Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 9»
Доклад на
педсовете учителей на тему:
«Повышение
качества знаний на уроках татарского языка и литературы в условиях сильной
мотивации обучающихся, на основе применения интерактивного обучения.»
Работу подготовила:
учитель татарского
языка и литературы
Хабибуллина Р.Р.
Нурлат
2014 год
Повышение качества
знаний на уроках татарского языка и литературы в условиях сильной мотивации
обучающихся, на основе применения интерактивного обучения.
Мышление
начинается с удивления.
Аристотель
Современная школа требует от учителя повышения его профессионализма, в
частности, в выборе организации деятельности обучающихся на уроке. Татарский
язык объективно является одним из сложных школьных дисциплин и вызывает
трудности у многих школьников. В то же время в каждом классе имеется некоторое
число обучающихся с выраженными способностями к этому предмету. Перед учителем
встаёт задача – поиск более гибких форм организации учёбы.
Поощрительным является внедрение новшеств и их
гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. В последнее время получил
распространение термин «интерактивное обучение». Интерактивная
методика позволяет сделать процесс обучения активным и для учителя, и для
обучающегося. Она не конкурирует с традиционными формами преподавания. Ее цель
- объединить все эти формы преподавания. Использование интерактивной технологии
(обучение во взаимодействии) позволяет решить поставленные задачи для развития
творческого мышления и умения аргументировать свои доводы, необходимые для
решения любых проблем. Основная идея этой технологии -
создать условия для активной совместной учебной деятельности обучающихся в
разных учебных ситуациях. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться
вместе, а не просто выполнять что-то вместе! Интерактивное обучение
развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных
контактов между школьниками, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку
приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих одноклассников.
При работе с обучающимися сильной мотивации я использую такие технологии
интерактивного обучения, как коммуникативные, в том числе
информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные,
проектные, проблемно- поисковые, обучающие структуры Сингапура, учитывая
возрастные особенности детей.
Для
уроков татарского языка можно использовать проектные уроки, уроки-дебаты,
дискуссии, деловые игры и т.д.
Во
время проведения уроков татарского языка к числу эффективных технологий можно
отнести технологии работы в группах (пары, группы сменного состава и т.д.)
Очень эффективным оказалось обучение по Сингапурскому методу. Обучающие
структуры конэрс, релли робин, раунд тэйбл, клок баддис, таймд пэа шэа,
микс-фриз-груп, микс пэа шэа, эй ар гайд поднимает результативность.
Технология обучения в группах позволяет создавать на уроке определенные речевые
ситуации, привлекать к организации работы в группе обучающихся,
которые хорошо владеют татарским языком, что способствует формированию
коммуникативной компетенции школьников.
Опыт
показывает, что в процессе обучения татарскому языку как иностранному, компьютер
может выполнять функции, которые должны обеспечивать формирование языковой или
коммуникативной компетенции:
-
осуществлять обучение и тестирование в режиме диалога;
-
моделировать реальные речевые ситуации с помощью графики, мультипликации и
видео, создавать эффект контакта с языковой средой;
-
наглядно представляя речевую ситуацию, использовать ее как стимул, опоры в
процессе учебного диалога;
-
обеспечивать общение на изучаемом языке с помощью компьютерных линий связи.
В
нашей республике разработан первый интерактивный Интернет-учебник по
татарскому
языку «Татар теле онлайн», который интегрирован в систему
электронного
образования Республики Татарстан: http://edu.tatar.ru/
Остановимся
на некоторых типах упражнений , разработанных для «Татар теле онлайн»
1)
тесты с выбором правильного ответа;
2)
выбор правильного окончания формы слова в тексте, диалоге (рис.2);
Рис. 2. Упражнение с выбором правильного окончания
слова в текста.
3)
кроссворды (рис.3);
Рис. 3. Упражнение в виде кроссворда.
4)
вставка слов в текст;
5)
написание краткого ответа на вопрос;
6)
составление синтаксических речевых единиц по образцу (рис.4);
В качестве тренажера для индивидуальной работы сильных обучаемых, можно
рассматривать электронный самоучитель татарского языка "Татар теле
2002" под авторством Ф.Г. Ахмадиевой, доктора технических наук,
профессора, члена-корреспондента Академии наук Татарстана, диск к учебнику
Нигматуллиной Р.Р. «Татарча да яхшы бел».Для обучающихся в татарских группах
диски о татарских писателях и деятелях культуры.
Программа Power Pоint позволяет самому
подготовить презентацию по биографии и творчеству писателя. Их можно показать
во время урока – лекции, урока – беседы и внеклассного мероприятия. В такой
презентации можно подобрать материал на доступном ученику уровне и расположить
материал так, как это удобно учителю для предъявления. Такие работы можно
предъявить сильным обучающимся. Составляя презентации обучающиеся
самостоятельно изучают и собирают материл, что приводит к углублению знаний по
предмету. Эти слайды презентациям подготовили обучающиеся 6 класса.
В
программе Word и Power Pоint можно подобрать иллюстрации к прочитанным
текстам и использовать их в качестве подсказок для рассказа какого-либо текста
наизусть, для развития речи. Например, «Праздник знаний” 5 класс и “Дикие
животные” 1 класс.
Современные средства обучения позволяют обучающимся по окончании
работы заполнить в презентации подготовленные учителем графы таблицы или
презентовать самостоятельно подготовленный слайд.
Интересным видом групповой работы являются подготовленные группой сильных обучающихся
презентации к уроку как по новому
материалу, так и на повторение. По окончании урока класс принимает участие в
оценке предложенной презентации, говорит о недочетах и ошибках.
В программе “Excel» удобно
составлять кроссворды, лабиринты, шарады. Обучающимися создано много
занимательных заданий для учеников начальной школы и при помощи программы Word.
Например, соедини слова и картинки, собери дорожку из картинок и т.д.
Когда
обучающиеся готовятся к научно-исследовательским конференциям используют все
виды программ составления презентаций. А у нас участий,призовых мест на
Всероссийских, республиканских конференциях много. Эти все достижения повышают
качество знаний по предмету.
В настоящее время я изучаю программу Macromedia FLASH , которая
позволяет создавать мультфильмы.
Использование
мультимедиа уроков активизирует образное мышление обучающихся,
значительно повышает интерес к татарскому языку и создают условия для полной
реализации принципа личностно–ориентированного обучения. Однако, существующие
на сегодняшний день готовые мультимедиа уроки по татарскому языку не дают
возможности их модифицировать (добавлять необходимые задания, тексты,
изображения, звуковые и видео- оформления). Создание собственных медиа-уроков
позволяет учителю использовать существующие и создавать новые методики обучения.
Появляется возможность использования дополнительных материалов для творческого
преподавания татарского языка.
Опыт работы с интерактивной доской показал, что улучшилась мотивация в
изучении татарского языка в русских группах, уроки делают интересными ,
увлекательными и для учителей и для учеников . Интерактивные доски позволяют
обучающимся взаимодействовать с новым материалом. На доске можно изменять
конструкции предложений, менять информацию, строить свои предложения,
исправлять ошибки. Можно комментировать вслух, вовлекать обучающихся в процесс
, записывать на экране, выдвигать свои версии . Работа с доской может помочь
учителям проверить знания обучающихся . А обучающиеся сильной мотивации могут
легко и уверенно раскрывать свои способности.
А, что же представляет собой проектная
методика обучения татарскому языку в школе?
Применительно к уроку татарского
языка, проект - это специально организованный
учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий,
завершающихся созданием творческого продукта.
При использовании
проектной технологии каждый ученик:
-
учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых
познавательных и практических задач;
-
приобретает коммуникативные навыки и умения;
-
овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает
необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения. Проектные
работы создают условия для реального общения обучающихся на татарском языке,
развивает креативность обучающихся.
Создан
проект«Ана
теле» по изучению татарского языка.
На
сегодня в рамках этого проекта online-школы обучения татарскому языку «Ана
теле» подготовлено 96 уроков, снято 96 видеофильмов, более 5 тыс. аудиороликов.
Проект
по обучению татарскому языку «Ана теле» осуществляется в соответствии с
поручением Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова.
Исходя
из вышесказанного, на практике необходимо использовать
интерактивные
формы в целом, или же взяв элементы, которые более целесообразны к
определенному классу. Именно интерактивные методы позволяют создавать учебную
среду, в котором теория и практика усваиваются одновременно, а это дает
возможность ученикам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое
мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и
реализовать индивидуальные возможности. При этом учебно-воспитательный процесс
организуется так, что ученики ищут связь между новыми и уже полученными
знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют
свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся
сотрудничеству.
Таким
образом, использование современных технологий на уроках татарского языка
формирует интерес к предмету и способствует повышению качества знаний по
предмету.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.