Главная / Начальные классы / Доклад на тему: " Формирование выразительной речи у младших школьников"

Доклад на тему: " Формирование выразительной речи у младших школьников"

Формирование выразительной речи у учащихся младших классов.


Важность проблемы развития выразительной стороны речи учащихся младших классов специальной (коррекционной школы) школы VIII вида определяется задачами обучения языку как средству общения, коррекции и мышления и речи с целью наиболее полной адаптации детей с нарушением интеллекта в обществе, раскрытия их творческих способностей на уроках чтения.
В социальном аспекте обращение современной школы к принципам гуманизации образования поворачивает педагогический процесс к личности ученика. Личность формируется в деятельности и общении с другими людьми и сама определяет характер протекания этих процессов. Паралингвистические явления несут в общении смысловую и эмоциональную нагрузку, существенно дополняя, конкретизируя ту информацию, которая передается средствами языка.
В трудах этих ученых особое внимание уделяется не только обучению чтению, восприятию и интерпретации высказывания, но и обучение выразительной речи. Развитие речи понимается учеными как активное практическое усвоение различных сторон языка. Выразительная сторона речи многообразна.

Одни ученые выделяют средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, тропы и т.д.) и средства звуковой выразительности (голос, интонация, темп, тембр, паузы, мелодика, логическое
ударение), другие выделяют текстовую и исполнительскую выразительность, третьи разделяют выразительность и изобразительность.
Выразительные средства языка проявляются на всех его уровнях: фонетическом, лексическом, морфологическом, интонационном, синтаксическом. Они, несомненно, улучшают речевые и читательские умения школьников.
По определению Б.Н. Головина, речь называют выразительной, если она воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, если производит на него сильное впечатление, придает правильности, точности, последовательности, чистоте высказывания особую силу воздействия
Овладевая нормами литературного языка, правильностью речи, учащиеся должны осваивать выразительную сторону речи - основу речевого мастерства.
Выделены следующие компоненты интонации: темп и тембр речи, мелодика речи, сила и диапазон голоса, логическое ударение, паузы. Динамический характер каждого из названных компонентов и всей их совокупности делает интонацию богатым грамматическим и особенно экспрессивно - стилистическим средством.
Исследуя вопрос о формировании первоначальных представлений, восприятии и усвоении интонации, отмечают, что усвоение компонентов интонации является одной из предпосылок развития выразительной стороны речи, необходимой для овладения полноценным навыком выразительного чтения и культуры речи.
В специальной методической литературе рассматриваются различные аспекты проблемы формирования выразительной стороны речи учащихся вспомогательной школы, как в психологическом, так и педагогическом отношении.
В психолого-педагогическом плане овладение выразительной стороной речи развивает эмоционально - чувственную природу детей с нарушением интеллекта, культуру речи, эстетические способности и потребности, формирует интерес к художественной литературе. Учащиеся овладевают эмоционально насыщенной лексикой, обучаются способам интонационно -смыслового анализа (письменного и устного) речевого высказывания.
Проблема развития выразительной стороны речи детей с нарушением интеллекта рассматривается в связи с решением задач уроков чтения. Данный подход основан на известных научных положениях о специфике устной речи как средства и предмета обучения (Т.А. Ладыженская), о развитии связной устной речи в процессе преподавания всех учебных предметов на всех уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида (Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, И.П. Корнев); об обеспечении высказываний детей необходимыми языковыми и неязыковыми средствами (А.К. Аксенова, В.А. Лапшин, С.Н. Комская, Р.И. Луцкина); об активизации речевой деятельности младших умственно отсталых школьников (Г.А. Данилкина, Э.В. Якубовская и другие).
Трудности реализации вербальных методов при обучении этих детей тесно взаимосвязаны с проблемой совершенствования выразительной стороны их речи, с поиском условий и способов, способствующих ее формированию.
Таким образом, анализ состояния теории и практики исследуемого вопроса убеждает, что проблема систематического развития выразительной стороны речи при обучении чтению детей с нарушением интеллекта в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида специально в науке не рассматривалась. Данный вывод определяет актуальность нашего исследования.
Объект исследования - процесс овладения выразительной стороной речи учащимися младших классов вспомогательной школы.
Предмет исследования - методические условия и средства, обеспечивающие развитие выразительной стороны речи у детей с нарушением интеллекта на уроках чтения в младших классах.
Гипотезой исследования служит предположение о том, что формирование у учащихся младших классов вспомогательной школы представлений о выразительности как о необходимом коммуникативном качестве устной речи, создание предпосылок для коррекции и совершенствования навыков интонационно выразительной речи, развитие выразительных коммуникативных навыков будет протекать наиболее эффективно, если обеспечить решение этой проблемы на основе многокомпонентного подхода к работе над звуковыми средствами выразительности, через организацию системы слухо - произносительных упражнений и заданий, которые будут способствовать улучшению эмоционального восприятия художественных текстов, развитию и обогащению речи, а также чувств, эмоций и познавательной деятельности учащихся младших классов вспомогательной школы.
Для реализации поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой необходимо было решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретический аспект проблемы исследования с использованием данных лингвистики, психолингвистики, дефектологии, общей и специальной методики русского языка;
2. Исследовать уровень современного состояния выразительной стороны речи (интонационного уровня) у учащихся младших классов вспомогательной школы;
3. Провести анализ школьных программ и учебников по чтению с целью выявления их возможностей в обучении интонационно выразительной речи младших школьников с нарушением интеллекта
4. Отобрать дополнительные учебные материалы по чтению, при изучении
которых целесообразна работа по развитию выразительной стороны речи у учащихся младших классов;
5. Разработать основные направления и этапы работы по развитию выразительной стороны устной речи детей с нарушением интеллекта на основе использования специальных слухо -произносительных заданий и упражнений
6. Осуществить экспериментальную проверку предлагаемой методики, оценить ее эффективность и определить перспективы дальнейших исследований.
Методологическую основу исследования составили положения о единстве языка и мышления, о ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности, теория речевой деятельности, концепция деятельности и поэтапного формирования умственных действий.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования!
- теоретический анализ лингвистической, психологической, методической литературы;
- анализ использования выразительных средств звучащей речи учащимися младших классов вспомогательной школы,
- наблюдение за учебным процессом;
- анализ магнитофонных записей чтения, пересказа и самостоятельных высказывании учащихся вспомогательной школы;
- констатирующий и обучающий эксперименты;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
























Формирование выразительной речи у учащихся младших классов.








Доклад на тему: " Формирование выразительной речи у младших школьников"
  • Начальные классы
Описание:

Важность проблемы развития выразительной стороны речи учащихся младших классов специальной (коррекционной школы) школы VIII вида определяется задачами обучения языку как средству общения, коррекции и мышления и речи с целью наиболее полной адаптации детей с нарушением интеллекта в обществе, раскрытия их творческих способностей на уроках чтения.
В социальном аспекте обращение современной школы к принципам гуманизации образования поворачивает педагогический процесс к личности ученика. Личность формируется в деятельности и общении с другими людьми и сама определяет характер протекания этих процессов. Паралингвистические явления несут в общении смысловую и эмоциональную нагрузку, существенно дополняя, конкретизируя ту информацию, которая передается средствами языка.
В трудах этих ученых особое внимание уделяется не только обучению чтению, восприятию и интерпретации высказывания, но и обучение выразительной речи. Развитие речи понимается учеными как активное практическое усвоение различных сторон языка. Выразительная сторона речи многообразна. 

Автор Попова Надежда Павловна
Дата добавления 11.03.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1202
Номер материала 57836
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓