Главная / Начальные классы / Доклад на тему "Проектная деятельность".

Доклад на тему "Проектная деятельность".

14






ПРОЕКТ НА ТЕМУ:


«Доклад на ШМО НШ об организации проектной деятельности младших школьников».




Выполнила: Птицына Л.В.













В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • планировать (составлять план своей деятельности).

Познавательные УУД:

  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное).

Коммуникативные УУД:

  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

«Действия ученика и учителя в проектной деятельности».

Таблица 1

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности.

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания.

Рекомендует источник получения информации.

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы.

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результата.

Активен

Создаёт условия для активности школьника.

Субъект обучения

Партнер ученика.

Несет ответственность за свою деятельность.

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.


Решение дидактических проектных задач в начальных классах не нацелено на получение объективно новых результатов, и потому открытия обучающихся не имеют объективной ценности, это «открытия для себя». При этом «путь к открытию для себя психологически может быть не менее труден, чем та дорога, по которой идет настоящий конструктор».

Главным компонентом проектной деятельности в начальной школе должен быть интеллектуальный поиск. Важнейшей частью проектной деятельности является стадия мысленного решения поставленной задачи младшим школьником.

Главное отличие учебных проектов от профессиональных – они должны быть сугубо дидактическими – «их разрешение должно подтверждаться целями определенной системы знаний умений и навыков».

Исследователи характеризуют метод проекта как:

  • личностно ориентированный;

  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

  • развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

  • формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

  • воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

  • интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;

  • здоровьесберегающий.

Таким образом, эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее, так как в начальной школе проектная деятельность это, прежде всего, вид учебной деятельности.


Типы и тематика учебных проектов


Чтобы овладеть методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Во-первых, следует обратить внимание на типологические признаки проектов, во-вторых, – на их тематику в начальных классах.

Типологические признаки.

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная.

2. Предметно-содержательная область: монопроект, межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный, скрытый.

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность выполнения проекта.

В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов.

Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования, социальной значимости, соответствующих методов и методов обработки результатов. Эти проекты имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, статьи, репортажа и пр.

Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры.

Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (проект закона, справочный материал, проект зимнего сада школы, словарь обиходной школьной лексики и т. п.).

По второму признаку – предметно-содержательной области – можно выделить следующие два типа.

1. Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

2. Межпредметные. Как правило, выполняются во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

По характеру организации проекты могут быть:

с открытой, явной координацией. В таких проектах координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей;

со скрытой координацией (это относится, главным образом, к телекоммуникационным проектам) В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из…).

По продолжительности выполнения проекты подразделяют на:

  • краткосрочные проекты  это проекты, которые выполняются в течение одного или нескольких уроков, и могут применяться на уроках;

  • среднесрочные проекты  это проекты, которые для своего выполнения требуют от недели до месяца;

  • долгосрочные проекты  продолжительность восемь недель и более.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Таким образом, при работе над проектом в начальной школе, учитель должен помочь учащимся подобрать подходящий к выбранной теме тип проекта.


Условия организации проектной деятельности в начальной школе

Однозначных требований к условиям организации проектной деятельности в начальной школе нет, но за основу можно взять следующие основные принципы проектной деятельности, предложенные Е. С. Полат:

  • проект должен быть посильным для выполнения;

  • создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку);

  • вести подготовку учащихся к выполнению проектов;

  • обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений – рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);

  • обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной – двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы.

Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?

Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере?

Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?

Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?».

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».

Что касается успешности организации проектной деятельности в начальных классах, то здесь могут помочь рекомендации, составленные учителями и применяемые ими на практике:

  • формирование умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий (в первом классе основное внимание нужно уделить развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привить интерес к познавательной деятельности, расширять детский кругозор);

  • использовать проблемное введение в тему урока, постановку цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, выдвижение идеи (мозговой штурм), постановку вопроса (поиск гипотезы); формулировку предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа выполнения задания; составление аннотации к прочитанной книге, поиск дополнительной литературы; подготовку сообщения, самоанализ и самооценку, рефлексию, поиск альтернативных способов решения проблемы;

  • начинать реализовывать практические проекты с 1 класса на уроках трудового обучения, где повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности. Со 2 класса наряду с практическими проектами использовать учебные, творческие, информационные с элементами исследования. К 3 – 4 классу переходить к групповым, а затем к индивидуальным проектам;

  • для работы над проектом класс можно разбить на 4 группы. Оптимально создавать группу не более 5–6 человек. Каждая из этих групп работает над одним «проблемным вопросом»;

  • особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

  1. Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте. После защиты проекта, изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

  2. Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т. п..

  • на заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало в реализации проекта, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе, оценить вклад в работу каждого участника, поблагодарить детей за работу. Всегда помнить, что успех и желание рождается от успеха;

  • наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект;

  • каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные ресурсы (каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.), информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением) [14, с.20].

Таким образом, успешность проектной деятельности в начальных классах напрямую зависит от условий её организации.


Этапы осуществления проектной деятельности младшими школьниками под руководством учителя.


В целом в проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

  • планирующий подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

При выполнении проекта выделяют следующие этапы.

  1. Погружение в проект.

  2. Организационный этап.

  3. Осуществление деятельности.

  4. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

  5. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Рассмотрим более детально каждый этап реализации проекта.

1. Погружение в проект. Прежде всего, на этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Учитель ставит перед учащимися проблемы, предлагает банк проектов, раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и оценивания. Важно помнить, что в этом возрасте у школьника очень велика степень фантазии и от учителя потребуются умения, которые позволят и «не убить» тему проекта, и в то же время максимально приблизить учащегося к окончательной реальной цели проектной деятельности, которой для младшего школьника является проектное изделие. Таким образом, распределение (выбор) тем проектов происходит на добровольных началах, что должно усиливать интерес учащихся к выбранной ими самими теме.

Формулировка проблемной ситуации – важная часть введения. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов.

Итак, на первом этапе, предполагающем формирование исследовательских умений, перед педагогом стоит достаточно сложная задача по постановке проблемных вопросов по выбранной теме, выдвижению гипотез

2. Организационный этап. При формировании рабочей группы важно, чтобы учащиеся дополняли друг друга по своим способностям. Если в группе окажется лидер способный организовать (с помощью педагога) коллективную работу, то это значительно облегчит работу преподавателя. Но преподаватель должен проследить, чтобы в группе сохранялись демократические принципы коллективной работы, и не подавлялась инициатива любого члена группы. Основными условиями успешности проектной деятельности группы являются следующие критерии.

  • Все члены команды равны.

  • Команды не соревнуются.

  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.

  • Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».

Особенностью системы выполнения школьных проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося. В целом при работе над проектом учитель помогает ученикам в поиске источников информации; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет участников; поддерживает обратную связь, чтобы помогать ученикам, продвигаться в работе.

Прежде чем, начнется работа над проектом, преподаватель должен обсудить с исполнителями проекта следующие вопросы:

  • для чего создается данный проект?

  • чем вызвана необходимость его создания?

  • существует ли на самом деле потребность в этом проекте?

  • как в дальнейшем будет использоваться данный проект?

  • найдет ли он своих потребителей

 Ответы на эти вопросы помогут ребятам уяснить и сформулировать идею и цель проекта.

Затем следует обсудить задачи, которые необходимо будет решить в ходе выполнения проекта. Типичными и наиболее важными задачами при выполнении большинства проектов являются:

    • поиск и изучение информации (научной, технической, методической и т.п.) необходимой для выполнения проекта;

    • анализ проблемы, с которой связан проект;

    • материально-техническое обеспечение выполнения проекта;

    • поиск источников финансирования.

После того как сформулированы идея, цель, задачи проекта следует обсудить следующие вопросы:

  1. каким должен быть проект для того, чтобы соответствовать поставленной цели?

  2. какие необходимые для реализации проекта знания, умения и навыки учащиеся имеют сейчас и должны иметь к моменту исполнения определенных этапов и видов работы?

  3. как лучше распределить обязанности среди членов бригады (если исполнителей несколько)?

Таким образом, успешность реализации организационного этапа является залогом успешности всего проекта.

3. Осуществление деятельности – третий этап, который ещё называют практическим, предполагает не участие со стороны учителя, а лишь консультации и ненавязчивый контроль, активную и самостоятельную работу учащихся, их консультации с учителем.

В процессе выполнения практических операций учащиеся при совместной деятельности с учителем подбирают необходимую информацию, изучают теоретические положения, необходимые для решения поставленных задач, работают с соответствующей литературой, а также осуществляют промежуточный контроль качества выполненной деятельности, вносят изменения в процесс проектной деятельности, корректируют последовательность операций.

При поиске и сборе информации учащиеся определяют, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Учащиеся (с помощью учителя) выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работа со средствами массовой информации, с литературой.

Таким образом, этот этап один из самых непредсказуемых – найденная информация, полученный в ходе эксперимента промежуточный результат или выявленные в ходе опроса (анкетирования, интервьюирования и т.п.) противоречия могут повлиять на весь процесс и на конечный результат проекта в целом.

4. Обработка и оформление результатов проекта. На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.  В основе этого этапа:

а) анализ информации;

б) формулирование выводов.

Учащимся необходимо систематизировать полученные данные, объединить в единое целое полученную каждой группой (или каждым участником) информацию, подвести итог работы, оформить результаты исследования, выстроив общую логическую схему, сделать выводы. Учителю необходимо наблюдать за анализом информации, советовать возможное представление результатов исследования.

Когда проекты будут выполнены, учитель должен предоставить учащимся возможность оформить творческие проекты быстро и качественно, возможно, с помощью компьютера: набрать и отформатировать текст, вставить нужные рисунки, схемы, подготовить презентацию. Подготовленные и оформленные проекты учителем допускаются к защите. Следовательно, подготовка к защите проекта может включать в себя: оформление портфолио, подготовку стендовой защиты, разработку электронной презентации, подготовку публичного выступления.

Защита проекта происходит в школе. На защиту выносится описательная часть проекта и само изделие (если проект практический). Защита проекта происходит в виде четырехминутного выступления автора или авторов проекта. Акцент в данном выступлении должен быть сделан на самые сильные стороны проекта. После краткой речи автора проекта с анализом своей работы и ее самооценки присутствующие могут задавать ему вопросы.

Таким образом, обработка и оформление результата проекта сложная работа для учащихся начальных классов, поэтому на этом этапе необходим не только контроль, но и помощь учителя.

5. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Оценка результатов и процесса (рефлексия) включает: оценивание путём коллективного обсуждения и оценивание путём самооценок.

Учащимся необходимо сделать самоанализ своей работы и оценить работу участников своей группы, а учителю – оценить усилия учащихся, креативность, использование источников.

Рефлексия может быть организована как в индивидуальной, так и в групповой форме. Групповая рефлексия – это организованный и сознательно направляемый процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько им удалось достичь поставленных целей и сформировать хорошие групповые отношения. Задача рефлексии – вносить возможные упрощения в рабочие процедуры, устранять неэффективные действия, способствовать совершенствованию навыков совместной работы всех членов группы.

Рефлексию может осуществлять и один ученик. В этом случае он анализирует свою работу и работу группы. Такой способ организации рефлексии заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений. Как только кто-то скажет: «Я делал так, потому, что считал, что …» – в этот момент другие участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: «А я считаю так же или иначе?».

Таким образом, каждый этап имеет свои цели и задачи, которые адаптированы для начальных классов с учётом возрастных, психологических особенностей младших школьников, а также тех знаний и умений, которые они приобрели ранее.

Проектная деятельность – деятельность, в процессе которой у учащихся происходит осознание проблемной области; построение алгоритма обдумывания; выработка идей, вариантов, альтернатив; выбор оптимального решения; разработка технологического процесса, выполнение технологических операций; самоконтроль деятельности; при необходимости коррекция; испытание изделия; самооценка, защита проекта.






















Доклад на тему "Проектная деятельность".
  • Начальные классы
Описание:



ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

 

«Доклад на ШМО НШ об организации проектной деятельности младших школьников».

 

 

                                        

 

                                                  Выполнила: Птицына Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

-      рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

-      целеполагать (ставить и удерживать цели);

-      планировать (составлять план своей деятельности).

Познавательные УУД:

-      моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное).

Коммуникативные УУД:

-      проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-      вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

 «Действия ученика и учителя в проектной деятельности».

Таблица 1

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности.

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания.

Рекомендует источник получения информации.

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы.

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результата.

Активен

Создаёт условия для активности школьника.

Субъект обучения

Партнер ученика.

Несет ответственность за свою деятельность.

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

 

Решение дидактических проектных задач в начальных классах не нацелено на получение  объективно новых результатов, и потому открытия  обучающихся  не имеют  объективной ценности, это  «открытия  для себя». При этом «путь к открытию  для себя психологически может быть не менее труден, чем та дорога, по которой идет настоящий конструктор».

Главным компонентом проектной деятельности в начальной школе должен быть интеллектуальный поиск. Важнейшей частью проектной деятельности является стадия мысленного решения поставленной задачи младшим школьником.

 Главное отличие учебных проектов от профессиональных – они должны быть сугубо дидактическими – «их разрешение должно подтверждаться целями определенной системы знаний умений и навыков».

Исследователи характеризуют метод проекта  как:

-     личностно ориентированный;

-     обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

-     развивающий умения самовыражения, самопрезентации  и  рефлексии;

-     формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

-     воспитывающий целеустремленность, ответственность,  инициативность и творческое отношение к делу;

-     интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;

-     здоровьесберегающий.

Таким образом, эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее, так как в начальной школе проектная деятельность это, прежде всего, вид учебной деятельности.

 

Типы и тематика учебных проектов

 

Чтобы овладеть методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Во-первых, следует обратить внимание на типологические признаки проектов, во-вторых, – на их тематику в начальных классах.

Типологические признаки.

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная.

2. Предметно-содержательная область: монопроект, межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный, скрытый.

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность выполнения проекта.

В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов.

Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования, социальной значимости, соответствующих методов и методов обработки результатов. Эти проекты имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, статьи, репортажа и пр.

Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры.

Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (проект закона, справочный материал, проект зимнего сада школы, словарь обиходной школьной лексики и т. п.).

По второму признаку – предметно-содержательной области – можно выделить следующие два типа.

1. Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

2. Межпредметные. Как правило, выполняются во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

По характеру организации проекты могут быть:

с открытой, явной координацией. В таких проектах координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей;

со скрытой координацией (это относится, главным образом, к телекоммуникационным проектам) В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из…).

По продолжительности выполнения проекты подразделяют на:

-      краткосрочные проекты  это проекты, которые выполняются в течение одного или нескольких уроков, и могут применяться на уроках;

-      среднесрочные проекты  это проекты, которые для своего выполнения требуют от недели до месяца;

-      долгосрочные проекты  продолжительность восемь недель и более.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Таким образом, при работе над проектом в начальной школе, учитель должен помочь учащимся подобрать подходящий к выбранной теме тип проекта.

 

Условия организации проектной деятельности в      начальной школе

Однозначных требований к условиям организации проектной деятельности в начальной школе нет, но за основу можно взять следующие основные принципы проектной деятельности, предложенные Е. С. Полат:

-      проект должен быть посильным для выполнения;

-      создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку);

-      вести подготовку учащихся к выполнению проектов;

-      обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений – рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);

-      обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной – двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы.

– Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?

– Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере?

– Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?

– Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?».

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».

Что касается успешности организации проектной деятельности в начальных классах, то здесь могут помочь рекомендации, составленные учителями и применяемые ими на практике:

-     формирование  умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках  традиционных занятий (в первом классе основное внимание нужно уделить развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привить интерес к познавательной деятельности, расширять детский кругозор);

-      использовать проблемное введение в тему урока, постановку цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, выдвижение идеи (мозговой штурм), постановкувопроса (поиск гипотезы); формулировку предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа выполнения задания; составление аннотации к прочитанной книге, поиск дополнительной литературы; подготовку сообщения, самоанализ и самооценку, рефлексию,  поиск альтернативных способов решения проблемы;

-     начинать реализовывать  практические  проекты с 1 класса на уроках трудового обучения, где повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности.  Со 2 класса наряду с практическими  проектами использовать учебные, творческие, информационные с элементами исследования.  К 3 – 4 классу переходить к групповым, а затем к индивидуальным проектам;

-     для работы над проектом класс можно разбить на 4  группы. Оптимально создавать группу не более 5–6 человек. Каждая из этих групп  работает над одним «проблемным вопросом»;

-     особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

1.    Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте. После защиты проекта, изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

2.    Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т. п..

-      на заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало  в реализации проекта, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе, оценить вклад в работу каждого участника, поблагодарить детей  за работу. Всегда помнить, что успех  и желание рождается от успеха;

-       наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.Целесообразно в процессе работы над проектом проводить экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции,  опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект;

-      каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:  материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные ресурсы (каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.), информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением) [14, с.20].

Таким образом, успешность проектной деятельности в начальных классах напрямую зависит от условий её организации.

 

Этапы осуществления проектной деятельности младшими школьниками под руководством учителя.

 

В целом в проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

-     мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

-     планирующий подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

-     информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

-     рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

При выполнении проекта выделяют следующие этапы.

1.    Погружение в проект.

2.    Организационный этап.

3.    Осуществление деятельности.

4.    Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

5.    Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Рассмотрим более детально каждый этап реализации проекта.

1. Погружение в проект. Прежде всего, на этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Учитель ставит перед учащимися проблемы, предлагает банк проектов, раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и оценивания. Важно помнить, что в этом возрасте у школьника очень велика степень фантазии и от учителя потребуются умения, которые позволят и «не убить» тему проекта, и в то же время максимально приблизить учащегося к окончательной реальной цели проектной деятельности, которой для младшего школьника является проектное изделие. Таким образом, распределение (выбор) тем проектов происходит на добровольных началах, что должно усиливать интерес учащихся к выбранной ими самими теме.

Формулировка проблемной ситуации – важная часть введения. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов.

Итак, на первом этапе, предполагающем формирование исследовательских умений, перед педагогом стоит достаточно сложная задача по постановке проблемных вопросов по выбранной теме, выдвижению гипотез

2. Организационный этап. При формировании рабочей группы важно, чтобы учащиеся дополняли друг друга по своим способностям. Если в группе окажется лидер способный организовать (с помощью педагога) коллективную работу, то это значительно облегчит работу преподавателя. Но преподаватель должен проследить, чтобы в группе сохранялись демократические принципы коллективной работы, и не подавлялась инициатива любого члена группы. Основными условиями успешности проектной деятельности группы являются следующие критерии.

-      Все члены команды равны.

-      Команды не соревнуются.

-      Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.

-      Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

-      Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».

Особенностью системы выполнения школьных проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося. В целом при работе над проектом учитель помогает ученикам в поиске источников информации; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет участников; поддерживает обратную связь, чтобы помогать ученикам, продвигаться в работе.

Прежде чем, начнется работа над проектом, преподаватель должен обсудить с исполнителями проекта следующие вопросы:

-      для чего создается данный проект?

-      чем вызвана необходимость его создания?

-      существует ли на самом деле потребность в этом проекте?

-      как в дальнейшем будет использоваться данный проект?

-      найдет ли он своих потребителей

 Ответы на эти вопросы помогут ребятам уяснить и сформулировать идею и цель проекта.

Затем следует обсудить задачи, которые необходимо будет решить в ходе выполнения проекта. Типичными и наиболее важными задачами при выполнении большинства проектов являются:

-      поиск и изучение информации (научной, технической, методической и т.п.) необходимой для выполнения проекта;

-      анализ проблемы, с которой связан проект;

-      материально-техническое обеспечение выполнения проекта;

-      поиск источников финансирования.

После того как сформулированы идея, цель, задачи проекта следует обсудить следующие вопросы:

а)   каким должен быть проект для того, чтобы соответствовать поставленной цели?

б)  какие необходимые для реализации проекта знания, умения и навыки учащиеся имеют сейчас и должны иметь к моменту исполнения определенных этапов и видов работы?

в)  как лучше распределить обязанности среди членов бригады (если исполнителей несколько)?

Таким образом, успешность реализации организационного этапа является залогом успешности всего проекта.

3. Осуществление деятельности – третий этап, который ещё называют практическим, предполагает не участие со стороны учителя, а лишь консультации и ненавязчивый контроль, активную и самостоятельную работу учащихся, их консультации с учителем.

В процессе выполнения практических операций учащиеся при совместной деятельности с учителем подбирают необходимую информацию, изучают теоретические положения, необходимые для решения поставленных задач, работают с соответствующей литературой, а также осуществляют промежуточный контроль качества выполненной деятельности, вносят изменения в процесс проектной деятельности, корректируют последовательность операций.

При поиске и сборе информации учащиеся определяют, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Учащиеся (с помощью учителя) выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работа со средствами массовой информации, с литературой.

Таким образом, этот этап один из самых непредсказуемых – найденная информация, полученный в ходе эксперимента промежуточный результат или выявленные в ходе опроса (анкетирования, интервьюирования и т.п.) противоречия могут повлиять на весь процесс и на конечный результат проекта в целом.

4. Обработка и оформление результатов проекта. На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.  В основе этого этапа:

а) анализ информации;

б) формулирование выводов.

Учащимся необходимо систематизировать полученные данные, объединить в единое целое полученную каждой группой (или каждым участником) информацию, подвести итог работы, оформить результаты исследования, выстроив общую логическую схему, сделать выводы. Учителю необходимо наблюдать за анализом информации, советовать возможное представление результатов исследования.

Когда проекты будут выполнены, учитель должен предоставить учащимся возможность оформить творческие проекты быстро и качественно, возможно, с помощью компьютера: набрать и отформатировать текст, вставить нужные рисунки, схемы, подготовить презентацию. Подготовленные и оформленные проекты учителем допускаются к защите. Следовательно, подготовка к защите проекта может включать в себя: оформление портфолио, подготовку стендовой защиты, разработку электронной презентации, подготовку публичного выступления.

Защита проекта происходит в школе. На защиту выносится описательная часть проекта и само изделие (если проект практический). Защита проекта происходит в виде четырехминутного выступления автора или авторов проекта. Акцент в данном выступлении должен быть сделан на самые сильные стороны проекта. После краткой речи автора проекта с анализом своей работы и ее самооценки присутствующие могут задавать ему вопросы.

Таким образом, обработка и оформление результата проекта сложная работа для учащихся начальных классов, поэтому на этом этапе необходим не только контроль, но и помощь учителя.

5. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).Оценка результатов и процесса (рефлексия) включает: оценивание путём коллективного обсуждения и оценивание путём самооценок.

Учащимся необходимо сделать самоанализ своей работы и оценить работу участников своей группы, а учителю – оценить усилия учащихся, креативность, использование источников.

Рефлексия может быть организована как в индивидуальной, так и в групповой форме. Групповая рефлексия – это организованный и сознательно направляемый процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько им удалось достичь поставленных целей и сформировать хорошие групповые отношения. Задача рефлексии – вносить возможные упрощения в рабочие процедуры, устранять неэффективные действия, способствовать совершенствованию навыков совместной работы всех членов группы.

Рефлексию может осуществлять и один ученик. В этом случае он анализирует свою работу и работу группы. Такой способ организации рефлексии заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений. Как только кто-то скажет: «Я делал так, потому, что считал, что …» – в этот момент другие участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: «А я считаю так же или иначе?».

Таким образом, каждый этап имеет свои цели и задачи, которые адаптированы для начальных классов с учётом возрастных, психологических особенностей младших школьников, а также тех знаний и умений, которые они приобрели ранее.

Проектная деятельность – деятельность, в процессе которой у учащихся происходит осознание проблемной области; построение алгоритма обдумывания; выработка идей, вариантов, альтернатив; выбор оптимального решения; разработка технологического процесса, выполнение технологических операций; самоконтроль деятельности; при  необходимости коррекция; испытание изделия; самооценка, защита проекта.

 

Автор Птицына Лариса Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 866
Номер материала 26130
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓