом  является  лишь  деловым  помощником  и  дилером , который  снабжает  учащихся  необходимыми   инструментами  для  выполнения  полученных  заданий).»

    Для достижения желаемых результатов каждый раз необходимо составлять  алгоритм действий, т.е.  последовательность  этапов  проектной  работы.

      I этап ( подготовительный)  включает в себя выявление  проблемы   с помощью методов «мозгового  штурма»,  « мозговой  атаки» , диспута  ; определение темы проекта (постановка  основных  вопросов ) , определение  вида  деятельности  учащихся (поисковый , исследовательский , творческий), его целей (постановка  конечного  результата) , формирование задач проекта  и разработка плана работы над проектом, т.е . создание  детального  плана  работы :определение  источников  информации  и  методов  её сбора, определение  формы  презентации и установление  критериев  оценивания результата работы.

      На II этапе  (практическом) происходит сбор информации  ( работа  с  источниками  информации) , ее анализ, обработка  собранной  информации ,формулировка  вывода. Каждый участник проекта имеет свой аспект работы, выполняет  роль. На этом же этапе происходит оформление результатов деятельности.  

     На III(заключительном ) этапе происходит  презентация проекта, его защита и оценка .  Презентация  проекта  может  проходить  в  форме  научного доклада, деловой  игры ,отчёта, конференции , путешествия , рекламы , ролевой  игры , спектакля , телепередачи , экскурсии ,театрализации.

    Уже в  младших классах учащимся предлагаются небольшие индивидуальные, парные и групповые проекты. Этот период является подготовительным этапом к переходу учащихся средних и старших классов к творческим, ролевым, игровым и поисковым проектам, которые могут выходить за рамки обычной школьной среды.

     На начальном этапе проектная работа помогает усилить внутреннюю мотивацию ребенка, создает благоприятные условия для самовыражения ( а часто и самоутверждения) личности в коллективе через реализацию принципа успеха – «Я сам. Я хочу. Я могу. Я умею». Поэтому,  начиная  со 2 класса я даю простые проектные задания. При изучении темы «Школа» прошу нарисовать школу и описать ее, нарисовать свою учительницу и рассказать о ней. Во втором классе мы делаем аппликацию «Календарь- цветок» (derBlumenkalender), рассказываем по нему о временах года, называем месяцы.   При прохождении темы «Зимние праздники» делаем аппликацию зимней елочки, наклеиваем игрушки, украшения и описываем ее, клеим новогодние открытки и  подписываем их. Эту работу можно дать и на дом.

       При изучении темы «Игрушки» делаем коллаж «Wirspielen»,  наклеиваем  игрушки и рассказываем , во что мы играем.

       При изучении темы «ImZoo» («В зоопарке») ребята составляют кроссворды, загадки о различных животных, описывают сказочных животных.

       В 3 классе  по теме «Осень» я предлагаю ребятам сделать книжечку со стихами  ,песенками , описанием осенней погоды. В книжечке могут быть как рисунки, так и аппликации.

       По теме «Школа» мы готовим «расписание уроков», каждая группа пишет расписание на один день недели, затем составляется общее, наклеивается на один лист. Защита состоит в том, чтобы рассказать, что мы делаем на уроках в этот день.

       При прохождении темы «Зима»  ребята получают  задание на дом нарисовать и описать снеговика. Интересно проходит  защита проектов  «Наши увлечения» («Freizeit , Hobbys»).

       В 4 и 5 классах ребята пробуют силы в написании книг о себе «  DasBuchübermich». Разделы ребята предлагают сами. Как правило, книга содержит фото, наклейки, аппликацию и описание. На неделе немецкого языка мы проводили конкурс «Книг о себе», их защиту.   По теме  «Школа»  мы  делаем  коллаж о своих  занятиях  в  школе .

    В основной школе (5-9 классы)  проектные работы могут быть не только итогом работы по теме, но и могут быть посвящены народным праздникам, неделе немецкого языка или являться описанием каникул. Задание при этом дается на каникулы. В начале учебного года во всех классах мы обговариваем тему «Летние каникулы», даем задание описать свои каникулы, написать письмо другу в Германию с описанием летних каникул.  Письмо – это тоже индивидуальный проект, требующий творчества и поиска. Однако интереснее будет работа в группах, где каждая группа защищает свой коллаж о проведенных летних  каникулах. Ребята приносят фотографии, подбирают рисунки, учат необходимую лексику, защищают проект.

       Можно  предложить также следующие темы проектов:

- Наш класс.( оформляется в виде классного уголка: дни рождения, поручения, план работы на четверть, фотографии и т.д.)

- Путеводитель по школе ( фотографии, названия кабинетов). Каждой группе дается задание: описать один этаж. Итогом работы является книга- путеводитель.

- Школа моей мечты. Все предметы распределяются, каждый описывает ,  каким бы он хотел видеть в будущем преподавание, кабинет, учителя и т.д.

- Национальные праздники. Каждая группа готовит и знакомит остальных с одним из праздников: Новым годом, Рождеством, днем Святого Валентина, , Пасхой. 

- Моя страна глазами иностранных туристов( презентация газеты,  мультимедийного проекта) .

- Немецкий язык вокруг нас ( немецкие слова в нашем языке, немецкие фильмы на нашем экране, немецкие музыкальные группы, немецкая продукция в наших магазинах).

- Немецко-язычные страны ( каждая группа готовит презентацию по своей стране, подбирает фотографии, находит интересную информацию, делает  газету  или  коллаж  и  защищает  свой  проект).

-Германия. Города  и  достопримечательности.

-Путеводитель  по Крыму.

 Старшая школа (10-11  классы) функционирует, как профильная. Это способствует созданию лучших условий для дифференцированного обучения, для учета индивидуальных особенностей развития учащихся. В старшей школе ребята, как правило уже умеют пользоваться компьютером и Интернетом, поэтому для выполнения проектных работ, таких как «Работа и профессия», «Охрана окружающей среды», «Здоровый образ жизни. Вредные привычки», … мы широко используем Интернет-ресурсы.

     Итак, используя метод проектов, мы активизируем деятельность каждого ученика в процессе обучения, создаем ситуации для творческой активности. Проектная деятельность учащихся позволяет им выступать в роли авторов, творцов, повышает творческий потенциал, расширяет общее мировоззрение, повышает уровень практического владения немецким языком, формирует навыки самостоятельной деятельности.

      Накопленный  опыт работы над проектами позволяет сделать вывод о том, что проектная деятельность является дополнительным источником мотивации учащихся, помогает развивать межкультурные связи и навыки общения. Проект также позволяет решить проблему обучения разноуровневых учащихся в одном классе: каждый ученик выполняет то, что ему под силу, при этом участвуя в едином процессе.

 

 

Автор Компан Лидия Михайловна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 744
Номер материала 53675
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓