Доклад на тему:
«Метод проектов в преподавании
общеобразовательных дисциплин».
Докладчик: В.А.Терехова, преподаватель высшей
квалификационной категории.
Дата выступления: 17.12.2009.
Общепризнано, что современного
человека должны отличать:
- ответственность и инициативность;
- продуктивность и
эффективность;
-
адаптивность к динамично меняющимся условиям;
-
способность к множественным выборам;
- новый тип
функциональной грамотности.
Проекты стали
распространенной формой продуктивной и общественно значимой деятельности
людей в самых различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных,
экологических, экономических, политических, спортивных, развлекательных и
других проектах.
Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов
овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной
деятельностью. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду
именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку
проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим
результатом, оформленным тем или иным образом.
Под методом проектов
в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые
позволяют студентам:
- приобретать знания и умения в процессе
планирования;
- самостоятельно выполнять
определенные практические задания;
- представлять
результаты.
Как же мы – преподаватели
общеобразовательных дисциплин Тираспольского техникума коммерции - используем
метод проектов в нашей педагогической практике.
Цели работы над
проектом:
- научить
самостоятельному достижению студентов намеченной цели;
- научить
предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;
-
сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее
можно почерпнуть;
-
сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать
полученные знания и опыт;
-
сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.
Этапы работы над
проектом:
- предпроект;
- этап планирования работы
над проектом;
-
аналитический этап;
- этап
обобщения;
-
презентация полученных результатов.
Предпроект: обмен знаниями по теме, интересами; высказывания пожеланий, вопросов;
обсуждение возникших идей; перечисление возможных тем проекта; формулирование
темы проекта для группы студентов или для одного студента.
Участники проектной группы
получают задание: просмотреть литературу по теме, имеющуюся в библиотеке, а
также по возможности познакомиться с информацией, размещенной на различных
сайтах в Интернете и связанной с проблематикой работы.
Основная цель этапа
планирования — получение общего представления о будущем направлении
исследовательской работы.
Планирование работы над
проектом включает в себя:
- определение временных
рамок, ограничивающих этапы работы;
- обсуждение вариантов
оформления отчетности о выполненной работе;
-
формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход
исследовательской работы.
Далее преподаватель лишь
изредка вносит коррективы в ход дискуссии по планированию проектной деятельности.
Очень важно максимально предоставить инициативу студентам, оставив себе роль
консультанта и помощника.
Аналитический этап включает в себя:
- исследовательская работа студентов и
самостоятельное получение новых знаний;
- уточнение намеченных цели и
задач;
- поиск и
сбор информации через собственные знания и опыт студентов;
- обмен
информацией с другими лицами (студентами, преподавателями, родителями,
приглашенными консультантами и т.д.);
- изучение
специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации,
Интернета.
Следует отметить, что
основной задачей аналитического этапа является самостоятельное проведение студентами
исследования, самостоятельное получение и анализ информации. Педагог при этом
следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта,
оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных
участников. В его задачу также входят корректировка деятельности групп и
отдельных участников и помощь в обобщении промежуточных результатов для
подведения итогов в конце этапа.
Очень важными мероприятиями
аналитического этапа являются занятия, связанные с ознакомлением студентов с
алгоритмами специальных способов работы с информацией, таких, как проведение
анкетирования, социологического опроса, поиска литературы и работы с ней,
поиска информации в Интернете.
Затем предполагается подведение
итогов проделанной работы. Представители каждой из подгрупп отчитываются о
проведенных социологических исследованиях, рассказывают о том, в каком
состоянии находится работа над проектом. Второй, не менее важной, задачей,
которую обсуждают участники, является подготовка к презентации.
Этап обобщения:
- систематизация,
структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний;
- построение общей
логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов,
конференций, презентации в Интернете и т.д.).
Задача учителя на этом этапе
— предоставить студентам максимальную самостоятельность и помочь проявить
творческую активность в выборе форм представления результатов проекта;
стимулировать формы, которые дают возможность раскрыться каждому ученику.
Потом все участники первой
группы приносят свои рефераты. После небольшого краткого отчета о результатах
проделанной работы принимается решение закончить работу над рефератом и
приступить к написанию выступления по материалам работы каждой из подгрупп.
Целью является создание в
письменной форме краткого по содержанию документа, включающего характеристику
целей проведенного исследования, применявшихся методов и полученных
результатов, а также сообщение о намерении продолжить исследование, если такое
намерение предусматривалось авторами.
Презентация полученных результатов: осмысление полученных данных и способ
достижения результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом
в группе студентов; обсуждение и совместная презентация участниками результатов
работы надо проектом; совместная презентация результатов на уровне учебного
заведения, города и т.д.
Особенность этапа
заключается в том, что само осуществление презентации в той форме, которую
выбрали участники, является, по сути, учебным и ориентировано на приобретение
навыков представления итогов своей деятельности.
Подготовка и обобщение
материала для презентации, как правило, вызывают новые вопросы и побуждают студентов
к дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике ход исследований,
самостоятельно выявлены ошибки, допущенные в ходе работы над проектом. Задача
учителя — объяснить участникам проектной группы основные правила ведения
дискуссии и делового обобщения; стремиться выработать навыки конструктивного
отношения к критике своих суждений другими и к наличию в группе многих точек
зрения на решение проблемы.
Таким образом, метод
проектов основывается на позициях педагогики прагматизма, представители
которого отстаивают принцип «обучения посредством деятельности», рассматривая
ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным
участником. В основе этого метода лежит не информационный подход,
ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на
формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии,
конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для
исследовательской деятельности.
Таким
образом, метод проектов помогает решить образовательные, воспитательные
и развивающие задачи.
Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации
в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания: выдвинуть
и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта,
найти метод анализа ситуации; рефлексии и интерпретации результатов.
Работа над проектом способствует воспитанию студентов: значимых общечелове-ческих
ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувства ответст-венности,
самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.
Проектная деятельность
развивает исследовательские и творческие способности
личности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.