Главная / Математика / Доклад на тему: «Нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках математики»

Доклад на тему: «Нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках математики»











Доклад на тему:





«Нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках математики»





















Подготовила: учитель математики и физики

КГУ «Лобановская СШ» Галкина А.В.







Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет место в практике работы школы. Она является для учителя средством установления того, как ученик усваивает программный материал, как продвигается в своем развитии по годам обучения. Одновременно проверка и оценка служат сигналом о трудностях в изучении материала, об эффективности применения учителем того или иного учебного пособия, методов и приемов обучения. Проверка знаний важна и для учащихся, так как служит им сигналом об уровне усвоения и обучает самоконтролю.

Вопросам проверки и оценки знаний учащихся посвящено много исследований в педагогике и психологии, а по результатам этих исследований изданы практические разработки самостоятельных и контрольных работ, различных тестов, олимпиадных заданий, математических диктантов и так далее.

Основной целью проверки и оценки качества знаний ученика учителем является определение качества усвоения учеником программного материала – уровня овладения знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по математике.

Задачами учета и контроля знаний по математике можно считать следующие:

  1. Определить меру ответственности каждого ученика за результаты учения.

  2. Оценить уровень умений ученика добывать знания самостоятельно.

  3. Учитель должен анализировать результаты контроля и делать вывод о необходимости совершенствовать преподавание, а ученик – о необходимости продвижения в своем умственном развитии.

Условно контроль знаний учащихся можно подразделить на следующие виды:

  1. Текущий контроль.

  2. Тематический контроль.

  3. Итоговый контроль.

Многие годы единственной формой итоговой контроля знаний, умений и навыков учащихся оставалась контрольная работа, при этом личностный рост ребенка оставался вне поля зрения педагога. Сегодня совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения новых, нетрадиционных форм обучения. Изменение форм обучения влечет за собой изменение в системе контроля. Она становится более гибкой, позволяющей, с одной стороны, организовать контроль знаний, умений и навыков, а с другой стороны- находить возможность развития интеллектуальных и творческих способностей учащегося.

Рассматриваются возможности контроля и оценки знаний с позиции личностно ориентированного обучения. Под личностно ориентированным обучением подразумевается обучение, которое реализуется посредством совместной деятельности, предполагающей своим внутренним содержанием сотрудничество, саморазвитие субъектов учебного процесса, проявление их личностных функций.

То есть при выборе форм и методов проверки знаний нужно понимать важность активной деятельности ученика, превращающее его из пассивного объекта воздействия в активного субъекта деятельности.

Деятельность на уроке рассматривается как последовательная цепь действий:

Настройка (актуализация) → целеполагание → определение критериев успеха планирование собственной деятельности → реализация плана→ рефлексия → оценивание → коррекция собственной деятельности.

Для осуществления контроля в рамках личностно ориентированного образования необходимо, чтобы:

- уровень проверяемого материала опирался на реальные достижения учащихся;

- цели, поставленные учителем или сформулированные в процессе настройки с учащимися, были достигаемы;

- неудача рассматривалась бы как переход на более высокий уровень;

- происходило побуждение к разнообразным формам деятельности, имеющим опору на зону ближайшего развития;

- акцентировалось внимание на характер деятельности каждого ученика или на особенностях его личности;

- предупреждалось состояние тревожности, не допускалось перенапряжения уровня притязаний;

- подчеркивалась возможность решения более трудных задач.

Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и так далее), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля.

Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным для детей. Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим, а следовательно, он будет и развивающим и воспитывающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к урокам, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся, повышает эффективность самого процесса обучения.

Чем интереснее и занимательнее применяемые методы и формы при проведении тематического контроля, тем эффективнее процесс обучения.


Нетрадиционные формы тематического контроля частично повторяют уже известное, но существенно отличаются учетом эмоционального состояния ученика, зачастую игровой формой работы, более широкими возможностями развития памяти, внимания, мышления школьника, воспитания каждой личности и коллектива в целом.

Остановимся подробнее на некоторых формах тематического контроля:

Зачёты. Они используются с целью повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности и уверенности в себе каждого. Зачёт проводится обычно после изучения какой-то важной темы. Удобнее на зачёт отводить два урока, так как необходимо проверить теоретические знания и практические умения и навыки учеников. На зачетном уроке могут сочетаться индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Основными компонентами зачетного урока являются:

уровневая дифференциация заданий, которая осуществляется составлением заданий, в которых учитывается уровень обязательной подготовки ученика и идёт постепенное возрастание требований, увеличение сложности предлагаемых заданий. Уровневая дифференциация представляет собой три уровня предполагаемых результатов: минимальный (решение задач образовательного стандарта), общий (решение задач, являющихся комбинациями подзадач минимального уровня, связанных явными ассоциативными связями), продвинутый (решение задач, являющихся комбинациями подзадач, связанных как явными, так и неявными ассоциативными связями).

  • оценочная деятельность учителя,

  • диагностика результата,

  • коррекция ЗУН обучающихся по теме.

Подготовка и проведение зачётных уроков – дело сложное. В этой работе существенную помощь учителю могут оказать наиболее подготовленные ученика класса – ассистенты, которые хорошо усваивают математику. Перед участием в зачётах, ассистенты должны сдать экзамен по данной теме учителю (желательно во внеурочное время). Делать это необходимо, конечно, с согласия самого ученика. Подобная оценка знаний и умений учащихся позволяет оперативно провести общую диагностику усвоения темы, выявить пробелы. В конце зачётного урока учитель может подвести предварительные итоги с учётом выставленных баллов. Собрав контрольные таблицы, учитель делает подробный анализ результатов к следующему уроку и знакомит с ним ребят. На следующем уроке осуществляется разбор задач, которые вызвали затруднения. Однако, такая форма контроля имеет и свои недостатки:

  • необходимо время для подготовки каждому ученику карточек-заданий, учитывающих уровень знаний конкретного ученика,

  • необходимо время для подготовки и экзаменовки ассистентов,

  • имеет место и необъективность ассистентов в оценке знаний одноклассников (как в сторону завышения, так и в сторону занижения оценок по личным симпатиям и антипатиям).

Поэтому педагогу необходимо быть предельно внимательным на зачётных уроках.

Редко учителя математики применяют такую форму как зачет - «Вертушка»:


Подготовка и проведение зачета по теме “Тела вращения”

В самом начале изучения темы “Тела вращения” учитель сообщает, что в завершении будет проводится зачет. Вопросы к зачету заранее. Всего вопросов 15, из них 5 по теме “Цилиндр”, 5 по теме “Конус” и 5 по теме “Шар. Сфера”. Из числа сильных учащихся выбираются трое помощников учителя, которые будут принимать зачет у остальных учеников класса. Эти помощники заранее сдают учителю зачет, по тем же вопросам. Они же изготавливают карточки с вопросами по числу учащихся в классе, которые будут сдавать зачет.

Вопросы к зачету:

I. Ответить на вопросы по теме “Цилиндр”

  1. Определение цилиндра. Чертеж (на карточке сделать чертеж с буквенными изображениями)

  2. По чертежу показать и назвать основные элементы цилиндра

3. Как получить цилиндр вращением? Сделать чертеж

4.Сечение цилиндра плоскостями(перечислить, сделать чертеж)

5.Доказать, что осевое сечение цилиндра есть прямоугольник

II. Ответить на вопросы по теме “Конус”

  1. Определение конуса. Чертеж (на карточке сделать чертеж с буквенными изображениями)

  2. По чертежу показать и назвать основные элементы конуса

  3. Как получить конус вращением? Сделать чертеж

  4. Назвать и показать сечение конуса разными плоскостями

  5. Доказать, что сечение усеченного конуса плоскостью, проходящей через 2 его образующие, представляет собой равнобедренную трапецию

III. Ответить на вопросы по теме “Шар. Сфера”

  1. Определение шара, сферы. Чертеж (на карточке сделать чертеж с буквенными изображениями)

  2. По чертежу показать и назвать основные элементы шара

  3. Доказать, что пересечение шара плоскостью есть круг

  4. Доказать, что касательная плоскость имеет с шаром только одну общую точку – точку касания

  5. Уравнение сферы в прямоугольной системе координат

Зачет по теме “Тела вращения”

Урок – “Вертушка”

Цели урока:

  1. проверить знания по данной теме

  2. закрепить основные понятия

  3. развить память, самостоятельность мышления учащихся

Оборудование: карточки с вопросами, зачетный лист учащихся

Подготовка к уроку:

  • класс разбивается на пятерки; из числа сильных учащихся выбираются трое экспертов

  • столы ставятся по два, та чтобы за ними могли сидеть по 5 человек

Ход урока:

Эксперты занимают свои места. Затем группы учащихся распределяются за каждый стол. Эксперты раздают каждому учащемуся карточку с вопросами, на которые они письменно отвечают.

После того, как группа ответила первому эксперту, она переходит ко второму, а от него к третьему. На ответы ученикам отводится по 10 минут и 3 минуты эксперты подводят итоги, выставляя оценки в зачетный лист учащегося.


Фамилия

Сериков К. 11Б. класс

Итоговая оценка

вопросы

Тема цилиндр

Тема конус

Тема шар, сфера

1 вопрос

+

+

+






4

2 вопрос

+

+

+

3 вопрос

+

+

-

4 вопрос

+

-

+

5 вопрос

+

-

+

Итоговая оценка

5

3

4


Как только эксперты выставят свои оценки учащимся за каждую тему, учитель собирает зачетные листы и выставляет итоговые оценки за тему “Тела вращения”. На все ответы за столами отводится 40 минут, на подведение итогов и выставление оценок в журнал – 5 минут. Во время игры учитель ходит от стола к столу, делает для себя пометки и выводы.

Во время зачета учащиеся закрепляют основные понятия темы “Тела вращения”, тем самым подготавливают себя к контрольной работе.


Зачет – «Слалом»


Форма работы называется нетрадиционной, потому что она позволяет учащимся лучше раскрыть свои творческие способности. Так, при подготовке к этому зачету ребята кроме традиционного повторения темы, готовят себе зачетные листы, которые представляют собой маршрут слаломной трассы, а учитель вписывал в каждые ворота, через которые должен пройти горнолыжник, задания. По мере спуска задания усложнялись.

Примерные задания для зачета « слалом» по теме «Решения уравнений» (8 класс)


Вариант – 1

  1. -4 х2+64=0 7) hello_html_m3f780b15.gif- hello_html_3a2e028a.gif= hello_html_230a8939.gif

  2. х2=7х 8) х4 +15х2 – 16=0

  3. у2 -5у +4 =0

  4. 2+8х+1=0

  5. hello_html_m4e579af6.gif=hello_html_m2a53da42.gif

  6. х32-2=0 (граф)


Вариант -2

  1. -3х2 +27=0 7)hello_html_697bad5f.gif=hello_html_mde7268d.gif

  2. х2=3х

  3. х2+5х=6=0 8) х3-7х2 -21х +27=0

  4. х2-4х+3=0

  5. (х-2)(х+2)= 7х – 14

  6. х2+2х -5=0 (граф)



Зачет « Танграм»


В течении четырех тысячелетий китайская игра танграм служила любимым развлечением в странах Востока, а с начала 19 века она получила распространение и на Западе. Трудно переоценить логическую и творческую ценность головоломки, богатые возможности для ее применения на уроках математики.

Для изготовления танграма необходим лист плотного картона квадратной формы ( лучше 8×8 см2), квадрат необходимо разрезать на 7 частей как показано на рисунке, для простоты использования стороны частей – танов можно пронумеровать. (см.Презентацию)



Зачет « Танграм» - это одна из форм проверки знаний учащихся, которая в занимательной форме требует проявления таких качеств личности как умение взаимодействовать в группе, сообразительность, проявление волевых усилий в достижении поставленной цели. Она дает каждому ученику опыт совместной с партнером деятельности, ощущение значимости своего вклада в общее дело.

Методика проведения:

Учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает макет детской игрушки с заданными параметрами.

В 6 классе можно провести зачет по теме «Графики линейной функции». Заданные параметры у них это функции, графики которых нужно построить в однорй системе координат.

У шестиклассников при построении графиков получаются контуры игрушки и они должны сложить эти контуры, а при решении уравнений и неравенств у ребят есть набор номеров уравнений с одинаковыми ответами. Номера уравнений – стороны танов, которые должны соединяться. Все таны должны быть задействованы. Нельзя накладывать их друг на друга.

После составления фигурки учащиеся могут разукрасить ее, придумать материал из которого может быть сделана игрушка и т.д.


«Парусник»


  1. у=х+16, 0 ≤ х ≤6 6)у=-2, 6 ≤ х ≤11; 11) х=0; -2 ≤ у ≤1

  2. х=6, 10 ≤ у ≤ 22 7)у= х- 13, 7 ≤ х ≤11; -1 ≤ х ≤7 12) у=1, -11 ≤ х ≤ 0

  3. у= -х +16, 6 ≤ х ≤12 8) у = -6 13) у= х+ 12, -11 ≤ х ≤ 0

  4. у=4, 6 ≤ х ≤12 9) у = -х – 7, -5 ≤ х ≤ -1 14) х=0, 12 ≤ у ≤ 16

  5. х=6, -2 ≤ у ≤ 4 10) у= -2, -5 ≤ х ≤ 0

« Гусь»

  1. у= х+19, -8 ≤ х ≤0 6) у = х-24, 3 ≤ х ≤ 16

  2. х=0, 16 ≤ у ≤ 19 7) х= 8, - 16 ≤ у ≤ -8

  3. у = -х+16, 0 ≤ х ≤4 8) у= х- 16, 0 ≤ х ≤ 8

  4. х=4, 4 ≤ у ≤12 9)х=0, -16 ≤ у ≤ 11

  5. у –х +8, 4 ≤ х ≤16 10) у =11, -8 ≤ х ≤ 0

« Лошадка»

1) у=10, 12 ≤ х ≤20 7) х=12, -8 ≤ у ≤ -2 13) у = х +4, -12 ≤ х ≤ -6

2) х=20, 2 ≤ у ≤10 8) у= -х +4, 6 ≤ ≤ 12 14) х= -12, -8 ≤ х ≤ -2

3) у = - х + 22, 16 ≤ х ≤ 20 9)х=6; -8 ≤ у ≤ -2 15) у=х +10, -12 ≤ х ≤ -6

4) у = х -10, 12 ≤ х ≤16 10) у = -х-2, 0 ≤ х ≤ 6 16) у=4, -6 ≤ х ≤ 6

5) у= - х +14, 12 ≤ х ≤ 16 11) у=х-2, -6 ≤ х ≤ 0 17) у = х-2, 6 ≤ х ≤ 12

6) у = -2, 12 ≤ х ≤ 16 12) х=-6, -8 ≤ у ≤ -2

Математическая эстафета. Этот вид контроля обычно эффективен при проверке умений пользоваться формулами, решать несложные задачи. Эстафету можно проводить с помощью карточек или с помощью доски. Таблицы составляются совершенно одинаковой сложности для каждого ряда. По команде учителя ученик, сидящий за первой партой, начинает заполнение первой пустой клетки таблицы. Заполнив, он передаёт таблицу соседу и так далее. Последний ученик в ряду, выполнив задание, кладёт карточку на учительский стол. Учитель проверяет правильность заполнения таблицы. Эстафету можно проводить и с помощью доски. Тогда на доске изображаются три таблицы, равнозначные по содержанию. По команде учителя ученики подбегают к доске, заполняют первую пустую клетку таблицы, возвращаются на своё место, а к доске выбегают следующие члены ряда. Побеждает тот ряд, который быстро и правильно заполнит свою таблицу.

Математическая викторина может быть использована на любом уроке математики для повторения материала. Она позволяет активизировать деятельность учащихся, прививать им интерес к предмету. Можно проводить викторину для групп учащихся (обычно, деление по рядам) или индивидуально для каждого ученика. Итоги этапов групповой викторины можно фиксировать на доске, а индивидуальной – путем дачи жетонов правильно ответившему ученику. Такие уроки предпочтительнее проводить в качестве заключительных уроков в четверти. В целях экономии времени на уроке, условия примеров и вопросы можно записать на доске или листе ватмана. Чтобы викторина служила главной задаче школы – обучению, учитель требует от ребят полных и обоснованных ответов.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься учителя над тем, как поддержать интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в единстве. Дидактическая игра – средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой. Это вид творческой деятельности, который тесно связан с другими видами учебной работы.

Игра создание в процессе обучения личностно ориентированной ситуации, т.е. ситуации, когда происходит востребованность личностных функций, возможно как показывают исследования, во время имитации социально - ролевых условий. Ролевая игра характеризуется ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. В основе ролевой игры – коллективная групповая деятельность при равноправном сотрудничестве.

Методика подготовки и проведения ролевых игр включает следующие этапы: подготовительный, игровой, заключительный, анализ результатов. Организация такой деятельности имеет ряд преимуществ перед традиционной системой преподавания:

- значительно повышается мотивация учебной деятельности учащихся, их социальной и познавательной активности, т.к. включаются механизмы естественного, а не навязанного извне соревнования интеллектуальных, организационных, коммуникационных способностей человека;

- открываются новые возможности для проявления и реализации внутренних потенций личности;

-приобретается опыт коллективной содеятельности, опыт взаимоуважения, эмпатийный опыт и др.;

- создается ситуация успеха, атмосфера раскованности, что снимает усталость, насыщая процесс обучения радостью взаимного общения. Учителями разработаны и апробированы различные виды ролевых игр ( такие как, «Детектив», «Кооператив», «Паркеты», «Биржа»). Учебной целью этих игр является проверка знаний учащихся, а также создание условий для самореализации, самораскрытия творческих возможностей учащихся, проявления ими личностных функций.


Игра « Кооператив»

В этой игре моделируется работа кооператива. Создаются группы:

А) проектировщиков, которая придумывает задачи;

Б) экспертное бюро во главе с учителем, которое проверяет корректность условий и правильность решений задач;

В) менеджеры, которые рекламируют и продают продукт своей деятельности (задачи);

Г ) производственная группа, решающая эти задачи.

Например фрагмент урока по теме «Параллелограмм» ( 8 класс)

Учитель сообщает проектировщикам тему задачи: «Диагональ». Например получены следующие задания:

  1. Доказать, что диагональ параллелограмма делит его на два равных треугольника.

  2. Доказать, что при пересечении диагоналей в параллелограмме образуются две пары равных треугольников.

  3. Доказать, что если в параллелограмме диагонали равны, то он прямоугольник. И .др.

Группа менеджеров назначает стоимость каждой задачи и пытается продать ее производителям. Те же, в свою очередь, обладая первоначальным капиталом, пытаются решить задачи, получая при этом прибыль за каждую.

Учащийся, капитал которого находится без движения, штрафуется, и может, таким образом, получить неудовлетворительную отметку за урок.

К дидактическим играм, используемым на уроках математики для контроля знаний, можно отнести следующие:

Кроссворд. При создании кроссворда необязательно добиваться симметрии в размещении клеток для вписывания слов. Важно использовать идею этой игры для включения учащихся в активную умственную деятельность. Фигуру кроссворда можно спроектировать на доску, можно оформить на отдельных листах для команды или отдельного ученика. Можно использовать кроссворды, составленные детьми, по различным темам в качестве творческих домашних работ или на конкурсах в ходе математических недель.

Математическое лото. Эта игра используется для закрепления изученной темы и повторения материала. Учитель готовит большие карты из расчёта 1-2 на парту и соответственное число маленьких карточек. Учитель читает пример ( или записывает его на доске), а ученики решают его устно или письменно. Тот , кто обнаружил на своей большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает тот, кто раньше всех накрыл все клетки своих карт. Когда игра завершена, играющие переворачивают маленькие карточки и тогда, если все ответы верны, должна получиться определенная картинка.

Правила игры: в специальном конверте каждой группе предлагается набор карточек ( обычно делают 10 карточек). Это карточки- задания. Имеется другой набор карточек. Это – карточки- ответы. Решая пример, учащийся находит ответ, и этой карточкой (ответом ) накрывает соответствующий номер в специальной карте. Если все задания выполнены правильно, то обратные стороны карточек ответов составляют какую-то картинку или рисунок. Каждый ученик в группе решает по 2 задания. Номера в специальной карте совпадают с номерами карточек – заданий.

10 класс.

«Простейшие тригонометрические уравнения»

Задание для получения картинки:

n


hello_html_m2fa28b6f.gif+ π n

hello_html_m2fa28b6f.gif+ 2πn



πn

hello_html_54313628.gif+ πn

hello_html_m163ca997.gif+n




π+n



    • hello_html_m31efd0a6.gif+ πn



hello_html_m759c08b1.gif+ πn



нет

Задания- ответы на карточках:.

1.Cos hello_html_m398bbff3.gif=1 6.Sin hello_html_7a285e39.gif-1 2.Cos hello_html_m398bbff3.gif=0 10. Sin hello_html_m1fce6a5e.gif

3.Sin hello_html_7a285e39.gif1 4.Sin hello_html_m222e9593.gif=1 11.Cos hello_html_m398bbff3.gif=-1/2

7.Cos hello_html_m398bbff3.gif= -1hello_html_6fde25d1.gif=-1hello_html_m1ee7b6d5.gif=-1 1hello_html_8032810.gif

Математическое домино.

Правила игры: домино содержит 16 карточек и одну начальную карточку. На одной половине карточки написано задание, на другой – ответ к другой карточке. В группе распределяются 16 карточек между игроками. Действия игроков такие же, как в обычном домино. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее.





hello_html_6c207be3.png































































Математические турниры. Закрепление материала или проверку навыков в решении примеров и задач по определённой теме можно провести в виде турнира. Математические турниры проводятся в конце урока, когда ученики немного устали. А во время игры учебная деятельность активизируется, появляется стремление узнать и победить. Очевидно, что если бы эти задания были предложены просто в виде самостоятельной работы в конце урока, то ученики вряд ли решили все предложенные примеры и внимательно выслушали бы решения ещё нескольких аналогичных. Учащимся, участвовавшим в решении примеров и задач у доски, выставляются оценки в журнал. При этом учитывается выполнение заданий всей командой. (класс делят на 2 команды, которые получают задания в виде 2-3 несложных задач или 5-6 примеров).За ответами команд следят все ученики, а арбитром выступает учитель. Количество заданий определяется целью турнира, наличием времени, сложностью темы, составом играющих.

Математический майский марафон:

Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. Важную роль в определении способов его поведения, деятельности и путей, которые им выбираются для достижения своих целей, играют инструментальные сферы личности, а именно? Интеллектуальная, эмоциональная, а также сфера социальных навыков.

В период становления личности, когда учебный труд рассматривается как способ проявления личностных качеств, учащимся хочется сравнить свои результаты не только со своими прошлыми достижениями, но определить свой статус, сравнить уровень своих притязаний с эталоном.

Математический марафон является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие инструментальных сфер личности, а именно интеллектуальной, эмоционо-волевой, а также сферы социальных навыков. Участвуя в марафоне, ученик проявляет стремление к самореализации (потребностно- мотивационная сфера); у него формируются навыки планирования и самоконтроля(волевая сфера), ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления ( интеллектуальная сфера). Получение результатов своей деятельности с комментариями учеников и соотнесение их с результатами других учеников способствует формированию у учеников адекватной самооценки и уровня притязаний (потребностно – мотивационная сфера), а так же учит их брать на себя ответственность за результаты собственной работы (сфера социальных навыков).

В основу МММ положен личностный подход в оценке математических знаний учащихся по основным темам кура математики определенного класса.

1.Подготовительный этап.

В ходе подготовки к марафону учащимися под руководством учителя выделяются основные позиции, которые могут быть положены в основу составления заданий.

Формулируются ограничения для составителей заданий:

- содержания заданий не выходят за рамки школьной программы;

-предлагаемые задания обязательно имеют решения, получаемые стандартными методами:

- формулировка заданий точно соответствует школьной терминологии, а фабула задач имеет аналогии в учебнике;

-возможны нетрадиционные способы решения стандартных задач.

По каждой из определенных позиций составляется 6 вариантов, содержащих задания трех уровней, и определяется «Весовой» коэффициент заданий каждого уровня.

1 уровень(2балла) – начальный для данного раздела, предусматривает простое репродуктивное воспроизведение данного алгоритма. Задачи данного уровня главным образом в одно действие: включают существенные признаки свойства данного понятия или правила.

2 уровень (3,5 баллов0 – задачи для решения которых требуется комбинированное применение различных правил, сочетание элементов анализа и синтеза.

3 уровень (5,6 баллов)- задачи , характеризующиеся активным оперированием материала.

Количество организаторов – «помощников» соответствует количеству позиций.

2.Игровой этап.

В день проведения марафона каждому учащемуся вручается маршрутный лист, в котором указаны место и время решения заданий по каждой позиции. Весь игровой этап занимает 8о минут. Участники марафона имеют право решать задания каждого этапа в течении 10 минут, определяя самостоятельно уровень выбираемых заданий. По окончании этого времени работа учащегося сдается организатору.

3.Проверка и оценка результатов.

Система проверки работ математического марафона отличается от проверки контрольных или экзаменационных работ и ближе к подсчету баллов на олимпиадах, хотя в этом случае есть разница.

Все задания одного уровня «стоят» одинаковое количество баллов, оценивается на только факт решения задач, но и ход и способ решения. Так, задания первого уровня оцениваются 2 балла, второго-4, третьего – 6. В случае если ход решения верный, но задача не доведена до конца, учащийся получает половину баллов, а в случае оригинального решения добавляется 1 балл.

В итоге каждый учащийся получает определенную сумму баллов, называемую в дальнейшем рейтинговой.

Рейтинговая оценка ученика позволяет:

- оценить уровень математической подготовки каждого учащегося по каждой позиции.

- определить положение ученика относительно среднего показателя класса:

- дает возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом:

- планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний данного класса;

- позволяет выявить учащихся с повышенным уровнем интеллектуального развития;

- контролировать обязательные результаты обучения;

Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

4.Заключительный этап.

Для определения победителей марафона результаты ранжируются и соотносятся традиционной системой отметок.



Учителю необходимо заботиться о накопляемости оценок, о необходимости оценивать знания, умения и навыки по математике отдельных учащихся, добиваться активного включения учащихся в учебно-познавательную деятельность. Считаю, что предложенные формы учета и контроля знаний учащихся помогают решать основные цели урока. Однако, творчеству учителей нет предела.


































Используемая литература:


  1. Математика. 5-11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках /авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева –Волгоград: Учитель, 2008.


  1. Занимательная математика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными) /Автор. – сост. Т.Д. Гаврилова. – Волгоград: Учитель, 2005.



  1. Математика. 5-11 классы: игровые технологии на уроках/ авт. – сост. Н.В. Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007.


  1. Математика: Интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5-11 классы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября» 2004 .



  1. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах; 5,6,7,8,9 классы. М.: Школьная Пресса, 2003. (Библиотека журнала «Математика в школе». Вып. 23)


13


Доклад на тему: «Нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках математики»
  • Математика
Описание:

 

Доклад на тему:

 

 

 «Нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках математики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель математики  и физики

КГУ  «Лобановская СШ»       Галкина А.В.

 

 

 

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет место в практике работы школы. Она является для учителя средством установления того, как ученик усваивает программный материал, как продвигается в своем развитии по годам обучения. Одновременно проверка и оценка служат сигналом о трудностях в изучении материала, об эффективности применения учителем того или иного учебного пособия, методов и приемов обучения. Проверка знаний важна и для учащихся, так как служит им сигналом об уровне усвоения и обучает самоконтролю.

Вопросам проверки и оценки знаний учащихся посвящено много исследований в педагогике и психологии, а по результатам этих исследований изданы практические разработки самостоятельных и контрольных работ, различных тестов, олимпиадных заданий, математических диктантов и так далее.

Основной целью проверки и оценки качества знаний ученика учителем является определение качества усвоения учеником программного материала – уровня овладения знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по математике.

Задачами учета и контроля знаний по математике можно считать следующие:

  1. Определить меру ответственности каждого ученика за результаты учения.
  2. Оценить уровень умений ученика добывать знания самостоятельно.
  3. Учитель должен анализировать результаты контроля и делать вывод о необходимости совершенствовать преподавание, а ученик – о необходимости продвижения в своем умственном развитии.

Условно контроль знаний учащихся можно подразделить на следующие виды:

  1. Текущий контроль.
  2. Тематический контроль.
  3. Итоговый контроль.

Многие годы единственной формой итоговой  контроля  знаний, умений и навыков учащихся оставалась контрольная работа, при этом личностный рост ребенка оставался вне поля зрения педагога. Сегодня совершенствование учебного процесса  требует развития и внедрения новых, нетрадиционных форм обучения. Изменение форм обучения влечет за собой изменение в системе контроля. Она становится более гибкой, позволяющей, с одной стороны, организовать контроль знаний, умений и навыков, а с другой стороны- находить возможность развития  интеллектуальных и творческих способностей учащегося.

  Рассматриваются  возможности контроля и оценки знаний с позиции личностно ориентированного обучения. Под личностно ориентированным обучением подразумевается обучение, которое реализуется посредством совместной деятельности, предполагающей своим внутренним содержанием сотрудничество, саморазвитие субъектов учебного процесса, проявление их личностных функций.

 То есть при выборе форм и методов проверки знаний нужно понимать важность активной деятельности ученика, превращающее его из пассивного объекта воздействия в активного субъекта деятельности.

 Деятельность на уроке рассматривается как последовательная цепь действий:

 Настройка (актуализация) →  целеполагание → определение критериев успеха  планирование собственной деятельности → реализация плана→ рефлексия → оценивание  → коррекция собственной деятельности.

  Для осуществления контроля в рамках личностно ориентированного образования необходимо, чтобы:

- уровень проверяемого материала опирался на реальные достижения учащихся;

- цели, поставленные учителем  или сформулированные в процессе настройки с учащимися, были достигаемы;

- неудача рассматривалась  бы как переход на более высокий уровень;

- происходило побуждение к разнообразным формам деятельности, имеющим опору на зону ближайшего развития;

- акцентировалось внимание на характер деятельности каждого ученика или на особенностях его личности;

- предупреждалось состояние тревожности, не допускалось перенапряжения уровня притязаний;

 - подчеркивалась возможность решения более трудных задач.

Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и так далее), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля.

Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным для детей. Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим, а следовательно, он будет и развивающим и воспитывающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к урокам, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся, повышает эффективность самого процесса обучения.

  Чем интереснее и занимательнее применяемые методы и формы при проведении тематического контроля, тем эффективнее процесс обучения.

 

Нетрадиционные формы тематического контроля частично повторяют уже известное, но существенно отличаются учетом эмоционального состояния ученика, зачастую игровой формой работы, более широкими возможностями развития памяти, внимания, мышления школьника, воспитания каждой личности и коллектива в целом.

Остановимся подробнее на некоторых формах тематического  контроля:

Зачёты. Они используются с целью повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности и уверенности в себе каждого. Зачёт проводится обычно после изучения какой-то важной темы. Удобнее на зачёт отводить два урока, так как необходимо проверить теоретические знания и практические умения и навыки учеников. На зачетном уроке могут сочетаться индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Основными компонентами зачетного урока являются:

уровневая дифференциация заданий, которая осуществляется составлением заданий, в которых учитывается уровень обязательной подготовки ученика и идёт постепенное возрастание требований, увеличение сложности предлагаемых заданий. Уровневая дифференциация представляет собой три уровня предполагаемых результатов: минимальный (решение задач образовательного стандарта), общий (решение задач, являющихся комбинациями подзадач минимального уровня, связанных явными ассоциативными связями), продвинутый (решение задач, являющихся комбинациями подзадач, связанных как явными, так и неявными ассоциативными связями).

  • оценочная деятельность учителя,
  • диагностика результата,
  • коррекция ЗУН обучающихся по теме.

Подготовка и проведение зачётных уроков – дело сложное. В этой работе существенную помощь учителю могут оказать наиболее подготовленные ученика класса – ассистенты, которые хорошо усваивают математику. Перед участием в зачётах, ассистенты должны сдать экзамен по данной теме учителю (желательно во внеурочное время). Делать это необходимо, конечно, с согласия самого ученика. Подобная оценка знаний и умений учащихся позволяет оперативно провести общую диагностику усвоения темы, выявить пробелы. В конце зачётного урока учитель может подвести предварительные итоги с учётом выставленных баллов. Собрав контрольные таблицы, учитель делает подробный анализ результатов к следующему уроку и знакомит с ним ребят. На следующем уроке осуществляется разбор задач, которые вызвали затруднения. Однако, такая форма контроля имеет и свои недостатки:

  • необходимо время для подготовки каждому ученику карточек-заданий, учитывающих уровень знаний конкретного ученика,
  • необходимо время для подготовки и экзаменовки ассистентов,
  • имеет место и необъективность ассистентов в оценке знаний одноклассников (как в сторону завышения, так и в сторону занижения оценок по личным симпатиям и антипатиям).

Поэтому педагогу необходимо быть предельно внимательным на зачётных уроках.

Редко учителя математики применяют такую форму как зачет - «Вертушка»:

 

Подготовка и проведение зачета по теме “Тела вращения”

В самом начале изучения темы “Тела вращения” учитель сообщает, что в завершении будет проводится зачет. Вопросы к зачету заранее. Всего вопросов 15, из них 5 по теме “Цилиндр”, 5 по теме “Конус” и 5 по теме “Шар. Сфера”. Из числа сильных учащихся выбираются трое помощников учителя, которые будут принимать зачет у остальных учеников класса. Эти помощники заранее сдают учителю зачет, по тем же вопросам. Они же изготавливают карточки с вопросами по числу учащихся в классе, которые будут сдавать зачет.

Вопросы к зачету:

I. Ответить на вопросы по теме “Цилиндр”

1.                 Определение цилиндра. Чертеж (на карточке сделать чертеж с буквенными изображениями)

2.                 По чертежу показать и назвать основные элементы цилиндра

            3.  Как получить цилиндр вращением? Сделать чертеж

           4.Сечение цилиндра плоскостями(перечислить, сделать чертеж)

           5.Доказать, что осевое сечение цилиндра есть прямоугольник

II. Ответить на вопросы по теме “Конус”

1.                 Определение конуса. Чертеж (на карточке сделать чертеж с буквенными изображениями)

2.                 По чертежу показать и назвать основные элементы конуса

3.                 Как получить конус вращением? Сделать чертеж

4.                 Назвать и показать сечение конуса разными плоскостями

5.                 Доказать, что сечение усеченного конуса плоскостью, проходящей через 2 его образующие, представляет собой равнобедренную трапецию

III. Ответить на вопросы по теме “Шар. Сфера”

1.                 Определение шара, сферы. Чертеж (на карточке сделать чертеж с буквенными изображениями)

2.                 По чертежу показать и назвать основные элементы шара

3.                 Доказать, что пересечение шара плоскостью есть круг

4.                 Доказать, что касательная плоскость имеет с шаром только одну общую точку – точку касания

5.                 Уравнение сферы в прямоугольной системе координат

Зачет по теме “Тела вращения”

Урок – “Вертушка”

Цели урока:

1.                 проверить знания по данной теме

2.                 закрепить основные понятия

3.                 развить память, самостоятельность мышления учащихся

Оборудование: карточки с вопросами, зачетный лист учащихся

Подготовка к уроку:

·                    класс разбивается на пятерки; из числа сильных учащихся выбираются трое экспертов

·                    столы ставятся по два, та чтобы за ними могли сидеть по 5 человек

Ход урока:

Эксперты занимают свои места. Затем группы учащихся распределяются за каждый стол. Эксперты раздают каждому учащемуся карточку с вопросами, на которые они письменно отвечают.

После того, как группа ответила первому эксперту, она переходит ко второму, а от него к третьему. На ответы ученикам отводится по 10 минут и 3 минуты эксперты подводят итоги, выставляя оценки в зачетный лист учащегося.

 

Фамилия

Сериков К. 11Б. класс

Итоговая оценка

вопросы

Тема цилиндр

Тема конус

Тема шар, сфера

1 вопрос

+

+

+

 

 

 

 

 

4

2 вопрос

+

+

+

3 вопрос

+

+

-

4 вопрос

+

-

+

5 вопрос

+

-

+

Итоговая оценка

5

3

4

 

Как только эксперты выставят свои оценки учащимся за каждую тему, учитель собирает зачетные листы и выставляет итоговые оценки за тему “Тела вращения”. На все ответы за столами отводится 40 минут, на подведение итогов и выставление оценок в журнал – 5 минут. Во время игры учитель ходит от стола к столу, делает для себя пометки и выводы.

Во время зачета учащиеся закрепляют основные понятия темы “Тела вращения”, тем самым подготавливают себя к контрольной работе.

 

Зачет – «Слалом»

 

Форма работы называется нетрадиционной, потому что она позволяет учащимся лучше раскрыть свои творческие способности. Так, при подготовке к этому зачету ребята кроме традиционного повторения темы, готовят себе зачетные листы, которые представляют собой маршрут слаломной трассы, а учитель вписывал в каждые ворота, через которые должен пройти горнолыжник, задания. По мере спуска задания усложнялись.

  Примерные задания для зачета « слалом» по теме «Решения уравнений»  (8 класс)

 

    Вариант – 1

1)      -4 х2+64=0                    7) - =

2)      х2=7х                              8) х4 +15х2 – 16=0

3)      у2 -5у +4 =0                  

4)      7х2+8х+1=0

5)      =

6)      х3+х2-2=0 (граф)

 

Вариант -2

1)      -3х2 +27=0                        7)=

2)      х2=3х                                

3)      х2+5х=6=0                        8) х3-7х2 -21х +27=0

4)      х2-4х+3=0

5)      (х-2)(х+2)= 7х – 14

6)      х2+2х -5=0 (граф)

 

 

 Зачет « Танграм»

 

В течении четырех тысячелетий китайская игра  танграм служила любимым развлечением в странах Востока, а с начала 19 века она получила распространение  и на Западе. Трудно переоценить логическую и творческую ценность головоломки, богатые возможности для ее применения на уроках математики.

Для изготовления танграма необходим лист плотного картона квадратной формы ( лучше 8×8 см2), квадрат необходимо разрезать на 7 частей как показано на  рисунке, для простоты использования стороны частей – танов можно пронумеровать. (см.Презентацию)

 

 

Зачет « Танграм» - это одна из форм проверки знаний учащихся, которая в занимательной форме требует проявления таких качеств личности как умение взаимодействовать в группе, сообразительность, проявление волевых усилий в достижении поставленной цели. Она дает каждому ученику опыт совместной с партнером деятельности, ощущение значимости своего вклада в общее дело.

Методика проведения:

Учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает  макет детской игрушки с заданными параметрами.

В 6 классе можно провести зачет по теме «Графики линейной функции». Заданные параметры у них  это функции, графики которых нужно построить в однорй системе координат.

У шестиклассников при построении графиков получаются контуры игрушки и они должны сложить эти контуры, а при  решении уравнений и неравенств у ребят есть набор номеров уравнений с одинаковыми ответами. Номера уравнений – стороны танов, которые должны соединяться. Все таны должны быть задействованы. Нельзя накладывать их друг на друга.

 После составления  фигурки учащиеся могут разукрасить ее, придумать материал из которого может быть сделана игрушка и т.д.

 

   «Парусник»

 

1)      у=х+16, 0 ≤ х  ≤6           6)у=-2, 6 ≤ х ≤11;                                  11) х=0;  -2 ≤ у ≤1

2)      х=6,  10 ≤ у ≤ 22            7)у= х- 13, 7 ≤ х ≤11; -1 ≤ х ≤7            12) у=1,  -11 ≤ х ≤ 0

3)      у= -х +16, 6 ≤ х ≤12       8) у = -6                                                13) у= х+ 12,  -11 ≤  х ≤   0

4)      у=4,  6 ≤ х  ≤12               9) у = -х – 7, -5 ≤ х ≤ -1                       14) х=0,  12 ≤ у  ≤ 16

5)      х=6,   -2 ≤ у ≤ 4              10) у= -2,   -5 ≤ х ≤  0         

                           

 « Гусь»

1)      у= х+19,  -8 ≤ х ≤0                                                  6) у = х-24, 3 ≤ х ≤ 16

2)      х=0,   16 ≤ у ≤ 19                                                    7) х= 8,  - 16 ≤ у ≤ -8

3)      у = -х+16,  0 ≤ х ≤4                                                 8) у= х- 16, 0 ≤ х ≤ 8

4)      х=4,  4 ≤ у ≤12                                                        9)х=0,   -16 ≤ у ≤ 11

5)      у –х +8,  4 ≤ х ≤16                                                  10) у =11, -8 ≤ х ≤ 0

  

 « Лошадка»

1) у=10,  12 ≤ х ≤20                         7) х=12, -8 ≤ у ≤ -2               13) у  = х +4,  -12 ≤ х ≤ -6

2)  х=20,  2 ≤ у ≤10                          8) у= -х +4, 6 ≤ ≤  12            14) х= -12,   -8 ≤ х ≤ -2

3)  у = - х + 22, 16 ≤ х ≤  20            9)х=6;   -8 ≤ у ≤  -2               15) у=х +10,  -12 ≤ х ≤ -6

4) у = х -10, 12 ≤ х ≤16                  10) у = -х-2,   0 ≤  х ≤ 6          16) у=4,  -6 ≤ х ≤ 6

5) у= - х +14,  12 ≤ х ≤ 16             11) у=х-2, -6 ≤ х ≤ 0               17) у = х-2, 6 ≤ х ≤ 12

 6) у = -2,  12 ≤ х ≤ 16                    12) х=-6,  -8 ≤ у ≤  -2              

Математическая эстафета. Этот вид контроля обычно эффективен при проверке умений пользоваться формулами, решать несложные задачи. Эстафету можно проводить с помощью карточек или с помощью доски. Таблицы составляются совершенно одинаковой сложности для каждого ряда. По команде учителя ученик, сидящий за первой партой, начинает заполнение первой пустой клетки таблицы. Заполнив, он передаёт таблицу соседу и так далее. Последний ученик в ряду, выполнив задание, кладёт карточку на учительский стол. Учитель проверяет правильность заполнения таблицы. Эстафету можно проводить и с помощью доски. Тогда на доске изображаются три таблицы, равнозначные по содержанию. По команде учителя ученики подбегают к доске, заполняют первую пустую клетку таблицы, возвращаются на своё место, а к доске выбегают следующие члены ряда. Побеждает тот ряд, который быстро и правильно заполнит свою таблицу.

Математическая викторина может быть использована на любом уроке математики для повторения материала. Она позволяет активизировать деятельность учащихся, прививать им интерес к предмету. Можно проводить викторину для групп учащихся (обычно, деление по рядам) или индивидуально для каждого ученика. Итоги этапов групповой викторины можно фиксировать на доске, а индивидуальной – путем дачи жетонов правильно ответившему ученику. Такие уроки предпочтительнее проводить в качестве заключительных уроков в четверти. В целях экономии времени на уроке, условия примеров и вопросы можно записать на доске или листе ватмана. Чтобы викторина служила главной задаче школы – обучению, учитель требует от ребят полных и обоснованных ответов.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься учителя над тем, как поддержать интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в единстве. Дидактическая игра – средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой. Это вид творческой деятельности, который тесно связан с другими видами учебной работы.

Игра создание в процессе обучения  личностно ориентированной ситуации, т.е. ситуации, когда происходит востребованность личностных функций, возможно как показывают исследования, во время  имитации социально  - ролевых условий. Ролевая игра характеризуется ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. В основе ролевой игры – коллективная групповая деятельность при равноправном сотрудничестве.

Методика подготовки и проведения ролевых игр включает следующие этапы: подготовительный, игровой, заключительный, анализ результатов. Организация такой деятельности имеет ряд преимуществ перед традиционной системой преподавания:

- значительно повышается мотивация учебной деятельности учащихся, их социальной и познавательной активности, т.к. включаются механизмы естественного, а не навязанного извне соревнования интеллектуальных, организационных, коммуникационных способностей человека;

- открываются новые возможности для проявления и реализации внутренних потенций личности;

-приобретается опыт коллективной содеятельности, опыт взаимоуважения, эмпатийный опыт и др.;

- создается ситуация успеха, атмосфера раскованности, что снимает усталость, насыщая процесс обучения радостью взаимного общения. Учителями разработаны и апробированы различные виды ролевых игр ( такие как,  «Детектив», «Кооператив», «Паркеты», «Биржа»).  Учебной целью этих игр является проверка знаний учащихся, а также создание условий для самореализации, самораскрытия творческих возможностей учащихся, проявления ими личностных функций.

 

Игра « Кооператив»

В этой игре моделируется работа кооператива. Создаются группы:

А) проектировщиков, которая придумывает задачи;

Б) экспертное бюро во главе с учителем, которое проверяет корректность условий и правильность решений задач;

В) менеджеры, которые рекламируют и продают продукт своей деятельности (задачи);

Г  ) производственная группа, решающая эти задачи.

 Например фрагмент урока по теме «Параллелограмм» ( 8 класс)

Учитель сообщает проектировщикам тему задачи: «Диагональ». Например получены следующие задания:

1.      Доказать, что диагональ параллелограмма делит его на два равных треугольника.

2.      Доказать, что при пересечении диагоналей  в параллелограмме образуются  две пары равных треугольников.

3.      Доказать, что если в параллелограмме диагонали равны, то он прямоугольник. И .др.

Группа менеджеров назначает стоимость каждой задачи и пытается продать ее производителям. Те же, в свою очередь, обладая первоначальным капиталом, пытаются решить задачи, получая при этом прибыль за каждую.

  Учащийся, капитал которого находится без движения, штрафуется, и может, таким образом, получить неудовлетворительную отметку за урок.

 

К дидактическим играм, используемым на уроках математики для контроля знаний, можно отнести следующие:

Кроссворд. При создании кроссворда необязательно добиваться симметрии в размещении клеток для вписывания слов. Важно использовать идею этой игры для включения учащихся в активную умственную деятельность. Фигуру кроссворда можно спроектировать на доску, можно оформить на отдельных листах для команды или отдельного ученика. Можно использовать кроссворды, составленные детьми, по различным темам в качестве творческих домашних работ или на конкурсах в ходе математических недель.

Математическое лото. Эта игра используется для закрепления изученной темы и повторения материала. Учитель готовит большие карты из расчёта 1-2 на парту и соответственное число маленьких карточек. Учитель читает пример ( или записывает его на доске), а ученики решают его устно или письменно. Тот , кто обнаружил на своей большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает тот, кто раньше всех накрыл все клетки своих карт. Когда игра завершена, играющие переворачивают маленькие карточки и тогда, если все ответы верны, должна получиться определенная картинка.

Правила игры: в специальном  конверте каждой  группе предлагается набор карточек ( обычно делают 10 карточек). Это карточки- задания. Имеется другой набор карточек. Это – карточки- ответы. Решая пример, учащийся находит ответ, и этой карточкой (ответом ) накрывает соответствующий номер в специальной карте. Если все задания выполнены правильно, то обратные стороны карточек ответов составляют какую-то картинку или рисунок. Каждый ученик в группе решает по 2 задания. Номера в специальной карте совпадают с номерами карточек – заданий.

10 класс.

«Простейшие тригонометрические уравнения»

Задание для получения картинки:

n

 

 + π n

 +2πn

 

πn

 + πn

+n

 

 

π+n

 

-           + πn

 

 + πn

 

нет

Задания- ответы на карточках:.

1.Cos =1                        6.Sin -1                    2.Cos =0                             10. Sin

   3.Sin 1                           4.Sin =1                         11.Cos =-1/2   

7.Cos = -1=-1=-1                 1

Математическое домино.

Правила игры: домино содержит 16 карточек и одну начальную карточку. На одной половине карточки написано задание, на другой – ответ к другой карточке. В группе распределяются 16 карточек между игроками. Действия игроков такие же, как в обычном домино. Выигрывает та команда, которая справится  с заданием быстрее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Математические турниры. Закрепление материала или проверку навыков в решении примеров и задач по определённой теме можно провести в виде турнира. Математические турниры проводятся в конце урока, когда ученики немного устали. А во время игры учебная деятельность активизируется, появляется стремление узнать и победить. Очевидно, что если бы эти задания были предложены просто в виде самостоятельной работы в конце урока, то ученики вряд ли решили все предложенные примеры и внимательно выслушали бы решения ещё нескольких аналогичных. Учащимся, участвовавшим в решении примеров и задач у доски, выставляются оценки в журнал. При этом учитывается выполнение заданий всей командой. (класс делят на 2 команды, которые получают задания в виде 2-3 несложных задач или 5-6 примеров).За ответами команд следят все ученики, а арбитром выступает учитель. Количество заданий определяется целью турнира, наличием времени, сложностью темы, составом играющих.

Математический  майский марафон:

Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. Важную роль в определении способов его поведения, деятельности и путей, которые им выбираются для достижения своих целей, играют инструментальные сферы личности, а именно? Интеллектуальная, эмоциональная, а также сфера социальных навыков.

В период становления личности, когда учебный труд рассматривается как способ проявления личностных качеств, учащимся хочется сравнить свои результаты не только со своими прошлыми достижениями, но определить свой статус, сравнить уровень своих притязаний с эталоном.

Математический марафон является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие инструментальных сфер личности, а именно интеллектуальной, эмоционо-волевой, а также сферы социальных навыков. Участвуя в  марафоне, ученик проявляет стремление к самореализации (потребностно- мотивационная сфера); у него формируются навыки планирования и самоконтроля(волевая сфера),  ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления ( интеллектуальная сфера). Получение результатов своей деятельности с комментариями учеников и соотнесение их с результатами других учеников способствует формированию у учеников адекватной самооценки и уровня притязаний  (потребностно – мотивационная сфера), а так же учит их брать на себя ответственность за результаты собственной работы (сфера социальных навыков).

В основу МММ положен личностный подход в оценке математических знаний учащихся по основным темам кура математики определенного класса.

1.Подготовительный этап.

В ходе подготовки к марафону учащимися под руководством учителя выделяются основные позиции, которые могут быть положены в основу составления заданий.

Формулируются ограничения для составителей заданий:

- содержания заданий не выходят за рамки школьной программы;

-предлагаемые задания обязательно имеют решения, получаемые стандартными методами:

- формулировка заданий точно соответствует школьной терминологии, а фабула задач имеет аналогии в учебнике;

-возможны нетрадиционные способы решения стандартных задач.

По каждой из определенных позиций  составляется 6 вариантов, содержащих задания трех уровней, и определяется «Весовой» коэффициент заданий каждого уровня.

1 уровень(2балла) – начальный для данного раздела, предусматривает простое репродуктивное воспроизведение данного алгоритма. Задачи данного уровня главным образом в одно действие: включают существенные признаки свойства данного понятия или правила.

2 уровень (3,5 баллов0 – задачи для решения которых требуется комбинированное применение различных правил, сочетание элементов анализа и синтеза.

3 уровень (5,6 баллов)- задачи , характеризующиеся активным оперированием материала.

Количество организаторов – «помощников» соответствует количеству позиций.

2.Игровой этап.

В день проведения марафона каждому учащемуся вручается маршрутный лист, в котором указаны место и время решения заданий по каждой позиции. Весь игровой этап занимает 8о минут. Участники марафона имеют право решать задания каждого этапа в течении 10 минут, определяя самостоятельно уровень выбираемых заданий. По окончании этого времени работа учащегося сдается организатору.

3.Проверка и оценка результатов.

Система проверки работ математического марафона отличается от проверки контрольных или  экзаменационных работ и ближе к подсчету баллов на олимпиадах, хотя в этом случае есть разница.

Все задания одного уровня «стоят» одинаковое количество баллов, оценивается на только факт решения задач, но и ход и способ решения. Так, задания первого уровня оцениваются  2 балла, второго-4, третьего – 6. В случае если ход решения верный, но задача не доведена до конца, учащийся получает половину баллов, а в случае оригинального решения добавляется 1 балл.

В итоге  каждый учащийся получает определенную сумму баллов, называемую в дальнейшем рейтинговой.

Рейтинговая оценка ученика позволяет:

- оценить уровень  математической подготовки  каждого учащегося по каждой позиции.

- определить положение ученика относительно среднего показателя класса:

- дает возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом:

- планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний данного класса;

- позволяет выявить  учащихся с повышенным уровнем интеллектуального развития;

- контролировать обязательные  результаты обучения;

Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

4.Заключительный этап.

Для определения победителей марафона  результаты ранжируются и соотносятся  традиционной системой отметок.

 

Учителю необходимо заботиться о накопляемости оценок, о необходимости оценивать знания, умения и навыки по математике отдельных учащихся, добиваться активного включения учащихся в учебно-познавательную деятельность. Считаю, что предложенные формы учета и контроля знаний учащихся помогают решать основные цели урока. Однако, творчеству учителей нет предела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

1.      Математика. 5-11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках /авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева –Волгоград: Учитель, 2008.

 

2.      Занимательная  математика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными) /Автор. – сост.  Т.Д. Гаврилова. – Волгоград: Учитель, 2005.

 

 

3.      Математика. 5-11 классы: игровые технологии на уроках/ авт. – сост.  Н.В. Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007.

 

4.      Математика: Интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5-11 классы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября» 2004 .

 

 

5.      Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах; 5,6,7,8,9 классы. М.: Школьная Пресса, 2003. (Библиотека журнала «Математика в школе». Вып. 23)

 

Автор Галкина Антонина Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1138
Номер материала 31663
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓